Материализм – органически связанная часть
Диалектического материализма, отражающая в мышле-
Нии природу как единый естественный процесс
Итак, философия – это наиболее общие законы природы, общества и мышления, как частей единого процесса природы. Разделяются они законы первичности природы (материализм) и законы развития природного процесса (диалектика). Их мы теперь и рассмотрим отдельно и в единстве.
Основные положения современного материализма, как знания о первичности природы, независимости её не от чего другого лежат в основе природы, которые мы будем обязаны строго соблюдать в нашем исследовании. Эти положения, как принципы, как законы являются продуктом длительного развития в познании, как философии, так и естествознания. Они выступают и как гносеологические принципы последующего познания природы и истории человечества. Их свели к единству учёные-марксисты в конце 20-х годов. Вот они: внешний мир существует вне и независимо от нашего сознания, реальна одна лишь природа, она существует независимо от субъекта; субъект составляет часть той же природы;
1) Эта объективная реальность – материя – имеет своим неотъемлемым, присущим ей свойством движения: материя не мыслима без движения, движение же есть единство пространства и времени, следовательно
2) Пространство и время объективно реальны;
3) Мир не есть создание какого-либо творца, не порождён какой-либо причиной – материя есть причина самой себя;
|
|
4) Материя, следовательно, не имеет начала во времени, но, будучи безначальной, она и бесконечна: материя вечна;
5) Материя существовала до появления ощущающих и мыслящих существ, и будет существовать после их гибели;
6) Сознание, дух появляется лишь на определённой ступени развития материального мира;
7) Сознание есть свойство материи, особым образом организованной;
8) Материя отражается в наших чувствах, т.е. она познаётся нами посредством впечатлений, вызываемых её действием на наши органы чувств;
9) Воздействие внешнего мира на наши органы чувств и служит источником, исходным пунктом нашего познания; врождённых идей нет;
10) Ощущение, чувства сами по себе не дают нам истинного знания, вопреки эмпиризму;
11) Познание достигается деятельностью мышления, формирующей в понятиях те связи и отношения, которые объективно существуют в природе;
12) Причинная закономерность существует объективно, будучи присуща самой природе;
13) Материя и сознание не тождество, а единство: мышление – внутренняя сторона материи; внутренняя сторона материи субъективна, но «Я» субъект для себя и объект для другого;
14) Мир принципиально познаваем, нет непознаваемых «вещей в себе»; наше познание мира даёт нам объективную истину, вопреки сторонникам агностицизма;
|
|
15) «Человеческое мышление по природе своей способно давать, и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютных истин, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то сужаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин В.И.). Совсем другое утверждает релятивизм.
16) Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания, как говорил Ленин, и материализма в целом.[21]
Эти положения материализма мы ещё должны будем показать, доказать и использовать на истории развития человечества, как и вторую органически связанную часть диалектического материализма – диалектику. На них должен опираться ученый любой науки в области естественных и гуманитарных наук. Без этих основ материализма не может быть никакого ученого.
Большинство из этих законов мы можем найти в «Философских тетрадях» Ленина, когда он пытался обобщить выводы Гегеля в его «Логике» материалистически.
Материализм - философское учение, утверждающее
|
|
Первичность материи по отношению к духу.
Основной вопрос философии.
При познании природы как естественного саморазвивающегося процесса, на первом месте выступает вопрос о соотношении природы и сознания, природы и мышления. Развивающемуся из первобытного общества человеку трудно проследить первичность природы, а не бога, слова и т. п. Поэтому в этих заблуждениях на первое место выходил вопрос: что первично и что вторично – природа или сознание. Этот вопрос настолько важен и существенен, что он получил название – Основной вопрос философии. Любой человек, тем более ученый, так или иначе использует этот вопрос, как научное исходное начало в своем познании и объяснении мира. Он выступает и первым вопросом в мышлении, в построении диалектической логики.
Материализм противостоит другому философскому учению—идеализму, утверждающему, наоборот, примат (первенство) духа над материей. Вопрос о соотношении материи и духа (иначе — бытия и сознания, или мышления) есть основной вопрос всякой, а особенно новейшей, философии. Смысл этого вопроса состоит в следующем. Мы находим в нашем сознании определенное содержание — представления, понятия, идеи о свойствах вещей и отношениях между ними. Наша мыслительная деятельность протекает в известных формах, по определенным законам. Возникает вопрос, обусловлены ли содержание и формы нашего мышления данной вне его объективной реальностью, отображением которой и является наше сознание, или же содержание и законы мышления должны рассматриваться в качестве независимой, ничем не обусловленной данности. В последнем случае, мы должны будем признать, что находимые нами в нашем сознании идеи (скажем, идеи изменчивости вещей, закономерной связи вещей и явлений, их причинной зависимости, и т. п.) суть свободные творения нашего разума, нашего духа, что миру вещей и явлений (если рассматривать его независимо от нашего сознания) не присущи ни закономерность, ни причинность, что наша мыслительная деятельность налагает на природу свои формы и законы, что «разум диктует природе законы» (Кант).
|
|
В противоположность идеализму, рассматривающему природу как продукт духа, материализм доказывает, что, наоборот, наше сознание есть отображение внешнего, вне его данного мира, так что составляющие содержание нашего сознания научные законы суть присущие природе законы, которые наш разум находит и открывает: «идеальное есть переведенное и переработанное в головах людей материальное» (Маркс).
