ПЬЕР ЖАНЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 10 страница



В своей усовершенствованной системе Жане сохранил созданные им прежде понятия психологической энергии и напряжения, но теперь он концентрируется на психологическом анализе тенденций (понятие, которое он предпочитает понятию инстинкта, тенденции более гибки и могут комбинироваться друг с другом.) Каждая из тенденций наделена определенным зарядом латентной энергии, который отличается от одного индивида к другому. Каждая тенденция, как только она активируется определенной стимуляцией, может быть подведена более или менее близко к своему полному осуществлению. Каждая тенденция связана с определенным уровнем в иерархии тенденций, и это дает ключ к пониманию многих психопатологических состояний. В этой новой системе подсознательный акт определяется как «действие, которое сохраняет низшую форму среди действий более высокого уровня», другими словами, любой акт на любом уровне может стать подсознательным, когда индивид сознательно совершает действия более высокого уровня.132

Великий психологический синтез Жане - это памятник таких огромных размеров, что потребовался бы объем не менее чем в 400-500 страниц для того, чтобы изложить его элементы. Самому Жане не удалось реализовать такой объем.133 Автором, ближе всего подошедшим к решению этой задачи, был Леонгард Швартц, посмертное произведение которого осталось незаконченным (среди других вещей, которых в ней недоставало, были главы о созданных Жане понятиях галлюцинаций и бреда) .134

Ниже мы попытаемся как можно более кратко изложить суть великого синтеза Жане. Следует учитывать, что самому Жане потребовалось для этого около двадцати книг и несколько десятков статей.

Девять тенденций делятся на три группы:

I. Тенденции нижнего уровня:

Рефлексивные тенденции.

Перцептивно-суспенсивные (напряженно-ожидательные) тенденции.

Социоличностные тенденции.

Элементарно-интеллектуальные тенденции.

II. Тенденции среднего уровня

Непосредственные действия и утверждающие верования

Рефлексивные действия и верования.

III. Тенденции высшего уровня

Рационально-эргетические (ergetic) тенденции.

Экспериментальные тенденции.

Прогрессивные тенденции.

Теперь мы попытаемся дать краткое описание каждой из этих тенденций.

1.1. Рефлексивные тенденции. Это действия взрывного характера, которые вызываются только в тех случаях, когда стимул достиг определенной степени. Они имеют организованную форму и приспособляются к внешнему объекту или ситуации. Иногда такие действия состоят из движений отвращения, притяжения, экскреции (выделение) или инкорпорации. Иногдаони принимают характер более сложных актов, рефлекторных цепей, кинетических мелодий (kinetic melodies). Здесь отсутствуют какие-либо психологические регулировки, как это имеет место в эмоцияx, и однажды начавшись, движение должно пройти до конца весь свой курс. Психология дает нам примеры таких рефлекторных тенденций в поведении некоторых больных тяжелой формой идиотизма. Приступ эпилепсии представляет собой переходную регрессию к этому уровню.

1.2. Перцептивно-суспензивные тенденции. Это тенденции, полная активация которых требует стимуляции, состоящей из двух шагов: первая стимуляция возбуждает тенденцию и за этим следует период тревожного ожидания (suspense), после чего необходима вторая стимуляция, чтобы довести действие до его завершения. Иногда тенденция является более сложной и включает в себя последовательность действий. В отличие от тенденций чисто взрывного характера, перцептивно-суспенсивные тенденции, как только внешний стимул вызывает их, стремятся что-то видоизменить во внешнем мире (такой же характер носит действие хищника по отношению к добыче) и таким образом подразумевают некоторую степень приспособления. Перцептивно-суспензивные тенденции являются отправной точкой всех форм действия, включающих фазы ожидания и поиска. Они составляют основу акта восприятия и представления об объекте. Восприятие располагается посередине между первой и второй стимуляциями. Объект в основном представляет собой перцептивную схему (например, восприятие кресла - это перцептивная схема движений, которые необходимо проделать, чтобы сесть в него). Среди различных объектов один имеет привилегированное положение, а именно, собственное тело, из-за невозможности оказаться вне его, а также из-за нашего стремления сохранить его. Жане иллюстрирует этот уровень рассказом об участнике велосипедной гонки, который начинает ее полный решимости выиграть (социоличностная тенденция), но под влиянием все растущего изнеможения теряет интерес к зрителям, к ландшафту, и к самой идее выиграть соревнование. Его поле восприятия сужается внутри самой формы промежуточной стадии перцептивно-суспензивной тенденции. Следующий шаг в наступившем процессе регрессии мог бы состоять в том, чтобы он заснул на ходу и продолжал крутить педали чисто механически.135

