ПЬЕР ЖАНЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 12 страница



Влияние религии, говорит Жане, неизмеримо. Именно религия создала мораль в современном значении этого слова. В отличие от обычных приказов, отдаваемых лидером, моральные предписания обладают достоинством (категорическое качество), императивным качеством (то есть, им следует повиноваться тайно) и их выполнение приносит человеку ощущение гордости. Причиной такого различия, считает Жане, является то, что соблюдение религиозных заповедей не является выполнением приказа вождя или лидера, но приказа, отдаваемого богами. Таким образом, можно считать, что мораль несет на себе отпечаток религии и является ее порождением. Благодаря религиозной морали человек обрел эго, то есть, он научился подчинять и организовывать свои желания. Логика, добавляет Жане, представляющая собой интеллектуальную мораль, также несет на себе отпечаток религиозного влияния.

На рационально-энергетическом и экспериментальном уровнях появились факторы, способствующие разрушению религии. Жане пишет, что на этих уровнях впервые появляются четыре типа поведения: работа, образование, философия и наука. Все они прямо или косвенно являются порождением религии, однако все имеют тенденцию оказывать на нее разрушительное влияние. Философия и большинство других наук бросают вызов религии, и отсюда возникает вопрос - что случится с человечеством, если религия исчезнет? Поскольку религия играла и все еще играет огромную роль в жизни людей, появляется проблема найти то, что могло бы заменить ее. На эту роль претендовал спиритизм, движение, изучению которого так много внимания уделял Жане.147Являясь попыткой вступить в общение через «медиумов» с духами умерших, спиритизм представляет собой явление, имеющее очень древнее происхождение, но современный спиритизм, появившийся около 1850 года, отличается от того, что было раньше, поскольку он является аналитическим и совершается в атмосфере научного любопытства. Таким образом, спиритизм помимо воли его сторонников, внес ценный вклад в научную психологию (например, работа Флурнуа), но для большинства его адептов спиритизм стал чем-то вроде популярной метафизики, дешевой и неадекватной заменой религии. Что же касается «момента удовлетворения», испытываемого благодаря религии, это понятие было воспринято романизмом, термин, который Жане использует в расширенном смысле, как религию чувства. Фундаментальный принцип этого движения состоит в том, что где бы мы ни находили радость, силу и удовлетворение, это всегда есть непосредственное проявление Божественного. Классической иллюстрацией этого направления является работа Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Однако, как заметил Вутру в своем предисловии к французскому изданию этой работы, «нет никаких доказательств того, что чувства энтузиазма и радости всегда сопровождают истину».

Пытаясь найти более удовлетворительную замену религии, Жане думал о двух вариантах; одним из них, которому, как он писал, предназначено более, чем всем другим, показать несостоятельность религии, является научная психотерапия. Она стремится объяснить научно те состояния ума, главным и наиболее популярным, хотя и не совершенным средством избавления от которых является религия. Второй ее заменой могло бы стать поклонение научному прогрессу. Жане использует этот термин не в значении материального или механического прогресса, и даже не в смысле интеллектуального и социального прогресса. Он делает для себя основополагающим принцип Гюйо, философа, которого он очень любил, - «быть уверенным в себе и с уверенностью смотреть на окружающий мир».

Таково крайне схематичное изложение сделанного пастором Хортоном конспекта лекций Жане, прочитанных в 1921-1922 годах. Книга по философии религии, которую Жане собирался создать, так и не была написана. Одной из причин этого, возможно, является то, что в оставшиеся годы жизни его представления о религии приняли иной характер. Такой ввод можно сделать из статьи Жане, написанной в 1937 году.148 Тем временем была опубликована книга Бергсона «Два источника морали и религии», а также другие исследования, посвященные мистицизму. Жане в это время, по-видимому, уже больше не считал мистицизм исключительно утверждающим типом веры. Теперь он скорее рассматривал мистиков как группу прогрессивных мыслителей, которые пытались выйти за пределы тех видов веры, которые им предлагали наука и логика того времени. Мистики открыли для человечества новые перспективы: «Многие понятия, которые повсеместно употребляются сегодня, появились в работах мистиков как знаки стремления к более совершенному знанию». Они первыми стали рассматривать истину как «добродетель, достижимую через аскетические практики и заслуживаемую через моральное поведение». Мистики провозгласили новый тип логики, которая рассматривала человеческие чувства, прежде всего любовь, как имеющие доказуемую ценность. В той же связи Жане указывает, что понятие индивидуальности проникает даже в физику, а понятие ценности – в науку об обществе, и что история в девятнадцатом веке пронизана двумя принципами - принципом «исторической истины» и принципом «процесса», то есть, двумя понятиями абсолютно чуждыми позитивным наукам. История как бы наводит на мысль, что прошлое человечества есть перманентное пространство, которое когда-нибудь станет доступным для прямого исследования человеком. И здесь Жане в заключение приводит свое любимое высказывание в духе Прометея о том, что эволюция человечества не закончилась и в будущем примет такие формы о которых мы не можем даже мечтать.

