Фантазия на тему «милосердия» монотеистического личностного Бога 13 страница
Причиной депрессии может быть фобия, «боязнь жизни» : «чтобы я не делал(а) - получится плохо». Факт в том, что жизнь довольно неоднозначная штука, она пугает. Скорее, вызывает удивление то, как можно не бояться всего на свете, а не то, что кто-то стал жертвой душевной болезни. Нас удивит, если мы задумаемся, как вообще возможен тот образ жизни, который ведут бомжи. Они гниют за живо, покрытые струпьями и язвам, вечно голодные–холодные и, тем не менее, они «привыкли». Неудивительно, что некоторые люди так и не могут «привыкнуть к жизни». Другие же просто не замечают опасности. Как скот, идущий на убой, не знают, что всех их зарежут и не задумываются, куда это уводят их товарищей из загона.
Почему так легко человека отправить в болевой ад ( достаточно подковырнуть ноготь или просверлить зуб ) и так сложно получить эквивалентный кайф? Более того, в природе не существует эквивалентного по сравнению с просверливанием зубного нерва удовольствия, равного по силе и противоположного по знаку, а чтобы добыть «крохи», должны сойтись многие обстоятельства - ум, здоровье, красота, удачливость, характер и т.п. Никто об этом не думает, но подсознательно мы это чувствуем – что-то с жизнью не так и это вызывает беспокойство, различные фобии, неврозы, депрессию. Подверженные душевным недугам в каком-то смысле более живые, чем эти упыри, которые, как ни в чем не бывало, принимают правила игры этого мира. Но, в конечном итоге, надо принять решение - жить или умереть, главное - не болтаться где-то между. Задайте себе вопрос - если бы вы были одним из самых умных ( и бесстрашных) людей на Земле, как бы вы вышли из той или иной ситуации, не правда ли, что из нее есть выход, просто вы не видите его отчетливо? Поиск этого выхода - наша наипервейшая задача, принимая, конечно, попутно, что жизнь со всеми вариантам развития событий, и плохими и хорошими, быть может, не стоит того, чтобы с ней так «церемониться». Конец нашего отдельного «я» уравнивает все варианты, post factum. Возможно, то, о чем стоило бы беспокоиться на порядок выше – так это жизнь после нас. Ведь будущие поколения – это будем мы с вами. Не беспокоиться о будущем мира, равноценно тому, чтобы не задумываться о своем же завтрашнем дне.
|
|
Всех после смерти ждет «рай»
Согласно традиционной точке зрения, каждый индивидуум после смерти будет пожинать плоды своих деяний при жизни, то есть он продолжит свое существование в «иных сферах» так, как будто отправился бы в другую страну, с сохранением своей индивидуальности. Однако уже тут возникает препятствие в виде неопределенности того, за какие деяния несет ответственность человек, а за какие в большей степени ответственны окружавшие его люди и обстоятельства. Совершенно невозможно отделить человека от его среды и совершенно не ясно, за что он должен отвечать вообще тогда. Тут встает и вопрос свободы выбора, предопределенности и т.п. Так вот, все эти вопросы потеряют свой смысл, если рассматривать смерть в рамках открытого индивидуализма. Каждый человек, умирая, обретает «дополнительное измерение» или перспективу, где он взирает не только на свою прожитую жизнь, но и на жизни всех когда-либо живших людей всех времен, отождествляясь со всеми ими не в меньшей степени, чем со «своей» жизнью. И так происходит с каждым умирающим. Не могу утверждать, что вообще что-либо происходит и есть ли какой-то «мост», который соединяет сознание, каким бы причудливым оно ни было, и совершенно не похожее на него состояние в нирване, которое стоит особняком. Мост должен существовать в любом случае, по определению ( в круговой, не радиальной симметрии миров ), но не факт, что он как-то субъективно переживается, то есть, что я, умирая, буду проходить какие-то стадии, в конечном итоге, «обретая» все новые и новые возможности к созерцанию усложняющейся панорамы реальности, может быть, сознание просто прекратится со смертью мозга. Если все же оно продолжится, тогда даже самый порочный человек ощутит себя так, словно он вынужден был играть навязанную ему жизнью роль и что все грехи ему «прощаются». Если он убивал, то делал это словно под гипнозом, можно заставить человека, сформировав у него зрительную иллюзию, увидеть в своих родных, к примеру, своих злейших врагов. Очнувшись и увидев раскроенные головы членов своей семьи, он, конечно же, будет повергнут в шок от того, как он мог такое сотворить. Сама жизнь играет роль такого «гипнотизера», внушая нам ненависть и другие негативные (и не только) чувства к другим людям, в то время как за всеми существами скрывается одно действующее лицо. Мир так задуман (условно выражаясь), чтобы насилие расцветало бурным цветом, чтобы люди жадно, с упоением и неистовым наслаждением, с раскаленной яростью терзали друг друга. И люди в основном не должны быть интеллектуально проникновенны, они должны быть грубы, тупы, злы, алчны и т.д., то есть роли для нас, грубо говоря, расписаны «заранее». А иначе мир будет недостаточно плох, чтобы «избранные» презрели его и стали искать выход из столь безрадостного бытия ( ну, это не единственное объяснение зла, скорее даже, наименее вероятное их всех ). Конечно, осознав это после смерти, злодей сразу перестает быть злодеем.