Материализм утверждает, однако, не тожество мышления и бытия, а их единство. Это значит, что предмет представления не тожественен представлению о предмете; мир, взятый сам по себе, или, по терминологии Канта, мир вещей в себе не тожественен миру «так, как он дан в нашем сознании» (по терминологии Канта, миру «явлений»). Отсюда возникает вопрос о принципиальной возможности познания мира. Кант, разграничив понятия «вещь в себе» и «явление», вырыл между ними непроходимую пропасть и всю энергию сосредоточил на доказательстве положения, что «вещь в себе», будучи противоположена «явлению», непознаваема. В противовес кантовской теории познания, материалистическая гносеология, или теория познания (см.), доказывает, что «вещь в себе» и «явление», будучи взаимопротивоположны, в то же время взаимно проникают друг друга. Вещь не существует вне отношения к другой вещи; «вещь в себе» есть, поэтому абстракция. В действительности, «вещь в себе» в отношении к познающему субъекту существует в форме «вещи для нас»: то, что обозначается иногда как «вещь в себе», есть «вещь в явлениях». Доказательством того, что наше мышление способно познать мир, действительность, служит практика. «На практике, — говорит Маркс, — должен человек доказать истинность, т. е. действительность и силу, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолированного от практики, есть чисто схоластический спор».
Основные положения материалистической теории познания могут быть выражены следующим образом:
1) внешний мир существует вне и независимо от нашего сознания;
2) эта объективная реальность — материя — имеет своим неотъемлемым, присущим ей свойством движение: материя немыслима без движения, движение же есть единство пространства и времени, следовательно,
3) пространство и время объективно реальны;
4) мир не есть создание какого-либо творца, не порожден какой - либо причиной — материя есть причина самой себя;
5) материя, следовательно, не имеет начала во времени, но, будучи безначальной, она и бесконечна: материя вечна;
6) материя существовала до появления ощущающих и мыслящих существ, и будет существовать после их гибели;
7) сознание, дух появляется лишь на определенной ступени развития материального мира;
8) сознание есть свойство материи, особым образом организованной;
9) материя отражается в наших чувствах, т. е. она познается нами посредством впечатлений, вызываемых ее действием на наши органы чувств;
10) воздействие внешнего мира на наши органы чувств и служит источником, исходным пунктом нашего познания; врожденных идей нет;
11) ощущения, чувства сами по себе не дают нам истинного знания (вопреки эмпиризму,; 12) познание достигается деятельностью мышления, формирующей в понятиях те связи и отношения, которые объективно существуют в природе;
13) причинная закономерность существует объективно, будучи присуща самой природе;
14) материя и сознание не тожество, а единство: мышление — внутренняя сторона материи; внутренняя сторона материи субъективна, но «я» — не только субъект, но также и «объект»; «я» субъект для себя и объект для другого;
15) мир принципиально познаваем, нет непознаваемых «вещей в себе»; наше познание мира дает нам объективную истину (вопреки сторонникам агностицизма, см.);
16) «человеческое мышление по природе своей способно давать, и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин) (положение направлено против релятивизма, см.);
17) «точка зрения жизни, практики, должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (Ленин). Таковы основные положения современного материализма Маркса-Энгельса.
Эти гносеологические принципы являются продуктом длительного пути развития, отмечаемого следующими вехами: 1) древний материализм, 2) материализм новых веков, 3) современный материализм Маркса-Энгельса — диалектический материализм.
Теория познания, диалектическая логика, чтобы правильно решить основной вопрос философии, категорию – природа и категорию материя почти отождествляют. Категория – материя – в диалектической логике, выступает как ступень познания природы, подчеркивающая, что природа первична, что она существует независимо от сознания людей.