 

Источники Жане

Первым и наиболее непосредственным источником любого творческого мыслителя является его собственная личность. Хотя Жане старательно избегал говорить о себе, он делал определенные намеки, проливающие свет на некоторые аспекты его творчества. В «Психическом автоматизме» Жане вскользь отмечает, что он относится к моторному типу юдей.

Когда я бодрствую, я могу мыслить, лишь когда говорю вслух или записываю, и моя мысль - это всегда наполовину задержанный жест. К наступлению ночи, напротив, как я часто замечал, я впадаю в абсолютную неподвижность. Я уже больше не актер, а зритель, образы и звуки, образующие живые картины, проходят перед моими глазами. Я вижу себя действующим и слышу говорящим, хотя и редко, - и в то же время у меня всегда сохраняется ощущение собственной неподвижности и беспомощности. Именно из-за этого большого различия между моими снами и моими мыслями в состоянии бодрствования мне так трудно запомнить свои сны.149

В другом месте в той же книге Жане делает любопытное отступление, касающееся явления влюбленности, которую он считает чем-то вроде болезни, которая не может поразить абсолютно здорового и сбалансированного человека.150 В этих двух местах Жане дает нам ключ к пониманию общей направленности своего мышления. Он очевидно принадлежал к деятельному, не эмоциональному типу людей. Все, кто знал его, подчеркивали его удивительную активность, а также самообладание. Неудивительно, что Жане пришел к созданию психологической теории, центральным понятием которой является активность, и в которой эмоции считались чем-то приносящим неприятные нарушения нормального хода действий или, в лучшем случае, нарушения его регулировки. Неудивительно, что Жан Деле называл Жане «психологом эффективности».

Заслуживают внимания и два обстоятельства, связанные с личностью Жане. Первое - это депрессия, пережитая им возрасте пятнадцати лет, и его склонность к психастении, не столь заметная в зрелые годы, но особенно проявившаяся в последние годы жизни. Можно предположить, что его блестящий анализ психастении был в некоторой степени основан на наблюдении над самим собой. Второе обстоятельство - религиозный кризис постигший его возрасте семнадцати лет и, без сомнения, ставший одним из решающих событий его жизни. Не вызывает сомнений то, что он не стал бы так внимательно следить в течение двадцати пяти лет за состоянием Мадлен, если бы его по-прежнему не волновала потеря веры, которую он пережил в юности.

Среди членов семьи Жане человеком, оказавшим на него наибольшее влияние, был его дядя Поль. Он был представителем школы спиритов, философии, кредо которой состояло в трех пунктах: вера в человеческую свободу, основанная на прямом свидетельстве сознания; мораль, основанная на принципе абсолютного добра и вера в абсолютный долг, которая связывает человеческую свободу с абсолютным добром как средством достижения ее цели. Поль Жане изложил свою философию во многих книгах: главным их достоинством, по словам Фуйе, является огромное количество второстепенных вопросов, примеров и аргументов, которые он разбирает и которые больше нигде невозможно найти.151 Хотя под влиянием позитивистского духа, преобладающего в его время, Пьер Жане отмежевался от спиритуалистских взглядов, пропагандируемых его дядей, и переместился из области философской психологии в область научной психологии, в творчестве Пьера Жане ощущается прочное влияние его дяди. То, что Поль Жане подробно излагал под названием «морального», было включено Пьером Жане в его иерархию тенденций под названием «рационально-эргетического», «экспериментального» и «прогрессивного» поведений. Более личностное влияние на Жане оказал Ж.М. Гюйо, автор работы «Неверие будущего», оказавшей огромное влияние на французских интеллектуалов поколения Жане.152 Мировоззрение Гюйо - это мировоззрение глубоко религиозного человека, не связанного ни с одной из официальных религий, который не может принять ни религиозную веру, ни атеизм.

