ПЬЕР ЖАНЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 7 страница



Но полное исцеление еще не наступило. После исчезновения основной навязчивой идеи, стали развиваться вторичные навязчивые идеи. Жане разделил их на три группы: 1) производные навязчивые идеи, возникающие как результат ассоциаций с основной навязчивой идеей (например, смертельный страх перед гробами и кладбищами), 2) навязчивые идеи ниже лежащих слоев: как это ни удивительно, но после удаления одной навязчивой идеи на поверхность всплывает другая, не связанная с первой, и не имеющая никакого отношения к окружающим первую идею обстоятельствам. Это более ранняя идея, предшествовавшая по времени той, которую только что удалили, идея, появляющаяся повторно. Когда в свою очередь и эта идея оказывается устраненной, на смену ей появляется третья, еще более ранняя, поэтому излечение пациента от навязчивых идей, когда-либо посещавших его, должно проводиться в обратном порядке, 3) случайные навязчивые идеи, которые представляют собой нечто совершенно новое и могут быть спровоцированы любым событием повседневной жизни; они легко убираются, но при условии, что лечение проводится немедленно. Тот факт, что они могут столь легко появляться, говорит о состоянии повышенной чувствительности пациента, и это в свою очередь вызывает необходимость дальнейшего лечения. В этом случае не следует применять лечение с помощью внушения. Эту проблему скорее можно решить, развивая у пациента внимание и способность к умственному синтезу. С этой целью Жане разработал для Жюстины программу, состоящую из элементарных упражнений, начинающихся с арифметических действий и нескольких строчек письма, для выполнения которых Жюстиной он заручился помощью ее мужа. После тренировок, продолжавшихся год, то есть к концу третьего года лечения, пациентка, очевидно, находилась в нормальном состоянии, но Жане все еще не считал, что можно говорить о ее полном выздоровлении.

Проводя cсинтетическую реконструкцию болезни Жюстины, Жане рассмотрел фактор наследственности и историю жизни пациентки. В свете этих двух моментов он рассматривал воздействие друг на друга физических болезней и психической травмы больной. В возрасте шести-семи лет Жюстина перенесла тяжелое заболевание неизвестного характера, по всей вероятности, менингит. Позднее она переболела брюшным тифом (Жане отмечает, что заболевание брюшным тифом и гриппом часто предшествует появлению невроза.) В детстве Жюстина несколько раз испытывала состояние сильного испуга и эмоционального потрясения, кульминацией чего явился эпизод, когда она увидела трупы больных, умерших от холеры. Восстанавливая семейную историю пациентки на протяжении трех-четырех поколений, Жане обнаружил, что несколько представителей более ранних поколений семьи страдали болезненными импульсами и обсессиями и были подвержены алкоголизму, а среди недавних поколений были эпилептики и слабоумные, что точно соответствовало родословным, на основе которых Морель построил свою теорию умственной дегенерации. Однако Жане не верил в фатальность деградации, он утверждал, что фамильные болезни могут отступать так же, как и болезни индивидов. Основное, говорил он, - это понять, что заболевание выходит за рамки данного индивида, поскольку в этом случае есть причины оставить надежды на полное излечение больного. Предупреждая об опасности впасть в другую иллюзию, Жане подчеркивал, что «чем легче представляется излечение, тем сильнее на самом деле поражен мозг больного», так как высокая внушаемость свидетельствует о слабости мышления, а это может привести к потребности пациента в сомнамбулизме, способной превратиться в непреодолимое влечение, не менее опасное, по мнению Жане, чем морфинизм. Такие пациенты не только испытывают потребность в том, чтобы подвергаться гипнозу, но и стремятся к общению с психиатром, образ которого постоянно находится в их подсознании, жаждут слышать его критику в свой адрес и получать его указания. Во время своих галлюцинаций Жюстина часто просила у него совета, и он объяснял ей, как следует поступить, причем интересно, что его указания не были для нее повторением того, что он говорил ей раньше, но казались ей чем-то новым и необычайно мудрым. Терапевтическая проблема, делает заключение Жане, состоит, во-первых, в том, чтобы установить контроль над сознанием пациента, а во-вторых, в том, чтобы свести этот контроль до необходимого минимума в частности, проводя приемы больного через соответствующие промежутки времени. Сначала Жане встречался с Жюстиной несколько раз в неделю, затем один раз, а во время третьего года лечения - раз в месяц. Но как долго должно продолжаться такое лечение? Жане отвечает на этот вопрос, приводя эпизод из практики доктора Мореля. Морель магнетизировал в своей психиатрической больнице пациентку, страдающую психозом, и вылечил ее. Больную выписали, но она регулярно приходила к нему на прием. Однако когда Морель скончался, в ее состоянии произошло резкое ухудшение и ее пришлось снова поместить в лечебницу, на этот раз навсегда. «Будем надеяться, что подобного не произойдет с нашими пациентами», - заключает Жане.

