ПЬЕР ЖАНЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 5 страница



Можно было бы провести некоторые параллели между жизнью Жане и жизнью Дюркгейма, Леви-Брюля и другими его современниками. Невозможно учесть взаимное влияние, которое эти люди оказали друг на друга. Если смотреть на них издалека, они похожи на статуи, возвышающиеся в величественной изоляции, но когда приближаешься к ним, они кажутся погруженными в бесконечные беседы друг с другом.

Творчество Жане:

 

I

Философия

Созданную Пьером Жане психологическую систему невозможно понять, не принимая во внимание ее философской основы. Жане изучал философию в Лицее Луи ле Гран, а затем в Эколь Нормаль, где эту дисциплину преподавали моралист Берсо, логик Рабье, философ академической школы Оле-Лапрюн и представитель неокантианской философии Бутру. Жане, несомненно, был знаком с работами своего дяди Поля Жане. Как Жане сообщает в автобиографии, в юности он был глубоко религиозен и в возрасте семнадцати лет пережил нечто вроде религиозного кризиса. Он мечтал о создании философии, которая примирила бы науку с религией. «Мне не было суждено достичь этого», сознается он в старости, добавляя, что его попытки создать новую психологию в некотором смысле явились заменой того, о чем он мечтал в юности. Однако есть все основания считать, что Жане не только мечтал о новой философской системе, но на протяжении некоторого периода времени работал над ее созданием. Единственная возможность понять философские воззрения Жане - это рассмотреть его работы, посвященные философии, то есть написанные им учебники по философии.

В своем первом учебнике, опубликованном в 1894 году, Жане проводит резкую грань между философией науки и философией морали.76 Первый раздел его учебника начинается с определения науки: человек сумел защитить себя от сил природы, ему удалось покорить эти силы, а затем он поставил перед собой задачу изменить окружающий мир. Наука родилась из потребности человека покорить природу, для чего необходимо было постигнуть ее тайны, сначала получив о ней определенные знания, а это предполагало необходимость выработки определенного метода, основанного на анализе и синтезе. Затем Жане приводит классификацию наук и краткий обзор основных из них: математики, естествознания, морали (которая включает психологию и социологию) и истории. Затем следует глава, посвященная великим научным гипотезам, она включает в себя критику теории Дарвина и преувеличения роли прогресса, Жане говорит, что придавать слишком большое значение прогрессу опасно, поскольку это ведет к презрению к настоящему и незаслуженному забвению прошлого. Вторая часть книги включает в себя анализ таких проблем как свобода ответственность, сознательность и справедливость и, наконец, существование Бога и религии. Книга, которая началась с изложения мировоззрения в духе Бэкона, заканчивается цитатой из философа Эпиктета: «Я наделен разумом и должен воздавать хвалу Господу, это есть мое призвание, и я следую ему». Не подлежит сомнению, что эта книга явилась результатом большого труда и многих размышлений. В нее почти дословно вошла лекция о понятии собственности, прочитанная Жане в 1822 году в Шатору в возрасте двадцати двух лет. Автор дает четкое определение каждому философскому термину, который в ней используется. Он объективно излагает все основные теории философии и существующие в ней проблемы. Невольно приходит в голову мысль, что написание школьного учебника явилось для Жане предлогом для создания наброска собственной философий! Два года спустя, в 1866 году, появилось второе, полностью пересмотренное автором издание книги. Оно содержало ту же проблематику, но теперь учебник полностью соответствовал тому, что требовали официальные инструкции по преподаванию философии в средних учебных заведениях, в том же духе были выдержаны и последующие, часто расширенные издания.

