ГРАФИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ СТРАХА



 

Каждого человека с рождения сопровождает страх. Он, как тень, ни на шаг не отпускает нас. Может быть, он не нужен? Нужен, ибо поддерживает в нас чувство самосохранения. Но и мешает, когда сковывает наши действия, леденит душу. Он мешает установить рекорд, сказать вслух, что мы думаем, мешает сделать новое открытие. Победа над страхом в таких ситуациях - это проявление силы духа. Как же приручить страх и излишнюю тревожность?

Страх можно нарисовать (игра 35). Как может выглядеть нарисованный страх?

Вот как видит свой страх Ира..

Владимир, художник этой книги, видит свой страх по-иному:...

 

Рисунок может быть абстрактным или конкретным. Как правило, ученики не могут сразу нарисовать страх, и им надо дать время, чтобы его представить. Примеры других учеников помогают даже самым большим тугодумам справиться с этим необычным заданием. Некоторые ученики смогли представлять и рисовать одновременно. Важно давать следующую установку:

- Не думай, как нарисовать, не старайся специально рисовать красиво, "отпусти" руку, пусть она рисует сама, не командуй ею. Скажи себе: "Что получится, то и получится".

Иногда ученики говорят, из какой части тела страх исходит, могут показать его жестами.

После этого получившийся на картинке страх надо забыть. Картинку можно сжечь или разорвать на мелкие кусочки и выкинуть их. Для забывания можно взять любой из описанных в этой книге способов. Но чаще всего ученики предпочитают представлять сжигание картинки. Может быть, потому, что огонь - самый эффективный способ разрушения, и это близко нашему вытесненному чувству агрессии. Один ученик сажал свой страх в поезд, прощался с ним и отправлял в "страну страхов": "Их там много, пусть там живут. Теперь, если я и боюсь, то наполовину оттого, что уже было раньше."

Ученики разделяют страхи на тот, с которым можно жить, -например, когда на уроке ставят двойку и ты боишься наказания родителей, - и на тот, с которым жить нельзя, например страх перед выходом к доске, от одной мысли о котором может случиться приступ тошноты. Ученики предпочитают начинать с "легкого" страха, переходя потом к "главному". Но с ним сразу справиться не удается, и обычно ученики рисуют серию "промежуточных" страхов, и лишь затем "главный" страх, который тогда исчезает.

Если представить страх не удается, то ученик может воспользоваться подсказкой и выбрать рисунок, который больше всего напоминает ему его страх.

 

 

КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ

 

Название "комбинированные методы" возникло от использования совместно нескольких методов развития памяти: измененных модальностей, регрессии, трансформации и др. Эти методы успешно работают и сами по себе, но в жизни часто все перемешивается - и уже трудно различить, где кончается один метод и начинается другой. Впервые комбинированный метод был описан в книге "Тактильная память". Суть его в следующем: надо взять 5-10 дощечек с разной шероховатостью и разложить их в таком порядке - от самой неприятной на ощупь до самой приятной. Как правило, это различие интуитивно. На вопрос, заданный ученику: "Почему ты так разложил, а не по-другому?" -он пожимает плечами. На следующем этапе игры ученику предлагают задуматься, почему той или иной дощечке он отдает предпочтение. Могут появиться самые различные ассоциации на предмет "нравится - не нравится", но нам важно, чтобы ученик искал ответ в своих воспоминаниях. Важны не фантастические придумки, а реальные воспоминания неприятных, более приятных и очень приятных событий ушедшего детства. Например, для Алексея самая неприятная дощечка - с наждачной бумагой. Она ему напоминает каменистую местность. В 6 лет он бегал по двору и упал, разодрав колено о камни. Следующая дощечка уже более приятная. Рельеф дощечки напоминает Алеше подвал, где он курит с ребятами. Приятно и, в то же время, тревожно, что узнает мать. Так одна дощечка сменяет другую, одно воспоминание сменяет другое. Заканчивается все самой приятной на ощупь гладкой дощечкой и самым приятным событием - Алеше купили коньки, и он играет на льду в хоккей.

Чем больше будет потребность в дощечках в минуты душевной неустойчивости, тем сильнее будет реализовываться энергия детских воспоминаний. Как только пальцы прикоснутся к выбранным дощечкам, минувшие события оживут и станут целебной силой. Вот пример использования дощечек учеником:

- Вчера я поссорился с бабушкой. Судя по ее реакции, ссора получилась настоящей. Часто я бываю виноват, но признаваться первым не хочется. Мне нравится некоторое время "подуться". В этот раз я взял дощечки и разложил их в том порядке, в котором делал это на уроке. Пока я их раскладывал, раздражение ушло, "дуться" больше не хотелось -и я пошел к бабушке мириться.

