Диалектический материализм – научная философия о наиболее общих законах материальности природы, истории человечества и законах её развития как процесса.



§ 1. Диалектический материализм  как преемница  предшествующей старой философии.

 

Первой задачей науки является найти самые общие законы природных процессов, их материальности и развития. Эту задачу мыслители всех времён и народов разрешали на основе выработки философии, которая оформлялась в философских системах. В этих системах постепенно складывались понятия, категории, законы будущей научной философии о которой мы уже частично говорили несколько выше.

Философия представляет собою на каждой данной исторической ступени её развития определённое понимание всеобщей связи явлений. В то время как отдельные, частные науки занимаются изучением какого-либо отрезка природы, известной её части, философия стремилась всегда вскрыть всеобщую связь целого.

История философии есть главным образом история развития научного мышления и если мы спросим себя, каков результат многовекового развития человеческой мысли, то на этот вопрос мы ответим: материалистическая диалектика как учение о развитии и как метод мышления. Материалистическая диалектика не с неба свалилась, а является результатом развития человеческой мысли, закономерным продуктом истории науки, техники и философии. И мы воспроизведем основные характеристики развития философии через всю историю человечества.

Всю предшествующую им философию, Маркс, Энгельс, Ленин, преодолели и переработали  на основе материализма, прежде всего человеческую диалектику развития. Диалектика является результатом развития всей истории человеческого мышления, высшим продуктом науки, философии и практического творчества человека. «Диалектика мышления, - говорит Энгельс, - является для современного естествознания самой правильной формой, ибо она представляет аналог – и, значит, метод объяснения происходящих в природе процессов развития – для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой»[38]. К сожалению, по сегодняшний день учёные в области естествознания не владеют философскими категориями в познании природы, что привело к глубокому научному кризису естествознания после уничтожения марксизма в СССР и на планете.

В своей истории философия прошла два этапа: донаучный этап, 2500 лет, когда шло создание искусственных систем. Второй этап – период, когда философия становится наукой об общих законах развития природы, общества и мышления. Когда человечество вышло на научное, естественное изучение природы как процесса, то искусственные философские системы, со старым содержанием, искусственной классификацией стали бессмысленными. Но старые искусственные философские системы дали многое науке, сохранили преемственность в методах поиска и открытия общих законов природы, то есть – разрабатывали основы будущего научного метода в естествознании и изучении истории человечества. Это мы увидим во всех томах нашего исследования при рассмотрении истории философии в трудах философов – марксистов. Их было очень мало, но создали они множество работ научного анализа развития философии. Люди, не владеющие основами научной философии, никогда не смогут написать научных работ по истории философии. Примером тому являются совершенно бессодержательные, ненаучные работы по истории философии времён сталинизма и КПСС. Последними учёными – марксистами в СССР были А. М. Деборин, М.А. Дынник, Б.Э. Быховский, В.Ф. Асмус, которые, несмотря на постоянные преследования, слежку, сумели эзоповским языком донести до будущих поколений великолепные работы по марксизму, как науке, истории философии и многих других проблемах  науки истории, ее составляющих частей.  

 Без открытия общих законов не может существовать научное знание. С их открытиями все общие знания были сосредоточены в новой науке, в их единстве и взаимосвязи, получившей название – новая, диалектическая философия, качественно отличающаяся от «старой» философии. Новая философия получила такое своё определение: наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Путать философию «старую» с философией новой, диалектической, учёный не имеет права, иначе он не разберётся в научном понимании естествознания, истории человечества и человеческого мышления. Составными частями новой диалектической философии являются – диалектический материализм, исторический материализм, диалектическая логика и теория познания, как самостоятельные и единые научные дисциплины. Всё это нам сейчас предстоит кратко рассмотреть и затем проследить их «работу» в развитии через всю историю человечества.

Чем же отличается от «старой» философии диалектическая философия, приходящая ей на смену?