Зародился материализм, как философия, утверждающая, что природа первична, существует независимо от сознания людей, в древней Греции в ионийских торговых колониях в 6—5 вв. до хр. э. Рост производства и связанное с этим ростом развитие меновых связей привели к освобождению мысли от религиозных пут. Развитие торговли направило мысль на поиски практических знаний, которые способствовали бы удовлетворению практических потребностей. Религия была бессильна давать ответы на все эти вопросы. Мышление направлялось на путь научного, основанного на опыте и на наблюдении окружающих явлений. Вера должна была уступить место наблюдению и разуму. Стремление понять все многообразие вселенной, схватить закон существующего и осмыслить многообразие мира с точки зрения единого принципа привело к постановке вопроса о первоначале всего сущего, о «сущности» вещей. После первых наивных попыток так наз. гилозоистовобъявить первоматерией то воду (Фалес.), то воздух (Анаксимен.), то огонь (Гераклит.), античная мысль в лице Демокрита приходит к смелой для того времени атомистической гипотезе (Атомизм) строения материи, в 18 — 19 вв. нашедшей себе в основном научное обоснование. с точки зрения современной естественнонаучных знаний и современного материализма. в теории Демокрита есть много наивного, тем не менее целый ряд положений демокритовской философии (идея сохранения материи и причинной связи всех явлений, наивное, но по существу материалистическое объяснение душевных явлений) справедливо отводит ему роль родоначальника материалистического миропонимания. Среди др. представителей М. в древности отметим Эпикура и Лукреция.
Следующим этапом в развитии материалист, мысли является материализма нового времени: английские материалисты 17—18 вв., французские материалисты 18 в., и т. д. Под напором новых буржуазных общественных отношений, шедших на смену разлагавшейся феодальной организации, подвергается распаду и старая «схоластическая» идеология, уступая место новой «буржуазной». В Англии, где уже в 16 в. капитализм пустил глубокие корни, встречаем представителей возрождающегося М. в лице Фр. Бэкона (см.; 1561—1626), Т. Гоббса (см.; 1588—1679), отчасти Локка (см.; 1632—1704). Страной, к-рая, наряду с Англией, сравнительно рано вышла на путь капиталистического развития, были Нидерланды. Здесь создает свое учение знаменитый Спиноза (см.; 1632—77), оказавший через Фейербаха заметное влияние на философскую мысль Маркса-Энгельса. С крушением феодального общества. Материализм пробивает себе путь и в другие страны Европы. В 18 веке во Франции в высокой степени обострился классовый антагонизм между феодальными классами и буржуазией. Буржуазия обрушивается на идеологические устои «старого порядка». Франц. материалист, философия выступила в роли застрельщицы буржуазных революций, разрушительницы авторитетов старого общества. Важнейшие ее представители — Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельве ций. Низкий еще в то время уровень развития естественнонаучных знаний сообщает англ. и франц. материализму метафизический (см. Метафизика) и механистический (см. Механизм) характер. Материалисты 17—18 вв. сводили сложную область химических и органич. явлений к явлениям механики — ошибка, которую в новой форме совершают современные механисты. Им была чужда идея развития в природе и обществе; они усматривали движущую силу исторического процесса не в развитии производительных сил, а в достижениях человеческого ума, и т. п.
С дальнейшим развитием производит, сил получил мощный толчок прогресс естественно-научного знания.
Развитие производительных сил ведет к тому, что «общественные отношения так упростились, что только люди, умышленно закрывающие глаза, могли не видеть, что в борьбе классов и в столкновениях их интересов заключается пружина всей новейшей истории» (Энгельс). Так, в ходе развития создались необходимые социальные и научные предпосылки (гегелевская диалектика и материалистическая философия Фей ербаха, для возникновения высшей ступени в развитии материализма — диалектического ма териализма Маркса и Энгельса.
§ 8. Философия марксизма - Диалектический материализм - как преемник предшествующей философии.
Человечество недаром трудилось и мыслило на протяжении суровой борьбы человека с природой, со всевозможными формами эксплуатации и угнетения, равно как с собственным невежеством и предрассудками. Окинув ныне взором пройденный человечеством путь, мы должны признать, что современному поколению досталось от прошлого кое-какое наследство. Современные гигантские успехи в области естествознания и техники были бы невозможны и немыслимы без всей предшествующей истории человечества. То же самое приходится сказать и о философии. Мало того, философия и наука взаимно питали друг друга. Философия, опираясь на положительные науки, обычно выдвигала общие идеи и принципы, которыми руководствовались частные науки. Представители положительного знания, часто уверенные в своей «независимости» от всякой философии, на деле бессознательно являлись приверженцами тех или иных философских систем.
Первой задачей науки является найти самые общие законы природных процессов, их материальности и развития. Эту задачу мыслители всех времён и народов разрешали на основе выработки философии, которая оформлялась в философских системах, конечно, еще далеких от научной философии. Но в этих системах постепенно складывались понятия, категории, законы, теории будущей научной философии о которой мы уже частично говорили выше.
Философия представляет собою на каждой данной исторической ступени её развития определённое понимание всеобщей связи явлений. В то время как отдельные, частные науки занимаются изучением какого-либо отрезка природы, известной её части, философия стремилась всегда вскрыть всеобщую связь целого.
