МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЧЕНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ



 

MODERNIZATION PROCESSES IN THE CULTURAL LIFE OF THE CHECHEN SOCIETY AT THE PRESENT STAGE

М.И. Бадаев,

студент 2-го курса юридического факультета

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Л.А. Бадаева,

к.и.н. доцент кафедры «История древнего мира средних веков»

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

M.I. Badaev,

2 nd year student of law Chechen state University

L.A. Badayev а ,

Ph.D. Associate Professor of the Department "History of the Ancient World of the

Middle Ages " Chechen state University

В данной статье раскрываются пути и причины трансформации традиционной чеченской культуры, особенности национального менталитета и новые веяния, которые охватили молодежь Чеченской республики.

Ключевые слова: развитие, ментальность, исламский мир, мобильные телефоны, мораль, культура, кризис культуры.

This article reveals the ways and reasons for the transformation of traditional Chechen culture, the peculiarities of the national mentality and new trends that have embraced the youth of the Chechen Republic.

Key words: development, mentality, Islamic world, mobile phones, morality, culture, crisis of culture.

В последние десятилетия процесс модернизации резко оптимизировался в национальных обществах постсоветского пространства. Рухнувшая система социализма способствовала поиску наиболее приемлемых форм трансформации как политических режимов, так и дальнейшего социокультурного развития. Необходимо учитывать при оценке существующего модернизационного потенциала такие важные параметры как специфику истории национальных обшеств, уровень их социально-экономического развития, ментальность и религиозную принадлежность.

Бурные волнения в конце 80-х - начале 90-х годах прошлого века в Чечне под лозунгом национального возрождения и обретения государственной независимости, казалось бы, должны были привести к общему подъему национальной культуры. Однако на самом деле произошло прямо противоположное. Острейший социально-политический и экономический кризис в Чеченской Республике протекал на фоне невиданного ранее падения общественной морали и быстрой деградации национальной культуры. Ушли на второй план такие качества как образованность, воспитание, доброта,

нравственность, порядочность, бескорыстие. Им на смену пришли жажда наживы, грабеж, стремление разбогатеть любой ценой. Охваченная меркантильными соображениями чеченская молодежь перестала гнушаться недостойными, неприемлемыми для нормального человека, а, порой, откровенно жестокими способами накопления капитала. Рекет, похищения людей, мошенничество, бандитизм, аферы с авизо стали обычными и обыденными явлениями в чеченском обществе. Образ «крутого и делового» молодца, приезжавшего из столицы на собственном авто и сорившего деньгами стал заманчивым и притягательным в глазах его ровесников, да и всего чеченского общества. На вопрос: «чем занимаешься?», особо почитался ответ «кручусь в Москве». А что за этим может стоять никого не волновало.

Однако последовавшие затем две военные кампании остудили алчные головы и вернули все на свои места. Правда, путем неисчислимых жертв и разрушений.

Именно ужасы войны заставили основную массу чеченцев вновь вспомнить о непреходящем значении духовных ценностей.

Если в начале 90-х гг. молодежь не придавала особого значения духовным ценностям, то поколение, пережившее чеченские войны, вновь поверило в необходимость духовности.

Основными нравственно-этическими категориями в системе духовных ценностей чеченцев считаются: человечность, благородство, этикет, честь, достоинство, совесть, чувство долга, милосердие, сострадание, справедливость, терпение, гостеприимство.

Рост популярности обычая гостеприимства объясняется тем, что во время войны десятки тысяч беженцев оказались вынужденными искать его у незнакомых им людей. [2. с. 243-244]

Прошло почти два десятилетия со времени начала второй чеченской кампании. За это время претерпели резко полярные изменения мировоззрение и мировосприятие чеченского общества, окончательно произошла переоценка существовавших ценностей и стереотипов.

Рыночная экономика с ее жесткой конкуренцией стремительно набравшая обороты именно в этот период, способствовала дальнейшему росту социальной и имущественной дифференциации общества. А это в свою очередь привело к запуску механизма трансформации традиционной чеченской культуры. Если в эпоху социализма, чеченское общество находилось под жестким влиянием коммунистической идеологии, то после развала СССР идеологические пристрастия чеченского общества стали диаметрально противоположными – начиная от радикального исламизма с его непримиримостью, и заканчивая западными веяниями, активно проникающими в последнее время во все области и сферы чеченского общества.

Внутри самой Чечни продолжают оставаться сильными позиции ислама и это понятно, ведь формирование чеченской культуры издревле проходило на основе двух важных компонентов - этнического и исламского. В национальном менталитете чеченцев отчетливо прослеживаются мусульманские корни, без которых уже немыслимо традиционное чеченское общество. Под бдительным руководством Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова строятся великолепные мечети мирового уровня, и не только в городах, но и в сельской местности, создаются школы хафизов, осуществляются отправки паломников в святые места. Однако при такой поддержке и внимании многие молодые люди вопреки всему вступают в запрещенную террористическую группировку «ИГ». Такая ситуация не может не волновать общественность, властные структуры.