Невозможно точно определить, в какой момент научные интересы Жане переместились из области философии в область психологии, точно также, как невозможно с точностью сказать, когда, в предшествующий период его жизни, его интерес к религии уступил место интересу к философии. О его отношении к философии в последующий период жизни можно судить по тому, что он написал в предисловии к организованному им изданию трудов Мальбранша: «Развитие науки возможно лишь как результат вдохновения некоторыми общими идеями, содержащими метод и средства объяснения явлений. Эти общие идеи изобретаются философами, которым для их создания необходима некая метафизическая или мистическая основа».77 В этом отношении интересно проследить, что Жане взял от философии, когда он обратился к психологии. Его задачей было использование строго научного метода, попытка рассмотрения психологических явлений в научном духе, основу которого как он говорил, составляли научное любопытство и независимость суждений, в сочетании с пренебрежением к мнению авторитетов и традициям. Жане определял научный метод как соединение анализа и синтеза. Анализ предполагает разложение целого на составляющие его элементы, при условии, что последние действительно являются составляющими его элементами. Так, анатом не делит человеческое тело на четыре или на сто частей, но различает в нем мышцы, нервы, кровеносные сосуды и другие части. Подобный подход Жане применял и к научной психологии: по его мнению, она должна начинаться с психологического анализа, то есть, с идентификации и раздельного изучения элементарных психологических функций, фаза, за которой должен следовать синтез - реконструкция целого на основе отдельных составляющих.

Творчество Жане:

 

II

Психический автоматизм

Весьма многие философы до Жане пытались воссоздать структуру человеческой психики посредством анализа и синтеза. Большинство из них в качестве основного элемента своего учения и его отправной точки использовали ощущения. Кондильяк представил путь психического развития человека в своем философском мифе о статуе, которой постепенно, одно за другим даются ощущения, при этом начальной точкой развития он считал гипотетическое развитие ума статуи; единственным недостатком такого подхода было его чисто воображаемое построение. Когда Жане взялся за выполнение той же задачи, он твердо решил оставаться на надежной основе экспериментальной психологии. Его диссертация, носящая название «Психический автоматизм», имеет следующий поясняющий подзаголовок: «Экспериментально-психологическое исследование низших форм человеческой деятельности». Таким образом, в отличие от Кондильяка, Жане отталкивается не от чистых ощущений, а от «деятельности», то есть, он никоим образом не отрывает сознание от деятельности.

Его диссертация содержит результаты исследований, проведенных Жане в Гавре в период между 1882 и 1888 годами. Статьи, которые он одну за другой публиковал в это время в «Revue Philosophique», позволяют проследить ход его научных изысканий. После первых опытов применения гипноза на расстоянии, проведенных с Леони, результаты которых сам Жане считал неубедительными, он познакомился с пациенткой по имени Люси, девятнадцатилетней девушкой, страдавшей от приступов панического страха, наступавших без каких-либо видимых оснований. Посредством автоматического письма Жане обнаружил как причину этих; приступов страха, так и их смысл. Когда Люси было семь лет, двое знакомых решили испугать ее, спрятавшись за занавеской, и когда у Люси начинались приступы, вторая личность внутри ее психики, Адриана, вновь, переживала этот эпизод. Жане описал, каким образом ему удалось, используя установившийся между ним и пациенткой раппорт, помочь ей избавиться от болезненных симптомов и в конце концов заставить исчезнуть вторую личность.78 Восемь месяцев спустя у больной произошел рецидив болезни, но Жане сумел быстро ликвидировать его с помощью гипноза в сочетании с автоматическим письмом. Жане дал уточненное описание раппорта, в частности характерной для него избирательности, то есть, постоянного наличия у пациентки внушаемости по отношению только к одному человеку, в данном случае к Жане, при отсутствии внушаемости по отношению ко всем другим.79

Новые эксперименты с Леони принесли Жане несколько очень интересных открытий.80 Он показал, что у пациентки, находящейся в состоянии гипноза, можно обнаружить два различных вида психологических проявлений: с одной стороны, это способность играть определенные роли с целью угодить гипнотизеру с другой - возможность спонтанного проявления неизвестной личности, с помощью которой часто осуществляется возврат пациентки к детству. Так, Леони в состоянии гипноза называла себя именем, которым ее звали в детстве - Нишетта. Но за этой гипнотической личностью может скрываться и возникать, в случае гипноза второй личности, третья личность. Интересно, что у Леони эта третья личность являлась ожившей через двадцать лет старой гипнотической личностью, которую магнетизеры когда-то вызывали в ее психике. За время, прошедшее после тех опытов, она ни разу не проявляла себя, но теперь возникла точно в таком же виде, в каком появлялась в прошлом. Жане обнаружил, что подобный случай был описан Бертраном в 1823 году.

