Диалектический материализм, объективная диалектика, формальная и диалектическая логика, теория познания, их единство и сущность
Философов времен СССР приводил в тупик о единстве диалектики, логики и теории познания, особенно фраза Ленина: « не нужно трех слов – это одно и то же». Но это одно и то же неизбежно делится на три самостоятельные части, находящиеся в единстве. Постараемся рассмотреть это олее детально.
Мы видели, что Энгельс противопоставляет друг другу формальную и диалектическую логику как два способа рассмотрения, два метода исследования форм мышления. Но часто в смысле этого же противопоставления Энгельс употребляет также выражения «формальная логика», и «диалектика» (см. «Анти-Дюринг». Введение). Другими словами, Энгельс часто употребляет выражения «диалектическая логика» и «диалектика» в одинаковом значении. Однако в другой связи диалектика получает у него значительно более широкий смысл.
Здесь возникает вопрос: как нужно определять отношение между диалектикой и диалектической логикой и какую точную единую терминологию следует применять? Ответ на этот вопрос требует правильного толкования терминологии, применяемой В. И. Лениным. Решающимдля Ленина является понимание логики как теоретико-познавательной логики. В этом отличие марксистского понимания логики от формального понимания логики. Ленин говорит: «Логика есть учение о познании. Есть теория познания»[27]. По поводу одного места в «Логике» Гегеля он замечает: «Здесь же замечательно гениально показано совпадение, так сказать, логики и гносеологии»[28]. В другом месте он говорит: «В таком понимании логика совпадает с теорией познания. Это вообще очень важный вопрос»[29]. Дело в том, что логика не только описывает формы мышления, но и исследует их в их отношении к действительности.
|
|
Итак, ясно, что Ленин понимает логику как теорию познания, как теоретико-познавательную логику. В то же время в другой связи Ленин подчеркивает, что диа лектика включает в себя теорию познания: «... диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией»[30]. «Диалектика и есть теория познания (Гегеля н) марксизма...»[31] Итак, если, с одной стороны, логика совпадает с теорией познания, а с другой стороны, теория познания — с диалектикой, то ясно, что логика и диалектика также в известном отношении совпадают. И в самом деле, к этому относится часто приводимое указание Ленина: «В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания материализма (не надо 3-х слов: это одно и то же)»[32]. Но о какой логике в этом случае идет речь?Очевидно, не о формальной логике, а о той, которую Ленин в другом месте называет диалектической, марксистской логикой. Следовательно, диалектика, диалектическая логика, теория познания (или теоретико-познавательная логика) в известном смысле равнозначные понятия. Но они имеют и большие различия. Сейчас мы это рассмотрим. Не нужно забывать, что когда мы рассматриваем какое-то состояние во всеобщих связях, то мы даем этому состоянию несколько определений, подчеркива этим многосторонность свойств, свзей этого явления. Мы очень часто будем встречаться с такой ситуацией, изучая диалектически и историю человечества.
|
|
В некотором смысле усложняет этот вопрос то, так это понимание диалектики. Классики марксизма употребляют выражение «диалектика» в различном смысле. На это уже указывает Энгельс, когда он различает объективную и субъективную диалектику: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга либо в более высокие формы»[33]. Мы знаем, что классики марксизма терминологически часто не проводили этого различия и что только из соответствующего контекста можно понять, идет ли речь об объективном диалектическом процессе или о диалектическом мышлении.
|
|
Выражение «диалектика» означает также «наука диалектики», и это надо понимать в двояком отношении. Во-первых, диалектика, по Энгельсу, есть «наука о наиболее общих законах всякого движения»[34]. В других местах Энгельс подчеркивает, что диалектика — «наука о всеобщей связи»[35], «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления»[36]. С другой стороны, Маркс, Энгельс, Ленин часто истолковывают диалектику в более узком смысле, как диалектическую теорию мышления, как диалектическую логику. Только в этой связи, например, могут быть истолкованы приведенные выше слова Ленина о тождестве логики, теории познания и диалектики. Ленин мог употреблять такие выражения, потому что для него «логикой» была только истинная научная логика, только марксистская, диалектическая логика. Из этого видно, что классики марксизма употребляют выражения «диалектика», «диалектическая логика» и «логика» в различном смысле, но не произвольно и не без разбора, а — в соответствии с различными связями — в различном или в сходном, одинаковом смысле.
|
|
Поговорим о диалектике вообще и как части единства с формальной логикой, логикой диалектической и теорией познания. Что собой представляет диалектика, как из нее вырастают формальная, диалектическая логика и теория познания. Когда мы на это посмотрим исторически, то увидим, что диалектика формировалась на основе понятий и умозаключения развивающейся формальной логики. Ниже мы это проследим. Диалектическая логика выступала в истории человеческого мышления как обобщения общих законов диалектики, то есть движения, развития, открывающихся человеком в практике. Диалектическая логика – это обобщение всех категорий познания природы в движении, развитии, самодвижении, где категории диалектической логики выступают как ступения познания диалектичности природы и, прежде всего - истории человечества. Ниже мы это так же должны раскрыть, доказать.
Диалектична вся природа. Диалектично все мышление человека, диалектична объективирующаяся во внутренней и внешней речи субъективная психика человека, диалектичен миф и бред сумасшедшего. Более того, диалектична всякая глупость, диалектична ложь, в колею диалектики помимо воли попадает праздная болтовня и сплетня (вспомните диалектику сплетни у Гоголя, определяющую в основном структуру его гиперболического и гротескного стиля). Диалектика — душа всякого движения, даже движения фикций в праздном мозгу человека. Что удивительного, если и та картина житейски-идеологической динамики, которую развертывает Фрейд, оказывается внутренне диалектической. Но есть ли эта диалектика та самая материальная диалектика природы и истории, которую ищет марксистский диалектический метод? Да, есть. И мы ее будем раскрывать. Поможет нам в этом и вся система категорий диалектической логики, где каждая категория сводит к единству все проявления диалектичности мышления.