    Глава Чечни Рамзан Кадыров лично беседует с молодежью, попавшей под влияние «ИГ», разъясняя преступные замыслы их вербовщиков. Уход сотен молодых чеченцев на войну, где гибнут мусульмане и немусульмане – это тревожный симптом, требующий тщательного анализа явления, причин его возникновения и определение путей блокирования. Фанатичная молодежь попадается на агитацию. Такую работу проводят вербовщики на местах. Молодежь поддается и на финансовые выгоды, которые им сулят сторонники «ИГ». Против чеченской молодежи ведется война, направленная на ее дезориентацию, лишение традиционных патриотических ценностей, уважения обычаев и традиций народной культуры. Ее пытаются переориентировать на ценности «всемирного халифата». Кому-то очень хочется превратить чеченскую молодёжь в наемников и использовать как топливо в мировых пожарищах [1.]

Вместе с тем связи с исламским миром все же не мешают чеченцам воспринимать и достижения западной культуры, элементы которой в последние годы лавиной проникают в общественную, духовную и культурную жизнь народа. Это объясняется развитием современных коммуникативных связей, в первую очередь интернета, позволяющего молодым людям отслеживать, и таким образом впитывать в себя всевозможные достижения высоких технологий. Так постоянно пополняется модернизационный потенциал в республике. С другой стороны, не менее значимым явился тот факт, что из-за военных конфликтов на западе, в странах Европы и Америки, оказались десятки тысяч чеченцев. Целое поколение чеченцев уже выросло на западе. Фактически они вобрали в себя их культуру. Чеченцы стали, по сути, европейцами, говорящими на чеченском языке, а то и не говорящими вовсе.

Молодежь особенно восприимчива к новым веяниям. Если в начале 2000-х годов сотовая связь и мобильные телефоны стали основополагающими в обиходной жизни каждого, то спустя некоторое время те же мобильные телефоны претерпели такую модернизацию, что на их фоне прежние кажутся теперь анахронизмами. Появление айфонов вылилось в настоящую революцию в сознании общества. А постоянно изменяющиеся сопутствующие функции современных смартфонов обладают буквально неограниченными возможностями в мире виртуального общения. Своеобразной социально-культурной идеологией стало слово «селфи» [4.с.128]. Селфи, «себяшка» - это новое явление современной культуры и с этим нельзя не согласиться. Другим продуктом современного социума стал инстаграм [3.с.33]. А различные группы виртуального общения в социальных сетях лишь усиливают процессы трансформации традиционной чеченской культуры. Еще несколько лет назад для чеченского юноши участие в модельном бизнесе было не только неприемлемым, но даже сам намек на такую возможность считался оскорблением. Ныне мы видим совершенно иную ситуацию. Примером могут служить живущие в Германии чеченские братья Дулатовы, которые активно сотрудничают с лучшими парижскими модельерами. А если заглянуть поглубже в историю, то мы увидим следующие факты, которые позволят даже самым непримиримым ортодоксам несколько ослабить столь резкий взгляд на подобные вещи. Сто лет назад в Париже самым красивым мужчиной в Европе был признан Майрбек Шерипов, брат революционера Асланбека Шерипова. А конкурс красоты в то же самое время выиграла Дара Чермоева, племянница Тапы Чермоева. Все перечисленные имена мужчин считались образцом доблести, отваги, чести и достоинства.

Сегодня чеченская молодежь достойно участвует и в престижных музыкальных шоу, организованных ведущими каналами российского телевидения. Их именами также можно по праву гордиться. Это и Шарип Умханов. и Раяна Асланбекова, и Зелимхан Темирсултанов, и Амирхан Умаев, и Руслан Умханов. Например, один из пользователей сети интернет под псевдонимом Марат Семенов после блестящего выступления Раяны Асланбековой на первом канале высказался следующим образом; «Когда чеченцам говорят: что вы можете, или что вы сделали кроме войны и убийств, показывайте эту девочку. Показывайте физика (имеется ввиду известный чеченский физик Ахмед Цебиев, прим. авт.), который открытий совершил больше американцев в свое время». Что же касается Раяны Асланбековой, то она не изменила своей давней мечте стать прокурором. Ныне девушка учится на 1-м курсе юридического факультета ЧГУ. Таких примеров можно привести множество. И это радует. Пусть мир знает, что чеченцы не только смелый, но и красивый, умный, талантливый народ.

Таким образом, надо признать, что растущее европейско-русское культурное влияние на чеченское общество связано с общим вовлечением Чечни в экономическую, политическую и культурную жизнь России и Европы.

 

Литература:

1. Акиев В.Х. К вопросу о современном состоянии чеченского социума. Грозный, 1999.

2. Берсанова З. Система ценностей современных чеченцев (по материалам опросов) // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999.

3. Дмитриева С.В., Леонова В.М. Instagram как новый вид семейного альбома /Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве. Материалы научно-практической конференции МОСХ России. М.,2018.

4. Шклярук А.Ф. Феномен селфи //Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве. Материалы научно-практической конференции МОСХ России, М.,2018.

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!