Исследование бессознательного



В последние десятилетия девятнадцатого века философское понятие бессознательного в форме, предложенной Шопенгауэром и фон Гартманом, сделалось крайне популярным, и большинство современных философов допускало существование бессознательной умственной жизни. Психологи искали научные свидетельства и в промежутке между 1880 и 1900 годами в этом отношении был достигнут значительный прогресс. Для того чтобы рассмотреть эту проблему в соответствующем контексте, нам снова придется совершить экскурс в прошлое. Предположение о том, что некая часть духовной жизни человека недоступна его сознательному восприятию, возникло еще много веков тому назад. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях она начала привлекать все больше внимания. В девятнадцатом веке, являясь идеей, вызывающей огромное количество споров, она стала одним из краеугольных камней современной динамической психиатрии. Традиционный умозрительный подход, к которому прибегали романтики, теперь сменили два других метода - экспериментальный и клинический.210

Умозрительный подход использовался пантеистическими философами, создателями учения Веданты, а также мистиками Индии и Греции, такими, например, как Плотин, Дионисий Ареопагит, многими мистиками в Средние Века, - Беме, Шеллингом, а также философами-натуралистами, Шопенгауэром, К.Г. Карусом и фон Гартманом. Следует, однако, отметить, что с течением времени аргументы, приводимые этими философами, приобретали все более психологический характер. Умозрительным подходом пользовались также некоторые философствующие психологи. Именно, Лейбниц впервые предложил теорию бессознательного, в доказательство которой он приводил исключительно доводы психологического характера.211 Он указывал на то, что существуют некие слабые ощущения, находящиеся за порогом сознания, но играющие важнейшую роль в нашей интеллектуальной жизни. Гербарт перенял эту идею у Лейбница, однако рассматривал ее с динамической точки зрения.212 Он сравнивал порог сознания с плоскостью, где множество постоянно меняющихся ощущений непрерывно сталкиваются друг с другом. Более сильные выталкивают слабых из этого пространства, вытесненные образы стремятся вновь пробиться на поверхность и для этой цели часто объединяются друг с другом. Под порогом сознания неясные представления составляют нечто подобное хору, выступающему в качестве аккомпанемента в той драме, которая разыгрывается на сцене сознания. Ниже порога находится также и сама апперцептивная масса, - компактно организованная группа бессознательных представлений. Удержится ли новое восприятие или нет, зависит от того, насколько оно укладывается в апперцептивную массу и может быть ею ассимилировано. Гербарт разработал математические формулы соотношения сил ощущений. Хотя его теория бессознательного во многом является умозрительной, она оказывала колоссальное влияние на немецкую психологию на протяжении всего девятнадцатого столетия, в том числе, на психоаналитические концепции Гризингера и Фрейда. Умозрительный подход в биологии использовал Геринг, который утверждал, что память является главной функцией организованной материи, и что помимо памяти личности существует также память человеческого рода в целом, и считал инстинкт одним из ее проявлений. Подобные идеи высказывал в Англии писатель Сэмюель Батлер, и их позднее разрабатывали Рихард Земон, Ганс Дриш и Юджин Блейлер.

Экспериментальный подход к изучению бессознательного впервые применил Фехнер, разрабатывая свое психофизическое учение.213 Чтобы проверить правильность своей метафизической гипотезы об отношении сознания и тела, он провел около 1850 года длительную серию экспериментов по вычислению математических соотношений интенсивности стимуляции и интенсивности ощущений. Вычисляя интенсивность ощущений, он не придавал значения тем ощущениям, которые находятся ниже порога сознания. Однако, выяснилось, что главное различие между состоянием сна и бодрствованием заключается не в интенсивности какой-либо из функций сознания. Создавалось впечатление, что ментальная деятельность одного и того же порядка разыгрывается на разных сценах или подмостках (наблюдение, которое положило начало топографической метафоре в структуре психического у Фрейда). В то время как Фехнер и его последователи пытались измерить бессознательные восприятия, Гельмгольц открыл феномен «бессознательного умозаключения»: мы воспринимаем предметы не в зависимости оттого, как они воздействуют на наши органы чувств, а такими, «какими они должны быть».214 Восприятие представляет собой нечто подобное мгновенному бессознательному восстановлению того знания, которым мы уже располагаем о предмете. Оно не только прибавляет эти сведения к ощущению, но и позволяет абстрагироваться от этого ощущения, оставляя от него лишь сведения, представляющие ценность для нашего знания.

