Борьба Филофеевского монастыря с русскими келлиотами



 

Почему-то особенно неудачно складывались отношения у русских келлиотов с Филофееским монастырем. Настоятель Вознесенской келлии Филофеевского монастыря о. Илларион в письме от 2 октября 1911 года сообщает Константинопольскому послу, что его вместе со всем братством решили изгнать из келлии. Он сообщает, что 18 августа Протат решил отстранить его от настоятельства, тем самым поддержал требование монастыря. Далее старец рассказывает о том, что прошлой осенью он пришел в Филофеевский монастырь и просил разрешения на постройку помещения для мулов. Но, сначала надо было подготовить, расчистить место, а потом уже строить. Нужно было срыть для этого часть холма и построить каменную стену для предотвращения сползания. Поначалу монастырь согласился, но пришлось взять монастырского подрядчика. Расчистили место, сделали фундамент, и о. Иларион опять отправился в монастырь просить разрешения на постройку. На просьбу архимандрит Феодосий, бывший ранее в отъезде, ответил решительным отказом и приказал распродать мулов, братство же распустить, оставив по закону только 6 человек. О. Иларион был поражен этими требованиями и посчитал, что главную роль тут сыграл каприз о. Феодосия. Отец Иларион стал регулярно ходить в монастырь и просить о разрешении постройки. В других местах его бы заставили строить такую стену. Но архимандрит все не давал и не давал разрешения. Холм грозил сползти и завалить постройки келлии. Кинот принял решение о лишении о. Илариона настоятельства и изгнании братии. Но работы нельзя было остановить из-за опасности разрушения келлии. Когда в монастыре узнали, что работы продолжаются, то архимандрит Феодосий пришел туда с турецкой полицией. Каймакам же, после рассмотрев ситуацию, снова разрешил работы. Делалась только стена, но, видимо, монастырское начальство решило, что начато новое большое строительство. Стену все же так и не удалось закончить, работы все же были прекращены по распоряжению монастырского начальства. Собор Филофеевского монастыря принял постановление о выселении братства в 30-дневный срок. После его истечения дело было передано в Кинот. Кинот подтвердил постановление, но дал еще три месяца на выезд. Русские предшественники о. Илариона, настоятели этой келлии, с разрешения монастыря раскопали холм и создалась аварийная ситуация и стала очевидной необходимость постройки стены. О. Феодосий же выступал против аварийных работ со странным упорством. О. Иларион действовал согласно здравому смыслу и не мог быть обвинен в желании произвести смуту на Св. Горе. И не пытался подорвать авторитет монастыря, Кинота или Патриархии «начальствующие греческих монастырей на Афоне поставили себе в обязанность притеснять своих русских келлиотов при каждом представившимся случае, и когда у этих последних является потребность построить новое здание, или далее ремонтировать старые постройки и ремонт в келлиях в тех случаях, когда без этого невозможно обойтись. Если в свое время производится необходимый ремонт, то после не больших расходов здания подновляются и служат по-прежнему, в противном случае, разрушаются и становятся неугодными для обитания. Когда монастырское начальство перестанет запрещать необходимый ремонт и сооружение новых построек, прекратятся все унизительные для православия столкновения монастырей с келлиотами, не будет связанных с ними запрещений священнодействовать, не совершившим никаких канонических преступлений.

«Вот уже пять лет, как крыша нашей келейной церкви дала течь, отчего церковная утварь и священные облачения портятся, зацветают и загнивают от сырости. Пять лет я прошу позволения перекрыть крышу и не могу получить необходимого разрешения. Я пожертвовал 20 пудовый колокол, стоимостью более 800 руб. в монастырь, но и это не помогло. Спрашивается, что потерял бы монастырь, если бы дал разрешение перекрыть церковную крышу, и что он надеется выиграть, отказывая в разрешении»[civ].