Нам не известно, какие философы были предметом изучения Жане во время учебы в Эколь Нормаль и в годы его преподавания. По-видимому, он обладал достаточно хорошим знанием истории философии в общем.153 Среди философов, которых он чаще всего цитировал, были Бэкон (его творчество явилось темой диссертации Жане, написанной на латинском языке), Мальбранш, Кондильяк, школа Идеологов и в особенности Мен де Биран. Последний явился как прямым, так и косвенным источником философии Жане. В восемнадцатом веке превалировала теория, что ощущение есть первичная субстанция, из которой развилась вся умственная деятельность человека. Около 1750 года философы начали интересоваться случаями, когда слепые обретали зрение в результате хирургической операции. Начались размышления о роли зрения и о каждом и каждом из других типов сенсорного восприятия в ментальной жизни. После этого Кондильяк (1715-1780) опубликовал свой знаменитый «Трактат о чувствах» (1754 год), в котором он изложил миф о статуе, обладавшей физическим строением человека, но лишенной психической жизни. Статуя получала одно ощущение за другим, и Кондильяк размышлял, как будет происходить процесс ее оживления, от ощущений к образам, идеям, мыслям, суждениям и к созданию науки. Мен де Биран (1766-1824) разработал новую теоретическую модель человеческой психики, основной чертой которой является усилие.154 Сознание есть апперцепция этого усилия. Принцип Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» был заменен на «Я проявляю волю, следовательно, я существую». Добровольное усилие создает сознание и поднимает его от ощущения к восприятию и к мыслительным операциям более высокого порядка и вырабатывает понятия силы, причинности, единства, идентичности и свободы. Под этой нормальной человеческой жизнью, состоящей из сознательных усилий, существует животная жизнь, в которой царят привычки, элементарные эмоции и инстинкты, жизнь, продолжающаяся на уровне ниже сознания и проявляющаяся во сне и сомнамбулизме. В более поздние годы своей жизни Мен де Биран пришел к утверждению того, что помимо обычной человеческой жизни, состоящей из добровольных усилий, существует третья, духовная и религиозная жизнь.

Влияние Мена на психологию Жане было как прямым - в результате чтения его работ - так и косвенным, ввиду большого влияния, оказанного Меном де Бираном на французских психиатров девятнадцатого столетия. Анри Делакруа хорошо показал, как теоретические концепции Белларже восходят к учению Мена де Бирана.155 В своей теории галлюцинации Белларже утверждает, что галлюцинации и бред происходят там, где память и воображение эмансипируются от сознательной личности. Та же мысль более обоснованно выражена в созданной Моро де Туром теории desagregation (в современном языке этому термину соответствовало бы слово «регрессия»). «Галлюцинации и бред есть результат постепенного ослабления собственной воли, той силы, с помощью которой мы связываем и координируем наши идеи». Именно поэтому Моро де Тур считал сновидения ключом к пониманию психических болезней. Жане постоянно ссылается на то, что он называет «основным законом психической жизни, открытым Моро де Туром».

К психологам - учителям Жане можно несомненно причислить и Теодюля Рибо, к которому он испытывал чувство необычайного уважения и признательности. В то время как экспериментальная психология в Германии развивалась под влиянием Вундта как наука измерений психологических факторов, французская школа во главе с Тэном и Рибо предпочитала психологический подход. Рибо заимствовал у Клода Бернара идею о том, что заболевание есть опыт, установленный природой. Он применил эту идею к области психологии. Для того, чтобы изучить нормальные функции памяти, воли и личности, Рибо исследовал заболевания этих функций и посвятил монографию каждому из них. Однако, не будучи врачом, Рибо должен был полагаться на описания, сделанные психиатрами, в то время как Жане получил медицинское образование, чтобы выполнять самому клинические исследования. Рибо также ввел разработанный Франсом Джексоном принцип эволюции и диссолюции и положительных и отрицательных симптомов в нервных болезнях. Рибо применил этот принцип к психопатологии памяти (то, что при старческой амнезии недавние воспоминания исчезают раньше, чем более ранние, было названо «законом Рибо») и к воле (в заболеваниях воли, говорил Рибо, добровольные действия исчезают раньше автоматических, и здесь лежит начало теории психастении Жане).

С клинической точки зрения Жане обычно считают учеником Шарко. При этом часто не учитывается тот факт, что до начала своей работы в Сальпетриере в 1899 году, за плечами Жане было шесть-семь лет клинической работы с неврозами и психическими заболеваниями в Гавре с доктором Жибером и доктором Повилевичем, так что он, появился в Сальпетриере не как ученик, но скорее как опытный соратник. Он изучал там методику лечения психотиков в основном в палатах доктора Сегла и доктора Фальре.

Еще одним фундаментальным источником работы Жане была первая динамическая психиатрия. Напомним, что во время своего пребывания и Гавре он открыл работу доктора Перье и небольшой группы гипнотизеров в Казне, и что после этого он исследовал целый мир забытых знаний, созданный благодаря исследованиям таких ученых, как Пюисегюр, Делез, Бертран, Нуазе, Тест, Готье, Шарпиньон, оба Деспена, Дю Поте и большого числа пионеров, заслуги и открытия которых Жане никогда не забывал упоминать.