Новый вариант экспериментального подхода был разработан Шевролем,215 которому удалось доказать, что движения магического жезла и маятника являются результатом бессознательного сокращения мышц исполнителя, вызванного бессознательными мыслями. Шевроль включил также в сферу своих исследований феномен «переворачивающихся столов» на спиритических сеансах. Он утверждал, что столы двигают вовсе не «духи», а бессознательные сокращения мышц участников сеанса. Мнимые послания «духов» есть не что иное, как выражение бессознательных мыслей медиума.216 Концепция бессознательных мыслей, проявляющихся в бессознательных движениях, разработанная Шевролем, позднее применялась при изучении таких феноменов, как «кумберландизм» (считывание мыслей другого человека) и автоматическое письмо. Еще один экспериментальный подход был разработан Гальтоном, создавшим словесно-ассоциативный тест. Он обнаружил, что ответы на спиритических сеансах даются не случайно, а имеют отношение к мыслям, чувствам и воспоминаниям индивида.217 Последователи Гальтона, тем не менее, упустили из виду последнее обстоятельство, и первым, кто стал использовать этот тест в качестве детектора бессознательных представлений, был К.Г. Юнг. И наконец, Нарцисс Аш, проведя серию тщательного разработанных экспериментов и подробно изучив проявления бессознательного в мышлении и воле человека, продемонстрировал экспериментальным путем роль, которую бессознательные определяющие тенденции играют в выполнении сознательных проявлений воли и мышления.218

Другой подход к проблеме бессознательного, впервые использованный в Англии, появился благодаря новым исследованиям в области парапсихологии. В 1870 году в Кэмбриджском университете возникло движение, цель которого заключалась в исследовании неизведанных глубин человеческого сознания и, в частности, фактов ясновидения, предсказаний будущего и целенаправленного общения с духами умерших. После долгого периода существования этого движения в качестве неформальной организации физик Уильям Баррет, представитель духовенства Преподобный Стейнтон Мозез, философ Генри Сиджвик и молодой специалист в области гуманитарных наук Фредерик Майерс основали в 1882 году Общество психологических исследований, главную роль в котором в течение первых двадцати лет суждено было сыграть Фредерику Майерсу.219 В основе размышлений Майерса лежал философский вопрос: «Дружественна ли нам Вселенная?», при этом он считал, что удовлетворительный ответ на него можно получить лишь ответив на предварительный вопрос: «Продолжается ли жизнь человека после смерти?», дабы гарантировать его дальнейшее развитие и осуществление. Таким образом, проблема жизни после смерти была положена в основу парапсихологических исследований. В этой связи возникало множество других проблем, поэтому Майерс считал, что нужно провести тщательный анализ таких явлений как гипноз и раздвоение личности, равно, как и других, наиболее часто встречающихся парапсихологических феноменов, прежде чем приступать к изучению собственно проблемы общения с умершими. Он предпринял тщательное исследование всей связанной с этим вопросом литературы. Результаты этого исследования, а также его собственные изыскания в области парапсихологии были собраны в энциклопедическую работу и опубликованы посмертно в 1903 году.220 Таким образом, Майерс был не только парапсихологом, но и одним из величайших систематизаторов знаний о сфере бессознательного. Согласно его воззрениям, «сублиминальная (подсознательная) самость» (используя его терминологию) имеет низшие и высшие функции. Низшие функции проявляются в процессах диссоциации, описываемых психопатологами, а проявления высших мы можем найти среди некоторых примеров деятельности человеческого гения, которые можно представить как «сублиминальный прорыв» обширных запасов информации, эмоций и рефлексий, лежащих за порогом сознания созидающего мыслителя. Майерс считал, что в результате использования высших функций человеческое сознание может случайно оказаться в контакте с духами умерших. Третью функцию бессознательного Майерс называл мифопоэтической, то есть бессознательным стремлением человека фантазировать. К несчастью, он не раскрыл эту интереснейшую идею в полном объеме.

