Природа – первое, не выводимое не из чего другого существо



 

С чего начинать изложение научной истории? С метода,  или природы, освещенной научным методом?

Если начинать с метода, научной философской системы, то первичным выступает сознание для искушенного в науке человека.

Считаем, что сперва нужно дать самое общее реальное, которое содержит в себе все признаки всего причинно существующего. Таким общим философия признает природу, как первое существо, не выводимое не из чего другого.В познании отдельных фактов люди за многие тысячи лет постоянно, убеждались, что раскрыть содержание отдельного факта возможно только выводя его из более общего количества таких же, но обобщённых в понятия, категории фактов. Чем большее количество фактов в их единстве они пытались объяснить, тем более широкое содержание их они вынуждены были обобщать в более широких понятиях, категориях, законах. Обобщение отдельных фактов в понятия, категоии, законы – это уже мышление, философия. С простейших обобщений первобытного мышления уже начинается философия. Философское мышление совершенствовалось вместе с историей естествознания и историей философии. Как правило, все философские обобщения стремились вывести все из чего-то единого общего. Этим единым общим выступало какое-то общее искусственное начало: типа – все проиходит из яйца, черепахи, кита,  воды и т. п. Это были искусственные идеалистические системы. Вместе с искусственными системами рождались материалстические системы. Именно материалистические системы, их метод доказательств подводил человеческое мышление к науке. И когда философы, естествоиспытатели стали выстраивать всеобщую материалистическую систему, которая получила определение – природа, как первое существо, не выводимое не из чего другого, вот тогда зародилась наука, научные знания. И когда природу стали определять как единый непрерывный естественный саморазвивающийся процесс, вот тогда и зародилась наука, научные знания, как целое, единственно правильное.  Вместе с этим зародился и единственно правильный метод познания природы и ее составляющих частей, включая и историю человечества, которой посвящена наша работа.

Любому человеку хочется получить знания об окружающей его действительности легко и быстро. Ему хочется на любой конкретный факт получить быстрый и точный ответ. Но это не так просто. Всё в природе находится в единстве, взаимодействии, всеобщей причинной связи. И чтобы познать каждый отдельный факт как конкретное, ему для этого нужно познать большое количество законов, категорий, понятий, чтобы увидеть конкретное, конкретный факт как истину, как результат развития всей природы, в ее единстве и взаимосвязи. Человечество многие столетия и даже тысячелетия шло к познанию отдельных фактов как истины. Множество ошибок ему пришлось испытать на этом пути, прежде чем оно доросло до научного понимания каждого конкретного факта в единстве со всем многообразием в природе. Для этого человеческому мышлению пришлось дойти до самых общих законов, состояний природы, чтобы из них выйти на каждый отдельный факт, познать природу его происхождения, существования и исчезновения. Мы живём в это счастливое и трагическое время. Не всех устраивает истина. Учёных и в двадцатом веке уничтожали, как и в дикое средневековье. Однако в наше время всё несколько изменилось, и мы стремимся собрать в одно целое все разрозненные научные разработки. И начинаем мы своё исследование с самого общего реального существа, которое лежит в основе каждого конкретного факта – природы.

Современному начинающему движение в жизни человеку порой кажется, что он стоит перед необъятной глыбой знаний, которую невозможно познать не то что одному человеку, но и всему человечеству. Но это не так. Человеческое познание, мышление давно открыло общее всех доступных чувственному, логическому познанию предметов – это общее всего – природа. Об этом говорит вся история философии. Все предметы, окружающие нас, доступные познанию тем или иным методом, есть отдельные части одной единой природы. Перед человеком стоит одно существо, частью которого он является, которое он изучает с первых уроков в школе, вузе, академических исследовательских институтах – это природа. И достаточно человеку, и тем более – человечеству понять существенные, вечные, всеобщие, общие, частные законы развития, самодвижения всех частей природы и он будет на вершине, доступных его времени знаний об этой самой природе, каждого её конкретного факта, события, свершения и даже трагедии.

