Три кита современного телевидения.



«Телесериалы сильно сокращают время, отпущенное нам на жизнь»

Д. Кантемиров, «АиФоризмы»

 

Все телевидение стоит на трех китах - информация, публицистика, художественная документалистика и очень важно осознавать, в какой из этих трех сфер вы работаете, потому что у каждой из них свои законы, свой язык, разные экранные и текстовые изобразительные средства.

Если для репортерской информационной работы главное - факты, их новизна и оригинальность, а для художественной документалистики - образ, проникновение в суть личности или явления, то для публициста - аналитика, взявшегося за исследование общественно значимой проблемы, нужен совершенно иной подход и навыки. Факты - без них и публицисту не обойтись, но он призван искать взаимосвязь, взаимозависимость фактов. И образ ему не помешает. Если найден сильный публицистический образ - это здорово, это находка. Но в публицистике образ не самоцель, он должен служить раскрытию основной идеи передачи.

Информация должна быть объективной, это одно из непременных требований к ней. В публицистике же особое значение приобретает точка зрения и личность самого публициста, если, конечно, перед вами действительно личность с нетривиальными мыслями и оценками.

 

КИТ ПЕРВЫЙ: ИНФОРМАЦИЯ.

РЕПОРТАЖ И РЕПОРТЕРЫ.

Каждая уважающая себя телекомпания ежедневно выпускает в эфир сводки новостей. Люди включают телевизоры в заданное время, чтобы узнать, что случилось в мире, в стране, в регионе, в городе за последние часы. Картина мира - это своеобразная мозаика, складывающаяся из разноцветных камешков. Творцами этой картины выступают репортеры, каждый из которых несет свой “камешек” - видеосюжет.

В столичных программах сложилась определенная специализация репортеров: один работает “на паркете” - в Кремле или Госдуме, другой занимается событиями в мире искусства и т.д. Небольшие региональные телекомпании не могут позволить себе иметь репортеров, специализирующихся в какой-либо одной отрасли. Поэтому “регионалам” в любой момент надо быть готовым мчаться туда, где происходит что-то интересное, вместе с оператором выбирать впечатляющие ракурсы, сочинять текст - кратко и точно рассказать, в чем суть дела, пояснить картинку.

Репортер и спешка - понятие не разделимые. Однако, не смотря на спешку, готовиться к съемкам все-таки нужно. И, как не странно, прежде всего в целях экономии времени - чтобы по прибытии на место быстрее сориентироваться в обстановке и не метаться в поисках ответов на элементарные вопросы. Попытайтесь выкроить время, чтобы поговорить со специалистами, что-то знающими о теме, с которой репортер, возможно, сталкивается впервые, посмотреть справочный материал.

Бойтесь поверхности. Грубая фактическая ошибка, явная безграмотность, развязность в кадре отпугнут от вас зрителей, вам перестанут верить, на вас перестанут смотреть. И никакая оперативность тут не поможет.

Но вот вы приехали на место события. Что дальше?

Дальше надо снимать, что-то выяснять, приставать к занятым людям с вопросами. Но до этого - намного раньше - надо усвоить несколько непреложных правил.

При всей кажущейся простоте хороший сюжет состоит в прямом родстве с ... античным театром. Это там впервые был сформулирован закон: “Рассказывать лишь о том, что не может быть показано”. Прежде всего, действие, событие, а интервью - дело необходимое, но вторичное.

 

“Мне не нужна картинка, где вы стоите, словно проглотив палку,

с микрофоном в руке. Я хотел бы, чтобы вы бежали

к месту события”.

Ройвен Франк, шеф репортёров NBC

“Идите с демонстрантами, проезжайте по снесенному пригороду, сидите с бедняками на полуразвалившемся крылечке, стойте в гуще толпы, выходите из-за диковинной скульптуры, говорите с места на трибуне стадиона, рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной что-то говорит и пожимает руки”.

Инструкция репортёрам ABC

 

Будьте визуальной частью сообщения! От этого зависит, примут или отвергнут ваш материал. Репортерские приемы может использовать и публицист, для большей наглядности.

Репортерский прием - произнесение монолога в кадре - называется “стенд-ап”, но не надо понимать его буквально и исполнять свои тексты непременно стоя. А уж если стоите, то за вашей спиной должно происходить нечто интересное. “Стенд-ап” создает эффект присутствия на событии, зритель убеждается, что вы действительно на месте, увлекается вашим азартом.

У сюжета должна быть четкая композиция: завязка, кульминация, финал. Текст может быть построен с расчетом на то, что главную новость, суть события сообщит ведущий информационной программы из студии - тогда репортеру нужно открыть свой сюжет какой-нибудь оригинальной фразой. В качестве пособия можно рекомендовать роман Артура Хейли“Вечерние новости”, где репортер наговаривает текст на сенсационные кадры посадки горящего самолета: ”В давно отгремевшей войне пилоты называли это посадкой с МОЛИТВОЙ на одно крыло, была даже такая песенка... Аэробус, летевший из Чикаго с почти полной загрузкой пассажиров, находился в 60 милях от Далласского аэропорта, когда в воздухе произошло столкновение...”

Репортер описывал все “чуть иначе, чем на картинке”. Сочетание слова и изображения - одна из самых трудных проблем для репортера. Не рассказывайте о том, что зритель видит и так, но и не слишком отстраняйтесь от картинки. Не все сотрудники владеют этим мастерством, это настоящая литературная эквилибристика, основанная на инстинкте, и, кроме того, у репортера должны быть элементы актерского мастерства. Опять мы возвращаемся к театру, хотя, казалось бы, нет более далеких вещей, чем условность сцены и правда жизни в репортаже.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!