Леонид Парфенов, «Намедни», НТВ.



ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Ломоносовского района Ленинградской области

Телецентр «Гости из будущего»

 

 


Основы тележурналистики

Психология телевидения

 

 

Ленинградская область 2006 г.


ЧАСТЬ I

«Детство – это когда на губах всегда улыбка,

А в душе вечно мир»

 

    Первый вопрос этой книги: «Почему такое странное название? Эта книжка только для детей?» Раз прозвучал вопрос, пусть даже от меня самого, значит необходимо дать ответ.

Если смотреть внимательно на экран, то наше телевидение тоже детское: взрослые дяденьки и тетеньки, получившие разными способами доступ к эфиру, говоря молодежным языком, «втуляют  нам всякую ересь», за которую получают приличные «бабки». Это их работа, это их хлеб. Причём, хороший ломоть с маслом. Многих именно поэтому тянет к себе золотая жила под названием ТВ. Впрочем, известная поговорка времён 90-х годов прошлого века звучит актуально до сего дня: «Красиво жить не запретишь!» Только вот, красиво – не у всех получается. А чтобы попробовать это самое «ТВ» испытать на себе, для таких «экстремалов» и создано это пособие. А ещё для тех, кто действительно занимается с детьми созданием великого чуда – ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Возможно, им тоже будет интересно ознакомиться с данной работой, и я буду безмерно рад, если она поможет в развитии детских телестудий и привлечении к этому интереснейшему делу детей, зачастую совсем безнадзорных и мало кому нужных.

Детское телевидение в России имеет свою историю, которая, в последнее время, осталась именно историей. Глядя на экран телевизора, мы видим в лучшем случае тяжкие потуги взрослых в изображении «естественной» жизни молодежи района, города, страны (в зависимости от формата канала).

    В, уже далёком, 1999 году в городе Уфе при средней школе № 44 открылась детская телестудия, которая назвалась «Гости из будущего». Название говорило само за себя: дети пока ещё гости, но придёт время, они станут хозяевами жизни. Как они будут ее строить? Как будут относиться к старшему поколению? Что для них будет главным? Думаю, это интересно. Но не стоит забывать, что будущих хозяев жизни воспитываем мы, взрослые. Все наши промахи выявятся в будущем, но исправлять ошибки будет поздно. Именно поэтому нужно уже сейчас выслушать молодое поколение и понять, ЧТО же мы оставляем им после себя, КАК они относятся к жизни, которую мы строим; выяснить их отношение и к старшему поколению и к самим себе. Догадываюсь, кое-что нам будет слушать, мягко говоря, неприятно, но не стоит отрывать молодых людей от себя и в чем-то винить, как совершенно чуждое, непонятно откуда пришедшее поколение. Это наши дети и только мы несем всю ответственность за то, что они такие, а не какие-нибудь другие.

    Возвращаясь к телестудии в Уфе, скажу, что за два с половиной года работы с ребятами от 7 до 18 лет мы кое-чего сумели достичь. Затем была попытка создания подобной студии в Сызрани и, наконец, в Петергофе и Санкт-Петербурге, более успешные и благополучные. Они многому  научили. В результате появилась этот сборник, в котором я попытался объединить материал из многих книг, прочитанных для самостоятельной подготовки и обучения ребят.

    В данной работе, мне бы хотелось поделиться с коллегами наработанным, пусть не большим, но опытом. Он складывался из общения с единомышленниками на фестивалях, семинарах, мастер-классах, в Институте телевидения, бизнеса и дизайна (Невском Университете, Санкт-Петербург), где учился и читал лекции на подготовительном курсе. В работе использовал учебный материал «Как делать телевидение» телекомпании Би-Би-Си, а также методические пособия доцентов, профессоров и просто преподавателей вышеупомянутого Невского Университета и Университета кино и телевидения (Санкт-Петербург), Московского Государственного Университета и других.

    Возможно, далеко не все будут согласны с моими тезисами о детском телевидении, но это значит, что нам есть над чем работать.

Составитель сборника А.В. Титов, руководитель

телецентра «Гости из будущего»

 

۞ ۞ ۞

 

ГЛАВА I

Что такое телевидение?

«Образование есть то, что остается после того,

как забывается все, чему нас учили»

 Альберт Эйнштейн.

КОМУ ЭТО НАДО?

В первую очередь книга о детском телевидении нужна тем, кто работает с ведущими детских программ, молодыми репортерами и интервьюерами, всем тем, кому приходится общаться с молодым поколением, как с журналистами и ведущими молодежных ток-шоу, а также и со зрителями, для которых делаются такие передачи.

Во вторую, тем людям, кому небезразлично будущее телевидения, что оно будет в себе нести и как.

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

Вопрос, конечно, интересный, но его вам нужно задать себе и ответить: хотите ли вы держать зрителей в напряжении всю программу, но в напряжении не агрессивном, а основанном на интересе к ВАШЕМУ материалу; можете ли вы говорить с теми, кого трудно "раскрутить" на разговор; готовы ли ваши потенциальные зрители верить вам и сможете ли вы в любой ситуации оставаться честным, как перед другими, так и перед собой, что очень важно, особенно в детской журналистике?!

