ПЬЕР ЖАНЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 13 страница



О сходстве между теориями Жане и теориями Мак-Дугалла писал Керрис.163 Оба они описывали процесс развития и создавали модель личности на основе тенденций. Мак-Дугалл, однако, не дает столь подробной картины или шкалы иерархии тенденций. Большое внимание он уделяет соперничеству и борьбе между тенденциями и подчеркивает интегративный процесс нервной системы. С другой стороны, Жане в большей степени придерживается своего клинического опыта.

Особенно поразительны аналогии между поздними теориями Жане и учением Джоржа Герберта Мида. Система Мида также представляет собой социальный бихевиоризм, в качестве отправной точки которого использована социальная активность индивида и сотрудничество нескольких индивидов, связанное с каким-то социальным объектом.164 Сознание, по Миду, есть интериоризация действия других, а мышление является символической интериоризацией обсуждения между несколькими индивидами.165 Мид также считает эмоции реакцией человеческого организма на наши собственные отношения. Он рассматривает перцепцию как промежуточную стадию между импульсацией и манипуляцией (у Жане «суспенсивно-перцептивное» поведение). Мид различает в сознательной личности «I», «Me» и «Self», которые, очевидно, соответствуют у Жане терминам individu, personnage и moi. «Me», то же, что «personnage» у Жане, это собрание интернализированных ролей. Можно было бы процитировать и другие подобия, что неизбежно приводит к вопросу, есть ли это результат влияния Мида на Жане или влияние Жане на Мида? Решение этой проблемы усложняется тем, что работы Мида были опубликованы посмертно в 1934 году и позднее, а во время его жизни появлялись лишь фрагментарно в виде статей, разбросанных по журналам, не всегда доступным для читателей в Европе. С другой стороны, первая важная публикация поздней системы Жане появилась в 1926 году в его книге «От гнева к экстазу», хотя он уже на протяжении пятнадцати лет излагал эту теорию в своих лекциях в Коллеж де Франс. Нет никаких указаний на то, что Жане и Мид были лично знакомы. Объяснение, возможно, состоит в том, что каждый из них независимо от другого разработал те же понятия, которые они взяли из работ Джосайи Ройса и Джеймса Марка Болдуина.

Влияние Жане

Жане стоит на пороге создания современной динамической психиатрии его идеи нашли столь широкое распространение, что их происхождение не всегда известно и часто приписывается другим. Лишь немногие, например, знают, что термин «подсознательный» был создан Жане.

Концепция Блейлера о том, что шизофрения состоит из первичных симптомов с понижением напряжения ассоциации и вторичных симптомов, исходящих из первичных симптомов, во многом была переложением понятия психастении Жане с ее понижением психологического напряжения. Сам Блейлер говорил, что слово «аутизм» в значительной степени означает с положительной точки зрения то, что Жане называл «потерей чувства реального» с отрицательной точки зрения.

К.Г. Юнг постоянно ссылался на Жане (лекции которого он посещал в Париже во время зимнего семестра 1902-1903 учебного года). Влияние на Юнга «Психического автоматизма» Жане можно видеть в том, что Юнг рассматривает человеческий ум как состоящий из нескольких субличностей (у Жане «одновременные психологические сущности»). То, что Юнг называл «комплексом», по своему происхождению было не что иное, как эквивалент «подсознательной навязчивой идеи» Жане. Работа Жане оказала огромное влияние на индивидуальную психологию Адлера. Адлер признавал, что его исследования чувства неполноценности представляло собой развитие наблюдения Жане над sentiment incompletude.167

Влияние Жане на Фрейда является весьма противоречивой проблемой, которая будет рассматриваться в следующей главе. А сейчас мы удовлетворимся тем, что упомянем лишь некоторые факты, освещающие данный вопрос. В своем предварительном отчете (1893) и в «Исследованиях по истерии» (1895) Брейер и Фрейд ссылаются на работу Жане. Описания случаев Люси (1886) и Мари (1889), Марсель (1891), мадам Д. (1892), Ахилла (1893) и некоторых других, опубликованные между 1886 и 1893 годами, содержали примеры излечения истерических больных путем перевода бессознательных идей в сознание и последующим уничтожением их. Близкое сходство разработанного Фрейдом понятия переноса и используемого Жане понятия сомнамбулического влияния и необходимости его ограничения, было отмечено Джонсом в одном из его ранних сочинений.168