И, прежде всего, мы должны определить, что такое природа, какие ступени она проходит в своем развитии, доступные  нашему Познанию, как целого, её наиболее общие законы. От природы, её свойств, мы должны исходить при построении любой системы знаний, потому что:

«…материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений… Теперь вся природа простирается перед нами как некоторая система связей и процессов, объяснённая и понятая по крайней мере в основных чертах, « … материализм рассматривает природу как единственно действительное…».[1]

Ленин в продолжение этихвыводовписал:«Природа – первое не выводимое не из чего другого первоначальное существо»[2]

Предметом науки является природа, пишет Энгельс в «Диалектике природы». Итак, что же понимает под природой современная наука?

«Под природой, - говорит Фейербах, - я понимаю совокупность сил и сущностей, которые человек отличает от себя, как не человеческие; природа – всё то, что не обязано своим происхождением человеческой деятельности, намерениям и решениям его воли, всё, что чувственно открывается человеку в качестве основы и предмета его жизни». Она составляет самостоятельное существо, которое может быть понято только из себя самой и ни в каком другом принципе не нуждается. Она не имеет ни начала, ни конца. Всё в природе находится во взаимной связи, которое собирается и выводится из основного закона истории. Природа подчинена своим законам, которые подлежат изучению и открытию. Власть человека над природой основана на познании её законов. Между миром объективным, как он существует сам по себе, т.е. независимо от нас, и нашими субъективными о нём представлениями следует проводить строгое различие»[3]

«Если природа производное, - писал Ленин, то понятно само собой, что она может быть производным только от чего-то такого, что больше, богаче, шире, могущественнее природы, от чего-то такого, что существует, ибо для того, чтобы «произвести» природу, надо существовать независимо от природы. Значит, существует нечто вне природы и притом, производящее природу. По-русски это называется богом»[4].

Грубейшей ошибкой нужно признать отождествление категорий природа и материя. Философская категория материя только констатирует первичность природы, что природа, как объективная реальность, существует независимо от нашего сознания, что она первична, дана нам в наших ощущениях, которая копируется, фотографируется и познается на микроуровнях с помощью приборов. И все. Когда мы подменяем категорию природа категорией материя, мы можем впасть в полный неопределенностью идеализм. Природа всегда конкретна в своих веществах, отдельных фактах. Человеческое мышление способно всегда материалистически донести до всех поколений в словах, понятиях, категориях, законах все состояния и уровни предметов природы и отношений, связей между ними.

 Если представить природу сотворённой и сохраняемой чем-либо другим, то её следует представлять как не существующую самоё по себе, а как имеющую своё понятие вне себя, т.е. как имеющую чуждое себе основание вне себя, т.е., она как таковая не имеет основания, она постижима лишь из воли другого: такова, какова она есть, она случайна, без необходимости и понятия в самой себе.[5] Однако все факты природы говорят обратное.

Человечество, само, являясь продуктом природы, на протяжении всей своей истории существует благодаря освоению предметов природы. Все его знания – есть знания свойств природы, разложения природы на формы её движения, существования. Все науки заняты освоением законов природы, специалисты по этим наукам порой даже забывают о своём основании, которым они занимаются. Оперировать природой, как научной категорией очень сложно. Для анализа природы, как первого, не выводимого не из чего другого существа, человечество выработало философию – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Без обобщения всех фактов природы и человечества в общее с помощью категорий философии познание людей невозможно. Поэтому философию ученые называли матерью всех наук. Каждая часть природы, опираясь на научную философию, исследуется определённой наукой, её подразделами. Мы будем вначале исследовать высшую часть развития природы – историю человечества. Здесь законы природы проявляют себя более конкретно, многообразно. Более простые формы движения природы более трудны для познания. Здесь процессы идут миллионами и миллиардами лет. Здесь процессы, развитие, диалектика проявляют себя как пробный камень, по словам Энгельса. Нами будут использованы в большом количестве философские, исторические, экономические законы, категории, основанием, исходным которых, в конечном счете, является природа. Все научные категории всех наук, так или иначе, являются отражением общих свойств природы, а не фантазией о ней далёких от науки исследователей.

