Плутарх, греческий писатель и историк



«Много говорить и много сказать – не есть одно и то же»

Софокл, греческий поэт-драматург

Основной принцип работы над речью: подчинение тренинга образу действия в предполагаемых обстоятельствах.

"Изъяны дикции исправляются в воображении".

Константин Станиславский, советский режиссер

 

Для начала определим физиологические системы речи:

а) энергетическая (система дыхания: легкие, диафрагма);

б) генераторная система (гортань, связки);

в) резонаторная система (акустическая - пустоты в голове, которые создают неповторимый тембр голоса);

г) артикуляционная система (поставленный голос и мимика лица).

 

 

Для взаимопонимания необходимо определить линии речевого взаимодействия, которые дают точное определение, как вам привлечь к себе внимание, дать возможность правильно вас понять:

УБЕДИТЕЛЬНО - ЭТО ДЕЙСТВЕННО!

произношу                                                                                расслышал

интонирую (интонация)                                                                понимаю

тембрирую                                                                              со-переживаю

 

ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА РЕЧИ.

Во внешнюю технику речи входят основные элементы:

1. дыхание;

2. голос;

3. артикуляция;

4. дикция;

5. орфоэпия (нормы правильного произношения).

Для проведения тренингов и ежедневных занятий нужно освоить фонационное дыхание.

 Во-первых, глубокое дыхание, которое проводится таким образом: делается глубокий вдох и затем медленный, плавный выдох (один).

Во-вторых , высокое дыхание - посыл воздушной струи в головные резонаторы - помогает хорошо провентилировать легкие от старого, застоявшегося воздуха: после глубокого вдоха с силой плавно выдыхаем несколько раз, "выталкивая" воздух от диафрагмы (находится на расстоянии ширины ладони от пупка) и мысленно загоняя его в головные пустоты. Один вдох – один выдох.

в третьих , частое дыхание тренирует диафрагму: короткие резкие толчки воздушных струй в голову. Один вдох – несколько выдохов. Все эти упражнения делаются на определенные буквы.

УПРАЖНЕНИЯ.

* "Стон" - снятие зажимов, найти центр голоса (свой тембр), разбудить резонаторы. Проводится с помощью буквы "М".

* "Звонок" - напоминаю, настаиваю, требую - вот три слова, которые характеризуют это упражнение. Проводится с помощью буквы "З" (изображаем звонок).

* "Шарик" - используем букву "С" как бы надувая шарик.

При выполнении всех упражнений необходимо изображать, что вы делаете. Например, нажимаете звонок или держите в руках надуваемый шарик. Все упражнения на дыхание выполняются не менее трех раз, в том порядке, что указаны выше о фонационном дыхании.

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Эти упражнения необходимы для самоконтроля: правильного выполнения вышеназванных заданий.

· Произнесите медленно несколько раз «чух-чух-чух». Если вы почувствуете щекотание в носу или что ваш голос «застревает» в горле, значит, занятия нужно производить с большей интенсивностью. Вы неправильно дышите! При произношении «чух», вы должны почувствовать свой голос в груди. Он должен «рокотать». Этим упражнением добьетесь бархатности в голосе.

· Наберите полную грудь воздуха и медленно выдыхайте на «урра-урра-урра». Как и в первом контрольном упражнении, этот звук должен вызывать рокот и вибрацию в груди. Если вы чувствуете звук, то с дыханием все в порядке.

· Кончики пальцев поставьте на грудину и медленно произносите «муммм-муммм-муммм». Вы должны почувствовать резонанс в пальцах. Это сигнал, что все упражнения выполнены правильно. Кроме того, это дает возможность дополнительно поработать с дыханием.

 

АРТИКУЛЯЦИЯ.

Артикуляция - это работа специальных органов по образованию звуков речи. Главные органы:

а) язык;

б) губы;

в) нижняя челюсть;

г) гортань;

д) диафрагма.

УПРАЖНЕНИЯ.

Работа над гласными. Смыслоразличительная функция речи.

* "Хобот" - вытягиваем губы, как можно больше на букву "У".

* "Улыбка" - растягиваем улыбку на букву "И".

* "Яблоко" - широко раскрываем рот, как бы кусаем яблоко, упражнение на букву "А".

Постепенно переходим к объединению упражнений попарно: УУ-ИИ (как бы по-французски "Да"), а так же АА-ММ, то есть - кусаем яблоко и показываем, как вкусно.

 

ДИКЦИЯ.

Дикция = артикуляция + дыхание.

Дикция выравнивает разномощность звуков речи.

УПРАЖНЕНИЯ.