Клинический подход к изучению бессознательного широко использовался на протяжении всего девятнадцатого столетия, поскольку деятельность магнетизеров и гипнотизеров, в основном, заключалась в клинических исследованиях бессознательного, хотя следует отметить, что их работа во многих случаях проводилась бессистемно, в ней часто отсутствовал критический подход и не проводилось необходимое различие между экспериментальными понятиями и теорией.

Во Франции интерес к подобным исследованиям возник вновь после выхода в свет в 1875 году работы Шарля Рише.221 В начале 80-х годов XIX века, когда Шарко и Бернгейм стали впервые проводить, исследования гипноза в клинических условиях, проявилось огромное количество работ и публикаций. Взгляд на эту проблему в конце 80-х годов был кратко изложен Эрикюром в его эссе, опубликованном в 1889 году, где он утверждал, что бессознательная ментальная деятельность вне всякого сомнения является научной истиной, и ставил в заслугу Шевролю то, что он сумел это доказать экспериментальным путем.222 В качестве повседневных проявлений бессознательного Эрикюр упоминает привычки и инстинкты, забытые воспоминания, непроизвольно возникающие в сознании, случаи решения задач во сне, бессознательные движения, имеющие психологическое содержание и значение, а также бесчисленные проявления симпатии и антипатии. Даже в дневное время бессознательное управляет нашим сознанием. Мы подвергаемся внушениям извне не только во время экспериментов с использованием гипноза, но и в состоянии бодрствования, трансформируя их в мысли и чувства, которые считаем своими собственными. Другими доказательствами деятельности бессознательного можно считать истерию, медиумизм и автоматическое письмо. Отношение между сознанием и сферой бессознательного делятся на три основные стадии: (1) В нормальном состоянии между ними должно существовать мирное сотрудничество, бессознательное при этом выступает в качестве безмолвного помощника. (2) Однако, в этих отношениях может возникнуть некий разрыв, приводящий к тому, что бессознательное принимает форму «второй личности», как это происходит временно при гипнозе и постоянно у таких пациентов, как Фелида. (3) И наконец, возможен открытый бунт бессознательного против сознания, в результате которого наступает более или менее продолжительная борьба и могут появиться всевозможные последствия, такие как импульсы, фобии и навязчивые состояния. Безумие наступает тогда, когда сознание сдается на милость бессознательного.

В период с 1889 по 1900 год были сделаны значительные успехи в области клинических исследований бессознательного. В 1889 году Жане опубликовал свою работу «Психический автоматизм», оказавшую значительное влияние и в течение долгого времени определявшую развитие исследований бессознательного. Жане придерживался этого курса в своих исследованиях на протяжении нескольких лет. Тем временем, Брейер и Фрейд опубликовали «черновой вариант» своей работы в 1893 году, а затем «Исследования по истерии», - к обсуждению которых мы вернемся в главе 7. В то же самое время, в Женеве, Флурнуа самостоятельно провел отличающееся большой оригинальностью исследование бессознательного.