«Тайна, истинный смысл философии Спинозы есть природа» - говорил Фейербах. Материалисты XVIII века все исходили из природы, как начала, зародыша познания.

«Не будем выходить за пределы природы, когда мы захотим дать себе отчёт в явлениях природы, - говорит Гольбах в своей знаменитой «Системе природы», - откажемся от искания таких причин, которые слишком тонки, чтобы действовать на наши внешние чувства и будем держаться того убеждения, что, выходя за пределы природы, мы не решим задач, которые ставятся перед нами природой».

Гельвеций стоит на той же точке зрения «Человек, говорит он, - есть создание природы; он находится в природе; он не может от неё освободиться, он не может хотя бы в мыслях своих выйти за её пределы…. Для существа, созданного природой, не существует ничего по ту сторону великого целого, часть которого он собою представляет… Существа, стоящие будто бы выше природы и отличные от неё, являются простыми химерами и т.д.

Французские материалисты убеждали, что мир един. Но само это единство они представляли механически: мир рисовался им как простая сумма отдельных, составляющих его тел. Между этими телами существует лишь высшая, пространственная связь. Они связаны между собой наподобие того, как соединены в некое целое картофелины в мешке. В конечном счёте, мир оказывается миром разрозненных вещей, каждая из которых отгорожена от другой; между ними имеется лишь внешнее соприкосновение и механическое воздействие друг на друга.

В итоге, с самого начала своего существования люди в производстве познавали и познают свойства вечной, бесконечной, неуничтожимой природы в соответствии с возможностями производства, техники, развивающейся на их основе науки. Первые наиболее глубокие знания о природе человечество получило в первой половине XIX века в связи с открытием ряда законов природы. Закон – это общее, общее существует только через отдельное, в отдельном; каждое отдельное так или иначе присутствует, в общем; каждое общее тысячами нитей связано с каждым отдельным, как и отдельное с общим. Таким образом, через познание общего в каждом отдельном факте, человечество открывает законы, которые по содержанию, объёму бывают разные. Об этом мы ещё будем детально и многократно говорить в соответствующих местах.

 

Природа – процесс процессов

 

 Исходя из природы, как самого общего, мы должны раскрыть в природе самое общее, которое бы позволило нам приблизиться к познанию каждого факта природы, который содержит в себе это общее, как определяющее. Таким общим всей природы является ее самое общее – процесс. Энгельс пишет: «Великая основная мысль (Гегеля), что мир состоит  не  из готовых, законченных предметов, а представляет собой раскрыть внутреннюю совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой, мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причём поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счёте, прокладывает себе путь, - эта великая основная мысль со времён Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать её в её общем виде»[6].

 Но одно дело признавать её на словах, другое дело – применять её в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования, - предупреждал он. И действительно, за советский период, со времён сталинизма, изучение истории, как единого саморазвивающегося процесса не осуществлялось. Мы же в своей работе постараемся не разрушать требований науки в изучении процессов, которые сложились до 1935 года.

Сами же великие диалектики посвятили свою жизнь изучению природы как процесса процессов, дав свои более конкретные характеристики природы в её непрерывном движении, особенно истории человечества, как естественного процесса.

Вся наука рассматривает природу как один непрерывный процесс, о чём мы находим следующее утверждение:

«Мир состоит не из готовых законченных предметов, и представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными… находятся в непрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются… Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда данного, безусловного, святого на всём и во всём она видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения…»[7]

Только тогда, когда мы изучаем природ как процесс, мы раскрываем ее как существующую независимо от нашего сознания. А этот основной вопрос философии только и позволяет изучать природу на научной основе, как науку. Другого пути научного метода в познании природы просто не существует. Другие подходы в изучении природы, игнорирующие природу как процесс, становятся субъективными, идеалистическими, антинаучными. Итак, что же такое процесс?

