Нина Зверева, генеральный директор учебного центра



“Практика” (Нижний Новгород).

“Если вы делаете фильм о каком-то конкретном человеке, то самое

примитивное, что приходит в голову: поскорее задать ему вопрос.

Это дурной вкус. Я не верю ни одному слову, произносимому человеком

перед камерой. (Между прочим, может быть, я тоже сейчас вру.)

Гораздо точнее - наблюдать за тем, как человек работает, но это требует времени и терпения. Я пришел к выводу, что лучший способ отразить жизнь - наблюдать ее. Смотреть, как течет жизнь, что случается в ней”.

Ричард Ликок, документалист .

 

Задолго до Ликока, еще в 20-е годы, о возможности кинонаблюдения мечтал в Москве Дзига Вертов. Чтобы люди перед камерой не позировали, чтобы выглядели на экране такими, как есть... И обозначил такие виды наблюдения:

* длительное наблюдение (чтобы люди привыкли к камере, забыли о ней, не обращали внимания);

* наблюдение на фоне события (“киноглаз и пожар”);

* наблюдение скрытой камерой (“киноглаз и поцелуй”);

* наблюдение с искусственным отвлечением внимания (организовать нечто более важное для людей, чем съемка: “спровоцировать” ситуацию и зафиксировать на пленке, как поведут себя люди).

 

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ В КОНЦЕ ГЛАВЫ.

Репортеров провинциальных телекомпаний несколько расхолаживает то обстоятельство, что практически все материалы, даже невысокого качества, “обречены” на эфир: бензин жгли, пленку гоняли, деньги затратили - надо оправдать вложенные средства да и эфир нечем заполнять... Так что, особого стимула для творческого роста нет. Постарайтесь - хотя бы для себя - работать “на уровне международных стандартов”. А каковы они?

 

“Оценочный лист видеосюжета”. Критерии, по которым начисляются “очки” репортерам в Школе журналистики Колумбийского университета (штат Миссури).

До 72 баллов может заработать репортер.

3 балла можно получить, если есть ответ на вопрос: ”А кому это все нужно?”

Любая передача имеет право на эфир, если отвечает хотя бы одному (а лучше нескольким) из следующих параметров: содержит информацию, имеющую для зрителя прикладной, утилитарный смысл, то есть зритель скорректирует свою дальнейшую жизнь в зависимости от полученных сведений - сюда относятся новости “от моды до погоды”; содержит информацию, повышающую престиж ее носителя (“о чем мог бы рассказать знакомым”), удовлетворяющую любознательность; вызывает сопереживание зрителя; вызывает соучастие в игровой ситуации; имеет эстетическую ценность.

В США 19 баллов можно заслужить хорошей операторской работой (горизонтальный уровень камеры, наличие штатива в случае необходимости, наличие резкости, неординарный начальный кадр, эффективные крупные планы, впечатляющий финальный кадр и т.д.)

Репортеру следует проследить, чтобы оператор не злоупотреблял трансфокатором и широкоугольным объективом, деформирующим лица. Если, ограничившись накамерным микрофоном ради звука, оператор готов чуть ли не вплотную снимать говорящего человека, репортер должен добиться, чтобы поставили выносной микрофон. Посмотрите видеоновости европейского стиля (ВВС и др.), чтобы убедиться: там людей снимают со штатива длиннофокусный оптикой, что дает идеальные пропорции и слегка размытый фон.

Отметим критерии, связанные со звуком: “хороший естественный звук” и “отсутствие в кадре микрофона”. У них есть и такой критерий: сюжет должен содержать “несколько интервью с выражением разных точек зрения”. Как шутят в США, “если кто-нибудь заявляет вам, что Земля круглая, вы должны найти сторонника противоположной точки зрения...”


ЧАСТЬ III.

ГЛАВА I

«На редкость счастливое время, когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь»

Корнелий Тацит (около 55 – около 120 г.г.), историк

 

ПСИХОЛОГИЯ МАНИПУЛЯЦИИ В СМИ.

    Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука. Современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми, как с объектами, с вещами. «Современный словарь социологии» - определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая поведения, которое он от них ожидает». Ещё несколько определений:

1. это вид духовного, психологического воздействия;

2. это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается;

3. это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.

Манипуляция – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении.

 

«Я человек и считаю, что ничего человеческое мне не чуждо»


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!