Еще один случай, прославивший врачебное искусство Жане - излечение пациента по имени Ахилл. Этот тридцатитрехлетний человек был помещен в Сальпетриер в конце 1890 года с признаками демонической одержимости. Он вырос в семье, все члены которой были суеверны, а его отец заявлял, что однажды у подножья дерева он встретился с самим дьяволом. Ахилл постоянно находился в состоянии сильного возбуждения, ударял себя кулаком в грудь, произносил богохульства и временами беседовал с дьяволом, голос которого перемежался с его собственным. Шарко просил Жане заняться лечением этого пациента. История болезни не давала сколько-нибудь ясной картины заболевания. Примерно за полгода до начала болезни пациент отправился на несколько месяцев в короткую деловую поездку, по возвращении его из которой жена заметила, что он стал мрачным и неразговорчивым, и был постоянно погружен в себя. Доктора, осматривавшие его, не находили у него никаких заболеваний. Однажды у него внезапно начался приступ дикого хохота, не прекращавшийся в течение двух часов, после чего он заявил, что видел ад, сатану и демонов. Затем, связав себе ноги, он бросился в пруд. После того как его вытащили оттуда, он сказал, что это было испытанием, имевшим целью проверить, действительно ли он одержим дьяволом. Ахилл оставался в таком состоянии на протяжении нескольких месяцев, и Жане заметил у него на теле классическую стигму, свидетельствующую о его одержимости дьяволом. Пациент отказывался говорить и, как выяснилось, не поддавался воздействию гипноза.

Жане воспользовался тем, что внимание пациента было обращено на что-то другое, вложил ему в руку карандаш и, стоя позади него, начал шепотом задавать ему вопросы. Когда рука больного стала двигаться, Жане прошептал: «Кто ты?» «Дьявол», - появилась ответная надпись. «Тогда нам есть о чем поговорить», - сказал Жане и попросил, чтобы в качестве доказательства того, что он действительно дьявол, он заставил пациента поднять руку против желания последнего, что было незамедлительно сделано. Тогда в качестве еще одного доказательства Жане попросил дьявола погрузить пациента в гипнотическое состояние также против воли последнего. Было выполнено и это. Как только больной оказался погруженным в гипнотическое состояние, он начал отвечать на вопросы сам и рассказал следующую историю. Во время своей поездки шесть месяцев назад Ахилл изменил жене. Он пытался забыть этот инцидент, но внезапно обнаружил, что утратил способность говорить. Ему часто снился дьявол, и однажды он обнаружил, что дьявол вселился в него.

Как объяснял Жане, бредовые идеи пациента были не просто продолжением его снов. «Это соединение, то есть реакция двух направлений мысли, которые раздирают его бедный ум, это взаимодействие сна, который ему снится, и сопротивления нормального человека». Вот почему внушение как метод лечения здесь было бы недостаточным. «Необходимо обнаружить главный факт, лежащий в основе заболевания... Болезнь в данном случае связана не с мыслью о демоне. Мысль о нем вторична и представляет собой скорее интерпретацию его представлений, связанных с суеверием. Истинной причиной заболевания являются угрызения совести». Жане попытался убедить пациента в том, что жена полностью простила его. Внешние признаки болезни стали исчезать, болезненные идеи оставались только в снах, откуда их пришлось удалять последовательно. В своем описании этого случая, которое он опубликовал в декабре 1894 года, Жане писал, что пациент не проявляет никаких болезненных признаков уже на протяжении трех лет. В заключение он пишет: «Человек, со свойственной ему гордыней, полагает, что он является хозяином своих движений, своих слов, своих идей и себя самого.91 На самом же деле именно собой мы в состоянии распоряжаться менее всего. Есть масса вещей, которые происходят внутри нас без участия нашей воли». Он добавляет, что люди имеют склонность утешать себя прекрасными историями, чтобы спастись от тусклой действительности. Некоторыми из них эти истории овладевают до такой степени, что становятся более важными, чем сама действительность».92