Отсюда следует, что нельзя какую-либо одну фразу из их работ или половину ее вырывать из контекста и приводить буквально. Так легко можно прийти к ложным выводам. Пожалуй, можно бы было сказать, что не нужна особая разработка логики, так как, по Ленину, она содержится в диалектике. Такое заключение, однако, полностью противоречило бы взгляду Ленина, придававшего вопросу разработки диалектической логики величайшее значение и одновременно признававшего необходимым также и изучение формальной логики.
Со своей стороны мы хотели бы подчеркнуть правомерность и необходимость особой разработки диалектической логики следующим соображением. Наука диалектики в более широком смысле есть наука об универсальных связях, наиболее общих законах природы, общества и мышления. Не может быть сомнения в том, что диалектика в этом смысле есть также основа диалектической логики. Но, кроме общих законов, природа и общество имеют особые закономерности. Точно так же и мышление, кроме всеобщих закономерностей, которые действуют в природе, обществе и мышлении, имеет свои особые закономерности. Согласно марксизму, мышление является качественно бо лее, высокой формой движения, чем прочие известные формы движения; таким образом, его специфические формы и законы движения должны быть исследованы в особой диалектической науке. Эта особая наука — диалектическая логика. В известном смысле она образует часть науки диалектики как науки о законах всех форм движения, в известном же смысле не образует. Диалектическая, или марксистская, логика должна разрабатываться как особая дисциплина на основе общей марксистской, материалистической диалектики... Подобно тому как Маркс применяет общий диалектический метод к конкретной науке — к политической экономии и как советская наука сознательно применяет диалектику в различных естественных науках, так и мы должны применять основные законы, принципы диалектики, диалектический метод при диалектическом изложении логики. Но для этого необходимы особые исследования и анализ, а также особое изложение, вытекающие из своеобразия мышления.
В интересах точности терминологии целесообразно: обобщить вышесказанное следующими определениями. Объективная диалектика—диалектика процессов природы и общественных процессов.
Субъективная диалектика — отражение объективной диалектики в мышлении, диалектическое мышление.
Диалектика как наука — наука об универсальных связях, о законах всех форм движения.
Диалектическая логика — наука о законах и формах мышления, разработанная средствами диалектического
метода.
В основном именно в этом смысле мы употребляем в данной работе рассмотренные здесь формулировки. Но случается, что мы говорим просто о «логике» и понимаем под этим традиционную формальную логику или даже употребляем слово «логика» в самом общем смысле, имея в виду как формальную, так и диалектическую логику, и теорию познания.
Диалектический материализм - цельное и стройное мировоззрение, охватывающее как природу, так и общество и связывающее социологические, политико-экономические и общетеоретические элементы марксизма.
Основные положения теории познания диалектического материализма (формулировка А. М. Деборина) таковы: 1) реальна одна лишь природа; 2) природа существует независимо от субъекта; 3) субъект составляет часть той же природы; 4) всякое познание возникает из опыта, т. е. из восприятий, получаемых субъектом от внешнего мира, так что наше сознание определяется внешним миром, бытием; 5) раз действительность есть единственный предмет познания, то наше знание истинно и объективно лишь постольку, поскольку оно согласуется с действительностью, с бытием. Задача объективного познания — не в описании явлений, а в объяснении их взаимной причинной зависимости, причем это положение целиком приложимо и к человеческой воле, которая несвободна. Главным недостатком старого материализма, в том числе и фейербаховского, а тем более «вульгарного» (Бюхнера — Фохта — Молешотта), Маркс и Энгельс считали: 1) то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывал новейшего развития химии и биологии; 2) то, что старый материализм был неисториченен, недиалектичен (и в этом смысле «метафизичен»), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; 3) то, что он «сущность человека» понимал абстрактно, а не как совокупность определенных общественных отношений, и потому только «объяснял мир, тогда как дело идет об изменении» его, т. е. не понимал значения преобразующей практической деятельности человека. По диалектическому материализму все движется и развивается в противоречиях и путем противоречий, так что нет, и не может быть ничего навеки неизменного. «Мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой, мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то исчезают» (Энгельс).
Каждый успех в области науки подтверждает принципы диалектического материализма, и хотя буржуазная наука и философия изо всех сил стараются их опровергнуть, каждый серьезный ученый (прежде всего естествоиспытатель), сделавший важное открытие в своей области, бессознательно, «стихийно» является в той или иной мере диалектическим материалистом. В настоящее время, в условиях классового общества, диалектический материализм как революционное учение является мировоззрением передового класса — пролетариата.[37]
Диалектический материализм соответственно состоит из Формальной логики, Диалектической логики и теории познания. Каждую из этих частей мы рассмотрим в следующих томах. Диалектическая логика - способ философского мышления, противоположный метафизическому, и в то же время учение о законах развития природы, общества и мышления в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Диалектическая логик — это понимание явлений и вещей во вселенной в процессе их развития путем вскрытия их внутренних противоположностей, вытекающих из них противоречий, разрешение которых создает движение и развитие.
Ниже мы рассмотрим по-отдельности Формальную логику, Диалектическую логику и Теорию познания. Читатель увидит, насколько они богаты в своей конкретности и как они помогают все понять научно, когда мы их видим в их единстве.
Глава вторая
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!