НОВОСТНАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ ВЕДУЩИЙ.



«Никогда не даю своих комментариев. Стараюсь не давать.

Всегда рассчитываю на умного зрителя»

Елена Масюк, репортер РТР

В информационных программах никакого личного мнения быть не должно. Так принято во всем мире. У нас пока не получается. Уж очень хочется пошутить или поиронизировать по поводу только что сообщенной новости, рискуя крупно ошибиться, поскольку сегодняшняя новость может завтра обрасти такими подробностями, шутить над которыми абсолютно неуместно.

Получив свободу, ведущие новостей стали делиться своими переживаниями и мыслями по поводу и без, а в интервью - самоутверждаться за счет собеседников. Это детские болезни теледемократии. “Только вы любите кушать первое и второе сразу, из одной тарелки”, - шутят иностранные коллеги по поводу нашего неистребимого желания сообщить вместе с фактом (а порой и вместо факта) собственное мнение. Роль народного трибуна - не для репортера!

Еще один грех наших информационных выпусков - многословие персонажей. Немереное время отдают авторы региональных программ высказываниям местных начальников, а они, как правило, довольно косноязычны, тяготеют к казенному стилю речи. Гораздо лучше показывать их в деле - на стройке, на приеме избирателей и т.п. В новостях же наиболее оптимально использовать высказывания персонажей длительностью от одной - двух фраз (минимум) до короткого отрывка в объеме небольшого абзаца (максимум). Остальная часть видеосюжета должна показывать жизнь, событие - то, что хочется смотреть. Журналист - профессионал изложит за кадром суть сюжета произошедшего более точно, динамично и красочно, нежели чиновник или даже свидетель происшествия. Из высказываний последнего надо оставить для эфира лишь “ключевые” фразы, самое главное. Остальное пересказать самому.

 

О телеведущих новостных программ. Какие качества нужны, чтобы ими стать?

Важно не наличие каких-то особых качеств, а скорее отсутствие таких, которые вызывают неприязнь у зрителя. Телеэкран неизбежно обнажает недостаточную грамотность и отсутствие доброжелательности, высокомерие или, наоборот, заискивание перед сильными мира сего.

Выделим три главных “параметра личности”: интеллект, воля, нравственный потенциал (проще говоря, наличие совести). Если человек на экране во взаимодействии с другими людьми и со зрителями выдерживает экзамен по этим трем параметрам, он может в перспективе стать желанным гостем зрителей - ведущим.

Для этого нужна еще самая малость профессиональных задатков. Кроме физических данных - хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения - диктору - журналисту нужны широкое образование, знание жизни и людей, ум и находчивость, чувство юмора, терпение, воображение, энтузиазм, скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе.

В США бытует термин “анкермен”, что означает “человек-якорь”, “человек, на котором все держится”. Еще говорят “ньюс презентер” - “представляющий новости”. Иногда используют образное выражение “человек, делающий погоду”. Но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора и обозревателя.

 

“Люди нуждаются в точной информации обо всем, что происходит

в мире, и по мере сил я стараюсь донести ее, не заслоняя суть событий своей персоной”.

Михаил Осокин, ведущий программы “Сегодня”, НТВ, Москва

 

Способность излучать некие флюиды, “пробиваясь” к зрителю через стекла объектива и кинескопа, отличает хорошего ведущего от простого чтеца. По сути, журналист в новостях делает то же, что диктор, но хороший ведущий оказывает на зрителя особое воздействие.

Он, как правило, не красавец, но непременно внушает симпатию. Он свободно держится, но не развязан. Демократичен, но не вульгарен. Он - сама уверенность, но не самоуверен. В выпуске новостей мы ощущаем некую психологическую подпитку.

Неуловимым образом ведущий заботится о том, чтобы зрители чувствовали себя единым сообществом - областным или общероссийским, а то и глобальным. Он так выстраивает и подает новости, что драма ежедневной жизни не кажется безысходной.

“Мы разрешаем тем, чей опыт и чувство ответственности оправдывают это, выходить за рамки, сообщений о непосредственных событиях дня: объяснять, давать связанную с ними информацию, давать оценку событиям – не в смысле увещеваний для навязывания собственного мнения.  ...Правом свободы слова, в соответствии с Первой поправкой к Конституции США, пользуется владелец телестанции, но не наемный работник - репортер или ведущий”.

Кодекс NBC - news .

ИНТЕРВЬЮ И ИНТЕРВЬЮЕР.

Существует несколько разновидностей интервью, знать которые необходимо. Есть информационные интервью, есть портретные и проблемные. Есть уличные - типа “вокс-поп” (“глас народа - глас божий”, у нас их называют “интервью - анкета”). Человек присутствует в любой из вариантов, но портретное публицистическое интервью отличается от информационного или “вокс-попа” также сильно, как произведение фотохудожника от моментальной фотографии на пропуск.

Некоторые журналисты, задавая одни и те же стандартные вопросы, полагают, что этот набор, выученный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку. Причем часто создается впечатление, что интервьюер заранее знает правильные ответы на любой вопрос. Такое интервью - как дежурное блюдо: есть можно, но только по привычке. Никаких новых впечатлений оно не дает.

Если перед вами на экране две личности - журналист и его герой, если они интересны друг другу, если между ними завязался интересный разговор, значит, вы смотрите интервью. Если всего этого нет – значит, вам навязывают безвкусное дежурное блюдо.