|
|
|
|
Время от времени мне снится, как я с особой жестокостью с кем-то дерусь, пытаясь ранить его ножом или искалечить тупым предметом, но после нескольких ударов я вдруг понимаю, что тот, кого я бью – вовсе мне не враг, внезапно я понимаю, что это мой кот, к примеру, или родственник. Я в этот момент вижу его агонию, и у меня разрывается от этого сердце, я искренне недоумеваю, зачем и почему я такое сотворил. Такие сны - маленькие откровения. Такое раскаяние - подобно тому, которое должен испытывать убийца после смерти, поняв, как он на самом деле всех любит ( да и что все - это он). Всех нас после смерти ждет нирвана, как бы мы ни прожили, какими бы мы не были сволочьми, потому что моральные последствия - это только правила игры этого мира - жестокого сна, и мы все под наваждением, кого и за что судить? ( «После смерти» - это наше временное понимание того состояния, которое вне временно уже сейчас, вечно. )
|
|
Вот такие чувства раскаяния испытает после смерти плохой человек, он поймет, что был одурманен и не несет никакой вины на себе. То есть это не совсем раскаяние, так как все персонажи, которые участвуют в драме жизни – на самом деле, в реальности не существуют. Не существовало ни его в роли деструктивного персонажа, ни того, кому он причинял страдания, в такой перспективе нет вообще понятия вины, так как драма была заранее «спланирована» самим ее исполнителем для определенных целей ( а может и без цели, просто жизнь не обязана оправдывать свое существованием чем-то еще, кроме ее самоподдерживающейся природы ). И, естественно, этот исполнитель согласен с таким положением дел. Если раем считать наилучшее бытие, т.е. нирвану, то все персонажи после жизни «попадают» в рай, потому что все они – одно действующее лицо. Т.о., люди могут дальше без зазрения совести совершать свои злодеяния ( конечно, другие им этого просто так не позволят ), ведь они играют свою «роль», только и всего. В этой связи приходит на ум распространенное заявление некоторых особо мистифицированных святых о том, что они каким-то образом «менее достойны» Царствия Небесного или прощения, чем самые закоренелые грешники. Если посудить, святой человек уже приобрел понимание и благодать и его роль – самая завидная ( так как он исполняет прямое «предназначение» этого мира - пробуждение сансары ото сна, либо просто нашел глубокое умиротворения в понимании того, как прекрасно и гармонично мироздание в целом и больше не страдает ). Грешники же исполняют куда менее завидную роль, они своего рода «пушечное мясо», массовка, расходный материал, им несоизмеримо хуже и горше, поэтому святой так относится к грешнику, как пиршествующий богач к умирающему у его ног нищему. Однако, все это не имеет буквального смысла, потому что и тот и другой – одно существо, это некая «кольцевая иерархия», то есть схема, которая дает понять, что «самый верх» тот час же переходит в «самый низ», поэтому в другой точке отсчета грешник – «верх», а святой – «низ».
Все это сон…
Люди в большинстве своем уверены, что они здоровы и с ними «все в порядке». Я попытаюсь развенчать этот миф на примере небезызвестной патологии мозга под названием синдром Корсакова. При систематическом пьянстве случается так, что по каким-то причинам происходит изолированное поражение нейронов очень незначительной по объему, но крайне важной по функции, области мозга под названием миндалевидные тела. Они отвечают за, скажем так, консолидацию памяти, то есть за перевод воспринимаемой информации из краткосрочной памяти в долгосрочную. В тяжелых случаях больной помнит только последние несколько минут своей жизни. Так же характерно развитие ретроградной амнезии и подчас уже находящиеся в зрелом возрасте люди считают себя моложе на 10 -20 лет, чем они есть на самом деле. Они вынуждены находиться в «вечном настоящем». При этом остальные их умственные способности могут оставаться интактными. Стоит такому больному сообщить о его положении дел, он сперва будет очень удивлен, но через минуту уже забудет о своем удивлении и его внимание будет направлено на что-то еще и так далее. Его можно постоянно чем то «привлекать», то одной игрой, то другой и так далее, пока он не устанет или не проголодается.
Цитата из книги Оливера Сакса : «Этот человек заключен внутри единственного момента бытия; со всех сторон его окружает, как ров, некая лакуна забвения… Он являет собой существо без прошлого (и без будущего), увязшее в бесконечно изменчивом, бессмысленном моменте».