«Старая философия» начинает ещё с первобытного общества, с Древнего Востока, с античности строить свои системы самостоятельно из чистых понятий, часто пренебрегая фактическим материалом, результатами опытных положительных наук. Но с другой стороны, и эмпирические науки часто пренебрегают общими руководящими идеями, довольствуясь одними фактами, не замечая, что обобщения нуждаются в понятиях, категориях, законах. Отрыв естествознания от обобщений, которыми должна заниматься диалектическая философия, влечёт за собой торжество ограниченного метода мышления. Умозрительные системы прежде времён стремились дать законченную раз навсегда картину мира. Каждый великий метафизик считал, что ему именно открылась абсолютная истина. Однако с развитием положительного знания выяснялась вся абсурдность старых философских систем, старого метафизического метода. С представлениями о природе как едином саморазвивающемся процессе, потребовался новый метод познания и мышления о природе. Тогда и сформировался диалектический материализм, как новая диалектическая философия о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Своё отношение к «старой философии» «новая философия» словами Энгельса выразила следующим образом: «Если мы станем выводить мировой схематизм не из головы, а посредством головы из действительного мира, если мы буем выводить основоначало бытия из того, что есть, то для этого нам нужна вовсе не философия, а положительные знания о мире и о том, что в нём происходит; а то, что, таким образом, получается, опять-таки есть не философия, а положительная наука»[39]

В другом месте Энгельс писал: «Лишь когда естествознание и история впитают в себя диалектику, лишь тогда весь философский хлам за исключением чистого учения о мышлении – станет излишним, раствориться в положительной науке»[40] В настоящее время все фундаментальные естественные и исторические науки совершенно не используют факты природы и истории человечества в синтетическом единстве, единстве философской формы и фактического содержания.

Мы и пытаемся весь положительный материал, как и научные работы классиков сложить в положительную науку истории – «Диалектику истории человечества», а затем, возможно, и «Диалектику природы».

В самом деле, в чем смысл и значение того отрицания фило­софии, которое основоположники марксизма проводили последо­вательно, начиная с 1844 — 1845 гг. («Немецкя идеология») и кончая последними днями жизни Ф. Энгельса -1886—1888 гг. Едва ли не самое глубокое высказывание мы находим у них в рукописи 1845 г., когда они «сводили счеты со своей тогдашней философской совестью». Вот что было тогда написано: «Когда начинают изображать действительность, теряет свою raison d'etre самостоятельная философия. На ее место может в лучшем случае стать суммирование наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей. Но абстракции эти сами по себе, обособленные от реальной истории, не имеют никакой ценности. Они могут служить лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала и наметить последовательность различных слоев его.

Но в отличие от философии они не дают какого-нибудь рецепта или схемы, согласно которым можно расположить истори­ческие эпохи».

Таким образом, при столкновении с действительностью умирает философия «самостоятельная», с этой действительностью не считающаяся, умирают законченные, застывшие, умо­зрительные, метафизические системы; умирают «философии при­роды», спекулятивно загоняющие природу в жесткие схемы, и «философии истории», не менее спекулятивно изготовляющие готовыерецепты. Однако за философией остаётся «суммирование наиболее общих результатов», осмысливание их в категориях, законах, получаемых путём обобщения, абстрагирования от действительных, преходящих, исторических явлений. Эти абстракции, существующие в отдельном, тысячами нитей связаные с каждым отдельным фактом, «облегчают упорядочение исторического материала». Отнюдь не «обособляемые» от «реальной истории», они позволяют осмыслить окружающую естественную и историческую действительность. Указанное «облегчение» вовсе не следует понимать так, что обладание философскими абстракциями равносильно обладанию волшебными ключами от действительности. Данный замок можно открыть только таким ключом, который надлежащим образом сработан и пригнан именно к данному замку. Имея уже десяток ключей, нужно выбрать из них, подобрать один — к данному замку подходящий.

Трудность, — продолжают Маркс и Энгельс, — начинается лишьтам, где принимаются за рассмотрение и упорядочение материала... когда принимаются за изображение действительности. Устранение этих трудностей обусловлено... предпосылками, которые... вытекают только из изучения реального жизненного процесса и действия индивидов каждой отдельной эпохи».

Далее авторы приводят, как они выражаются, «некоторые из этих абстракций» и по существу, как известно, излагают основы материалистической точки зрения на общественные явления и события.   

Итак, если отметается в сторону «самостоятельная», спекуля­тивная, идеалистическая философия, то на ее место становится суммирование результатов, абстракций от действительных явлений, наконец, установление предпосылок - и все это в целях уразумения того, что совершается вокруг познающего субъекта и даже внутри его.

Нужно признаться, что содержание наследницы старой фило­софии определено здесь не материально, но лишь формально. Но и из приведенного материала видно, что, кроме отдельных положитель­ных наук, имеет право на существование еще некая, скажем, тоже наука, обладающая определенным содержанием. Эта последняя была уже в распоряжении Маркса и Энгельса в 1845 г., она про­низывала все их научные исследования и общую практическую деятельность, и о ней черным по белому писал Энгельс в 1877-1878 гг. в «Анти-Дюринге»: «От всей прежней философии остается еще в качестве самостоятельной науки (самостоятельной, конечно, не в смысле абсолютной независимости от положительных наук, а в смысле особого, не растворяющегося в других науках содержа­ния,  учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика». Здесь, как видно, наследница философии получает уже определенное название, она зовется диалектикой.