В своей работе «Формулировка двойного принципа психической жизни» Фрейд при определении принципа реальности ссылается на созданное Жане понятие функции реального. Разработанное Жане понятие функции синтеза, которое он позднее расширил в своей психологии тенденций и в теории конструирования личности, предвосхитило сдвиг психоанализа Фрейда от психологии подсознательного в сторону эго-психологии. Жане оказал также значительное влияние на французскую психиатрию и трех ее выдающихся представителей - своих современников Анри Барюка, Анри Эя и Жана Деле. На празднествах, посвященных столетию со дня рождения Жане, Анри Барюк говорил о нем как о человеке, который создал клиническую базу для развития современной психофизиологии, и заявил, что в будущем работа Жане сыграет роль в появлении новых открытий в нейрофизиологии.169 Органодинамическая психология Анри Эя и его теория структуры состояния сознания в большой степени являются развитием мыслей Жане.170 По мнению Жана Деле, современные открытия в нейрофизиологии являются подтверждением адекватности понятия психологического напряжения Жане. Понятие вигильности, также как и презентификация у Жане, имеют субстрат в некоторых частях промежуточного мозга. Именно поэтому психотропные препараты в психофармакологии классифицируются как «психолептические», «психоаналептические» и «психодислептические», согласно классификации, основанной на понятиях Жане.171

Творческая биография Жане являет собой поразительный пример того, как несправедливо судьба распределяет славу и забвение между учеными. На пороге двадцатого века современники Жане не сомневались в том, что скоро он станет основателем великой научной школы. Однако, несмотря на постоянное движение вперед в своей работе, он как бы медленно отходил в сторону от основного движения науки. В глазах многих психиатров и психологов он всего лишь автор «Психического автоматизма» и клиницист, создавший точное описание обсессивного невроза. И, по-видимому, лишь немногие знают, что он занимался созданием синтеза невиданного размаха и пропорций.

Нелегко ответить на вопрос, почему Жане стал избранником Лесмозины, богини забвения, а не Мнемозины, богини памяти. Ответ, возможно, следует искать в том, что у него было достаточно много врагов, в самих особенностях личности Жане, а также в неуловимых колебаниях духа того временив ходе своей научной карьеры Жане по крайней мере трижды сталкивался с жестким сопротивлением или безжалостной враждебностью. Первый раз это случилось после смерти Жане: мы уже описывали гонения, направленные против учения Шарко по истерии и гипнотизму, которые в то время имели место. Хотя Жане старательно воздерживался от каких-либо опасных рассуждений по поводу металлотерапии и переноса, его, тем не менее, связывали с учением Шарко уже хотя бы в силу того, что в Сальпетриере он единственный настаивал на использовании гипноза и считал истерию заболеванием, а не просто притворством со стороны пациентов. Реакция против Шарко была столь сильной, что среди французских невропатологов стали распространяться антипсихологические тенденции, опровергающие органическое происхождение любого психического заболевания. Такие люди как Бабинский и Дежерен открыто проявляли свою враждебность по отношению к Жане и в конце концов сумели уничтожить влияние, которым он пользовался в Сальпетриере. Не менее яростными были атаки на Жане представителей школы в Нанси, выступавших против него за то, что он проводил разграничение между гипнозом и внушением. Вторая волна выступлений против Жане была развязана рядом католических священников и светских философов вслед за публикацией его работы «От гнева к экстазу». Однако наиболее злобными были нападки со стороны психоаналитиков. Хотя Фрейд в конце концов признал некоторый приоритет Жане в исследованиях, опубликованных в 1893 и 1895 годах, его отношение к Жане становилось все более критичным. Сделанный Жане в 1913 году на Конгрессе в Лондоне доклад по психоанализу, в котором он претендовал на приоритет в открытии подсознательных фиксированных идей и катартической психотерапии, явился сигналом для яростных атак на него со стороны некоторых психоаналитиков. Эрнст Джонс публично и сознательно обвинил его в нечестности, утверждая, что открытия Фрейда никаким образом не связаны с тем, что сделал Жане.172 В 1945 году французский психоаналитик Мадлен Каве, не принимая во внимания элементарных фактов хронологии, обвинила Жане в плагиате, совершенном после публикации в 1893 году статьи Брейера и Фрейда.173 Жане, утверждала она, опубликовал в 1889 году описание болезни Мари, не понимая, как и почему пациентка выздоровела, но после публикации вышеупомянутой статьи Брейера и Фрейда в 1893 году он разобрался в этом и поспешно начал применять этот вид терапии и описывать другие случаи излечения пациентов, утверждая, что Брейер и Фрейд имитируют его методы. Восьмидесятишестилетний ученый, возможно, не знал об этом обвинении и никак не отреагировал на него, но оно, несомненно, внесло свой вклад в установление враждебного к нему отношения со стороны психоаналитиков более молодого поколения.