 Далее о. Иларион говорит о расплывчатости формулировок Кинота. И в них лазейка для самоуправства монастырей. Вот, например, Кинот отвергает, как к ничем неоправданное требование Филофеевского монастыря об удалении всей законной братии. А сколько человек в этой законной братии? Можно догадаться согласно постановлению патриархии ‑ 6. Но когда о. Иларион принимал настоятельство келлией, уже тогда в ней было 20 человек и монастырское начальство тогда его обязало «содержать и покоить их до смерти». Он тогда сказал, что с ним в братство вступит ещё десять человек и получил ответ: «Хоть двадцать, если позволят средства келлии». В марте 1911 года Братство Русских обителей обратилось к послу в Константинополе и рассказало о притеснениях русских иноков на Афоне. Сообщило оно и о деле о. Илариона и о том, что братство Филофеевского монастыря в лице архимандрита Феодосия объявило подведомственным им келлиотам, что «решил уничтожить их и разогнав постепенно русских иночествующих, обратить все их движимое и не движимое имущество в собственность монастыря. И изменил настоятелю келлии св. Николая иеромонаху Георгию «омологию», в которой отменил прежний порядок наследования келлии, то есть перехода от старца к ученикам, ограничил число братства двумя учениками, со смертью которых все имущество должно переходить в собственность монастыря. Кроме того келлиоты по первому зову монастыря должны были являться на работы. Запрещен был ремонт жилых и хозяйственных зданий. Об этих фактах Братство известило и Генеральное Консульство в Солуни. Закончилось письмо следующим обращением к послу: «Обратите внимание на тяжелое положение русского иночества на Афоне с одной стороны произвол «господствующих» монастырей, с другой – «проклятие и отлучение» Константинопольской греческой патриархии. Нам, угнетаемым, грозит опасность потерять все, что приобретено долгими годами, самоотверженным трудом, и затраченным русскими значительным капиталом. И в таком безысходном состоянии мы вынуждены обратиться к Вашему Высокопревосходительству»[cv]. Это уже похоже на вопль.

Любопытная история произошла с келлией св. Николая Чудотворца Филофеевского монастыря на Афоне[cvi]. Об этом деле он сообщает в письме 12 сентября 1911 года. Игумен Филофеевского монастыря, архимандрит Феодосий выдал старцу Георгию новую омологию взамен выданной в 1906 году. Эта омология не давала возможности передавать келлию преемственно по наследству. И это в нарушение сингиллиона от 7 июня 1909 года, предписывающего господствующим монастырям не притеснять келлиотов, выдавать им омологии преемственно на правах перехода от «старцев» настоятелей к ученикам. Старец решил с этим обратиться к патриарху. Он получил бумагу из Патриархии, в которой говорилось, что «келлии вообще не имеют никаких прав к самостоятельному существованию и переходу по вышеназванной наследственности и находятся в полном распоряжении «господствующих» монастырей, которые во всякое время, по своему усмотрению, могут «изгонять обитателей келлий, а последние перепродавать другим лицам». Старец говорит, что это послание сильно воодушевило старцев Филофеевского монастыря и монастырь начал впрямую грозить привести в исполнение выселение русских келлиотов. Нас же все это повергает в удивление эти заявления из патриархии «горячо любящего русских иноков и русский народ вообще» патриарха Иоакима.

События, связанные с занятием в 1912 году греческими войсками, уже хорошо описаны, в том числе и мною. Многое писалось о смуте 1913 года. Михаил Талалай опубликовал отчеты Павловского, в которых освещается основные исторические события на Афоне во время Первой мировой войны. Несомненно, очень важным событием был десант русско-французского отряда на Афон. Что это была попытка русских захватить Афон под шумок? Реванш приверженцев кондаминимума в ответ на греческую экспансию? Преследование каких-то стратегических военных целей? Последнее, несомненно, имело значение, так как часть греческих монахов определенно приняла сторону Германии, и они старались, как могли, помочь ей: подавая сигналы подводным лодкам и т.д. Несомненно, это повлияло на принятие решения союзниками о высадке десанта.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!