Природа – процесс процессов, отмечал К. Маркс. Процесс – есть действие и противодействие двух сторон в природе и истории человечества. Процесс – последовательная смена следующих друг за другом явлений. Процесс – это не надуманная человеческим мышлением искусственная категория, а открытое в самой природе объективное состояние, свойство, существующее независимо от человеческого мышления.

Диалектическая точка зрения рассматривает все явления, как и отдельные предметы и вещи, как процессы, так как всё подвержено изменению, возникновению и уничтожению. Процесс исчезает в своих результатах. Процесс – не беспорядочная смена внешних друг другу явлений, а закономерная связь состояний, «беспрерывное движение, изменение, преобразование. Всякий процесс есть процесс развития, совершающийся по диалектическим законам. Задача науки – исследование процессов, происходящих в разных областях действительности.  Когда мы рассмотрели природу как процесс, мы получили истину, так как «истина – это процесс», говорил прекрасный знаток диалектики В. И. Ленин.   

Чтобы получить истину об истории человечества, мы должны изложить ее как единый непрерывный, саморазвивающийся процесс, на отрезке в 3млн. лет. Вот и все!                   

Еще некоторое дополнение к характеристике процесса мы находим в МСЭ в статье В. Познера. «Процесс - последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следую­щих друг за другом явлений. В противопо­ложность метафизическому взгляду на мир, диалектическая точка зрения рассматривает все явления, как и отдельные предметы и вещи, как про­цессы, то есть как все подвержено изменению, воз­никновению и уничтожению. Процесс — не беспо­рядочная смена внешних друг другу явле­ний, а закономерная связь состояний, «беспрерывное движение, изменение, преобразо­вание и развитие» (Энгельс). Всякий процесс есть процесс развития, совершающийся по диалектическим законам. Задача науки — исследова­ние процессов, происходящих в различных областях действительности: в неорганической природе — физико-химические процессы., в органической природе — процессы жизни и в области общественных явлений — общественно-исторические процессы. Познание че­ловеком мира представляет собой процесс, имеет исторический характер, причем результат этого познания — истина — в свою очередь есть процесс, переход от субъективного познания к объек­тивной истине, через практику (Ленин). Процесс, следовательно,— это общее, присущее всей действительности свойство, характеризую­щее явления как природы и общества, так и мышления.  

Только исходя из объективного свойства природы - процесса, действия и противодействия в самой природе, мы в состоянии научно, а не субъективно, познавать природу, сознательно, научно на неё воздействовать. Особенно это касается истории человечества. В конце нашей работы мы покажем, как люди научились переходить от познания стихийных исторических процессов к сознательным научным процессам развития истории человечества и научной практике.

Познание человеком мира представляет собой процесс, имеет, как мы увидим, исторический характер, причём результат этого познания – истина – в свою очередь есть процесс, переход от субъективного познания к объективной истине через практику, - как говорил Ленин.

Процесс, следовательно, - это общее, присущее всей действительности свойство, характеризующее явления как природы и общества, так и мышления. Именно изучение природы как естественного процесса уводит нас от субъективности при изучении природы, истории человечества, мышления, сознания, психологии людей. И мы его обязаны раскрыть в нашем исследовании на фактах развития истории человечества, и исходить в объяснении их из процесса.

Согласно этому взгляду, как сказано, мир есть процесс, он находится в состоянии вечного изменения, беспрерывного развития. Например, земля была когда-то раскалённой массой и пережила целый ряд перемен, переворотов и катастроф. Виды и классы явлений и организмов, находящихся на земле, произошли частью путём постепенного перехода одного в другой, частью путём внезапных перемен. Неподвижность есть не правило, а исключение, а при ближайшем рассмотрении и под этой кажущейся неподвижностью кроется процесс непрерывного изменения. Словом, всё течёт, изменяется и гибнет: в мире нет ничего окаменелого, постоянного, неизменного, т.е. существование данной вещи во всякое время не абсолютно.