История философии есть главным образом история развития научного мышления и если мы спросим себя, каков результат многовекового развития человеческой мысли, то на этот вопрос мы ответим: материалистическая диалектика как учение о развитии и как метод мышления. Материалистическая диалектика не с неба свалилась, а является результатом развития человеческой мысли, закономерным продуктом истории науки, техники и философии. И мы воспроизведем основные характеристики развития философии через всю историю человечества.
Всю предшествующую им философию, Маркс, Энгельс, Ленин, преодолели и переработали на основе материализма, прежде всего человеческую диалектику развития. Диалектика является результатом развития всей истории человеческого мышления, высшим продуктом науки, философии и практического творчества человека. «Диалектика мышления, - говорит Энгельс, - является для современного естествознания самой правильной формой, ибо она представляет аналог – и, значит, метод объяснения происходящих в природе процессов развития – для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой»[22]. К сожалению, по сегодняшний день учёные в области естествознания не владеют философскими категориями в познании природы, что привело к глубокому научному кризису естествознания после уничтожения марксизма в СССР и на планете.
В своей истории философия прошла два этапа: донаучный этап, 2500 лет, когда шло создание искусственных систем. Второй этап – период, когда философия становится наукой об общих законах развития природы, общества и мышления. Когда человечество вышло на научное, естественное изучение природы как процесса, то искусственные философские системы, со старым содержанием, искусственной классификацией стали бессмысленными. Но старые искусственные философские системы дали многое науке, сохранили преемственность в методах поиска и открытия общих законов природы, то есть – разрабатывали основы будущего научного метода в естествознании и изучении истории человечества. Это мы увидим во всех томах нашего исследования при рассмотрении истории философии в трудах философов – марксистов. Их было очень мало, но создали они множество работ научного анализа развития философии. Люди, не владеющие основами научной философии, никогда не смогут написать научных работ по истории философии. Примером тому являются совершенно бессодержательные, ненаучные работы по истории философии времён сталинизма и КПСС. Последними учёными – марксистами в СССР были А. М. Деборин, М.А. Дынник, Б.Э. Быховский, В.Ф. Асмус, которые, несмотря на постоянные преследования, слежку, сумели эзоповским языком донести до будущих поколений великолепные работы по марксизму, как науке, истории философии и многих других проблемах науки истории, ее составляющих частей.
Без открытия общих законов не может существовать научное знание. С их открытиями все общие знания были сосредоточены в новой науке, в их единстве и взаимосвязи, получившей название – новая, диалектическая философия, качественно отличающаяся от «старой» философии. Новая философия получила такое своё определение: наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Путать философию «старую» с философией новой, диалектической, учёный не имеет права, иначе он не разберётся в научном понимании естествознания, истории человечества и человеческого мышления. Составными частями новой диалектической философии являются – диалектический материализм, исторический материализм, диалектическая логика и теория познания, как самостоятельные и единые научные дисциплины. Всё это нам сейчас предстоит кратко рассмотреть и затем проследить их «работу» в развитии через всю историю человечества.
Чем же отличается от «старой» философии диалектическая философия, приходящая ей на смену?
«Старая философия» начинает ещё с первобытного общества, с Древнего Востока, с античности строить свои системы самостоятельно из чистых понятий, часто пренебрегая фактическим материалом, результатами опытных положительных наук. Но с другой стороны, и эмпирические науки часто пренебрегают общими руководящими идеями, довольствуясь одними фактами, не замечая, что обобщения нуждаются в понятиях, категориях, законах. Отрыв естествознания от обобщений, которыми должна заниматься диалектическая философия, влечёт за собой торжество ограниченного метода мышления. Умозрительные системы прежде времён стремились дать законченную раз навсегда картину мира. Каждый великий метафизик считал, что ему именно открылась абсолютная истина. Однако с развитием положительного знания выяснялась вся абсурдность старых философских систем, старого метафизического метода. С представлениями о природе как едином саморазвивающемся процессе, потребовался новый метод познания и мышления о природе. Тогда и сформировался диалектический материализм, как новая диалектическая философия о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.
Своё отношение к «старой философии» «новая философия» словами Энгельса выразила следующим образом: «Если мы станем выводить мировой схематизм не из головы, а посредством головы из действительного мира, если мы буем выводить основоначало бытия из того, что есть, то для этого нам нужна вовсе не философия, а положительные знания о мире и о том, что в нём происходит; а то, что, таким образом, получается, опять-таки есть не философия, а положительная наука»[23]
В другом месте Энгельс писал: «Лишь когда естествознание и история впитают в себя диалектику, лишь тогда весь философский хлам за исключением чистого учения о мышлении – станет излишним, раствориться в положительной науке»[24] В настоящее время все фундаментальные естественные и исторические науки совершенно не используют факты природы и истории человечества в синтетическом единстве, единстве философской формы и фактического содержания.