На эти и более сложные вопросы придется ответить нам с вами в этом сборнике, который не является научным или педагогическим трудом. Это попытка осознать значение и важность молодого человека на телевидении, какое влияние он оказывает на зрителей; попытка повлиять на тех, кому скоро выходить на съемочную площадку и обращаться к зрителям.

"Ведущий рискует в самый первый раз, появившись на экране и говоря:

"Добрый вечер!" Зритель может его не принять - кто ты такой, чтобы

говорить всей стране "Добрый вечер!" В нашей изначально нескромной профессии это страшная проблема: а вдруг при твоей попытке дерзнуть окажется,

что "на рубль амбиций, на грош - амуниции"?

Леонид Парфенов, «Намедни», НТВ.

Начнём с того, что каждой самодеятельной телестудии приходится работать в различных форматах: от, почти домашнего, VHS до mini-DV, а то и DVCAM. Каждая студия использует то оборудование, на которое готовы раскошелиться хозяева.

Для видеоаппаратуры, применяемой на малых, как правило, школьных, телестудиях, можно ввести несколько ступеней качества:

а) удовлетворительное – VHS;

б) хорошее – S-VHS;

в) отличное – mini-DV;

г) профессиональное –DVCAM и DVCPRO.

Качество изображений, воспроизводимых видеомагнитофонами форматов VHS и S-VHS, обычно оценивают двумя показателями: отношением сигнал/шум (помехи) и разрешающей способностью или четкостью изображения. Разрешающая способность визуально оценивается наличием мелких деталей на воспроизводимом изображении, а также резкостью границ отдельных деталей изображения. Разрешающая способность зависит от полосы частот воспроизводимых сигналов яркости и цветности. Чем шире полоса частот, тем больше на изображении мелких деталей.

    В формате VHS полоса воспроизводимых частот сигнала яркости примерно 3 МГц, поэтому четкость 240-270 телевизионных линий (ТВЛ). В формате S-VHS полоса частот примерно 4,5 МГц, а четкость около 400 ТВЛ. Для сравнения: камеры формата Betacam имеют 625 ТВЛ, а цифровые форматы – от 800 до 1050 ТВЛ.

 Недостаточная четкость формата VHS приводит к тому, что изображения с хорошей «детализацией», например, такие как зыбь, на поверхности воды или длинные женские волосы, при воспроизведении выглядят размытыми. Чтобы как-то сгладить недостатки видеомагнитофонов и видеокамер формата VHS, связанные с ограниченностью полосы воспроизводимых частот, программы, создаваемые в этом формате, необходимо компоновать преимущественно из крупных планов с большой цветовой насыщенностью.

    Значительно больше качественных показателей приводится для видеомагнитофонов более высокого класса формата Betacam. Существует несколько модификаций этого формата: Betacam SP (вещательное качество), Betacam XP и Digital Betacam (профессиональное качество).

    На сегодня самыми популярными форматами являются цифровые камеры и нелинейный монтаж, т.е. монтаж на компьютере.

 Нелинейный монтаж отличается от линейного. В нелинейном - возможен доступ к любой точке снятого материала за счёт того, что он «нарезан» в компьютере на «клипы» и вы можете войти в любой сюжет без прокрутки на магнитофоне. В линейном монтаже доступ к нужному месту происходит за счёт просмотра через прокрутку на видеомагнитофоне, выстроенного (снятого) «в линию».

۞ ۞ ۞

* * *

Оставим в стороне банальные ответы о самом популярном виде масс-медиа (средстве массовой информации), о средстве общения знаменитостей и популярных артистов со зрителями и почитателями. Здесь мы будем говорить о присутствии телевидения в жизни человека и, особенно, человека напрямую связанного с самим телевидением. Сюда входят кроме непосредственных производителей: репортеров, операторов, монтажеров, режиссеров, журналистов и т.д. т.п., участники программ: зрители, интервьюируемые, приглашенные.

Теперь определимся с термином "журналист". Так кто же он? Предвижу самый популярный ответ: это человек! Если так, то нужно вспомнить определение Сократа: «человек - это существо, передвигающееся на двух ногах и не имеющее перьев» Кстати, Аристотель на это заметил, что «ощипанный петух тоже подходит к этому определению» Тут уже напрашивается ответ, что человек - прежде всего личность! Вот мы и пришли к главному и неоспоримому определению, что журналист - прежде всего личность, а кроме того он еще глаза, уши и голос общества!

                                                                

НАЧНЁМ С САМОГО НАЧАЛА.

Любая передача начинается с обращения. Вы никогда не задумывались: как вы говорите? С какой интонацией? Всегда ли вас правильно понимают?

Для начала проведем небольшой урок риторики, которым в свое время с нами, студентами Института телевидения, бизнеса и дизайна, поделилась профессор Ольга Игоревна Марченко.

 

۞ ۞ ۞

 

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ РЕЧИ.

"Заговори, чтобы я тебя увидел".

Сократ, греческий философ

«Или как можно короче, или как можно приятнее»


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!