СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДОВ В XIX - XX ВВ. ( НА ПРИМЕРЕ АВАРЦЕВ )



THE FAMILY AS AN INSTITUTION OF PRIMARY SOCIALIZATION OF THE PEOPLES OF DAGESTAN IN THE XIX-XX CENTURIES. ( ON THE EXAMPLE OF THE AVARS )

К.К. Басирова,

младший научный сотрудник отдела этнографии Института истории,

археологии и этнографии ДНЦ РАН, г. Махачкала

K.K. Basirova,

Junior researcher of the department of ethnography of the

Institute of history, archeology and ethnography of the DSC of RAS, Makhachkala

 

На складывание семьи и ее типов оказывают влияние различные факторы: от географическо-климатического и историко-культурного до административного. Но при этом сохраняются основные функции этой этносоциальной ячейки, поскольку в обратном случае существование общества ставилось бы под угрозу исчезновения. Основные свои бытовые потребности люди удовлетворяют в семье, в ней они находят личное счастье, достигают психологического комфорта. Семья всех типов, и большая, и в том числе малая были многофункциональной социальной группой, которая под влиянием общего социально-экономического, политического, идеологического состояния общества, выполняла целый ряд общественно значимых функций - организацию производства, передачу новым поколениям этнокультурных норм традиций и т.п.

Ключевые слова: большая семья, малая семья, Дагестан, аварцы, социальный институт общества, производственная деятельность, семейно-бытовой уклад.

On the folding of the family and its types are influenced by various factors, from geographical and climatic, historical and cultural to administrative. But at the same time, the basic functions of this ethno-social cell remain, because otherwise the existence of society would be threatened with extinction. People satisfy their basic everyday needs in the family, in it they find personal happiness, achieve psychological comfort. A family of all types, both large and small was a multifunctional social group that, under the influence of the general socio-economic, political, and ideological state of society, performed a number of socially significant functions — production organization, transfer new generations of ethnocultural norms of traditions, etc.

Keywords: large family, small family, Dagestan, Avars, social institution of society, production activities, family and household structure.

 

 

Что семья является основной социально-экономической ячейкой, важнейшим социальным институтом общества, в котором в полной мере отражаются экономические, социальные, этнические, правовые особенности его, что она развивается с развитием (вернее меняется с изменением) общества, «представляет продукт общественной системы» (К. Маркс) сказано многими исследователями, об этом писали многие этнографы, в том числе и дагестанские.

В исследуемый период Южном и Равнинном Дагестане, не только преобладающей, но и «практически безраздельно господствующей формой» [6, C. 85] семьи являлась малая. Малая семья, как правило, состояла из одной супружеской пары с ее неженатыми или незамужними детьми, либо без них. Поэтому ее называют также простой, элементарной или нуклеарной (от лат. «нуклеус» - ядро) семьей.

В типе малой семьи различаются два подтипа: несложная малая семья, куда входили только супруги с детьми или без них, и усложненная малая семья, куда наряду с ними могли входить еще кто-нибудь из родственников (один из родителей, дядя, племянник и т.д.). Каждый из этих подтипов, в свою очередь имел две разновидности: полная семья - с обоими супругами и неполная - только с одним супругом. Встречались довольно часто и усложненные малые двухпоколенные семьи (семьи из двух супружеских ячеек), состоящие из родителей и одного из женатых сыновей. Их бытование поддерживалось довольно поощряемой и распространенной традицией минората (от лат. «минор» - младший) - обычая, по которому дом с остатками имущества переходил к младшему из сыновей, бравшему, как правило, на себя заботу о родителях. Общество также поддерживало подобную практику, т.к. было заинтересовано в том, чтобы старые, особенно нетрудоспособные старики не оказывались в одиночестве и были под присмотром.