Жане посвятил свой «Психический автоматизм» докторам Жильберу и Повилевичу, которые предоставили ему для работы пациентов: четырнадцать женщин и пять мужчин, страдавших истерией, и восемь психотиков и эпилептиков. Основная часть его исследования, однако, основывалась на наблюдении за четырьмя женщинами: Розой, Люси, Мари и прежде всего знаменитой Леони. Жане стремился оставаться на твердой основе объективных фактов и в силу этого воздерживался от описания парапсихологических экспериментов с Леони. Ему приходилось применять осторожность и не делать выводов о возможных терапевтических применениях своих открытий, во-первых, поскольку Faculte des Lettres (филологический факультет) весьма болезненно относился к подобным вещам, во-вторых, для того, чтобы не вызывать критики со стороны врачей-терапевтов.

Сам термин «психический автоматизм» не был изобретен Жане. Среди многих других, им пользовался, например, Депен, который определял его как «необычайно сложные, требующие разума действия, имеющие целью достижение строго определенной и соответствующей обстоятельствам цели, действия, сугубо подобные тем, которые приказывает выполнить эго в других случаях через аналогичный механизм».81 Однако для Депена психический автоматизм есть продукт живого механизма, лишенный сознания, в то время как для Жане - это психологическое явление, выступающее самостоятельно и всегда связанное с рудиментарным сознанием. Жане подразделял проявления психического автоматизма на две группы: полный автоматизм, процесс, охватывающий мышление субъекта в целом, и частичный автоматизм, который подразумевает, что часть личности как бы вышла из-под ее контроля и следует своему автономному, подсознательному развитию.82 Наиболее рудиментарной формой полного автоматизма, считал Жане, является каталепсия. Состояние сознания каталептика можно сравнить с состоянием человека, приходящего в себя после обморока: он уже обрел какое-то сознание, но еще не осознал своего эго. Проведенные Жане исследования каталепсии позволили обнаружить три факта: (1) что такие состояния сознания имеют тенденцию сохраняться при отсутствии какой-то стимуляции извне, (2) что не существует сознания без той или иной формы движения, (3) что любая эмоция, проявившаяся во время этого состояния, имеет тенденцию определять движение, соответствующее этому ощущению, при условии, что это ощущение не противоречит личности данного субъекта.

Менее рудиментарным состоянием по сравнению с каталепсией является искусственный сомнамбулизм, то есть, гипнотическое состояние, которое Жане определяет тремя критериями: (1) амнезия, наблюдаемая после пробуждения, (2) пациент помнит предшествующие гипнотические состояния во время гипноза, (3) находясь в гипнотическом состоянии, пациент помнит свое обычное состояние. Но в действительности дело обстоит сложнее, и Жане дает описание своих экспериментов с Леони и трех ее состояний: Леони I, Леони II и Леони III (она же Леонора) и об отношении этих трех воплощений друг к другу. Жане полагал, что он нашел определенное соотношение между различными состояниями амнезии и памяти, с одной стороны, и различными состояниями амнезии и памяти, с другой стороны, и он объясняет появление постгипнотической амнезии изменившимся состоянием чувствительности.

Более сложным по сравнению с гипнотическим состоянием является состояние, которое Жане называет последовательными сущностями (избегая таким образом выражения «переменные личности»). Жане анализирует вопрос о том, как относится каждая из этих личностей к остальным: иногда остальные личности не воспринимаются как таковые, но у пациента возникает ощущение того, что с ним происходит что-то странное, необычное, иногда другие личности воспринимаются с ощущением враждебности и презрения. Поведение второй личности часто имитирует поведение ребенка, и она называет себя прозвищем, которое пациент имел в детстве.