Когда пальцы перебирают дощечки, на самом деле перебираются воспоминания, находящиеся в них. И эти воспоминания незаметно перестраивают сознание, актуальное восприятие мира меняется с минуса на плюс. Если навык в игре уже сформирован, то эффект будет даже тогда, когда нет дощечек под рукой. Достаточно будет их представить и "ощутить" шероховатости под пальцами.

Почему в игре 33 надо пребирать дощечки в определенной последовательности, от неприятной к приятной, а не взять сразу приятную - и "дело с концом"? Потому что надо восстановить контакт со своим подсознанием (или с "демонами", сидящими внутри, как сказали бы в старину). Представьте себе такую картину: у Вас плохо на душе, хочется скрыться от всего белого света, уйти в себя, а к Вам подходит сияющий, довольный собой человек и говорит: "Посмотрите, как все прекрасно -солнце светит, листья зеленеют, птицы поют..." Вы скорее всего отмахнетесь от него. А если к Вам подсядет человек и хмуро произнесет: "Да, жизнь скверная штука..." - Вы прислушаетесь к нему и, может быть, разовьете его мысль дальше. Ту же самую роль хмурого собеседника играет первая, неприятная дощечка. Ее главная цель - восстановить контакт с Вами, а дальше, в "беседе" с другими дощечками, магия свое возьмет!

В игре 32 используется тот же Комбинированный метод. Только вместо дощечек применяются открытки. Поскольку не всегда дома можно найти подходящие открытки, в Приложении к игре мы даем свои, которые можно или срисовать, или вырезать и наклеить на плотную бумагу. Если сложно играть сразу с девятью открытками, можно использовать меньшее количество.

В игре 34 мы используем запахи. Тем, у кого хорошо развита обонятельная память, игра понравится, а тем, у кого она "не очень", представляется случай обонятельную память развить.

В этой игре ученики научатся создавать себе и своим друзьям хорошее настроение с помощью запахов. Кроме парфюмерных запахов, можно использовать запах трав или специй, которые найдутся на любой кухне.

Многие люди давно нашли свои запахи для улучшения самочувствия и думают, что находка принадлежит только им. Однако еще древние жрецы пользовались в лечении благовониями.

Игры 31, 36, 37 также относятся к Комбинированным методам.

Важно отметить, что новые, свежие воспоминания имеют более выраженный эмоциональный заряд. Если возвращаться к любимым воспоминаниям, но одним и тем же, то эффект будет менее выражен.

Игорь Матюгин

 

Игра 1

 

 

Вспомни себя в 6 лет, в 5 лет, в 4 года; при этом постарайся увидеть то, к чему твоя память возвращается часто, и то, что забыто тобой накрепко.

Как оказалось, умение путешествовать по планете своего детства, возвращаться к приятным событиям и переживать их заново спасает нас от неожиданных неприятных переживаний.

Возвращение к дням, когда все было хорошо, когда ты чувствовал себя уверенно и казалось, что так будет всегда и никогда не будет несправедливых обид, что все рождены для того, чтобы любить друг друга - спасает душу. Иногда ты можешь спрятаться в этих воспоминаниях от душевных невзгод и вернуться отдохнувшим и отогретым.

Надо сделать так, чтобы смутные воспоминания развернулись в явственные представления, похожие на яркий ночной сон. Такие воспоминания могут дать целебный эффект, и ты станешь магом самому себе. Отправляйся путешествовать в детство и отыщи такие дни, когда тебя все любили и ты был в ладу с самим собой. Переживи эти дни заново, посмотри на мир "теми" глазами, помысли так, как мыслила твоя голова в 4 года, в 5 лет, в 6 лет.

 

ЗАДАНИЕ

 

• Включи спокойную музыку, сядь поудобнее, закрой глаза, расслабь свое тело. Представь, как тяжесть тела уходит вниз, нарастает легкость. Твое тело растворяется в музыке. Приходит ощущение легкости, ясности. Образы появляются сами по себе, без всяких усилий с твоей стороны.

• Представь, что ты идешь по планете своего детства.

• Ты видишь себя в 6 лет. Вспоминаешь свои игрушки, книги, наряды. При этом постарайся увидеть и то, к чему твоя память возвращается часто, и то, что накрепко забыто.

• Если не удается вспомнить сразу, не делай усилий. Представь фотографию того возраста; вообрази, что она оживает. Что происходило до и после снимка?

• А теперь посмотри на себя в 5 лет, в 4 года.

• Ты возвращаешься в настоящее и хорошо помнишь, что было во время путешествия.

• В конце занятия внуши себе, что после этой игры ты сможешь вновь возвращаться к этим событиям или находить новые островки памяти, на которые не заглядывал ранее.

• Можешь нарисовать или описать, что ты увидел.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!