Диалектическое понимание природы говорит нам, что нет готовых вещей, а есть только – процессы. Гераклит, учивший, что «всё течёт», является отцом этого миропонимания. Для пояснения своей мысли о переходящести всех явлений он говорил, что «холодное – нагревается, горячее – остывает, влажное – сохнет, а зачерствелое – мокнет» и т.д. Он доказывал, что «нельзя вступить дважды в один и тот же поток», т.е. что в одну и ту же реку нельзя погрузиться дважды, ибо она в следующий момент уже не та, вода стекла и заменилась другой, так что река, как отдельная вещь, одновременно и существует и не существует, именно потому, что она непрерывно течёт, изменяется. Другой древний философ, Кратил, шёл ещё дальше Гераклита и утверждал, что мы не можем даже один раз погрузиться в одну и ту же реку: пока мы спускаемся, река изменяется, становиться другой.

То, что говорил Гераклит, а потом Кратил о реке, относится ко всем предметам и явлениям природы. Все они, хотя и медленно, незаметно, но непрерывно, безостановочно меняются, текут и, наконец, исчезают в своих результатах, - словом, меняют форму.

Мир как процесс, такая материя, которая находится в непрерывном развитии, - отмечал Энгельс.[8] Мало того, природа не просто существует, а находится в процессе становления и исчезновения.[9]

Мир есть совокупность процессов возникновения, развития, уничтожения, нового возникновения и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны внутри себя и между собою и восходят, в конечном счёте, к единому движению. Ничего не существует, изолировано, всё существует только в связи.

Сила развития, сила поступательного движения какого-нибудь процесса лежит внутри его самого, находится в его собственной противоречивости. Все процессы в природе двусторонни. Существуют первичные и вторичные процессы.

Движущую силу процесса надо искать не вне, а внутри него. Эта сила порождается внутренней противоречивостью всякого явления.

Взгляд на мироздание, как на безначальный и бесконечный процесс возникновения, превращения и распада мировой материи, позволяет вполне спокойно обходиться без всяких внешних сил и творцов. Движущая сила процесса всегда лежит в нём самом. Поэтому законы природы нужно выводить из её самой. Истина – это процесс, отмечал В. Ленин. Когда мы изложим всю природу, историю человечества как процесс – мы познаем, получим истину о них.

Процессы абсолютны, относительны их временные результаты. Процесс угасает в своём результате, как итог движения, развития, самодвижения природы, истории человечества, мышления людей. Все приведённые характеристики сущности процессов в природе читатель сможет и сам найти в разных трудах великих учёных – диалектиков.

В конце нашего исследования мы увидим, что наука использует сознательно объективный процесс в научной практике, тактике революционной борьбы. Этому обучали пролетариат Маркс и Энгельс. А Ленин сознательно, научно осуществлял объективный процесс, ускоряя тем самым ход развития истории в России и мире. В этом мы сможем убедиться, исследуя революционную деятельность Ленина и его большевистской партии. Об этом говорят следующие его слова: «Не знает он бедняжка (Парвус - В. Ц.), что по всему духу диалектического материализма не только организация, но и тактика является процессом».[10]   

Все труды Гизо, Тьерри, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина и их учеников рассматривают природу, историю человечества, историю мышления как процессы единой природы. Все науки естествознания превращаются в науки о процессах природы. Природа рассматривается как процесс развития, как система связей и взаимосвязей процессов. Диалектика выступает в марксизме как отражение бесконечного процесса развития, как аналог и метод объяснения процессов развития в природе. Все науки, все законы, определения, которые мы будем использовать в наших исследованиях, рассматривают природу как процесс, потому что и истина наукой рассматривается как процесс. Категория – процесс – исходная для всех наук о природе, истории человечества, человеческом мышлении. Все они конкретизируют состояние, действие процессов во всей природе.

Еще более детально читатель проследит все стороны процессов в природе и истории человечества, когда ознакомится со всеми томами нашего исследования.