Еще одним классическим случаем излечения, относящимся к более позднему периоду деятельности Жане, стал случай с Ирен, которая была помещена в Сальпетриер в возрасте двадцати трех лет с тяжелыми истерическими расстройствами, сомнамбулическими кризами, галлюцинациями и амнезией.93 Болезнь началась после смерти ее матери за два года до этого. Ирен была единственным ребенком алкоголика-рабочего и матери, страдающей неврозом. Это была умная, трудолюбивая девушка, обладающая чувством ответственности, но нервная и чрезвычайно робкая. Когда Ирен было двадцать лет, на ее плечи легли заботы о больной матери, страдавшей тяжелой формой туберкулеза. В то же время ей приходилось работать, чтобы зарабатывать деньги на жизнь для всей семьи. На протяжении двух последних месяцев, предшествовавших смерти матери, Ирен день и ночь проводила у ее постели, не смыкая ни на минуту глаз. После кончины матери, последовавшей в июле 1900 года, поведение Ирен резко изменилось. Она смеялась на похоронах, не соблюдала траур, начала посещать театры. Она знала, что ее мать умерла, но относилась к этому как к событию, не имевшему к ней никакого отношения. У нее развилась сильнейшая амнезия, охватывающая три-четыре месяца, предшествовавшие смерти матери, и достаточно сильная амнезия на события, последовавшие за этим. Время от времени она страдала галлюцинациями, во время которых видела свою мать и слышала ее голос, иногда этот голос приказывал ей покончить жизнь самоубийством. Кроме того, у нее случались сомнамбулические припадки, во время которых она заново проигрывала смерть матери. Эти приступы продолжались несколько часов и, как пишет Жане, «это был превосходный драматический спектакль», никакая актриса не могла бы разыграть эти мрачные сцены столь совершенно. В течение некоторого времени Ирен разговаривала со своей умершей матерью и по ее приказанию ложилась на железнодорожные рельсы, необыкновенно впечатляюще изображая ужас в ожидании поезда, который должен ее переехать. Она проигрывала и другие драматические сцены, в частности в одной из них она была свидетельницей того, как человек убивает себя выстрелом из револьвера. Ирен провела в больнице три месяца в изоляции от других больных, ее подвергли лечению гидротерапией и электричеством, но без каких-либо результатов. Когда Жане пытался гипнотизировать пациентку, он столкнулся с очень сильным сопротивлением с ее стороны. Воспоминания возвращались к ней только в результате больших усилий и мощной стимуляции, осуществляемой врачом. Более того, возвращение утраченных воспоминаний сопровождалось сильными головными болями, как это было и в случае с мадам Д., и восстановленные воспоминания быстро исчезли в результате наступавшей амнезии. Главным терапевтическим агентом в этом случае была стимуляция памяти: «С того момента как Ирен смогла думать о матери по желанию, навязчивые мысли о ее смерти оставили ее, после чего исчезли и амнезия, и гиперамнезия, полностью прекратились и истерические приступы, галлюцинации и внезапные приступы страха подсознательного происхождения».