Теодор Флурнуа (1854-1920), врач, философ и психолог, а также последователь Вундта, был в 1891 году назначен на должность профессора психологии в Женевском университете. Он изучил технику экспериментальной психологии и взял на себя смелость применить ее при решении проблем парапсихологии. Он придерживался - как он сам утверждал - принципа Гамлета: «Все возможно», и принципа Лапласа «Вес доказательства должен быть пропорционален невероятности факта». Он предпринял длительное исследование, посвященное медиумам Женевы. В декабре 1894 года Флурнуа был приглашен на собрание, где медиум Катрин Мюллер демонстрировала свои способности. Он был заинтригован, когда услышал, как медиум рассказывает о событиях, произошедших довольно давно в его семье, и недоумевал, откуда она может о них знать. Однако Флурнуа не спешил делать выводы. Он предпринял тщательное расследование происхождения и прошлого медиума и обнаружил, что его и ее родители в течение некоторого времени поддерживали ли дружеские отношения, таким образом, она могла слышать об этих событиях и забыть о них. Флурнуа стал регулярно посещать ее сеансы, и с этого времени в ее медиумизме начали происходить значительные изменения.223 Катрин впадала в абсолютно сомнамбулические состояния, и в ее личности происходили перемены, при которых она предположительно переживала второй раз сцены из своих предыдущих жизней. Это положило начало исследованию, длившемуся целых пять лет: Катрин Мюллер, медиум, более известная под псевдонимом Хелен Смит, высокая, красивая женщина, тридцати лет, работала продавщицей в универмаг. Она ревностно верила в спиритизм и никогда не брала денег за свои услуги в качестве медиума. Ценители таланта Катрин считали ее изречения откровениями других миров, в то время как скептики были убеждены в том, что это шарлатанство. Флурнуа предположил, что ни то ни другое мнение не является верным, и что возможно естественное объяснение данного феномена. Он начал свое исследование с изучения трех циклов состояния медиума. В первом цикле Катрин предположительно воскрешала события своей предыдущей жизни, в которой она была индийской принцессой XV века. Во втором - события из жизни Марии Антуанетты, чьим воплощением она также себя считала. В марсианском цикле она утверждала, что ей знакома планета Марс, ее ландшафт, обитатели, а также их язык, на котором медиум могла говорить и писать. Флурнуа удалось установить, что большая часть этого материала проистекает из книг, прочитанных Катрин в детстве. В «Истории Индии» он нашел основные сведения, ставшие источником индийского цикла. Результат пяти лет исследований Флурнуа был опубликован в книге под названием «От Индии до планеты Марс», где он показал, что откровения медиума были «фантазиями ее сублиминального воображения», основанными на забытых воспоминаниях и символизирующих исполнение се желаний. Флурнуа также сумел докаать, что направляющий Кэтрин дух Леопольд представляет собой бессознательную субличность медиума.114 Каждый из циклов, по мнению Флурнуа, строился на «реверсии» личности к разному возрасту: цикл Марии Антуанетты к шестнадцатилетнему возрасту, индийский - к восьмилетнему, а марсианский - восходил к раннему детству. Флурнуа пришел к заключению: «Подобно тому, как тератология иллюстрирует эмбриологию, (при этом последняя, в свою очередь, объясняет первую), и подобно тому, как обе эти дисциплины проливают свет на анатомию, изучение случаев медиумизма - можно надеяться - когда-нибудь поможет нам обрести непредвзятый и прогрессивный взгляд на нормальный психогенез». В наши дни, возможно, покажется, что Флурнуа уделял недостаточное внимание раппорту (или переносу, выражаясь современным языком) между ним и медиумом. Однако в книге Флурнуа неоднократно говорится о привязанности, которую испытывала к нему Хелен Смит. По мнению Клапареда, Флурнуа прекрасно понимал психосексуальный характер их отношений, однако он был достаточно осторожен, чтобы не распространяться о нем, так как знал, что эту книгу будет читать и сама медиум, и ее знакомые.225