Другие причины того, что Жане не достиг истинной славы ученого, следует искать в особенностях его личности. Он всегда стремился к неограниченной независимости, даже Шарко и Рибо по сути не могут считаться его учителями. Он никогда не принадлежал ни к каким группировкам ученых и не входил ни в какие команды. У него не было ни учеников, ни школы, ему было совершенно чуждо какое-либо стремление завоевать себе сторонников. Для того, чтобы иметь студентов, Жане необходимо было либо занимать соответствующий пост в Сорбонне, либо иметь палату в Сальпетриере, что дало бы ему возможность приводить клинические занятия. Однако, у него не было ни того, ни другого, а его преподавательская деятельность была ограничена работой в Коллеж де Франс, высшем учебном заведении, не связанном ни с одним университетом и поэтому посещаемом специалистами, зарубежными гостями и образованной публикой гораздо в большей степени, нежели студентами. Некоторые представители его немногочисленных слушателей, относившиеся к его учению с большим энтузиазмом, пытались сами пропагандировать его. К ним относится пастор Хортон, опубликовавший сжатый конспект лекций Жане по психологии религии, доктор Бенджамен Сюберказо из Чили,174 который изложил теорию Жане об иерархии тенденций на испанском языке, и доктор Леонгард Швартц из Базеля, посмертно опубликованная книга которого о психологии Жане, к несчастью, осталась незаконченной.I7S

Третью причину того, что Жане не достиг славы, на которую он мог бы рассчитывать, следует искать в том, что немцы называют словом Zeitgeist (дух времени). Лекции Жане по психотерапии были прочитаны им в 1909 году, а в 1910 году он начал работать над психологией тенденций. На то, чтобы написать «Психологические методы лечения», ему понадобилось несколько лет, а публикацию этой работы пришлось отложить из-за войны. Когда же в 1919 году эта книга наконец вышла в свет, у публики сложилось впечатление, что за десять лет воззрения Жане не претерпели никаких изменений, и лишь немногие понимали, что к тому времени его научные интересы приняли другое направление. С другой стороны, послевоенный период был периодом общих кардинальных перемен и ниспровержения традиций как в сфере идей, так и в сфере политики и морали, и чем больше проходило времени, тем больше становился разрыв между творчеством Жане и тем, что занимало умы молодых психиатров.

Может сложиться мистическое впечатление, что судьба каким-то странным образом позаботилась о том, чтобы имя Жане было забыто.

Когда он умер, 24 февраля 1937 года, в Париже в результате забастовки печатников не выходила ни одна газета, вследствие чего его смерть осталась почти незамеченной. Когда же 18 марта газеты снова начали выходить, о его кончине было сообщено в некрологе, занявшем две строчки и затерявшемся среди массы всевозможных объявлений, накопившихся за те несколько дней, что не выходили газеты.176 О его смерти сообщалось в документальной хронике, идущей в кинотеатрах, но поскольку его никогда не снимали в кино, кинорепортерам пришлось удовлетвориться тем, что с экрана показали лишь его фотографию. Единственная известная запись его голоса, по-видимому, была утрачена. В 1956 году в Сальпетриере праздновалось столетие со дня рождения Фрейда, и в память о его посещении клиники Шарко в 1885-1886 годах была открыта мемориальная доска. Но никому не пришла в голову мысль об увековечении памяти Жане, когда отмечалось столетие со дня его рождения в 1959 году, хотя именно здесь он проводил свои знаменитые исследования мадам Д., Марсель, Жюстины, Ахилла, Ирен, прославленной Мадлен и многих других. В 1960 году, когда в честь столетия со дня основания Коллеж Сент Барб, вышла в свет книга, посвященная этому заведению, в списке знаменитых людей, которые в нем когда-то учились, не было упомянуто имя Жане. Более того, работы Жане никогда не переиздавались, они становятся все более редкими и мало доступными для читателя.177

Таким образом, творчество Жане можно сравнить с обширным городом, подобно Помпее, погребенным под пеплом. Но судьба любого погребенного города неизвестна. Он может остаться лежащим под слоем пепла навсегда. Он может остаться в неизвестности, будучи разграбленным мародерами. Но, возможно, когда-нибудь его откопают и возвратят к жизни.

А тем временем, как покрывало Лесмозины медленно опускалось на Жане, Мнемозина снимала свое покрывало с его великого соперника, Зигмунда Фрейда.

 

ПРИМЕЧАНИЯ


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!