Жане отмечал, что в случае с Ирен процесс лечения шел в обратном направлении по сравнению с мадам Д., у которой уничтожение навязчивой идеи привело к исчезновению амнезии. Жане сделал отсюда заключение о том, что в таких случаях истерии «болезнь одновременно проявляется в двух признаках: (1) в неспособности пациента сознательно и добровольно вызывать у себя некоторые воспоминания, (2) в автоматическом, непреодолимом и нежелательном возвращении тех же воспоминаний. Таким образом, здесь приходится иметь дело с физиологической системой, которая выходит из-под контроля сознания и развивается самостоятельно». В случае с Ирен, как и в случаях с другими пациентами, лечение с помощью гипноза и внушения пришлось дополнить курсом умственной стимуляции и переобразования. Жане постепенно расширил понятие подсознательных навязчивых идей, распространив его за пределы классической истерии, например на случай упорной бессонницы, помня, какую роль Нуазе и другие магнетизеры старой школы придавали воле и внушению во время сна. Жане указывал, что одна из форм бессонницы вызывается подсознательными навязчивыми идеями, в качестве иллюстрации которой он приводил следующий случай. Женщина тридцати семи лет, потерявшая ребенка, через четыре месяца после этого перенесла тяжелую форму брюшного тифа, в результате чего в течение одного-двух месяцев у нее наблюдалась навязчивая фиксация мыслей на умершем ребенке.44 Когда эта обсессия прекратилась, больная начала страдать от бессонницы, которая к моменту ее встречи с Жане продолжалась уже три года. Прием снотворных препаратов вызывал у пациентки головные боли и путаницу в мыслях, но не избавлял от бессонницы. Больную поместили в Сальпетриер, где за ней было установлено наблюдение. Было обнаружено, что она не спит ни минуты. Когда Жане начал гипнотизировать пациентку, она засыпала на две-три минуты, а затем снова просыпалась. Так он определил, что больная может заснуть, но не может продолжать спать. Жане удалось установить с ней раппорт в течение нескольких минут, которые она спала, и, уговаривая ее мягким голосом, он сумел добиться того, чтобы она проспала два часа. Во время сна больная непрерывно разговаривала с ним и сообщила, что ее постоянно преследует неотступная идея, связанная со смертью и похоронами ребенка, которая иногда сменяется мыслями о смерти отца. Таким образом, эта навязчивая идея поначалу была осознанной, а затем стала подсознательной и явилась причиной появления бессонницы. В этом случае лечение также состояло в диссоциации фиксированной идеи, однако после исчезновения ее симптомов, пациентка по-прежнему нуждалась в постоянной поддержке Жане.

При обследовании восьми пациентов, страдающих судорогами мышц туловища, Жане обнаружил, что каждый из них перенес психическую травму или эмоциональный шок.95 Он считал, что судороги у них продолжаются, поскольку пережитое ощущение сохраняется. Это нечто вроде «застывшей эмоции», которую пациент не осознает. Лечения с помощью внушения, продолжает он, в таких случаях недостаточно. Необходимо избавить пациента от навязчивой идеи и помимо психологического лечения применить массаж, результаты которого, как считал Жане, в значительной степени зависят от того, насколько велико личное влияние, оказываемое массажистом на пациента.

В работах Жане содержатся многочисленные подробные описания других случаев заболеваний, в которых удалось достичь исцеления пациента через установление и уничтожение «подсознательных навязчивых идей», начиная со случая с Люси (1886 год), Мари (1889 год), Марсель (1891 год), благодаря которым Жане пришел к выводу о том, что помощью психологического анализа можно добиться терапевтического эффекта»96

Сейчас мы кратко подведем итоги основных открытий, сделанных Жане в области «психологического анализа».

Жане принадлежит открытие «подсознательных навязчивых идей» и их патогенной роли. Причиной их появления обычно является какое-то травматическое событие или испуг, мысль о котором стала подсознательной и была вытеснена болезненными симптомами. По мнению Жане, этот процесс, связан с сужением поля сознания.

Жане обнаружил промежуточные уровни подсознательных идей, лежащие между сознанием и конституциональной структурой обследуемых пациентов. Далее он пришел к выводу, что данная проблема является еще более сложной, поскольку вокруг первичных навязчивых идей через ассоциацию и субституцию возникают вторичные навязчивые идеи, каждая из которых появилась в определенный момент жизни пациента.

Подсознательные навязчивые идеи, по мнению Жане, являются одновременно как следствием, так и причиной ментальной слабости, и в этом смысле представляют собой порочный круг. Они подвергаются медленным изменениям. В некоторых случаях эти идеи могут спонтанно развиваться и усиливаться в подсознании, а иногда их воздействие становится более умеренным.