Но в отличие от других народов Дагестана, у народов Южного Дагестана и тюркоязычных народов Равнинного Дагестана продолжала бытовать пережиточно сохранившаяся «большая» или правильнее было бы назвать «неразделенная семья», [3, C. 124-127] жизненный уклад, которой несколько отличался. В частности, в исследуемый период у ногайцев, несмотря на то, что не все ногайцы вели оседлый образ жизни, сосуществовали две формы семьи: большая (или т.н. «неразделенная» или как пишут исследователи: «бир къазаннан ас ишетаганлар» - «питающиеся из одного котла») и малая семья [14, C. 158]. Для обозначения неразделенной семьи ногайцы использовали термины: универсальное понятие «семья» - «аьел»; «большая семья» - «уьйкен аьел»; «люди одного котла» - «бур казан аьел»; «большие дома» - «уьйкен уьйлер»; «дружная семья» - «бемли агьлю»; «один очаг, один огонь» - «ожагы бир, оты бир»; «жилье отдельно, еда общая» - «уьйи баска, уьйреси бир» [7, C. 16]. У кумыков также, «основной формой семьи - «уьй агьлю», «хизан» - была малая или, как ее называют в специальной литературе, нуклеарная семья. Наряду с ней во всех без исключения селениях продолжала бытовать пережиточно сохранившаяся «большая» или «неразделенная семья»», - пишет С.Ш. Гаджиева Она приводит ряд названий неразделенной семьи, предполагая, что многие из них имеют более позднее происхождение: «большой дом, очаг» - «уллу ожакъ»; «большая семья» - «уллу хизан», «уллу агьлю»; «люди одного котла» - «бир къазан агьлю»; «неразделенные братья» - «гюренлвшген къардашлар»; «неразделенные дома, очаги» - «гюрвнлешген ожакълар» [8, C. 111-115]. У лезгин большая семья называлась «неразделенная семья» - «ч1ехи хизан», «еки хизан» [17, C. 123].

Семья всех типов, и большая, и в том числе малая (как сложная, так и простая) были многофункциональной социальной группой, которая под влиянием общего социально-экономического, политического, идеологического состояния общества, выполняла целый ряд общественно значимых функций - организацию производства, передачу новым поколениям этнокультурных норм традиций и т.п.

 Одной из важнейших функций семьи в изучаемое время являлась производственная деятельность. Ведущие отрасли производственной деятельности семьи находились в руках мужчин, а домашним хозяйством и большей частью полевых работ, в частности в Южном Дагестане, занимались женщины, т.е. в семье было четкое половозрастное разделение труда. В горной части Южного Дагестана, довольно высок был удельный вес отходников-мужчин, что способствовало повышению роли женщин в решении хозяйственных вопросов, проявлению с ее стороны инициативы, развитию деловых качеств и самостоятельности, и соответственно росту ее престижа в семье и обществе [15, C. 119].

 Несколько другой была жизнь в неразделенных семьях, положение женщины, ролевые функции и ее физические нагрузки здесь всецело зависели от старшей женщины, которая была полновластной хозяйкой на женской половине дома [16, C. 64]. Производственная деятельность семьи зависела от хозяйственной специализации данного общества: в обществах, где превалирующим, основным занятием было скотоводство в сочетании с земледелием - одни обязанности и роли; в обществе, где занимались земледелием, сочетая его со скотоводство - другие; у садоводов-горнодолинников совершенно другие обязанности. Но абсолютно универсальной и повсеместной функцией семьи было продолжение рода и соответственно воспитание и социализация детей [4, C. 259].

В глухих районах Аварии до сих пор можно наблюдать патриархальную семейную общину, состоящую из 30- 40 человек, живущих под одной крышей и составляющих одну хозяйственную и общественную единицу. Такие семейные обычаи сохранились, например, в Гидатле. Семья Али Абдурахманова в ауле Орода состоит из 40 человек. Али - глава дома - ведает всеми мужскими работами. Хозяйка дома ведает хозяйственную деятельностью женских членов семьи - распределяет между ними работы, следит за их исполнением [20, C. 22].

В большинстве районов, однако, семейной общины не существует, и женатые сыновья обыкновенно выделяются и живут отдельно, чтобы работать на свою семью. «Если огонь рано зажечь, золы много бывает», говорит аварская пословица: рано отделишься, больше наживешь. Таким образом, наиболее обычною для аваров является индивидуальная семья, состоящая из родителей и неженатых детей.

Она, будучи общественным продуктом, выполняла ряд общественно важных функций, влияла на жизнь общества тем, что «связана с производством и воспроизводством непосредственной жизни, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием социального и индивидуального сознания». Поскольку семья «выполняла важные социальные функции, общество активно воздействовало на семью регулированием семейно-брачных отношений» [5, С. 199]. По достижении зрелого возраста аварцы вступали в брак, а сам «факт наличия брака или его отсутствие при образовании семьи является одной из определяющих ее структуры в разных вариантах»3. Брак является основой супружеской семьи, он «считается необходимостью, судьбою и богом определенный» [10, С. 89]..