Чтобы открыть, что природа – это естественный процесс, человечеству потребовалось развиваться 3 млн. лет. Чтобы донести эти знания человечеству в его саморазвитии 3-х млн. лет. Мало. Требуется еще многие десятилетия, чтобы в жестокой борьбе с буржуазией выработать метод научного понимания и изложения природы и истории человечества. И мы стремимся приложиться к решению этой задачи.

Что же является в природе самым общим свойством, позволяющим на основе этого общего построить картину природы, сделать исходным для объединения в одно целое всех форм доступной нашему познанию природы, всего многообразия отдельных фактов, связей, взаимодействий? И лучшие умы человечества давно уже открыли это основное свойство природы, следствием которого, формой проявления вырастают все остальные. И это свойство получило название – процесс. Именно изучение всего в природе в виде процесса, освобождает познание от субъективности, от искусственности изучения фактов природы и истории человечества. Только изучение процессов делает возможным научное познание. Не случайно Ленин назвал истину науки – процесс.

«Природа – это процесс процессов,… действие и противодействие», - как говорят классики науки. Оставалась задача: конкретизировать самую общую категорию природы – процесс – во всём её многообразии, выработать философский категориальный аппарат, разделить природу на формы процессов, открыть законы проявления процессов, источники движения процессов и многое – многое другое. Этим и занимаются все современные науки: они изучают природу как процесс процессов, каждый отдельный процесс природы на основе общих законов природы как единого процесса. Конкретные формы проявления общих процессов в конкретных частях природы, изучаются конкретными науками о конкретных частях общей природы. Здесь мы будем заниматься конкретным процессом единой природы – историей человечества. Нашей целью является заняться изучением процессов природы на уровне физики, химии, биологии. Но это будут другие тома уже - «Диалектики природы».

В истории философии Гераклит был первым, кто выразил природу бесконечного и впервые также понял природу как в себе бесконечную, то есть понял её сущность – как процесс. Но Гераклит только выразил, а представил природу как процесс впервые всё тот же великий Гегель.

Какой же должна быть научная логика, научный метод, научные законы, категории, чтобы изобразить природу как единый, непрерывный, естественный, саморазвивающийся процесс? Это все мы увидим несколько ниже и будем конкретизировать через все тома нашего исследования.

Открытия в обществознании в начале XIX века, обобщение которых привело к созданию современной картины мира, объяснению и познанию природы как естественного, единого, непрерывного, саморазвивающегося процесса

 

Человек всегда стремится свести все свои знания о природе в единое целое, соответствующее всем его представлениям об окружающей действительности – к картине природы.

В каждое конкретное время исходным данным для построения, детализации наук о природе были и будут открытия в естествознании последнего времени, их сопоставления с доступными ранее знаниями, их соединение, доработка и, по необходимости, пересмотр устаревшей картины мира, и даже логики мышления. Последним великим рубежом для перестройки исходных научных данных о природе, логики мышления, стал XIX век со своей первой половины.

И на самом деле, до конца XVIII столетия естествознание было преимущественно собирающей наукой, наукой о законченных вещах: в XIX веке оно стало, в сущности, упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих вещей и о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое. Две с половиной тысячи лет донаучная философия стремилась построить законченную систему, охватывающую все факты и свойства природы.

Все новые успехи естественных наук служили лишь новыми доводами против существования творца вселенной. Премудрость идеализма падала всё ниже. В начале XIX века уже была преодолена механическая односторонность естествознания, само оно, благодаря доказательству существования в самой природе зависимостей и связей между различными областями исследования (механикой, физикой, химией, биологией и т.д.), превратилось из эмпирической науки в теоретическую, становясь благодаря обобщению полученных результатов системой материалистического познания природы.

Механика газов, заново созданная органическая химия, научившаяся получать из неорганических веществ органические соединения и устранившая благодаря этому последний остаток загадочности этих органических соединений, всё это подтверждало диалектичность природы. Зародившаяся с 1818 года научная эмбриология, геология и палеонтология, сравнительная анатомия растений и животных – все эти отрасли знания доставляли новый материал в необъятном количестве в пользу материализма и диалектики.