Само собою, разумеется, что определение диалектики в руках марксизма было бы неполным, если бы мы квалифицировали ее как учение только о законах мышления. К такой диалектике близко подошел уже Кант, но не такой стала она у марксистов. «Диалектика, — как формулирует Энгельс, — представляет собою не более как науку о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Надо ли гово­рить, что только в этой формулировке диалектика получает пол­ное определение и притом выступает как материалистическая диалектика. Мышление столь же диалектично, сколь диалектично и бытие, но диалектика понятий является лишь сознательным отражением диалектики внешнего мира.

Необходимо со всей силой подчеркнуть это значение материалистической: диалектики, как преемницы философии, ибо только в таком смысле понятие философии марксизма фигурирует у её основоположников, и у Ленина.

«Философия, — как говорит Энгельс в «Анти-Дюринге», — таким образом «снята», т. е. «одно временно превзойдена и сохранена»: превзойдена по форме, сохра­нена по своему действительному содержанию»[41].

Мы в своей работе используем научную философию в единстве с фактическим материалом истории человечества. Факты мы систематизируем в философских категориях, в их единстве. Философские категории в нашей работе, как и во всех работах ученых, владеющих научным пониманием истории, становятся скелетом, на котором держится весь фактический материал истории человечества. Не случайно еще Спиноза говорил, что «без философии история слепа, а без истории философия мертва».

Любая наука не может обобщить факты своей области знаний без философских понятий, категорий, законов. В этом и заключается единство философии и всех наук о природе. Поэтому еще философию называют матерью всех наук

При Сталине сознательно один факультет истории, философии, литературы разделили на отдельные факультеты: исторический, философский, филологический. И с тех пор научное понимание истории человечества было разрушено, а преподавание на всех факультетах стало схоластическим, в лучшем случае-метафизическим. Современные наследники Сталина и КПСС дошли до того, что стали утверждать, что история как наука - невозможна. В своем исследовании мы постараемся опровергнуть такие заявления. 

§ 2.  Диалектический материализм – наука, отражающая наиболее общие законы естественности природы (материализм) и её развитие (диалектика)

Итак, мы подводим читателя к выводу, что у человечества есть один единственный научный метод познания истории природы и истории человечества: исследовать природу как естественный, единый, бесконечный, непрерывный, саморазвивающийся процесс.

Любой другой подход к изучению природы привносит искусственность, субъективность, надуманность в изучение природы и, в конечном счёте, уводит от объективности, научности в её познании.

В этой связи справедливо утверждение, что материализм без диалектики слеп, а диалектика без материализма пуста. Материализм без диалектики ограничен, односторонен и превращается в метафизический материализм. Диалектика невозможна, пуста без материализма. Исходя из этого, диалектика и материализм объединяются в одно целое, как философию, получившую у марксистов название – диалектический материализм. Раскрытые выше общие законы материализма природы, общие законы её развития – диалектика, должны учитываться при научной работе каждым естество исследователем, занимающимся фундаментальными науками – математикой, механикой, физикой, химией, биологией. Рассматривать эти части природы вне её материальности, движения, самодвижения, развития – значит уходить от объективных свойств природы, которые только и позволяют научно изучать природу, все её составные части, как одного единого материального, саморазвивающегося целого. То же самое касается и всех исторических наук. Любые попытки создать научное исследование без учёта материальности и диалектичности, как в области естествознания, так и истории человечества, обречено на провал, искусственность, субъективность исследования. Научные работы эпохи сталинизма и КПСС полностью это подтверждают. 

В разработке материальности и диалектичности исследования мы должны, прежде всего, раскрыть наиболее общие законы естественности природы, получившее название – материализм, философия материализма.

Кроме этого мы должны раскрыть наиболее общие законы движения, развития, самодвижения конечных частей бесконечной природы и истории человечества. Эти общие законы получили название диалектических, или диалектика.

Все в совокупности наиболее общие законы материализма и диалектики соединены, как мы уже говорили, в одну общую науку - диалектический материализм. Поскольку философия – наука о наиболее общих законах, то диалектический материализм называется одновременно наукой и философией. Вот и все ответы на, казалось бы, загадочные вопросы.