Мы и пытаемся весь положительный материал, как и научные работы классиков сложить в положительную науку истории – «Диалектику истории человечества», а затем, возможно, и «Диалектику природы».
В самом деле, в чем смысл и значение того отрицания философии, которое основоположники марксизма проводили последовательно, начиная с 1844 — 1845 гг. («Немецкя идеология») и кончая последними днями жизни Ф. Энгельса -1886—1888 гг. Едва ли не самое глубокое высказывание мы находим у них в рукописи 1845 г., когда они «сводили счеты со своей тогдашней философской совестью». Вот что было тогда написано: «Когда начинают изображать действительность, теряет свою raison d'etre самостоятельная философия. На ее место может в лучшем случае стать суммирование наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей. Но абстракции эти сами по себе, обособленные от реальной истории, не имеют никакой ценности. Они могут служить лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала и наметить последовательность различных слоев его.
Но в отличие от философии они не дают какого-нибудь рецепта или схемы, согласно которым можно расположить исторические эпохи».
Таким образом, при столкновении с действительностью умирает философия «самостоятельная», с этой действительностью не считающаяся, умирают законченные, застывшие, умозрительные, метафизические системы; умирают «философии природы», спекулятивно загоняющие природу в жесткие схемы, и «философии истории», не менее спекулятивно изготовляющие готовыерецепты. Однако за философией остаётся «суммирование наиболее общих результатов», осмысливание их в категориях, законах, получаемых путём обобщения, абстрагирования от действительных, преходящих, исторических явлений. Эти абстракции, существующие в отдельном, тысячами нитей связаные с каждым отдельным фактом, «облегчают упорядочение исторического материала». Отнюдь не «обособляемые» от «реальной истории», они позволяют осмыслить окружающую естественную и историческую действительность. Указанное «облегчение» вовсе не следует понимать так, что обладание философскими абстракциями равносильно обладанию волшебными ключами от действительности. Данный замок можно открыть только таким ключом, который надлежащим образом сработан и пригнан именно к данному замку. Имея уже десяток ключей, нужно выбрать из них, подобрать один — к данному замку подходящий.
Трудность, — продолжают Маркс и Энгельс, — начинается лишьтам, где принимаются за рассмотрение и упорядочение материала... когда принимаются за изображение действительности. Устранение этих трудностей обусловлено... предпосылками, которые... вытекают только из изучения реального жизненного процесса и действия индивидов каждой отдельной эпохи».
Далее авторы приводят, как они выражаются, «некоторые из этих абстракций» и по существу, как известно, излагают основы материалистической точки зрения на общественные явления и события.
Итак, если отметается в сторону «самостоятельная», спекулятивная, идеалистическая философия, то на ее место становится суммирование результатов, абстракций от действительных явлений, наконец, установление предпосылок - и все это в целях уразумения того, что совершается вокруг познающего субъекта и даже внутри его.
Нужно признаться, что содержание наследницы старой философии определено здесь не материально, но лишь формально. Но и из приведенного материала видно, что, кроме отдельных положительных наук, имеет право на существование еще некая, скажем, тоже наука, обладающая определенным содержанием. Эта последняя была уже в распоряжении Маркса и Энгельса в 1845 г., она пронизывала все их научные исследования и общую практическую деятельность, и о ней черным по белому писал Энгельс в 1877-1878 гг. в «Анти-Дюринге»: «От всей прежней философии остается еще в качестве самостоятельной науки (самостоятельной, конечно, не в смысле абсолютной независимости от положительных наук, а в смысле особого, не растворяющегося в других науках содержания, учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика». Здесь, как видно, наследница философии получает уже определенное название, она зовется диалектикой.
Само собою, разумеется, что определение диалектики в руках марксизма было бы неполным, если бы мы квалифицировали ее как учение только о законах мышления. К такой диалектике близко подошел уже Кант, но не такой стала она у марксистов. «Диалектика, — как формулирует Энгельс, — представляет собою не более как науку о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Надо ли говорить, что только в этой формулировке диалектика получает полное определение и притом выступает как материалистическая диалектика. Мышление столь же диалектично, сколь диалектично и бытие, но диалектика понятий является лишь сознательным отражением диалектики внешнего мира.
Необходимо со всей силой подчеркнуть это значение материалистической: диалектики, как преемницы философии, ибо только в таком смысле понятие философии марксизма фигурирует у её основоположников, и у Ленина.
«Философия, — как говорит Энгельс в «Анти-Дюринге», — таким образом «снята», т. е. «одно временно превзойдена и сохранена»: превзойдена по форме, сохранена по своему действительному содержанию»[25].