Теорий психологической энергии Жане имеют много общего с идеями Джорджа Берда и С. Вейра митчела и особенно Уильяма Джеймса. Статья Уильяма Джеймса «Энергии человека» рассматривает проблемы нашего энергетического бюджета, уровня энергизации и различных способов мобилизации энергии.156 Среди динамогенных факторов Уильям Джеймс упоминает усилие, молитву и религиозную конверсию. Это можно считать предвосхищением столь любимого Жане понятия психологического напряжения.

Созданные Жане в более поздний период теории иерархии тенденций, его расширенный бихевиоризм были несомненно в большой степени инспирированы творчеством Джосайи Ройса и Джеймса Марка Болдуина. Джосайя Ройс утверждал, что «различие между самостью и несамостью носит прежде всего социальное происхождение». Наше эмпирическое самосознание, добавлял он, зависит от серии контраст-эффектов, психологическое происхождение которых восходит к социальной жизни. Самость ребенка растет и формируется через имитацию. «Следовательно, по своему происхождению эмпирическое Эго вторично по отношению к нашему социальному опыту. В реальной социальной жизни Эго всегда известно как находящееся в противоположении к Другому». Ребенок, говорит Ройс, идеализирует (то есть интернализирует) свои социальные отношения так, что контраст между Эго и Другим (Alter) «может быть представлен в виде сознательного контраста между настоящей и прошлой самостью, между моей более высокой и более низкой самостью или между моим сознанием и моими импульсами. Моя рефлективная жизнь, в ее эмпирическом следовании от момента к моменту, есть нечто вроде резюме и сжатого изложения всей моей социальной жизни»157 Ройс также извлекал психопатологические импликации из этих теорий.158 Социальная жизнь имеет свои болезни, может испытывать депрессию, экзальтацию или впадать в состояние мании. Мании подозрительности, преследования и величия являются патологическими вариантами социальных аспектов самосознания, которые при нормальном состоянии психики означали бы, что данное лицо проявляет интерес к общественному положению, обладает чувством собственного достоинства, стремится занять соответствующее место в мире и имеет характер. Теории Д.М. Болдуина напоминают теории Ройса, но в них больший акцент делается на генетическом аспекте развития. Болдуин различает три стадии в генезисе Эго и Другого.154 Сначала имеет место проективная стадия, во время которой ребенок «проецирует», другими словами, чувствует окружающих до того, как получает собственные ощущения. По достижении семимесячного возраста наступает субъективная стадия, во время которой имитация позволяет ребенку «перейти от моего опыта относительно того, чем являетесь вы, к интерпретации того, чем являюсь я». Затем наступает «эйективная» стадия, во время которой ребенок повторяет процесс в обратном варианте, это означает переход «от более полного ощущения того, что есть я, назад, к более полному знанию того, что есть вы: это также означает, что Эго и Другой рождены вместе. «Мое ощущение себя растет с помощью имитации вас, и мое ощущение вас растет в терминах моего ощущения себя. Как Эго, так и Другой, таким образом, являются в существенной мере социальными, каждое из них есть Социус и является порождением имитации».

Жане никогда не скрывал того, что многие его идеи, которые он столь широко развил в своем великом синтезе, были навеяны творчеством Ройса и Болдуина. Даже сам термин «социус», который так ему нравился, был заимствован им у Болдуина.

Оценить влияние на Жане немецкой психологии не так легко. Хотя Жане не знакомился с работами немецких психологов непосредственно, он знал о них от Рибо и из других источников. Наиболее вероятным, в частности, является влияние на Жане философии Гербарта. Одно из любимых понятий Жане «Сужение поля сознания», по-видимому, не было известно французским психологам до Жане, но может быть определенно прослежено к творчеству Гербарта. В теории Гербарта подавление и сужение поля сознания есть два аспекта одного и того же явления. Поскольку поле сознания является слишком узким, лишь ограниченное количество представлений может одновременно выйти на передний план сознания, а отсюда борьба, происходящая между более сильными и более слабыми представлениями и подавление более слабых более сильными».160

Оценить влияние на Жане его современников невозможно. Как уже указывалось в отношении Бергсона, Дюркгейма и Бине, речь здесь скорее может идти о взаимном влиянии, которое чаще осуществлялось во время бесед или личных контактов, нежели через чтение работ друг друга.

Еще одну проблему представляет собой сходство, которое можно обнаружить, сравнивая теории некоторых его современников. В. Драбович указывает на «сходство между доктринами» Жане и Павлова.161 Оба заявили о значении силы и энергии в психической деятельности, хотя Павлов использовал для их выражения физиологические термины, а Жане - психологические. По мнению Драбовича, используемые Жане понятия психологического напряжения, «дренажа», предположения, гипноза имеют свои аналоги среди терминов, которые мы находим в работах Павлова. Павловым написано несколько статей, посвященных теориям Жане.162


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!