· Произносите буквосочетания: ДАПТА, КРАКР, ПТА, РАТ, ДЛА, СФА, ТЧКА, РАРАРАРЬ с изменением гласных поочередно. Например, выберите две линии гласных букв "жестких" и "мягких": 

А-о-у-ы-э

Я-ё-ю-и-е

Затем подставляйте в эти буквосочетания буквы - ДАПТА, ДОПТО, ДУПТУ, ДЫПТЫ, ДЭПТЭ и т.д.

* "Барабан" — используйте руки для изображения барабанщика на "парапам-парапам-пара-пара-парапам", при этом все буквы, особенно "П" и "М", должны четко прослушиваться.

* Это же упражнение, но на "даби-дуп-даби-дуп-даби-даби-даби-дуп". Постарайтесь разделить «б» и «п», которые находятся близко друг к другу.

* "Поливаем цветы" - берем в руки разбрызгиватель и изображаем поливание цветов на звуки "фс-фс-фс".

* "Трубочист" - здесь используем стихотворение К. И. Чуковского из стихотворения «Мойдодыр»:

Чистим, чистим трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто.

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.

* "Скачки" - скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит». Представьте, что вы скачете на лошади и пытаетесь на скорости проговорить эту скороговорку.

* "Рапира" – «Купи кипу пик». На каждое слово удар шпагой по шпаге «противника». На последнем «к» вы должны «заколоть» соперника именно этой буквой.

* "Охота" – «Дробью по перепелам да по тетеревам».

* "Печатная машинка" - следует в предложении "Кукушка кукует ку-ку ку-ку" убрать все гласные при произношении. У вас должно получиться: "к-к-шк к-к-т к-к к-к", но не "кы-кы..." и не "кэ-кэ-шэ-кэ..."

 

СКОРОГОВОРКИ.

Для развития речи необходимы тренинги и скороговорки - это одно из многих средств, которые дают человеку не только хорошую дикцию, но и возможность блеснуть перед другими неожиданными способностями, что очень помогает в общении.

Хочу дать вам несколько скороговорок, которые можно использовать как тренинги, так и несколько шуточных - для компании. Думаю, они пригодятся и в жизни, и в работе.

*Константин констатировал.

* Рододендроны из дендрария.

* Инцидент с интендантом.

* Интервьюер интервьюировал интервента.

* Ротмистр с ротмистршей, вахмистр с вахмистршей.

* Во дворе дрова, на дворе дрова, за двором дрова, пред двором дрова, над двором дрова, под двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, полон двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

* В шалаше шуршит шелками черный дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

* Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

* Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

* Тщетно тщилась щука ущемить леща.

* Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

* Панкрат Кондратьев забыл домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

* Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

* Поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

* Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара жестоко карала Карла за кражу кораллов.

* Брату Брежнева брови выбрили.

* Санька с Сонькой и Сенькой ехал на санках. Санки скок, Саньке в лоб, Сеньке в бок, все в сугроб.

* Кокосовары варили в скорококосоварках кокосовый сок.

* Милая Мила любила белила. Обильно белила Людмила дебила.

* Вчера была у Лавра, Лавру на Фрола наврала. Завтра пойду к Фролу. Фролу на Лавра навру.

* Мы в лимане лениво налима ловили и меняли налима вы мне на линя. Не меня о любви ли вы мило молили и в тумане лимана манили меня.

Любые другие скороговорки, которые вы захотите использовать в своей работе, никоим образом не помешают, а только помогут. Поэтому не стесняйтесь использовать все, что считаете полезным для себя.

В заключение "риторической" главы прошу запомнить некоторые правила, которые вам помогут в работе как на сцене перед слушателями, так и перед камерами на съемочной площадке.

1. На высокий голос мы переходим не случайно. Это происходит, если человек волнуется или торопится что-то высказать. Кроме того, учтите, что высокий голос, как правило, "напрягает" слушателей и заставляет их не очень доверять вам. Для примера: кричащая истеричная женщина, крики о помощи - эти звуки дают подсознательный сигнал тревоги, потому что звучат на высоких нотах.

2. Когда вам нужно привлечь к себе внимание собеседника, не говорите слишком торопливо и нервно. От торопливости вы можете случайно перейти на высокие ноты и спугнуть вашего слушателя.

3. Информация, изложенная низким голосом, вызывает больше доверия у слушателя.

4. Включайтесь в беседу не только информационно, но и интонационно. Перейдите на более низкий, грудной, "теплый" тон.

Отсюда главное правило:

НЕ ТОРОПИТЕСЬ,


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!