Жане начинает исследование автоматизма с простейших его видов - частичной каталепсии и дистракций (нервно-психического возбуждения), то есть особых состояний рассеянности сознания. В последнем случае врач может шепотом задать пациенту вопрос в тот момент, когда его внимание поглощено чем-то другим, и пациент автоматически отвечает, не осознавая происходящего. Жане показал, что такие состояния можно использовать для того, чтобы делать пациенту внушения и даже вызывать у него галлюцинации, в результате чего возникает любопытное смешение сознательного и подсознательного и вмешательство их в работу друг друга. Тесно связано с состояниями дистракции и явление так называемого автоматического письма, широко практикуемое спиритами с 1850 года. Поместив в руку пациента карандаш и отвлекая его внимание, можно заставить его записывать информацию, о существовании которой он сам не подозревает, и таким образом извлекать большое количество подсознательного материала. Еще одним проявлением частичного автоматизма является постгипнотическое внушение - противоречивое явление, объясняемое Жане следующим образом: подсознательное мышление, которое выдвигается на передний план во время гипноза, а затем снова отступает назад, упорно стремится к точному выполнению приказаний, полученных от гипнотизера во время сеанса. Эту сложную проблему одновременного существования сознательного и подсознателього объясняет разработанная Жане общая теория desegregations psychologiques (психологической дезинтеграци) - понятия, весьма схожего с представлением о психологическом распаде, впервые предложенном Моро де Туром, а позднее Хьюлингсом Джексоном.

Остальная часть книги посвящена описанию и интерпретации различных форм частичного психического автоматизма: лозоходству, спиритизму и медиумизму, навязчивым влечениям и идеям («зацикленности») и галлюцинациям психотических пациентов. И, наконец, Жане рассматривает еще одно явление, которое он называет «обсессией» или «одержимостью», то есть состояния, действия и чувства индивида, находящегося под контролем неизвестной ему подсознательной идеи, как это было в случае с Люси. Последняя часто говорила с выражением ужаса на лице: «Мне страшно, но я не знаю почему». Жане объясняет это следующим образом: «Причиной происходящего является то, что подсознание пациентки пребывает в состоянии сна и оно видит во сне двух людей, спрятавшихся за занавеской, и это погружает ее тело в состояние страха». Когда Леони говорит: «Я плачу и не знаю почему», можно предположить, что и здесь действует какая-то подсознательная идея. «В подавляющем большинстве психических заболеваний, - делает вывод Жане, - равно как и при многих физических болезнях, психические и телесные нарушения являются результатом вытеснения какой-то идеи из сознания личности в ее подсознание».

Работа Жане «Психический автоматизм», уже получившая некоторую известность благодаря публикациям отрывков из нее в «Revue Philosophique», с самого начала получила признание как классическое исследование в области психологических паук. Она разрешила многие спорные вопросы, поставив в то же время ряд новых проблем. Основные особенности этой работы можно суммировать в следующем виде: (1) Работая с пациентами, не испытавшими на себе ранее воздействие гипноза, Жане избежал возможной критики по поводу того, что наблюдаемые у пациентов симптомы могли являться результатом особой, замкнутой обстановки Сальпетриера, способной оказать воздействие на психическое состояние пациентов. Правда, с одной из его пациенток, Леони, когда-то проводились эксперименты гипнотизерами старой школы, и, изучая историю ее жизни, Жане открыл для себя забытый мир проводившихся на протяжении целого столетия исследований, проводимых старыми магнетизерами и гипнотизерами.83 (2) Создавая свой психический анализ, Жане отошел от жесткой структуры классической психологии с ее строгим разграничением между интеллектом, эффективностью и волей. Жане утверждал, что даже на низшем уровне психической жизни нет ощущений и чувств без движения, он был согласен с мнением Фуйе о том, что естественной тенденцией каждой идеи является стремление развиться в действие. (3)Жане использовал динамический подход к проблеме, используя понятия физической силы и слабости. В случаях тяжелый форм истерии он говорил о психологической нищете (misere psychologique). (4) Жанe настойчиво употребляет понятие «поле сознания» и говорит о его сужении у истерических пациентов в результате их психологической слабости. (5) Жане обнаружил два уровня ощущений на низшем уровне ментальной жизни – ощущения per se и ощущения, связанные с сознательным эго. Это подвело его к формулировке понятия функции синтеза (зачаткам его будущего понятия синтеза иерархии психических функций и физиологического напряжения), (6) Обратившись к появившемуся около ста лет назад понятию раппорта, Жане начал рассматривать его как особую форму анестезии, то есть искажение перцепции мира, другими словами особую форму перцепции мира, сконцентрированную вокруг личности гипнотизера. (7) Жане утверждал, что определенные истерические симптомы могут быть связаны с существованием отщепленных от личности частей (подсознательные фиксированные идеи), наделенных автономной жизнью и развитием. Он показал, что их появление связано с каким-то травматическим событием в прошлом больного и что излечения больного от симптомов, свойственных истерии, можно добиться путем обнаружения и последующего растворения (dissolution) этих подсознательных психологических систем. Как иллюстрация вышеизложенного, заслуживает упоминания история болезни и психологического излечения пациентки Жане по имени Мари.