Семья отличается от других систем и подсистем общества брачно-родственными основами своего возникновения и своей структурой - организацией связей, взаимоотношениями входящих в нее людей, эмоциональным состоянием [9, C. 18].

Отметим, однако, что не всегда семейно-бытовой уклад бывает синхронным и соответствующим тем процессах, которые происходят в социально-общественном быте общества. Семейно-бытовой уклад относительно самостоятелен и консервативен, чем, например, сфера общественного быта.

В XIX в. у аварцев основной формой семьи была малая семья, чаще всего состоявшая из двух поколений - родителей и детей - и насчитывавшая, примерно, 4,3 человека. В таких семьях мог жить кто-либо из родителей мужа и редко, если у них не было сына, родителей жены.

В этнографически обозреваемое время сохранившейся патриархальной семьи - неразделенной или вторичного порядка - обнаружить не удалось. Существующее мнение некоторых ученых, что у аварцев сохранились неразделенные семьи в XIX веке, не подтверждается по нашим данным.

Конечно, наряду с семьями из 4-5 человек могли быть семьи, со­стоящие из 8-10 человек - отец, мать, дети (5-6), дедушка или бабушка, а то и оба, но нередко бывали и состоящие из 2-3 человек. По переписи 1897 г. в Аварском округе число хозяйств, состоящих из 11 и более человек было 7 из 9244 (0,075%) хозяйств, в Гунибском округе их было 33 из 13080 (0,25%) хозяйств.

В 1928 г. Г.Ф. Чурсин писал: «В глухих районах Аварии до сих пор можно наблюдать патриархальную семейную общину, состоящую из 30-40 человек, живущих под одной крышей и составляющих одну хозяйственную и общественную единицу. Такие семейные общины сохранились, например, в Гидатле». При внимательном рассмотрении структуры такой семьи, о которой говорили как о большой, изучении ее экономической основы выяснялось, что это не что иное, как несколько малых, индивидуальных родственных семей, живущих в одном доме, за неимением своего отдельного жилища или из морально-этических соображений. Каждая малая семья (женатый сын с женой) имела свою собственность, свое имущество (не только личные вещи), свои пахотные земли. Это было установившимся положением, сын при женитьбе получал от родителей землю, скот и другое имущество - все необходимое для заведения собственного хозяйства. Женатых сыновей отделяли экономически, старались также отводить специальное помещение новой семье (если не подготовили собственного жилья для них). Еще М.М. Ковалевский заметил, что в Дагестане «большие семьи редки и каждый старается устроиться своим двором» [19, C. 27].

Подчеркивая отсутствие большой (неразделенной) семьи у аварцев (по этнографическому материалу) в исследуемое время, подтвержденное и исследованиями М.А. Агларова, необходимо сказать, что такая семья в Дагестане существовала. Существовала она у кумыков [8, С. 252], лезгин [3, С. 122], табасаранцев [2, С. 126], цахуров [13, C. 130], рутульцев [11, C. 89], а в центральном Дагестане (даргинцы, лакцы) сохранились реликтовые остатки форм таких семей. У рутульцев и цахуров неразделенные семьи сохранились до середины XX в. В 1969 г. в селении Хнов (Ахтынский р-н) их было 5, селении Борч-7. В Борче (Рутульский р-н) я три дня жил в неразделенной семье Нурум, состоящей из 28 человек (четырехпоколенный состав): чабанов, учителя местной школы, студентов, учащихся, служащего, колхозников, рабочих. Часть членов семьи жила в Азербайджанской ССР (селения Шин, Башгёйнук Шекинского р-на), часть в Дагестане - в верховьях реки Ахтычая. Сейчас этого селения нет.в горах, оно заброшено, жители переселились на равнину (в 1968 г. в нем проживало 1120 человек). Информаторы из Хнова помнили семью Гаджиаббасовых, состоящую из 70-75 человек, в ней жили родные и родственники до четвероюродных братьев со своими детьми, она в 30-х годах разделилась на две семьи. У аварцев найти большую семью мне не удалось.