Сознание такого больного подобно нашему ощущению себя во сне. Мы в течение ночи постоянно обнаруживаем себя в центре какого-то сюжета, при этом никак не озадачены вопросом – как мы сюда попали, то есть нас как бы затягивает в водоворот событий, и мы уже себе не принадлежим, а только реагируем каким-то свойственным нам образом на происходящее. Но что такое наша обычная жизнь, как не «расширенное сновидение»? У нас у всех ретроградная амнезия и полная дезориентация, мы знаем лишь себя настоящих и то очень расплывчато. Нами постоянно руководят эмоции и другие импульсы – где то связующее звено, которое не позволит нам распасться на разрозненные части? Мы как больные синдромом Корсакова только и можем, что выдать реакцию. Каждый отдельный человек в масштабе человечества – это будто минута из жизни больного, маленькая жизнь, с обеих сторон ограниченная пропастью забвения. И мы так же бесхитростно проживаем эти свои жизни, целиком поглощенные «впечатлением минуты» (попадая в сети политических, религиозных, расовых, социально – бытовых, семейных разногласий, принимая на веру то, что мы все отдельные существа, наделенные какой-то самостью и т.д.; что все происходящее – единственная «настоящая реальность» ). Да, мы помним себя с какого-то момента, но наши временные границы, пусть и включают в себя не минуты, как у больного синдромом Корсакова, и не часы, как во сне, все же не дают ровным счетом никакого понимания как нас самих, так и мира, в котором мы живем. Мы словно по умолчанию принимаем все происходящее как должное, и большинство из нас не задается вопросом – «что, собственно, происходит?», направляя все внимание на «раздражители». Не является ли такая жизнь не менее жалкой и ничтожной, чем жизнь описанного пациента? Каждый родившийся человек – беспамятен и беспомощен перед жизнью. Пациента можно каждую минуту смешить одним и тем же анекдотом, а нас можно обманывать одним и тем же обещанием счастливой жизни. Но у нас есть, все же, преимущество перед такими пациентами – мы можем осознать, что наша жизнь – сон, наваждение, шутка и вздор, и пронести это чувство до самого конца.
«Жизни не стоит придавать смысл, ибо это неизбежно приведет к выводу о том, что жить не стоит.» Альбер Камю.
Даже если есть загробная жизнь, другие миры, нирвана и прочее, МЫ туда не попадем. Мы - живая иллюзия, сон во сне, персонажи сна по пробуждению исчезают, со всеми своими проблемами, вопросами, желаниями и т.д. Наша судьба как эмпирического сознания - небытие. Поэтому, если мы хотим прожить как можно менее трагичную судьбу, как можно меньше лить слез и возносить руки к небу с криками «за что?» и «почему?», надо эту жизнь лишить смысла, лишить ее серьезности, значимости, относиться к ней, как к игре, не более. Если же, все-таки, придать ей смысл, то, как и говорит Камю, - мы увидим, что за этой жизнью прячется нечто большее, и жизнь будет вызывать у нас глубочайшее отвращение, так как будет казаться препятствием к «вечному счастью». В общем, так оно и есть, те, кому выпадает слишком много печалей, хотят смерти, но печаль была бы не так глубока и смерть не так желанна, если бы они поняли, что все это - сон...
Есть ноуменальный мир и его надо иметь ввиду любому думающему человеку, не придавать абсолютной реальности этому миру, потому что он - сущий вздор! Именно такая оппозиция и может немного «обезмассить» наши страдания, когда центр тяжести будет переведен в сферу истинной реальности. А жизнь в таком контексте покажется пустяком, и смысл, конечно, у нее есть, но только в рамках самой жизни, в понятиях того, как же ее прожить, или не прожить. Если жизнь поставить в центр внимания и попытаться такой ее условный смысл возвести в абсолют - то получиться абсурд, потому что все кричит о том, что у нашей жизни такого смысла нет. Поэтому должно иметь такой условный, «экзистенциальный» смысл, в виду, в терминах Камю его как бы и «нет», потому что на Смысл может претендовать только абсолютный смысл, а он нам недоступен, так как находиться в ноуменальном мире.
Жизнь обладает фрактальностью, как известно. Я когда, бывает, проигрываю сопернику в игре несколько раз подряд, впадаю в неистовство, словами не передать, тут и гнев, и желание себя убить и вся экзистенциальная боль на свете, конечно, это связано еще и с тем, что фоном служат какие-то проблемы из реальной жизни. А это, черт возьми, всего лишь игра. Но она имеет «смысл», эмоциональный. Наша жизнь - тоже игра, только более затянутая и боль может быть чудовищной! Но это ее правила! Это «всего лишь» правила всего лишь этой игры! Кто знает, какая (возможная) награда может компенсировать с головой самую дикую боль? В конце концов, если вас на живую расчленяет маньяк, то вы «подписались» заранее на эту боль, сам факт рождения об этом свидетельствует. Я против той точки зрения, что подобный «контракт» (не поймите не правильно, я исключительно фигурально выражаюсь) был подписан нами в «недееспособном» состоянии! Мы a priori согласны на все, тут происходящее. Такова цена бытия.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!