Информационные интервью делятся на два основных вида: есть “интервью-факт” и “интервью-мнение”. Надо хорошенько подумать, что именно вы хотите получить на месте событий. Репортер, берущий информационные интервью, занимает определенную позицию: он ведет поиск документального материала от имени зрителя.

 

КИТ ВТОРОЙ: ПУБЛИЦИСТИКА.

СНОВА ИНТЕРВЬЮ, НО ДРУГОЕ.

Публицистика всегда субъективна. Здесь журналист берет на себя ответственность за истолкование происходящего в жизни, делая это либо сам (тогда он - комментатор или обозреватель), либо через показ позиции других людей (в интервью). Публицистическая передача всегда призывает к чему-либо аудиторию, показывает некий пример.

Публицистика никогда не устареет, потому что отвечает потребности людей в нравственных постулатах, без которых не найти опоры, необходимой в потоке информации, текущем по всем каналам ТВ. Начнем разговор о формах и методах работы публициста с того же, чем закончили тему информации, - с интервью. Но здесь, в больших диалогах, роль интервьюера значительно сложнее, чем в репортерстве, где интервью звучит в эфире 10 - 30 секунд.

Мастер большого интервью сочетает в себе таланты исследователя и актера. Интервью основано на тщательной подготовке и мгновенной импровизации. Для разработки программных вопросов интервьюер-публицист знакомится с досье на своего героя, если таковое имеется в Интернете или в справочной службе телекомпании, с его предыдущими выступлениями в прессе. Вопросы на основе этой информации ориентируют собеседника на размышления, на осмысление фактов, постановку их в некий логический ряд.

До основных вопросов могут быть заданы контактные, это некий камертон, настраивающий собеседника на разговор. Контактный вопрос может быть связан с последними, могут быть вопросы чисто бытового плана. Если эфир прямой, можно, например, спросить, кто из знакомых и родных сейчас у телевизора и т.п. Уточняющие вопросы, как видно из названия, необходимы тогда, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории деталей, считая их само собой разумеющимися, или намерено уклоняется от разъяснений. Надо всегда реагировать на прозвучавшие слова собеседника, а не просто задавать следующий программный вопрос. То есть вести себя как в нормальном разговоре. Это и будет “высший пилотаж”. На лице - заинтересованное внимание и уважение к собеседнику. Кивать головой, подобно китайскому болванчику, не обязательно.

 

МОДЕРАТОР.

Совершенное особое амплуа, особая роль у человека, который ведет предвыборные дебаты кандидатов в губернаторы, мэры, в депутаты и вообще организует дискуссии. Такой журналист называется модератор.

На западе подобные передачи весьма популярны, мы же вспоминаем о них только перед выборами. Да и тут кандидаты норовят выступать с монологами, в крайнем случае, соглашаются на интервью.

Главное правило модератора: ведущий дискуссии не является ее участником.

“После диалога в прямом эфире Явлинского и Лившица

я спросил у них: ”Я вам не мешал?” Они сказали: нет.

Считаю, что свою задачу я выполнил”.

С. Торчинский, ведущий программы “Без ретуши”, РТР

 

Но, не мешая участникам дискуссии, модератор следит за справедливым распределением времени, дает слово для ответа на обвинения оппонента. В предвыборных президентских дебатах у американцев, кроме модератора и двух кандидатов, принимают участие еще четыре журналиста-интервьюера. Они сидят спиной к залу, к публике. Зрители вопросов не задают - только реагируют, создавая тем самым соответствующую атмосферу.

Модератор не только распределяет время между участниками передачи. Он во многом определяет ее настроение и ритм. В более простых передачах, где нет приглашенных интервьюеров, модератор может и сам задавать, вопросы, предпочтительно не от своего имени, а ссылаясь на какие-либо мнения, публикации и т.п. В этом случае модератор может и “дожать” гостя, если тот уходит от прямого ответа, попросить что-либо уточнить. Журналист в дискуссионной передаче, по сути, делает то же, что и репортер, - ведет поиск. Но не фактов, а некой истины, выводов. Понятно, что способ поиск тут иной, как уровень компетентности и осмысления. Репортера, модератора и ведущего новостей роднит одно: зритель не должен догадываться об их политических пристрастиях.

 

ШОУ И ШОУМЕНЫ.

“Шоу” – переводится как  “представление”. Модным словечком “ток-шоу” обозначается “разговорное представление”, своего рода спектакль - яркий, динамичный. Шоумен должен быть артистичным, его талант общения и умение выстроить передачу из множества высказываний, его ирония, иногда сомнение, удивление - редкий комплекс!

Эти передачи могут быть очень разные. Но непременно легкие для восприятия, даже если тема злободневна. Необходимый признак жанра - участие публики. Помимо ведущего и героев возможно присутствие специальных экспертов. Иногда организуются какие-то сюрпризы, неожиданности для героя.

В жанре ток-шоу актерское мастерство, умение общаться выходит на первое место. Во всем мире имя ведущего выносится в название программы. Много лет идут в США “Шоу Опры”, “Донахью-шоу”. У нас промелькнули подобные передачи с Дибровым и Угольниковым. Причина их нестабильности - в отсутствии команды, которая готовила бы добротные сценарии. Появление в телевизоре для нас - политический, а не артистический акт. Вот и терпим пока неудачи с легким жанром: слишком мы серьезны!

 

“Участников к съемкам не готовим. Только просим зрителей не жевать перед камерой жвачку, слишком некрасиво это выглядит. А вот с героями всегда устраиваем небольшое интервью, выясняем, почему они решились выступить.

Мы не хотим, чтобы люди приходили сводить счеты, оскорблять друг друга”.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!