Эта молодая девятнадцатилетняя девушка была привезена из провинции и помещена в больницу в Гавре. Все считали, что она психически больна, и врачи утратили всякую надежду на ее излечение. Время от времени больная страдала приступами конвульсий, которые сопровождались бредом и продолжались в течение нескольких дней подряд. В результате наблюдения выяснилось, что болезнь проявляется в виде тяжелых приступов, которые происходят регулярно и по времени совпадают с менструациями, и менее тяжелых, но более продолжительных недомоганий, наступающих нерегулярно в промежутках между менструациями. Мы начнем обсуждение ее болезни с рассмотрения регулярных приступов. В период, предшествующий менструации, поведение пациентки менялось, она становилась мрачной и агрессивной, что обычно было ей не свойственно, и страдала от болей, нервных спазмов и дрожания во всем теле. Тем не менее, в целом ее состояние в первый день менструации не отличалось резко от обычного. Однако через двадцать часов менструация внезапно прекращалась, все ее тело охватывая сильный тремор, а затем наступала резкая боль, которая начиналась в области живота и затем поднималась вверх к горлу, после чего с больной происходил тяжелый истерический припадок. Эти приступы, хотя и были очень тяжелыми, продолжались недолго и не напоминали тремор, наблюдаемый при эпилепсии, они сопровождались тяжелым продолжительным бредом. Больная то испускала крики ужаса, не переставая говорила о крови и об огне, пыталась бежать, спасаясь от пламени, то представляла себя ребенком, играющим с матерью, пыталась залезть на плиту и на предметы мебели, стоящие в палате, и устраивала там страшный беспорядок. Эти приступы бреда и сильные судороги перемежались периодами отдыха, продолжавшимися по 48 часов. Затем следовало несколько приступов кровавой рвоты, после чего состояние больной становилось нормальным. После одного-двух дней Мари успокаивалась, при этом она абсолютно не помнила ни о чем, что до этого с ней происходило. В промежутках между этими ежемесячными приступами у больной наблюдались небольшие судороги рук или различных межреберных мышц или онемения, происходившие в разных участках тела, кроме этого, она страдала полной и постоянной слепотой левого глаза (...) Больная переживала также менее сильные приступы, не сопровождавшиеся сильным бредом, но характеризующиеся ощущением панического страха. Данный случай, очевидно связанный с менструациями, казался сугубо физическим заболеванием, поэтому сначала я очень мало занимался этой пациенткой. Я провел с ней несколько гипнотических экспериментов и пытался обследовать ее онемения, но при этом старался избегать всего того, что могло вызвать у нее беспокойство в моменты приближения тяжелых приступов. Мари пролежала в больнице семь месяцев, регулярно получая различные медикаментозные средства и гидротерапию, что не вызвало никаких изменений в ее состоянии. Более того, все терапевтические способы лечения, особенно те, которые касались ее менструаций, приводили лишь к ухудшению состояния больной и усиливали бред.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!