1.3. Социоличностные тенденции. В какой-то момент происходит разделение междц двумя группами форм поведений: между формами, направленными на социум, и формами, направленными на наше собственное тело. Однако между этими двумя линиями поведения имеют место взаимодействия и взаимные влияния. Индивид приспособляет свои действия к действиям социума. В результате такие действия всегда являются комбинированными действиями с различными соотношениями компонентов, или, как говорит Жане, двойными действиями (actes doubles). К таким поведенческим актам относится имитация, сотрудничество, а также команды и повиновение. В отношении понятия имитации Жане принимает определение Дюркгейма: кажется, что перцепция действия, выполняемого одним человеком, контролирует выполнение этого действия имитатором, но имитация есть «двойное действие», в основе которого лежит не только действие имитатора, но также и действие того, кого имитируют. Более совершенным видом имитации по сравнению со спонтанной является сознательная имитация, которой дети обучаются в процессе игры. При сотрудничестве два социума объединяются в совместном действии, имеющем целью достижение общего результата и приносящим обоим участникам чувство триумфа. Акт приказа и повиновения может рассматриваться как особый вид сотрудничества, при котором члены группы принимают действие главы группы как часть общего действия, при этом между участниками распределяются и остальные роли. Но как социумы соотносятся с распределением ролей? Через акты valorisation sociale (установление значимости на конкурентной основе), в результате чего самости каждого приписывается определенная значимость, которую остальные вынуждены признать. Среди других актов, находящихся на том же уровне, Жане анализирует жалость, соперничество, борьбу, дарение и кражу, сокрытие и показ, сексуальное поведение и т.д.

И человек не только приспособляет свои действия к действиям социума, но осуществляет такое же приспособление по отношению к самому себе. Другими словами, он осуществляет те же действия в отношении себя, которые он осуществляет в отношении других. Здесь и находится начальная точка того, что Жане называет актом секретности, поведения, которому он придает необычайно большое значение, поскольку последним термином такой модели является затаенная мысль.3136 Когда человек находится в одиночестве, за его поведением никто не наблюдает и ему нет необходимости соблюдать определенные правила вежливости по отношению к собеседнику (egards); а это означает, что модель его поведения становится более простой и он расходует меньше энергии.

К тому же уровню, с точки зрения социальной психологии, принадлежат церемонии. В своем исследовании обряда австралийских туземцев, называемого интичиума (intichiuma) Дюркгейм подчеркивал роль взаимной стимуляции, оказываемой участниками друг на друга. По мнению Жане, к этому уровню принадлежат и четыре основные человеческие эмоции. Подавляющая часть ощущений, которые составляют эмоциональную жизнь личности, зависит от комбинации определенных моделей социального поведения с четырьмя основными эмоциями - усилиями, усталостью, грустью и радостью. Для сравнения можно привести тот факт, что в человеческом теле существуют не только функции дыхания и циркуляции крови, но также и регулирующие механизмы, которые, в зависимости от потребностей организма и внешних обстоятельств, увеличивают или уменьшают интенсивность дыхания и циркуляции крови. Точно так же имеются психологические регулировки, которые увеличивают или уменьшают количество энергии, необходимой для стимуляции той или иной тенденции. Научившись реагировать на акты своего социума, человек применяет те же модели поведения к самому себе, таким образом учась реагировать на свои собственные действия. В некоторых случаях такие регулирующие механизмы отсутствуют, и пациент испытывает при этом чувство пустоты или sentiment du vide. Жане сравнивает две элементарные эмоции, усилия и усталость, с действием акселератора и тормозов в автомобиле. Обсессивные невротики - это люди, которые часто совершают преувеличенные и ненужные усилия, а лень склоняет к недостаточным усилиям. В той же теории грусть - это страх действия и реакция на постоянные неудачи, в то время как радость - это запас энергии, оставшийся после удачно законченного действия (реакция триумфа). Жане сравнивает грусть с обратным движением тормозов при вождении машины. В этом случае радости соответствует экономия бензина, который образуется при включении тормозов. В действительности, однако, теория эмоций Жане является несравненно более сложной. В своей книге о любви и ненависти, например, Жане проделывает тщательнейший анализ, охватывающий множество нюансов и воплощений этих двух чувств.137

Жане чрезвычайно интересовали с точки зрения психопатологии все формы социального поведения на уровне ниже речи, такие как те, что встречаются у идиотов. С другой стороны, регрессия до уровня социо-личностных тенденций дала ему ключ к пониманию многих психопатологических проявлений на более высоких уровнях. Беспокойства, связанные с поведением в обществе (valorisations sociales) по-разному проявляется у людей робких и властных. Недостаток valorisation sociales вызывает реакцию неудачи. Мания преследования возникает в результате процесса социального и намеренного воплощения. Другой вид мании преследования, бред отношения (delusion of reference) (как у пациентов, которым кажется, что за ними постоянно наблюдают и что другие читают их мысли) описывается Жане как недостаток у пациента способности совершать «акт секретности».

