Диалектический материализм – научная философия



О наиболее общих законах движения, самодвижения,

Развития природы

Философской основой научного понимания природы и истории человечества является Диалектический материализм.

Диалектический материализм есть высшая ступень в развитии философии. Он является философией пролетариата. Он представляет собою единое и единственное строго выдержанное и до конца последовательное материалистическое мировоззрение. Диалектический материализм яв­ляется новой, качественно отличной сту­пенью в развитии философского мышления, предпосылками которой являются французский ма­териализм 18 в. и материализм Фейербаха, немецкая классическая философия (Гегель) и англий­ская политическая экономия (Ленин, «Три источ­ника»). Диалектический материализм есть «синтез», сочетание материа­лизма и диалектики. Он есть высшая, качественно отличная ступень в развитии философии и научного понимания истории.

В статье «Карл Маркс» вслед за Энгельсом он писал: «Диалекти­ческий материализм «не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками». От прежней философии остается «учение о мышлении и его законах — формаль­ная логика и диалектика». Перед диалектической философией ничто не может устоять «кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу». Таким образом диалектика, по Марксу и Ленину, есть «наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления» [20].

Предмет диалектической философии, представляющей форму для фактов природы и истории человечества, как единого саморазвивающегося процесса — общие за­коны движения и развития природы, истории человечества и мышления. Познание общих зако­нов движения и развития происходит в про­цессе революционно-практической деятель­ности людей. Мы познаем мир в процессе его изменения. Поэтому познание мира дол­жно происходить «в форме человеческой деятель­ности, в форме практики». Объективная и субъективная диалектика составляет здесь единство. «Над всем теоретическим мышле­нием, — говорит Энгельс, — господствует с аб­солютной силой тот факт, что наше субъек­тивное мышление и объективный мир подчи­нены одним и тем же законам, и что поэтому оба они не могут противоречить друг другу в своих конечных результатах, а должны согласоваться между собой. Факт этот яв­ляется бессознательной и безусловной пред­посылкой теоретического мышления».

Практика как критерий истины и как практический определитель связей предмета с тем, что нужно человеку, получает свое воплощение в философии. Философия становится бое­вой и действенной наукой пролетариата. Она берет и изучает мир «в форме конкретной человеческой деятельности, в форме прак­тики». Партийность философии в такой постанов­ке вопроса получает глубокое обоснование, крепкий теоретический фундамент, т. к. в клас­совом обществе практика, деятельность — есть практика, деятельность классов. Практика не абстрактная категория, а революционно-практическая деятельность конкретно-историче­ского человека.

Категории философии это — ступеньки познания мира, ступеньки бесконечной исторической лест­ницы в превращении «вещей в себе» в «вещи для нас», в переходе от незнания к знанию. Категории отражают свойства, законы объ­ективного, материального мира на данной ступени познания, и потому они не могут рассматриваться как нечто независимое от предмета познания. В категориях история и развитие ее получают свое отражение. Развитие и углубление категорий логи­ки выражают собой развитие и углубление познания мира, определяющегося в своей основе развитием производительных сил и производственных отношений. Поэтому в ка­тегориях логики даются узлы, ступени, история познания мира, очищенная от всего случайного, дается итог, сумма, вывод чело­веческого познания.

Структура категорий логики, с точки зрения марксиз­ма-ленинизма, должна отражать собою ис­торический процесс познания, дающий нам законы объективного материального мира. Ленин во всех своих трудах, в своих фило­софских тетрадях, в своем фрагменте к воп­росу о диалектике, развивая Маркса, дал в основном набросок теории материалистической диалектики как особой философской науки, дал ее классическую формулировку. Он под­нял марксизм и в области философии на высшую ступень.

В нашей работе мы будем использовать выводы философии во всех ее аспектах. Мы раскроем процесс становления философии как научного метода через всю историю человеческого мышления об общем, об общих законах и многое, многое другое.

Когда мы знаем историю природы и историю человечества в движении, развитии, самодвижении, всеобщей связи, тогда вопрос о диалектике легко объяснить. Мы уже имеем перед собой многие тома истории человечества, изложенные диалектически, на основе диалектического метода. А метод, как известно – ось любой науки.

Исходя из знаний природы и истории человечества в соответствии со всеми диалектическими законами и категориями, дать общую характеристику диалектики сможет любой студент. Говорить же о том, чего не знают многие ученые, очень сложно. Поэтому очень сложно донести читателю даже высказывания родоначальников диалектики. Они всегда неполны, ограничены, частичны. Совсем другое дело, когда перед читателем на основе диалектических законов и категорий изложена какая-либо часть природы. Мы предложили читателю диалектику всей истории человечества. Ознакомившись с ней, читатель сам сможет в конце нашего исследования объяснить сущность диалектичности в природе, формы ее проявления.

При изучении диалектики, диалектичности в природе и истории человечества, у нас складывается цельное и стройное мировоззрение, охваты­вающее как природу, так и общество. Природа всегда первична и диалектична, существует независимо от сознания людей, т. е. она – материальна.. Поэтому научное мировоззрение называется классиками науки диалектический материализм.

Раскрывать сущность диалектического материализма – это значит повторять здесь все вечные и общие законы природа. Повторять все категории единственно правильного научного метода и многое, многое другое, что мы открываем при изучении научно природу и общество. Для этого потребуется несколько томов, и они будут напоминать выводы, общее, получаемое после изучения определенного периода истории природы и истории человечества. Оставим эту работу другим, а мы изложим основные положения диалектического материализма отдельными параграфами, порой фразами в соответствующих местах нашего тома научной философии.

Каждый успех в области науки подтвер­ждает принципы диалектического материализма, его картину мира, его метод и возможности прогнозирования. И хотя буржуазная наука и философия изо всех сил стараются их опровергнуть, каждый серьезный ученый (прежде всего естествоиспытатель), сделав­ший важное открытие в своей области, бес­сознательно, «стихийно» является в той или иной мере диалектическим материалистом. В настоящее время, в условиях классового общества, диалектический материализм как революционное учение является мировоззрением передового клас­са — пролетариата, его интеллигенции.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!