Публикация книги имела неожиданные последствия. В то время как Флурнуа доказал, что в грамматическом плане «марсианский» язык был создан по образцу французского, лингвист Виктор Анри утверждал, что значительную часть его словаря составляют искаженные венгерские слова.226 (Венгерский был родным языком отца Хелен). Вскоре после этого Хелен Смит прекратила отношения с Флурнуа и своими друзьями-спиритистами. Богатая американка оставила ей свое состояние, достаточно большое, чтобы она могла полностью посвятить себя спиритизму. Это нанесло роковой удар по психическому здоровью медиума. Она оставила свою должность, прервав тем самым последнюю связь с реальным миром, и жила в почти абсолютной изоляции, впадая в сомнамбулическое состояние, чтобы писать картины на религиозные темы.227 После ее смерти эти работы выставлялись в Женеве и Париже.228

Данное исследование было наиболее удачным из известных нам работ по изучению сферы бессознательного, проведенных Флурнуа, и, рассмотрев его, можно определить принципы, которых он придерживался. Первой его задачей было абстрагироваться от лишних гипотез, связанных с парапсихологическими процессами. Ему удалось объяснить многие из этих феноменов забытыми воспоминаниями (для чего он ввел термин «криптомнезия»). Таким же образом он доказал, что происхождение некоторых посланий духов имеет хотя и бессознательный, но, тем не менее, психологический характер.229 Еще одна задача, стоявшая перед Флурнуа, заключалась в изучении функций бессознательного, в первую очередь функций, имеющих отношение к творческой деятельности. Он приводит в качестве примера историю одной молодой матери, которая время от времени диктовала фрагменты философских сочинений, по своему содержанию далеко выходивших за рамки ее интересов и знаний.230 Во-вторых, Флурнуа изучал также защитные функции бессознательного. Он упоминает случаи, когда с помощью бессознательного человек получал предупреждения об опасности, обретал утешение и приходил в себя после совершения грубых ошибок. В-третьих, Флурнуа отмечает, что бессознательное выполняет компенсирующие функции, что особенно хорошо заметно на примере Хелен Смит, образованной, честолюбивой молодой женщины, которая испытывала разочарование по поводу своего социального и финансового положения и для которой романтические истории, порожденные ее сублиминальным воображением, заменяли исполнение желаний. И наконец, он говорил о развлекательных или игровых функциях бессознательного, также нашедших отражение в ее сублиминальных фантазиях. Как отмечал Флурнуа, это обстоятельство имеет существенную важность для понимания психологии медиума. Большинство из них не имеет намерений обманывать, а лишь испытывает желание поиграть, подобно тому, как маленькие девочки играют со своими куклами, однако иногда воображаемая жизнь берет верх над реальностью.

В конце прошлого столетия к решению проблемы бессознательного подходили с разных точек зрения. Суммируя, можно сказать, что к 1900 году исследователи определили четыре различных аспекта деятельности бессознательного: консервативный, диссолютивный, творческий и мифопоэтический.

1. Под консервативными функциями подразумевалось фиксирование огромного количества воспоминаний и даже бессознательных ощущений, абсолютно неизвестных сознанию индивида. Имели место случаи, когда пациенты в лихорадочном бреду разговаривали на языке, который они изучали в детстве и к тому моменту уже совершенно забыли.231 Благодаря применению гипноза стало известно огромное количество случаев «гипермнезии» и, как мы уже знаем, наиболее проницательным исследователям сновидений удалось увидеть в кажущихся новыми образах забытые воспоминания. Непрерывность действия забытых ощущений и воспоминаний проиллюстрировал Корсаков. Он привел в качестве примера больного амнезией, который испытывал страх перед электрическими приборами, хотя, казалось, каждый раз начисто забывал о предыдущих сеансах лечения электрическим током.232 Флурнуа настаивал на том, что воздействие криптомнезии имеет устойчивый характер, и что этот факт может объяснить мнимые случаи ясновидения и телепатии. В конце прошлого столетия в обсуждениях психологов и философов стал классическим вопрос о том, сохраняет ли человеческая память бессознательную запись, содержащую совокупность воспоминаний за всю жизнь.

