Елена Ханга, ведущая ток-шоу “Про это”, НТВ.



Сценарная разработка ток-шоу нужна хотя бы для того, чтобы четко определить постановку проблемы и линию поведения ведущего, наметить возможные выводы. Чем серьезнее тема - тем труднее обеспечить легкость, популярность, логику действия.

 

КАК МИНИМУМ - ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ!

Увы, публицисты весьма часто не идут дальше информации, не пытаются ее исследовать, выяснить разные мнения и на их основе сделать выводы.

“Я понял, что только аналитическая публицистика может

проникнуть в суть явлений. Изучать надо не следствия, а причины”.

Александр Радов, продюсер телекомпании “Жизнь”.

 

КРИТЕРИИ ПУБЛИЦИСТИЧНОСТИ.

Некоторые телекоммерсанты считают, что воспитывать народ не надо: народ, мол, сам выбирает Pepsi, то есть информацию и развлечения, а публицистика рейтинга не дает, прибыли не приносит. Весьма недальновидная позиция! Похоже, что, обжегшись на коммунистической пропаганде и агитации, некоторые телеруководители решили вовсе отказаться от социально-педагогического воздействия ТВ, такая задача даже не ставится многими новыми компаниями. Не потому ли, что публицистика требует иного уровня мышления и профессионального мастерства, гораздо более высокого, нежели краткие информационные сюжеты?

Каковы же признаки подлинно публицистической передачи?

-Новизна и оригинальность не только фактов, но и идей, авторского подхода к действительности;

-стремление реально помочь зрителям, гражданам России в адаптации к новым условиям общественной жизни;

-утверждение социального согласия, пробуждение добрых чувств, гуманности;

-выдержанность стиля, четкость, композиция, безупречная логика изложения, литературные достоинства текста;

-образность видеоряда, культура съемок и монтажа.

К сожалению, многие коллеги из молодых телекомпаний, берясь за публицистику, редко задумываются над социальным смыслом своей экранной работы. Первый вопрос журналист всегда должен ставить перед самим собой: “Во имя чего, с какой целью я делаю эту передачу?”

 

КИТ ТРЕТИЙ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЛИСТИКА.

Как традиционный художник должен знать свойства холста, кистей и красок, так журналист, претендующий на создание художественного образа из документальных кадров, обязан понимать специфику этого вида деятельность. Прежде всего, нельзя создавать образ приемами, которые хороши в информации, нельзя говорить скупым “телеграфным” языком.

“Мне не хватает репортерской любознательности - побольше разузнать, получить максимум информации, разведать. Зато, мне кажется, я принимаю “слабые токи” отдельной личности, тонкие душевные вибрации, скрытые при насильственном журналистском вторжении в ее мир... В каждом человеке есть тайна - может быть, желание, может быть мысль. Для создания образа необходимо почувствовать ее. Живописный портрет способен передать тайну личности. Подробное изучение человека во всех его ипостасях подвигает к открытию этой тайны. Но требуется еще интуиция. Уловить не сказанное, а мыслимое. Ощущение, настроение или, в глубине скрываемый

мотив того или иного действия. Вот задача документалиста, если он хочет создать портрет”

Игорь Беляев, сценарист и режиссер документального телекино,

член Академии ТВ.

 

Телевизионный фильм-портрет - наиболее сложный вид журналистской работы, требующий не только интуиции художника, но и довольно длительного времени для съемок. Если репортер на оперативном задании вдруг займется разгадкой “тонких душевных вибраций” своих героев, его, пожалуй, уволят из телекомпаний. Журналист пытается проникнуть в душу собеседника чисто репортерским “насильственным вторжением”: микрофон - как нож к горлу, нахрапистые вопросы...

Германская телекомпания RTL гордится фильмом про одного бизнесмена: фильм сделан без интервью, исключительно методом наблюдения. Видеокамера сопровождала его целый день, с утра до вечера. Особенно довольны немецкие коллеги эпизодом, когда их герой досадует, узнав о потере выгодного контракта. Возможно это “спровоцированная ситуация” - инцидент подстроила съемочная группа, но бизнесмен-то горюет всерьез.

Телекомпания “Мир” показала фильм о руководителе Азербайджана Гейдаре Алиеве. На 90% - наблюдение за героем. В семье, на работе, на кладбище, в самолете, на митинге. Широчайший диапазон: от купания с внуками и охранниками до выступления перед многотысячной взбудораженной толпой. Чувствуется, что человек с камерой завоевал доверие Алиева - его допустили в такие сферы, куда обычно журналисту вход запрещен. Разумеется, герой в таких случаях должен “дать добро” на выход фильма в эфир.

Давайте посмотрим, как поведут себя репортер, публицист и художник, если им доведется снимать одно и то же событие: например, празднование юбилея небольшого городка. Репортер с оператором, работающие для информационной программы, приезжают в день события, быстро снимают главные эпизоды (митинг на площади, мэра, перерезающего ленточку и ликующий народ) и тут же возвращаются в телестудию, чтобы успеть смонтировать репортаж для вечерних новостей.

Для публициста праздник - лишь повод обсудить проблемы дальнейшего развития города. Он заранее узнал о них, торопиться в эфир ему не надо. На фоне праздника он продолжает свое исследование, общается с заранее намеченными героями.

Ну а что же художник? Он может не только “отражать событие”, но и отчасти организовать его.

Теперь представим, молодой журналист, который хорошо зарекомендовал себя как автор видеосюжетов для новостей, получил задание - снять передачу побольше, минут на полчаса (30 минут минус реклама) о каком-нибудь замечательном человеке: художнике, бизнесмене, ветеране, герое. То есть сделать, телевизионный портрет. С чего начать? Взять интервью. Но пока без камеры. Провести разведку. Расспросить о своем персонаже тех, кто с ним общался. После разведки, а возможно и разговоров “за рюмкой чая” для установления хорошего контакта с героем портретного телефильма, журналист планирует ситуации будущих съемок.

 

“При слове “сценарий” мои ученики дергаются. Я этого не понимаю.

Подумать всегда полезно. А им бы сразу камеру - и на улицу.

Говорю: надо, чтобы было что предъявить, черт возьми!”


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!