Именно в этом смысле Маркс и Ленин называют диалектический материализм философией марксизма, его методологией, как и методологией всех наук о природе. Философия есть наука об общих законах развития природы, общества и мышления. И не существует более общих законов, чем законы материализма и диалектики, которые мы раскрыли в вышестоящих параграфах. Мы через все наши исследования будем вести повествование, исследование истории, исходя из общих законов материализма и диалектики, то есть – диалектического материализма. Мы ещё очень детально рассмотрим природу закона вообще, вечных, общих, основных и частных законов, которые человечество открыло в природе. Общие знания на уровне выводов, вытекающих из положений диалектического материализма, будут постоянно играть конструктивную роль в формировании развивающейся теории, исходя из которой, будут создаваться тысячи исследований, в их единстве, как это осуществили сотни учёных-марксистов, создавших более сорока тысяч работ 80 лет хранившихся в сталинских спецхранах. Ниже мы это ещё многократно будем доказывать, и ссылаться на основоположников диалектического материализма. Содержание диалектического материализма, как философии марксизма, как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления составляют, прежде всего, те общие законы, которые мы перечислили при рассмотрении конкретно диалектики и материализма. Кроме их существуют ещё общие философские законы диалектической логики, как ступени познания природы, и законы теории познания, как законы развития человеческого сознания и мышления. Всё это и составляет философию марксизма, как новую, научную философию. 

А сейчас обратимся к характеристике общих законов диалектики и материализма в природе, разработанных учёными до установления диктатуры Сталина и опубликованных единственный раз целостно в первом издании Малой Советской энциклопедии. Саму характеристику диалектического материализма как диалектической, новой философии очень обстоятельно А.М. Деборин, общепризнанный в своё время лучший диалектик – марксист в 20-е годы.

Диалектический материализм – цельное и стройное мировоззрение, охватывающее как природу, так и общество и связывающее социологические, политико-экономические и общетеоретические элементы марксизма.

Диалектический материализм – это материальная действительность, рассмотренная на основе материализма и диалектики диалектическим методом.

Диалектический материализм – краеугольный камень марксизма, ибо из него мы исходим при изучении «любой конкретной области природы и общества».

Диалектический материализм есть всеобъемлющая теория, синтез философского материализма и диалектики, выросший на основе всей совокупности данных науки и истории, философской мысли, как и человеческой практики[42].

А что мы видим по вопросам философии, диалектического материализма в период сталинизма и КПСС? Была написана масса учебников, монографий по разным проблемам и не одной научной, марксистской работы с позиций диалектического материализма. Теперь наш читатель в этом может убедиться сам.

Что мы можем сказать о Диалектическом материализме как итог приведённого материала в данном параграфе.

Совокупность положений Диалектического материализма, как «путеводная нить», не высасываются из пальца, а абстрагируются из конкретного материала, рождаются в процессе исследования в истории естествознания, истории человечества и обобщаются историей философии. Их можно и нужно подтверждать, доказывать всеми фактами природы.

Диалектический материализм есть особая наука, которая даёт нам первый и наиболее общий подход к действительности, отражает наиболее общие соотношения бытия или материального мира.

Эти соотношения – целый ряд методологических положений, которые, конечно, не означают голого перечисления фактов и понятий.

Диалектический материализм есть наука самая абстрактная, непосредственные приложения его к физике, химии, биологическим наукам, психологии, истории не идёт дальше формально-логических, словесных подведений под общие, абстрактные, универсальные категории частных явлений, внутренний смысл и соотношение которых ещё неизвестно.

Диалектический материализм не только содержится в выводах науки, но он по необходимости и предшествует им в процессе исследования. Он никак не может быть отождествлён с последними выводами науки.

Совокупность положений диалектического материализма не что иное, как отвлечение от действительных свойств реального мира.

Диалектический материализм содержится и должен содержаться во всех действительных выводах науки, истинах естествознания и обществознания.

В этом смысле он есть наука, и притом самая абстрактная наука. И именно потому, что эта абстрактная наука правильно отражает наиболее общие соотношения связи реального мира, её применение при конкретизации ведёт к плодотворнейшим результатам, уже как наиболее общий метод, общий подход к действительности, при взаимодействии диалектического метода с общими и отраслевыми науками, как мы вскоре увидим.

Ниже мы увидим, что метод играет активную роль во всяком научном исследовании, тем более общий научный метод, которым выступает диалектический материализм, его общие законы.

А что мы видим по вопросам философии, диалектического материализма в период сталинизма и КПСС? Была написана масса учебников, монографий по разным проблемам и не одной научной, марксистской работы с позиций диалектического материализма. Теперь наш читатель в этом может убедиться сам.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!