Мы в своей работе используем научную философию в единстве с фактическим материалом истории человечества. Факты мы систематизируем в философских категориях, в их единстве. Философские категории в нашей работе, как и во всех работах ученых, владеющих научным пониманием истории, становятся скелетом, на котором держится весь фактический материал истории человечества. Не случайно еще Спиноза говорил, что «без философии история слепа, а без истории философия мертва».
Любая наука не может обобщить факты своей области знаний без философских понятий, категорий, законов. В этом и заключается единство философии и всех наук о природе. Поэтому еще философию называют матерью всех наук
При Сталине сознательно один факультет истории, философии, литературы (ИФЛИ) разделили на отдельные факультеты: исторический, философский, филологический. И с тех пор научное понимание истории человечества было разрушено, а преподавание на всех факультетах стало схоластическим, в лучшем случае-метафизическим. Современные наследники Сталина и КПСС дошли до того, что стали утверждать, что история как наука - невозможна. В своем исследовании мы постараемся опровергнуть такие заявления.
§ 9. Что такое – «предшествующая научной» - диалектики?
Диалектика (греческое), способ философского мышления, противоположный метафизическому, и в то же время учение о законах развития природы, общества и мышления в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Диалектика — это понимание явлений и вещей во вселенной в процессе их развития путем вскрытия их внутреннего п р о т и в о р е ч и я.
Слово диалектика первоначально (у древних греков) означало искусство вести «диалог», беседу, спор, опровергнуть противника путем доказательства того, что в основных его положениях коренится внутреннее противоречие, которое приводит мысль к абсурду, нелепости. У Платона термин диалектика стал обозначать объяснение мира вещей при помощи идей. Принципы диалектического метода, берущего свое начало еще в древнегреческой философии, прежде всего у Гераклита, наиболее полно формулированы Геге лем. Но Гегель был идеалист; у него не мышление определяется бытием, а наоборот бытие определяется мышлением. Гегелевская диалектика, по выражению Маркса, «стоит на голове; надо ее поставить на ноги». Эта задача была выполнена Марксом и Энгельсом, наполнившими принципы гегелевского диалектического метода материалистическим содержанием. Ими создана материалистическая диалектика — база марксизма или диалектиче ского материализма .
Диалектика исходит из единства мышления и бытия. Основным ее положением является мысль, что мир или все виды действительности (природа, общество, психика) являются не совокупностью неизменных вещей, а совокупностью изменяющихся явлений ,«процессов», ибо «все течет», по выражению Гераклита, все изменяется. Изучение всякого рода явлений и предметов нельзя производить вне их общей связи друг с другом, независимо от их существования во времени и пространстве. Только диалектика позволяет изучать природу и историю человечества в единстве и взаимосвязи..
Необходимо изучать их в непрерывном взаимодействии, развитии, становлении, с применением и объяснением всех фактов в их конкретном пространстве и времени.
Природа – это процесс процессов. Процесс – это действие и противодействие. Это действие и противодействие проявляется как действие противоположностей, очень часто как единство и борьба двух противоположностей, т. е. как закон единства и борьбы двух противоположностей. Это противодействие и борьбу двух противоположностей Гегель определил основным законом диалектики. Мы очень много раз увидим работу основного закона диалектики.
Всякое развитие состоит в смене форм и в постоянной противоположности между старой и вырастающей из нее новой формой. Каждая новая форма, вырастая из старой, своим появлением отрицает, уничтожает ее (например, капиталистический способ производства вырос на почве феодального хозяйства и уничтожил его). Это проявляется в природе и истории человечества как закон отрицания отрицания, как закон перехода в природном естественном процессе количества в новое качество.
Но диалектику нельзя смешивать с обычной теорией эволюции, утверждающей, что в природе и обществе все происходит путем постепенного развития, суммирования незаметных различий, и поэтому перерывы, скачки невозможны. Метод диалектики, по самому существу своему, революционен (Герцен назвал его «алгеброй революции»), ибо из него неизбежно вытекает, что развитие в природе и в обществе приводит к скачкам. Все процессы, вследствие нарастания возникающих в них внутренних противоречий, имеют свои так называемые «узловые точки», в которых плавное накопление количественных моментов является необходимой основой внезапного «перерыва постепенности», резкого перехода к новым качествам. Всякое развитие есть эволюционно-революционный процесс: скачок (революция) предполагает непрерывное изменение (эволюция), и наоборот. Диалектика признает революции в истории человечества на ступени неравенства, эксплуатации. С исчезновением неравенства революции уйдут в прошлое- останется только эволюция в природе и истории человечества.
