ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА И ПРОЦЕСС ЭМАНСИПАЦИИ ДЕВУШКИ-ГОРЯНКИ В 1920-30-Е ГОДЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ



NEW VISUAL IMAGE FORMATION AND EMANCIPATION PROCCES OF GORYANKA GIRL IN 1920-30s IN THE REPUBLIC OF KABARDINO-BALKARIA

Т.В. Битокова,

магистрантка 2-го г. о., направление подготовки «История» Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик

А.А.Коновалов,

к.и.н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

T.V. Bitkova,

master's degree student of the 2nd G. O., the direction of training" History»

 of Kabardino-Balkar state University, Nalchik

A.A. Konovalov,

PhD, associate Professor, Kabardino-Balkar state University, Nalchik.

 

В статье рассматривается взаимосвязь между изменениями в женском костюме и образе и процессом эмансипации, происходившим в Кабардино-Балкарии в 1920-30-е годы.

Ключевые слова: эмансипация, горянка, образ, одежда, пальто, Кабардино-Балкария, Кавказ.

Тhe article discusses the relationship between changes in female costume & image and process of emancipation in Kabardino-Balkaria in 1920-1930s.

Keywords: emancipation, goryanka, image, clothes, coat, Kabardino-Balkaria, Caucasus.

 

 

Женская мода является одним из самых динамичных элементов материальной культуры традиционных обществ. Правильнее будет сказать – патриархальных обществ. Этот закон выработался на основе совершенно очевидной необходимости девушки реализовать возможности своего воображения в занятой или отведенной ей нише. Редкие выходы в публичное пространство лишь провоцировали незамужних девушек на более яркое и уникальное украшение своего наряда. Негласное соревнование между молодыми женщинами в покрое, шитье и вышивке придавало темп развитию костюма в целом. Примером этого процесса могут служить как европейские платья, так и традиционные женские костюмы народов Северного Кавказа. В последнем случае использовались различные средства для достижения этой цели: менялись формы нагрудника, привлекались элементы соседних народов, рукав то рос, то мельчал, от него отказывались и возвращались к нему; искали новые ткани и фактуры.

Почему мы так много и подробно говорим об этом? Эмансипация (в ее классическом европейском виде) показала нам, что изменение визуального образа женщины – это один из признаков ее «освобождения» и равенства с мужчиной «и в этом тоже». Эмансипация в Кабардино-Балкарии не требовала с женщин сменить традиционное платье на костюм тройку, однако некие преобразования в одежде были необходимы для создания образа девушки-комсомолки, девушки-колхозницы и т.д. Но этот процесс не стоит рассматривать лишь как политическое влияние. Если мы говорим о том, что в национальных регионах естественная эволюция положения женщины была заменена «спланированной революцией» [1, с. 173] со стороны советской власти, то это касается в большей степени ее политических, гражданских и экономических прав. Но девушка всегда остается девушкой, а значит, стремится соответствовать моде.

Рисунок 1 Девушка в стилизованном национальном костюме. Madinasaralp.com.
Национальным населением осознавалось, что «русские» являются проводником идей просвещение, культурного обогащения и связи с внешним миром. Кабардинки и балкарки обучались грамоте благодаря приезжим и местным русским девушкам, просветительская партийная работа велась ими же и т.д. Но влияние это можно косвенно проследить и в более мелких и бытовых вещах: изменение в одежде, прическе, манере поведения [4, с. 107].

Соседство с русскоязычным населением наложило свой отпечаток на восприятие и видение кабардинок. Глубина этого отпечатка отличается в различных районах, однако его наличие нельзя ни отрезать, ни преувеличивать

Рассмотреть эволюцию преобразований в женской моде Кавказа и влияние русского (европейского) костюма на традиционный образ нам поможет фотография Даухан Блиевой (1900 – 1998) (рис. 2). Фотография сделана в 1916 году, что не укладывается в хронологические рамки работы. Однако нам важно проследить то, что влияние культур было процессом долговременным, начавшимся еще до революции, а создание новой политико-идеологической системы выступило лишь катализатором в направлении трансформации женского образа.

На Даухан уже в 1916 год нет никаких национальных элементов одежды. Прическа (волосы приподняты надо лбом и собраны назад, а не заплетены косы), блузка с воротником-жабо, накинутый на плечи не национальный платок, длинная юбка европейского покроя и туфли с бантиком – все это желание показать свою современность и продвинутость в моде. Лишь по антропологическим признакам мы понимаем, что перед нами представительница национального населения Кабардино-Балкарии, а не русскоязычного.

Рисунок 2. Даухан Блиева. 1916 год. Фотограф – И.Черджиев. Из личного архива.
Подобная интерпретация может быть опасной и стать основой для заблуждений, если сразу не оговориться: данный образ был специально подобран Даухан для фотографии и отличается от того, что носила девушка в повседневной жизни. Но свидетельствует фотография о другом. Во-первых, такие вещи имели место в гардеробе женщины уже в начале XX века. Во-вторых, выбрав этот образ для торжественного момента, Даухан доказывает нам статусность сходства с русской.

Влияние моды недолго обусловливало изменения в визуальном образе женщины-горянки. Молодое советское государство стремилось скорее освободить «женщину востока».