2. За диссолютивными функциями бессознательного закреплялись две категории явлении. Первую составляли явления психологического характера, когда-то находившиеся в сфере сознания, однако затем перешедшие в область бессознательного (например, привычки). Во вторую входят отщепленные части личности, которые, тем не менее, могут вести паразитическое существование и вмешиваться в протекание нормальных процессов. Классическим примером таких явлений считалось постгипнотическое внушение. Следует отметить также факты, нашедшие отражение в исследованиях Шарко, Бине, Жане, Дельбефа и Майерса. Около 1895 года «предположение о том, что тенденции к нарушениям включаются в область бессознательного, стало общепринятым».233 Изучение подобных явлений положило начало исследованиям Жане и Фрейда.

3. О творческой функции бессознательного было известно еще романтикам, придававшим ей особенное значение. Затем, уже с точки зрения психологической науки, ее изучал Гальтон, а позднее - Флурнуа и Майерс.234

4. Мифопоэтическая функция (термин, который, по-видимому, впервые употребил Майерс) соответствует «средней области» сублиминальной самости, где происходит непрерывное создание внутриличностных романтических фантазий.235 Флурнуа, занимавшегося изучением феномена Хелен Смит, а также других случаев медиумизма, можно назвать великим исследователем этой функции бессознательного. Согласно его концепции, одним из предназначений бессознательного является постоянное создание фантазий и мифов, часто остающихся в пределах бессознательного и проявляющихся лишь в сновидениях. Иногда они принимают форму грез, разыгрывающихся непроизвольно в тени человеческого сознания (намеки на этот факт мы находим у Шарко). Известны случаи, когда эти фантазии проявляются в виде таких явлений, как сомнамбулизм, гипноз, навязчивые состояния, транс медиумов, мифомания и другие виды мании. Иногда мифопоэтические функции проявляются органически, что может служить отправной точкой одной из концепций истерии. Представляется удивительным, что мифопоэтическая функция на изучение которой возлагались такие надежды, не была исследована более подробно.

Великий год

Последние пятнадцать лет девятнадцатого столетия невозможно представить без настроений fin de siècle (конца века), которые буквально пронизывали общественную жизнь и мышление людей той эпохи. Однако по мере того как столетие подходило к концу, место fin de siècle в общественном сознании постепенно заняло новое понятие - Великий год, год, которому предстояло завершить девятнадцатое столетие и открыть новую неизведанную эру в истории человечества. 1900 год стал символом, ассоциировавшимся одновременно как с завершением одного столетия, так и с началом нового. Астрономы, разумеется, не считали, что 1900 год будет чем-то отличаться от остальных, однако существовало устойчивое мнение, согласно которому смена столетий и Великий год - как это было принято считать у этрусков и ацтеков - имеют символическое значение. Как бы там ни было, это событие давало повод философам, педагогам, ученым и журналистам подвести итоги уходящего столетия и сделать прогноз на будущее.