Идентификация подсознательных навязчивых идей может представлять значительные сложности. Иногда информация, получаемая во время кризиса полностью раскрывает сущность навязчивой идеи (как в случае сомнамбулических проигрываний Ирен сцены смерти ее матери). Но чаще истерические кризисы представляют собой замаскированные проигрывания подсознательной навязчивой идеи. Жане часто упоминает символический характер симптомов (например, в случае с Мари). Подсознательную навязчивую идею необходимо искать с помощью объективных средств обычного расследования. Иногда (как в случае с мадам Д.) некоторые ключи к ее содержанию можно обнаружить в результате рассмотрения снов больного, но главным средством ее обнаружения Жане считал гипноз, с помощью которого, преодолевая большее или меньшее сопротивление со стороны пациента, можно заставить его вернуть забытые воспоминания. В качестве дополнительного средства Жане часто использовал автоматическое письмо или отвлечение внимания больного. В некоторых случаях Жане также применял метод автоматического разговора (случай с мадам Д.) или метод созерцания магического кристалла.97

Наличие подсознательных навязчивых идей представляет собой характерную особенность истерии, в противоположность обсессивным неврозам, где они являются осознанными. Однако Жане вскоре открыл факт существования подсознательных навязчивых идей в таких случаях, как тяжелая бессонница и мышечные спазмы.

Его работа по амбулаторному автоматизму, опубликованная совместно с Реймоном, по-видимому, явилась первым исследованием, в котором различные действия больного, совершаемые во время приступов, объяснялись как координированные проявления подсознательных навязчивых идей.98

Хотя лечение больного должно быть направлено на его избавление от подсознательных навязчивых идей, Жане с самого начала подчеркивал, что вывести подсознательные идеи в сознание еще не означает вылечить пациента. Это может лишь превратить такую идею в осознанную навязчивую обсессию. Навязчивые идеи следует уничтожать с помощью диссоциации и трансформации. Очевидно, что поскольку навязчивая идея сама по себе представляет одно из проявлений болезни, ее удаление следует подкреплять синтезирующим лечением в виде переобучения и других форм ментальной тренировки. Лечение электричеством и массаж, по мнению Жане, могут в значительной степени играть роль завуалированных форм психотерапии.99

Жане подчеркивал роль раппорта в терапевтическом процессе. Уже в своей работе «Психический автоматизм» он рассматривал раппорт с точки зрения эклективного сужения поля сознания вокруг личности гипнотизера. Жане воздавал должное работе старых гипнотизеров, которые описали и исследовали раппорт и показали, что его воздействие выходит за временные рамки гипнотического сеанса (Жане использует здесь термин «сомнамбулическое влияние»). В статье 1891 года, посвященной истории заболевания Марсель, Жане дает рекомендации по поводу того, как можно использовать это «влияние» на пользу пациента. В первый период следует установить раппорт, во второй - принять меры против того, чтобы развитие раппорта не выходило за положенные пределы, ограничив его назначением больному сеансов с соответствующими промежутками времени. В августе 1896 года на Международном Конгрессе Психологов в Мюнхене Жане прочел доклад на тему «Сомнамбулическое влияние и необходимость управления им».100 Он отмечал, что интервал между двумя гипнотическими сеансами может быть разделен на два периода. Во время первого периода пациент переживает облегчение, он ощущает себя более счастливым и деятельным, чем раньше, и очень мало думает о гипнотизере, на протяжении второго периода он становится вес более и более подавленным, ощущает потребность в гипнозе и постоянно думает о гипнотизере. Отношение больного к гипнотизеру может носить разный характер: это может быть страстная любовь, суеверный страх, почтение или ревность. Некоторые пациенты принимают его влияние, другие сопротивляются ему. Но даже если это влияние не является столь четко осознанным, оно существует в глубине и может проявиться, например, в снах пациента, при рассматривании магического кристалла и в автоматическом письме. Жане вскоре заметил, что подобное явление характерно и для пациентов, не страдающих истерией. Но в то время как у истерических пациентов оно принимало форму потребности подвергаться гипнозу, у обсессивных и депрессивных пациентов оно выражалось в «потребности находиться под контролем». Такие проявления психологической зависимости, считал Жане, могли бы послужить хорошей стартовой точкой для изучения психологии социальных чувств и взаимоотношений между людьми в целом. Он более подробно развил эти идеи в своих последующих публикациях.101 Говоря о психологическом анализе, Жане никогда не претендовал на то, чтобы считать его своим собственным методом. Очевидно, он использовал этот термин в общем смысле, подобно тому, как это делают математики, имея в виду алгебраический анализ или химики - химический анализ. Тем не менее, слова «психологический анализ», по-видимому, достаточно часто ассоциировались с исследованием Жане подсознательных процессов.102


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!