Рисунок 3. Нальчик. 1928 год. Фотография взята с сайта Facebook.com
Борьба за социально-политическое равноправие женщин в национальных областях Северного Кавказа порой принимала неожиданные и яркие формы. Наглядным примером этого может служить громкая кампания «Пальто – горянке». В ходе ее проведения бытовому предмету повседневной женской одежды был придан широкий политический смысл. В 1927 году Кабардино-Балкарский облисполком возбудил ходатайство перед

вышестоящими органами о перенесении сроков перевыборов в местные советы с зимних месяцев на весенние, обосновывая свою просьбу тем, что проведение перевыборов зимой окажет влияние на снижение активности местного населения, а именно женской его части, «вследствие отсутствия у них теплой одежды и незначительности закрытых помещений для проведения общих собраний» [6]. Проблема приобретения теплой верхней одежды наиболее остро стояла перед женщинами ввиду непубличного характера традиционных женских занятий и ограниченности внешних контактов, объясняемых частично обычаями избегания, частично – полунатуральным ведением хозяйства. Партийные органы видели в отсутствии у женщин пальто препятствие для приобщения женщин к общественной жизни, не позволяющее им посещать в холодное время года школу, общественные сходы и собрания, участвовать в производстве. С повышением политической активности и расширением хозяйственно-экономической деятельности горянок возникла необходимость в приобретении для них теплой одежды.

В Кабардино-Балкарской автономной области кампания «Пальто-горянке» вступила в активную фазу с решения бюро обкома партии 21 ноября 1928 года о создании комиссии и областного фонда в 25 тысяч рублей для проведения мероприятий по массовому обеспечению женщин теплой одеждой [7]. Аналогичные комиссии создавались в окружных и сельских исполкомах. В их задачи входило установить степень нуждаемости в пальто и определить возможности ее удовлетворения. Бюро обкома предложило сельским и окружным комитетам партии принять меры к тому, чтобы все коммунисты и комсомольцы в первую очередь приобрели пальто своим женам и сестрам. В связи с непривычностью и нетрадиционностью эта форма одежды не находила должного признания среди населения, что поддерживалось и противниками женской эмансипации, ассоциировавшими этот предмет одежды с чуждым – городским, русским влиянием.

Женорганизатор сел. Алтуд Роменская Галина Артемовна воспринимала эту ситуацию так: «За хорошую и активную работу тов. Крупская прислала горянкам [сел. Алтуд] двадцать девять пальто теплых с меховыми воротниками для того, чтобы одеть пальто на темную отстающую женщину-горянку, которая никогда не одевала и по закону ей одевать не полагалось… На созванном общем собрании села я доложила о том, что … женщины-активистки, желающие взять пальто, могут получить его в Клубе горянок – бесплатно. Но тут выступили мужчины и заявили, что этого никогда не будет, чтобы горянка носила пальто, никто не может нарушить адата наших предков. Первое пальто одела зам. предсельсовета Хазизат Хапацижева и пошла на собрание, то на нее мужчины плевали и говорили, она позорит нашу женщину и велели снять его. На другой день надела пальто Сабанчиева, вышла на общее собрание и заявила там:” мужчины одевают бурку, черкеску, бешмет, ноговицы, папаху – ему тепло, а женщины дрожат от холода в ситцевом платье и шали. Больше у нее ничего теплого нет… Не слушайте мужчин, в пальто тепло и хорошо”, и призвала всех женщин взять себе пальто». (сохранен стиль источника) [3]. Процесс распределения двадцати девяти подарочных пальто растянулся на шесть месяцев. При распределении комиссии строго руководствовались классовым принципом, предоставляя кредит исключительно для беднячек и батрачек.

За 1928-1929 гг. было распределено около 1000 штук пальто. При погашении выделенных кредитов допускалась возможность выплаты задолженности натуральными продуктами. Уже первая зима после начала кампании, совпавшая с перевыборами сельских Советов, дала определенные результаты. [5, с. 309]Участие женщин в перевыборах 1928-1929 гг. возросло по сравнению с предыдущими в два раза.

Нами было рассмотрено лишь два аспекта трансформации женского визуального образа горянки, так как одежда является самым ярким и показательным элементов в динамике внешнего образа. Но для создания полной картины надо сказать еще и об изменении в походке, манере держаться и разговаривать.

И, конечно о прическе: женщина в практически каждом традиционном обществе гордится и славится своими длинными волосами. По сегодняшний день у кабардинок и балкарок приветствуется наличие густой косы. Но в эпоху великих перемен пересмотру подверглась и причёска. По сведениям информатора А.К. Текуева, его мать, будучи молодой комсомолкой, обрезала себе волосы так, что спереди это выглядело как каре, по ее словам: «как у русских», а сзади оставалась длинная коса [2].

Походка первых женщин - «феминисток» Кабардино-Балкарии стала раскованная, они позволяли себе надевать брюки и участвовать в спортивных соревнованиях.

Говоря о горянке 20-30-х годов, мы подразумеваем влияние на определенный пласт населения, поддерживающий происходящие изменения. Оставалась и консервативная часть, чей образ ни внешний, ни образ жизни не претерпели больших внутренних изменений.

Все процессы трансформации визуального образа в конечном итоге исходят от одной из двух движущих сил: внутренней – естественные процессы эволюции костюма, моды и образа; и внешней силы – политически-идеологических тенденций, навязанных государством «сверху».

 

Литература:

1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки по литературной теории и истории. Документальные материалы. М., 1998. 408 с.

2. Воспоминания А.К. Текуева.

3. Воспоминания Г.А. Роменской.

4. Текуева М. А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность. Нальчик: Эль-фа, 2006. 247 с

5. Текуева М.А. «Решение» женского вопроса в Кабардино-Балкарии (1917-1941 годы) // Социальная история. СПб., 2008. С. 303-326.

6. Центральный государственный архив КБР, Ф. 5, Оп.1, Д. 252, Л. 139.

7. Центр документации новейшей истории архивной службы КБР, Ф.1, Лп.1, Д. 76, Лл. 50-51

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!