Выделение новой семьи - новой ячейки общества - нашло свое отражение и в языке. Женитьба сына в аварском языке звучит как об­разование семьи - «хъизан гьабизе» или создание дома - «ригьин гьа- бизе». Они четко передают сущность происходящего события - соз­дание самостоятельной ячейки, новой семьи вне семей родителей с той и другой стороны [12, C. 256-257].

Создание новой семьи, женитьба сына или выдача дочери замуж, было большим событием как для их родителей, так и для всех родственников, тухума, джамаата.

В большинстве районов, семейной общины не существует, и женатые сыновья обыкновенно выделяются и живут отдельно, чтобы работать на свою семью. «Если огонь рано зажечь, золы много бывает», говорит аварская пословица: рано отделишься, больше наживешь. Таким образом, наиболее обычною для аваров является индивидуальная семья, состоящая из родителей и неженатых детей [18, C. 141].

При воспитании детей большее внимание всегда уделялось и теперь уделяется мальчикам. Мальчик является «столбом дома», как говорят авары; он является продолжателем рода и носителем родовых традиций. Но в тех случаях, когда в семье несколько мальчиков и лишь одна девочка, она также пользуется заботливым и внимательным отношением родителей.

Дети с раннего возраста начинают принимать участие в хозяйственной жизни семьи. Мальчики помогают в хозяйстве с 9-10 лет, причем участвуют главным образом в уходе за скотом и в легких полевых работах, начиная с 7- летнего возраста; девочки подметают комнаты, моют посуду, белье, тряпки, ходят за водой, старшие доят коров и т.д. [1, C. 146].

Заключая изложенное отметим, что основной формой семьи у аварцев в исследуемое время была малая семья, состоящая преимущественно из мужа, жены и их детей. Но часто с ними жили мать и отец мужа, а также младшие братья и сестры и лишь в редких случаях — дядя, тетя, племянники или двоюродные братья. Таким образом, малой семье были характерны многие черты, присущие большой семье, из чего можно предположить, что в далеком прошлом аварцы, как и многие другие народы Дагестана, жили большими патриархальными семьями.

 

Литература:

1. Аварцы: История, традиции и обычаи, культура и искусство народа. Махачкала: ГАУ «Даг. кн. издательство», 2012. – 330 с.

2. Алимова Б.М. Табасаранцы. XIX-начало XX в. Махачкала, 1992. – 264 с.

3. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин Х1Х – начало XX в. М.,1978. – 303 с.

4. Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - нач. XX в.) Махачкала, 2000. – 387 с.

5. Булатова А.Г. Семья и семейные обряды. // Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев. М., 1988. С. 119.

6. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач. XX в. М., 1979. – 360 с.

7. Гаджиева С.Ш. Очерки семьи и брака у ногайцев XIX - нач. XX в. М., 1985. – 175 с.

8. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историческое прошлое, культура, быт. Кн. 2. М., 2005. – 435 с.

9. Ганцкая О.А. Семья: структура, функции, типы,- СЭ, 1984, № 6. С. 18.

10. Далгат Б. Материалы по обычному праву даргинцев. // Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968. С. 89.

11. Исламмагомедов А.И. Некоторые особенности планировки высокогорных рутульских селений долины Ахты-чая // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований 1970 г. (Тезисы докладов). Тбилиси, 1971. С. 89-90.

12. Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование. XVIII-нач. XX в. Махачкала, 2002. - 432 с.

13. Курбанов К.Э. Быт неразделенной семьи цахуров во второй половине XIX- начале XX века // Быт сельского населения Дагестана (XIX-нач. XX в.). Махачкала, 1981. С. 121-133.

14. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы: историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988. – 230 с.

15. Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана. (Традиции народов Равнинного и Южного Дагестана). Махачкала, 2007. - 252 с.

16. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе ХIХ - начало XX в. (роль и место в семейной и общественной жизни). Махачкала, 2001. – 158 с.

17. Ризаханова М.Ш. Лезгины. ХIХ - начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005. – 316 с.

18. Народы Дагестана / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. – М.: Наука, 2002. – 588 с.

19. Чурсин Г.Ф. Авары. Этнографический очерк. Махачкала, 1995. – 120 с.

 

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!