1.4. Элементарные интеллектуальные тенденции. Тенденции этого уровня стали одним из любимых предметов исследования Жане, которому он посвятил две из своих последних книг.138 Это уровень разума до владения языком и появление языка, память, символическое мышление, производство и объяснение. Наиболее элементарный мыслительный акт, по мнению Жане, состоит в конфронтации и комбинации двух моделей поведения в отношении двух различных объектов. В качестве иллюстрации Жане анализирует «поведение» корзины с яблоками. Оно состоит из двух действий, которые собственно не относятся ни к корзине, ни к яблокам: наполнение корзины и опустошение ее. Таким же образом Жане анализирует значение элементарного инструмента, портрета или статуи, комода, двери, улицы или общественного места. В каждом из этих чрезвычайно тонко выполненных анализов Жане показывает, каким образом любой из обсуждаемых объектов может быть представлен как комбинация двух действий.

Это также уровень появления языка, что тоже является двойным действием (acte doulde), то есть, комбинацией речи и выслушивания ее.139 Жане считал, что язык возник как трансформация актов приказания и повиновения. Производимые голосом действия, такие как боевой клич, заменили для вождя необходимость отдавать команду с помощью жестов. Подобная теория может быть использована и для объяснения появления памяти. Память является трансформацией действия, о котором может быть сообщено даже отсутствующим в данной ситуации людям (например, часовой, завидев приближающегося врага, поднимает тревогу, и это будет зарождающийся язык, при отсутствии же врага он доложит об этом вождю и это - зарождающаяся память). Таким образом, «память - это приказ, отдаваемый отсутствующим до того, как он стал приказом, отдаваемым отсутствующими». Еще одна модель элементарного интеллектуального поведения объясняет происхождение производства: горшечник, по мнению Жане, объединяет два представления, - представление о том действии, которому его изделие будет служить, и представление о действии, которое он производит. Жане бесконечно варьирует свои примеры, изобретая действия, объединяющие эти два взгляда. Близким к происхождению производства является происхождение объяснения, когда человек осознавал существование других актов производства. На этом уровне также существуют психопатологические импликации. Некоторые идиоты и слабоумные, находящиеся на предязыковом уровне, способны выполнять определенные акты, требующие рудиментарного ума. Регрессии к этому уровню могут иметь место при состояниях ментальной конфузии и оневризма.

II.5. Спонтанные действия и утверждающие верования. Однажды появившись, язык получил гигантское развитие, распространившись на все человеческие действия. Каждому моторному акту стал соответствовать речевой акт. Это развитие имело немедленные последствия. Язык диссоциировался от действия, и человек начал использовать его для разговоров как с собой, так и с окружающим его социумом. Поведение человека стало распадаться на телесное и вербальное. По выражению Жане, на этой стадии все поведение человека становится анализом отношений между телесным поведением и речью». Телесное поведение, исключительно с помощью которого можно немедленно и прямым образом изменить мир, является единственно эффективным поведением, но оно является медленным, тяжелым и изнурительным. Словесное поведение является быстрым, легким и недорогим, но с его помощью невозможно сразу изменить мир. Жане считал, что это огромное различие между двумя способами поведения стало отправной точкой разделения тела и ума. Вначале слово было лишь началом действия. Но затем речь освободилась от телесного поведения, человек начал играть языком, и это то, что Жане называет «непоследовательным» языком.140 Непоследовательный язык можно наблюдать у детей от трех до шести лет, которые часто говорят, не обращая внимания на то, что говорит собеседник, как это описано в работе Пиаже. Это можно наблюдать, добавляет Жане, в коллективных монологах некоторых слабоумных, а временами даже и у нормальных взрослых людей. Реакция против непоследовательного языка выражается двумя способами. Во-первых, посредством утверждения, которое Жане приравнивает к обещанию и считает, что от него ведет начало вера. Во-вторых, с помощью волевого акта, который является способом создать тесную связь между языком и действием.