Но решающее значение имели здесь три великих открытия. Первым из них было доказательство превращения энергии, вытекающее из открытия механического эквивалента теплоты Робертом Майером, Джоулем и Кольдингом. Этим было доказано, что все бесчисленные действующие в природе причины, которые до сих пор вели какое-то непонятное и таинственное существование в виде так называемых сил – механическая сила, теплота, излучение (свет, лучистая теплота), электричество, магнетизм, химическая сила соединения и разложения – являются особыми видами, формами одной и той же энергии, т.е. движения. Теперь стало возможным показать происходящие постоянно в природе превращения энергии из одной формы в другую, воспроизвести в лаборатории и индустрии так, что некоторому количеству энергии в одной форме соответствует всегда определённое количество энергии в той или иной форме. Таким образом, стало возможным выразить единицу теплоты в килограммах и т.д., и единицы любых количеств электрической или химической энергии выразить в единицах теплоты, и наоборот. Стало возможным точно также измерить количество энергии, полученной и потреблённой каким-нибудь живым организмом, и выразить его в любой единице. Единство всего движения в природе стало не просто философским утверждением, а естественнонаучным фактом.

Вторым – хотя по времени и более ранним – открытием является открытие Шванном и Шлейденом органической клетки, как той единицы, из размножения и дифференцирования которой возникают и вырастают все организмы, за исключением низших. Только вместе с этим открытием стало твёрдо на ноги исследование органических, живых продуктов природы – как сравнительная анатомия и физиология, так и эмбриология. Покров тайны, окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организмов, был сорван. Непонятное до сих пор чудо предстало в виде процесса, происходящего согласно тождественного по существу для всех многоклеточных организмов закону. Но при всём том оставался ещё один существенный пробел. Если все многоклеточные организмы – как растения, так и животные, с включением человека – выросли из одной клетки по закону клеточного деления, то чем же объясняется бесконечное разнообразие этих организмов? На этот вопрос дало ответ третье великое открытие: теория естественного отбора Дарвина. Какие превращения не предстоят в будущем этой теории в частностях, - писал Энгельс, - но в целом она уже и теперь решает рассматриваемую проблему более чем удовлетворительным образом. В основных чертах здесь указан ряд развития организмов от немногих простых форм до всё более разнообразных и сложных, как мы наблюдаем их в настоящее время, кончая человеком. Этим дано было не только объяснение существующих представителей органической жизни, но и заложены основы для предыстории человеческого духа, для изучения различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но испытывающей раздражение протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим человеческим мозгом. Без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остаётся чудом.

Благодаря этим трём великим открытиям, основные процессы природы объяснены, сведены к единственным причинам.[11] Вместе с этим материалистическое мировоззрение, несомненно, стало более обоснованным, нежели в XVIII веке, когда до известной степени исчерпывающим образом было объяснено движение небесных тел и движения земных твёрдых тел, происходящее под влиянием тяжести. Почти вся область химии и вся органическая природа оставались ещё таинственными и загадочными. Теперь вся природа лежала перед учёными как некоторая система связей и процессов, объяснённая и понятая, по крайней мере, в главных чертах.

Исходя из указанных трёх великих открытий в естествознании, природа была охарактеризована, как естественный единый процесс последующими материалистами прямо в императивной форме. Вот что о ней писал Л. Фейербах:

Природа есть всё, что ты видишь и, что не является делом человеческих рук и мыслей. Или, если вникнуть в анатомию природы, природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи проявления, обнаружения или действия, в которых именно проявляется и состоит их бытие и сущность, имеют своё основание не в мыслях, или намерениях и решениях воли, но в астрономических, физических, физиологических или органических силах или причинах.

Прошло полтора столетия, множество открытий в природе сделало человечество, но определение Фейербаха не устарело, несмотря на все попытки его забвения или извращения.

Что только не пытались различные философы - теисты брать за первопричину помимо природы, стремились вывести природу из чего-то более общего, глубокого, в том числе и бога. Но чем глубже люди проникали в тайны природы, тем меньше оснований оставалось в творении природы богу.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!