Такие же скачкообразные переходы количества в качество и обратно можно наблюдать в различных областях природы. Например, при постепенном охлаждении воды наступает момент (при 0°), когда она сразу превращается в лед; такими же скачкообразными переходами от одного состояния в другое являются образование и распад атомов радиоактивных веществ.
Но если нет ничего неизменного в действительности, то и в сознании человека не может быть неизменности, не может быть истины безусловной, вечной, установленной и утвержденной раз навсегда. Однако диалектика не сводится к учению об относительности знания, релятивизму, ибо диалектика рассматривает относительность лишь в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к объективной (абсолютной, полной) истине. Диалектика учит, что человек познает мир в той мере, в какой это ему позволяют исторические условия, определенные обстоятельства (развитие научных методов, орудий исследования и т. д.). «Мир всегда познаваем, но в каждый данный исторический момент не вполне познан» (Л. Аксельрод), так что надо говорить не о готовом, абсолютном знании, а разобрать, каким образом неполное, недостаточно точное знание сделать более полным и более точным. Истина – это процесс. Когда мы познаем, раскрываем объективный процесс, мы получаем истину относительную, а не вечную истину. По выражению Ленина, в «каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины», иначе говоря, между относительной и абсолютной истиной нет никакой пропасти.
Хотя процесс познания вечен и бесконечен, как вечна и бесконечна природа, мы тем не менее можем познать истину развития человеческой истории на уровне, который позволяет человеку познать все стороны жизни человечества до самых первичных, сущностных первопричин, позволяющих нам познать всю прошлую историю и прогнозировать будущую на уровне прогнозирования работы организма в медицине, биологии. Ниже мы все это постараемся доказать.
§ 10. Является ли диалектический материализм
законченной философской системой?
Пониманиесущности системы во все времена строились в соответствии с уровнем познания природы.Система – этосоединение в одно законченное целое согласно известному закону (солнечная система.). 2) Совокупность частей, связанных общей функцией (нервная система.). 3) В философии под системой понимается соединение знания в одно законченное целое на основании какого-либо одного принципа. Диалектическое, научное определение естественной системы следующее: Система – это выведение всего многообразия материала из единого начала. Методологической основой донаучного определения системы является метафизический метод, возникший на той ступени знания, когда наука не была еще в состоянии рассматривать все процессы и явления в их естественной взаимной связи и в диалектическом развитии. Желание достичь систематической формы, когда содержание знаний не было достаточно проработано, приводило весьма многих философов к пустому и схоластическому разделению и объединению понятий, не выражающих реальности. Диалектический материализм, настаивая на использования диалектического метода, как единственно правильного, способен создать единую естественную систему истории человечества. Он признает, что всякое знание находится в постоянном развитии и поэтому не может быть рассматриваемо как законченное. Мы в своей работе пытаемся сделать первые шаги в этом направлении. Существует ряд попыток дать классификацию и группировку как возможных, так и действительных философских систем. Например, делят философские системы на монистические, дуалистические и плюралистические в зависимости от того, сколько начал признается в данной философии; с точки зрения теоретико-познавательной можно делить философские системы на догматические, скептическиеи критические. Эти классификации, как бы остроумно они ни были порой задуманы, однако не дают чего-либо положительного. Философские системы всего лучше изучать в их исторической последовательности и преемственности, причем наиболее противоположными типами этого развития будут являться идеализм и материализм.
Во все времена философы стремились выстроить законченную систему природы и истории, чтобы снять все противоречия, ответить на все вопросы. Так что же лежит в основе материалистической диалектики, как «новой философии»? Энгельс в этой связи отмечал: «Если ненужно больше философии как таковой, то не нужно и никакой системы, даже естественной системы философии. Убеждение в том, что совокупность процессов природы находится в систематической связи, побуждает науку находить эту систематическую связь повсюду, как в частностях, так и в целом. Но соответственное, исчерпывающее, научное изображение этой связи, составление точного мысленного отображения той системы мира, в которой мы живём, не возможно ни для нас, ни для всех грядущих поколений»[26].
Задача «новой философии», в отличие от старой, заключается в том, писали многократно классики науки, чтобы стать знанием, адекватным предмету, чтобы овладеть методом адекватного познания и изучение предмета. «Новая философия» выступает, прежде всего, учением о методе познания. В этом значении и выступает диалектический материализм.
В соответствии с этими требованиями мы и создаем свое исследование - «Диалектика истории человечества». Мало того, мы уже замахнулись подобным методом изложить «Диалектику природы», используя современные достижения в фундаментальных естественных науках.
Вот что о таком значении диалектического материализма в отличие от «старой философии» - писал Энгельс в «Людвиге Фейербахе».