И наконец, человек начал применять язык для того, чтобы разговаривать с самим собой с помощью внутреннего языка. Это было началом мысли. Жане посвятил целый курс лекций происхождению внутреннего мышления.141 Одна из основных черт этой стадии составляет то, что Жане называет утверждающей верой, то есть верой, адекватной чувствам, а не фактам, и следовательно, часто противоречивой и абсурдной. На этой стадии человек верит в то, чего он желает или боится. Это та вера, которую мы обычно видим у детей, у слабоумных или во время процесса предположения, а временами и у многих нормальных людей. Представление человека о мире принимает форму, которую Жане называет миром утверждающих верований: точно так же как перцептивное поведение создавало объекты, утвердительное поведение теперь создает существа, существа есть не более чем объекты, которым дано имя, а вера добавляет им упорства и стабильности. Память на этой стадии проходит процесс, подобный тому, что проходил язык, непоследовательная память отделяется от памяти, соответствующей действиям. Непоследовательная память игнорирует четкую локализацию во времени и является началом легенд и мифов.

В этой точке индивид развивается в персонаж, характеризуемый определенными отношениями и ролями. Персонаж - это индивид, который действует в соответствии с образом самого себя, созданным им и представляемым другим людям. Отсюда его внушаемость и гибкость; он также приписывает роли и окружающим. С психопатологической точки зрения, это не только уровень непоследовательного языка и памяти, внушаемости (представляющей собой нечто вроде непоследовательной веры) и дружеских бесед. Жане проводит резкую грань между дружескими беседами и мифоманией. При последней индивидуум осознает, что он лжет, но уровень утверждающей веды находится ниже уровня более сложного поведения, характеризующего ложь.

II.6. Рефлективные действия и верования. Рефлексия, по мнению Жане, исходит из дискуссии между индивидом и несколькими социумами. Это коллективное поведение интернализуется в форме внутренней дискуссии, в которой можно выделить несколько фаз. Сначала приходит сомнение, представляющее собой приостановку утверждения, затем размышление, являющееся борьбой между тенденциями и аргументами; а затем заключение в акте принятия решения. Борьба этих тенденций называется размышлением, когда она заканчивается либо намерением, либо верой. Рефлективные действия и верования еще не достигли логического уровня. Тем не менее, они подразумевают начальные знания внешнего объекта и самого себя. Представление человека о внешнем мире на этой стадии принимает форму мира рефлекторного верования (которое Жане называет также le réel reflechi, рефлективная реальность), где нет просто существ, но есть тела и духи. В этой точке Жане вводит новое понятие реального, более сложное, чем то, которое он предложил в 1903 году. Это часть учения Жане, которая ближе всего смыкается с его теориями галлюцинаций и бреда. Сознательная реальность, говорит он, это комплексная структура, в которой взаимодействуют три уровня реальности: réel complet (совершенно реальное), presque réel (почти реальное) и demi-réel (полуреальное).

Совершенно реальное - это плод веры, связанной с возможностью немедленного действия или неосязаемой перманентности. Оно охватывает тела и духи. Тело есть устойчивая реальность, о которой человек утверждает с размышлением, что она обладает перцептивными качествами, то есть, что оно является отличным и лишенным преднамеренности. Эти две отчетливые реальности (тело и дух) могут быть объединены в общем и в самом человеке в частности. Почти реальное связано с актом ожидания и сообщения самому себе, оно соответствует тому, что Жане раньше называл презентификацией. Почти реальное включает в себя понятие настоящего момента, действия, которое мы выполняем и непосредственно имеем в виду, и докладываем об этом себе. Оно подразумевает мир сознания, осуществляющий регулировку наших настоящих действий.

Полуреальное охватывает пограничные области реальности, которые представляют собой (в порядке уменьшения близости): перцепция ближайшего будущего, перцепция недавнего прошлого, перцепция идеала, отдаленного будущего, воображаемого и, наконец, абстрактной идеи.

В нормальном состоянии существует определенная адекватность между реальностью и чувством, которое мы о ней имеем. В случае душевной болезни возникает неадекватность либо в форме избыточной реальности (surrealisation), сюрреализма, когда события далекого прошлого наделяются верой в то, что оно присутствует в настоящем, либо в форме недостаточной реальности, когда имеет место неспособность ощущать объекты настоящего как реально существующие. Это наблюдается в тех случаях, когда сообщения пациента больше не соответствуют тем идеям, которые его окружение (socil) разделяет относительно тех же событий или объектов. В этих понятиях Жане нашел ключ к пониманию бреда, которое он развил в нескольких своих подробно разбирающих эту проблему статьях. На том же уровне находятся последовательная память, акты сознательной воли и дальнейшее развитие индивида в форме рефлекторной самости (moi réfléchi, эго). По сравнению с персонажем, сознательное эго подразумевает временную организацию личности и интегрированную биографию.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 610; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!