Альфред Уоллес в своем произведении «Прекрасный век» предпринял попытку дать оценку всем благоприятным событиям и неудачам, выпавшим на долю человечества в девятнадцатом столетии.236 Перечисляя события позитивного характера, автор приводит целый список научных открытий, совершенных во всех областях науки, начиная с физики и астрономии и заканчивая биологией, включая теорию естественного отбора, а также возможные способы применения этих открытий в создании новых средств передвижения и связи, машин, позволяющих экономить человеческие усилия и т.п. В числе негативных моментов Уоллес отмечает оспопрививание (называя его «ошибкой») и его принудительное введение под страхом уголовной ответственности (по его мнению, «преступление») и постыдное игнорирование такой науки как френология, которой он предсказывал «несомненное полное признание в двадцатом веке», а также гипнотизма и психологических исследований. Кроме того, в числе тех наиболее ужасных болезней прошлого века автор называет «демона жадности», «разорение природных богатств» и «вампира войны». Первая прибавила к несчастьям человечества бесчисленное количество бед и страданий, вторую можно назвать преступлением против последующих поколений, а третья превратила мир в «стол для азартных игр шести великих держав», не говоря уже об истреблении туземного населения. В этом отношении прогноз на следующее столетие был довольно мрачным. Большинство предсказателей рассматривали будущее с точки зрения своих собственных интересов. Известный автор научно-популярных книг Бюхнер утверждал, что в двадцатом веке человечество завершит все то, что ему не удалось довести до конца в девятнадцатом, а также достигнет синтеза науки и жизни.237 Эллен Кей, шведка, получившая известность как выдающийся борец за права женщин, заявила, что двадцатый век станет временем, когда будут соблюдаться права женщин, а по отношению к детям люди начнут проявлять необходимую заботу: это будет «век ребенка».238 Социалист Херцтка в своем романе представил мир будущего как социалистический рай, где предусмотрены все возможные достижения технического прогресса, в том числе - самолеты.234 Геккель предсказывал скорое исчезновение всех религий, связанных с суевериями, и возникновение Монистической Церкви, основанной на принципах науки, но в то же время выполняющей эстетические обряды по образцу античных религиозных церемоний.240 В новых храмах не будет ни крестов, ни статуй святых, зато в них будут великолепные пальмы и аквариумы с медузами, кораллами и морскими звездами. Алтарь заменит карта звездного неба, на которой можно будет наблюдать движение звезд и планет.

Марксисты также не стеснялись делать прогнозы на будущее, используя при этом свой метод диалектического анализа. Фридрих Энгельс писал, что над человечеством висит дамоклов меч войны и что в первый же ее день все договоры и альянсы будут нарушены. Это будет война наций, где на одной стороне выступят германские народы, а на другой - романские и славянские. Энгельс предсказывал, что в этой войне будет участвовать от пятнадцати до двадцати миллионов человек, а единственной причиной, почему она еще не разразилась, он считал абсолютную непредсказуемость ее исхода.241

Герберт Уэллс предпринял попытку прогнозировать будущее, основываясь на тщательном изучении социальных, политических, а также научных тенденций конца девятнадцатого столетия.242 Он предсказывал небывалое развитие науки и техники, в особенности транспорта, исчезновение железных дорог, которые заменят моторизованные средства передвижения (использование воздушного транспорта Уэллс считал нерентабельным), стремительный рост городов, возникновение нового среднего класса, в большинстве своем состоящего из представителей технических профессий, исчезновение крестьянства, а также общественных паразитов: как богатых бездельников, так и безработных бедняков. Он также считал, что «вторичные языки» выйдут из употребления, и мир будет говорить лишь на английском и французском, возникнут войны нового типа, в которых, по его мнению, «одни народы обрушат на другие ужасные удары и установят над ними беспощадный гнет», а права гражданского населения не будут учитываться. Однако посреди всеобщего смятения появится группа «кинетических людей»; они принесут в мир новую философию и новую мораль.