«У всех философов преходящей оказывается именно «система», и именно потому, что системы возникают из непреходящей потребности устранить все противоречия. Но если бы все противоречия были, раз навсегда устранены, мы пришли бы к так называемой абсолютной истине, а всемирная история была бы кончена и в то же самое время должна была бы продолжаться, хотя ей уже ничего не оставалось бы сделать: новое, неразрешимое противоречие». Раз мы поняли,— и этим мы, больше чем кому-нибудь, обязаны Гегелю, — что требовать от философии разрешения всех противоречий — значит, требовать, чтобы один философ сделал такое дело, какое в состоянии выполнить только все человечество в его поступательном; развитии - раз мы поняли это, философии в старом смысле приходит конец. Мы оставляем в покое «абсолютную истину», к которой невозможно прийти этим путем отдельному человеку, и устремляемся в погоню за достижимыми для нас относительными истинами, вооружившись положительными науками и диалектическим методом, объединяющим добытые ими результаты. С Гегелем, вообще, заканчивается философия, с одной стороны, потому что его система представляет собою величественный итог всего; предыдущего развития, а с другой — потому, что он сам, хотя и бессознательно, указывает нам путь, ведущий из лабиринта систем к действительному и положительному незнанию мира». Нет необходимости подробно комментировать эту цитату. Она говорит вполне определенно о конце философии в старом смысле, то есть о той философии, которая строит системы, имеющие своим предметом абсолютную истину и стремящиеся к разрешению или устранению всех противоречий при помощи этой абсолютной истины. Что же остается после устранения философских систем? На это Энгельс дает недвусмысленный ответ: диалектический метод, объединяющий добытыми положительными науками результаты. Стало быть, философия сводиться здесь к методологии, причём заслуга Гегеля заключается в том, что он всей своей деятельностью подготовил возможность и предпосылки для преодоления философии в старом смысле. В приведенном отрывке Энгельс снова решительно высказывается против философских систем, неизбежно носящих догматический и метафизический характер вследствие того, что они исходят из абсолютной истины, т. о. из вечных и неизменных положений. Революционный характер гегелевской философии состоял в том, что она рассматривала все, в том числе и истину, в свете исторического процесса. Догматический и метафизический характер предшествующей философии должен был уступить свое место новой форме философствования. Диалектическая и историческая точка зрения должна была пронизать и самое философию, само человеческое познание, как она проникла во все другие области. В этом смысле Энгельс старой метафизической философии противопоставляет диалектическую философию. Диалектической же философии, диалектическому мышлению по самому существу противоречит всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории. Энгельс, далее, указывает еще на одну сторону: на искусственность построений всех философских систем. Вместо естественной, действительной связи явлений философские системы вынуждены были устанавливать искусственные связи, прежде всего вследствие недостаточности успехов самого положительного знания, т. е. естествознания и обществознания.
Философы стремились всегда к изображению природы как одного связного целого. «Подобные изображения,— пишет Энгельс, — составлялись прежде так называемой философией природы, которая заменяла еще неизвестную тогда действительную связь явлений идеальной, фантастической связью и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, не немало было также наговорено и вздору. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, т. е. с точки зрения их собственной взаимной связи, чтобы составить удовлетворительную для нашего времени «систему природы», и когда сознание диалектического характера этой связи насильно проникает даже в метафизические головы естествоиспытателей, — теперь философия природы погребена навеки. Всякая попытка откопать ее не только была бы излишней, но означала бы шаг назад.
То же самое относится и к общественным наукам, в первую очередь так называемой философии истории. В истории философы видели осуществление определенной цели, предопределенного плана и пр.
Таким образом, Энгельс постоянно противопоставляет старой философии диалектическую философию, которая, в отличие от первой, не занимается спекуляцией в смысле навязывания природе и истории своих вымыслов, искусственных, субъективных, идеологических связей. На место этих идеологических связей диалектическая философия ставит действительные, реальные, материальные связи вещей, открытие законов движения самих явлений. Современный, т.е. диалектический, материализм, - писал Энгельс, - не нуждается больше ни в какой, стоящей над прочими науками, философии. Философия прежде играла роль науки наук, роль законодательницы по отношении: к отдельным наукам, предписывая им, так сказать, сверху свою идеологию. Диалектическая философия разлагает все представления об окончательной, безусловной истине и о соответствующих ей абсолютных отношениях людей, совершенно так же, как буржуазия, посредством крупной промышленности, соперничества и всемирного рынка, разлагает все старые, веками освящённые учреждения. Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем она видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу. У нее, без сомнения есть и своя консервативная сторона: каждая данная ступень развития науки или общественных отношений оправдывается ею в виде обстоятельств данного времени, но не больше. Ее консерватизм относителен, ее революционность постоянна». И мы будем в своём исследовании строго следовать этому выводу. Совершенно иную философию найдём мы во времена сталинизма и КПСС. Она не имеет ничего общего с марксизмом, с тем, что мы сейчас рассматриваем.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!