Вероятно, наиболее популярными из всех попыток предсказать будущее были романы «о двадцатом веке» французского писателя Альбера Робида, которые автор иллюстрировал забавными рисунками, где изображались люди, одетые по моде 1895 года, в окружении фантастических машин и гигантских зданий в «стиле модерн».243 Как и Уэллс, он предсказывал невероятное развитие науки и техники и считал, что все области жизнедеятельности людей будут зависеть от электричества. Погоду будет контролировать метеорологический институт, пустыни снабдят сетью ирригационных каналов, а все неиспользуемые земли - заселят, после того, как они подвергнутся мелиорации. Города будут разрастаться, занимая все большую площадь, население Парижа достигнет одиннадцати миллионов человек. Будет установлено непрерывное сообщение, осуществляемое посредством пневматических туннелей и аэропланов. С помощью «теле», представляющего собой телефон, соединенный с подобием зеркала, в котором говорящий сможет видеть своего собеседника, станет возможной мгновенная связь в масштабах всего земного шара. Люди перестанут писать друг другу письма, они будут обмениваться аудио- и видеозаписями. Большинство книг окажется вытесненным фонокнигами. Настанет эра, когда достижения литературы и культуры потеряют былое значение, а классиков будут читать только в сокращенной форме. Домохозяйкам не придется больше готовить, специальный институт общественного питания будет доставлять еду с помощью пневматических труб. Достижения науки предоставят человеку возможность услышать голоса из далекого прошлого, оживить вымерших животных и провести удачный эксперимент по искусственному размножению людей. Женщины получат абсолютно равные права с мужчинами. Возникнет новая, финансовая аристократия, и миллионы рабочих ожидает жизнь, полная ужасных лишений. Жизнь будет протекать в бешеном ритме, она будет полна изнурительного труда и жесткой конкуренции. Появятся новые виды искусства и виды спорта, такие как охота на подводных лодках. Конфиденциальность исчезнет из человеческой жизни, так как наука предоставит неограниченные возможности наблюдения за людьми. Начнутся ужасные войны, целью которых будет не выяснение старомодных вопросов чести и достоинства, а лишь завоевание новых коммерческих рынков. В таких войнах, где будут использоваться отравляющие газы и бактериологическое оружие, проявления личного мужества покажутся совершенно бессмысленными. Тем не менее, война не затронет некоторые страны. Бретань, например, превратится в резервацию, где бретонцы будут в точности сохранять жизненный уклад девятнадцатого столетия, в то время как Италия станет огромным парком отдыха с аттракционами для туристов.

По крайней мере один психиатр решился приложить руку к этой игре и сделать прогноз на будущее. В заключении к своей книге, посвященной великим коллективным психозам периода с XVI по XIX век, Реньяр попытался вкратце представить себе, каким же будет массовый психоз двадцатого столетия.244 Принимая во внимание крушение таких общественных институтов, как семья, аристократия и религия, потерю контроля за общественной конкуренцией, распространение революционных идеологий и губительное влияние алкоголизма, он предсказывал, что массовый психоз XX века, возможно, примет форму «страшной бойни, кровавого и разрушительного безумия».

В таких областях науки, как психология и психиатрия, как, впрочем, и в остальных, по-видимому, мало кто сомневался в том, что будущее принесет стремительный прогресс и, возможно, самые невероятные вещи. В 1892 году Жане заявил, что «в двадцатом веке любому пациенту, начиная с простого ревматика и заканчивая полным паралитиком, будет предоставлено лечение, при котором врачи будут в состоянии в течение считанных минут детально изучить его психологию», предположение, казавшееся в то время несбыточной мечтой.245 В 1901 году Бергсон заявил: «Главной задачей психологии в этом столетии будет исследование бессознательного, работа с потаенными областями человеческого ума, осуществляемая наиболее адекватными методами. Я не сомневаюсь в том, что нас ждут великие открытия, которые, вероятно, будут иметь не меньшее значение, чем достижения в области физики и естественных наук предыдущих столетий».246

Тем временем в моду вошел новый термин «психотерапия», впервые использованный последователями Бернгейма.247 Он довольно скоро стал популярен среди журналистов, а также широкой публики, и по поводу психотерапии будущего делались всевозможные предположения.248 Ван Эден признавал, что гипноз и внушение имеют эффект лишь при работе с пациентами, принадлежащими к низшим слоям общества: «недопустимо, чтобы это лечение применялось только по отношению к клиническим больным», - добавлял он.249 Необходимо найти способы лечения образованных людей, выработать неавторитарные методы, при которых не ограничивалась бы свобода личности, врач объяснял бы пациенту, что происходит с его сознанием, и существовала гарантия того, «что все приемы, применяющиеся при лечении больного, действуют исключительно через его душу».

Таким образом, в 1900 году многие предсказывали рождение новой динамической психиатрии, но лишь немногие, по-видимому, осознавали тот факт, что она уже появилась на свет.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 752; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!