ПЬЕР ЖАНЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 11 страница



Этот уровень особенно важен с психопатологической точки зрения. Регрессии на этот уровень, или нарушения в процессе рефлективной веры, происходят у тех пациентов, которые жалуются на потерю чувства реальности и настойчиво пытаются обрести реальное. Это также тот уровень, к которому относятся нарушения воли, такие как абулия и, как уже упоминалось, мифомания. Индивиды, не вышедшие за уровень рефлекторных действий и верований, проявляют такие характеристики как страсть, эгоизм, лень и лживость.

III.7. Рационально-эргетические тенденции. Рационально-эргетический уровень - это первый уровень высших тенденций. Здесь добавляется новая функция, а именно тенденция работать. Животные не знают, что такое работать, «труд вола не является настоящей работой», работа навряд ли существует среди народностей, находящихся на примитивном уровне развития. Она исчезает у определенных индивидов в цивилизованном обществе, таких как преступники и проститутки, а также у многих невротиков и психотиков.

Работа подразумевает специфическое распределение силы. Сила извлекается не только из нижних тенденций, но и из специального запаса. Это означает, что индивидуум на этом уровне выполняет решения и обещания даже в том случае, если он не получает от этого удовольствия. Кант выразил это на языке философии в своем понятии «категорического императива». Жане добавляет, что «ценность человека может быть измерена в его способности выполнять тяжелую и неприятную работу» (corvées).142 Выполнение долга есть одна из многих трудных задач, которые цивилизованный человек способен наложить на себя. Сюда относятся также способность совершать добровольные действия, проявлять инициативу, упорство и терпение, то есть способность выносить ожидание, скуку и усталость. К ним принадлежит и понятие истины. Истина подразумевает веру человека в постоянную реальность, простирающуюся за пределы его знаний в данный момент. Сюда же, согласно Жане, относятся и правила логики. До этого существовали лишь абстрактные понятия, были приняты правила поведения, выполнение которых человек считал для себя обязательным. Сюда, далее, относится акт обучения, процедура, которая, если рассматривать ее в широком смысле, пронизывает всю человеческую культуру. На этом уровне происходит дальнейшее развитие индивидуальности от эго к персоне. Различие между эго и персоной состоит в том, что персона подразумевает связанность действий и единство жизни. Хотя рационально-эргетические тенденции относятся к высшим уровням, нельзя сказать, чтобы они были лишены полностью психопатологических импликаций. Человек, оставшийся на этом уровне развития, рискует оказаться непрактичным и стать esprit faux, догматиком и педантом, суждение которого основывается на теоретических системах и строгих принципах, а не на личном опыте.

III.8. Экспериментальные тенденции. В отличие от рационально-эргетического уровня, экспериментальное поведение принимает во внимание опыт и учитывает факты действительности. Это поведение следовательно, является отправной точкой научной деятельности. Ощущение абсолютного здесь сменяется понятием возможного. Природа теперь рассматривается как система естественных законов. Человек ощущает потребность «подвергать проверке все, начиная от любого прибора до того, что говорится» и критиковать любую систему с точки зрения ее практической пользы. Эти тенденции включают в себя также то, что моралисты называют добродетельным поведением, которое отличает скромность, твердость характера и принятие объективной истины.

III.9. Прогрессивные тенденции. То, что Жане называет прогрессивными тенденциями, является высшим развитием индивидуального и творческого поведения. На этом уровне человек раскрывает свою собственную уникальную индивидуальность, признавая в то же время высшую индивидуальность каждого из окружающих его людей и устанавливая с ними отношения духовной близости. Поиски индивидуальности распространяются также и на события, особенно на исторические события. Жане делает здесь одно из своих любимых изречений: «Мы вырастаем во времени подобно тому, как растения растут в пространстве». Это означает, что эволюция человека, даже если его рассматривать как биологическую сущность, открыто в сторону будущего. В этом смысле Жане, по-видимому, согласен с некоторыми мыслями, выраженными Бергсоном в его «Творческой эволюции».143 «Эволюция, - делает он заключение, - не есть нечто законченное, человек всегда творил и будет и в будущем продолжать творить чудеса».

Творчество Жане:

 

VII

Философия религии

Жане никогда не терял глубокой связи с религией, которой была окрашена его юность, и в ходе клинической работы он столкнулся с несколькими случаями, представлявшими значительный интерес с точки зрения религиозной психологии и психопатологии. Впоследствии он разработал полную психологическую теорию религии, которую он изложил в своих лекциях, прочитанных в 1921-1922 годах. Жане так и не написал на эту тему книгу, как он планировал, но мы знакомы с его теориями благодаря сокращенной версии, опубликованной одним из его слушателей, пастором Уолтером Хортоном, а также отдельным высказываниям, которые Жане сделал в нескольких из своих поздних публикаций.144

Представляется уместным кратко описать здесь некоторые из клинических случаев, с которыми Жане столкнулся. Один из них - знаменная история Ахилла, человека, который в 1891 году был помещен в Сальпетриер по поводу одержимости дьяволом и которого Жане удалось вылечить благодаря раскрытию подсознательных навязчивых идей пациента. Другим случаем явилась история с Меб, молодой двадиатишестилетней девушкой, оказавшейся пациенткой Сальпетриера из-за истерических галлюцинаций мистическо-эротического характера.145 Больная утверждала, что страдала галлюцинациями в возрасте от восьми до двенадцати лет. Ее посещали ангелы, имя одного из которых было Святая Филомена. В возрасте семнадцати лет больная пережила эмоциональную травму, вслед за которой галлюцинации возобновились. Мать пациентки и ее тетка были страстными спиритистками. В доме повсюду можно было видеть следы пребывания потусторонних сил: на лестнице валялись сверкающие камешки, во время еды на стол падали птичьи перья, Меб находила на тумбочке около своей кровати маленькие кусочки стекла, имеющие форму креста, и вся семья верила, что эти предметы были помещены туда духами. Находясь в гипнотическом состоянии, пациентка рассказала Жане о том, что она помнит, как ночью в сомнамбулическом состоянии она выложила крест. Она же набросала на лестницу камешков, поскольку видела, как ей казалось, что то же делала Святая Филомена. Меб также помнила, что на следующий день она впала в состояние транса или сомнамбулизма и поверила в то, что она сама и есть Святая Филомена. Меб вновь проиграла сцену, которая тогда произошла: как она взлезла на стол и, пользуясь смесью муки с водой, приклеила к потолку несколько птичьих перьев, которые позднее отлепились и упали на стол во время еды. Эту пациентку Жане избавил от одержимости тем же способом, что и Ахилла.

Третьей пациенткой, гораздо более интересной с точки зрения рассматриваемой проблемы, была Мадлен, женщина, о которой очень много написано как Жане, так и католическими теологами. Она была принята в Сальпетриер в феврале 1896 года в сорокадвухлетнем возрасте и находилась под опекой Жане с 10 мая 1896 года по 2 декабря 1901 года, а затем со 2 января 1903 года по 5 марта 1904 года. После выписки из больницы она почти ежедневно писала Жане до самой смерти, последовавшей в 1918 году, так что он имел возможность наблюдать за ней на протяжении двадцати пяти лет. Жизнь Мадлен была необычной с самого начала.146 Она родилась в 1853 году в традиционно католической части западной Франции. С раннего детства девушка отличалась величайшей набожностью. В восемнадцатилетнем возрасте она отправилась в Англию в качестве гувернантки, но через несколько месяцев вернулась домой, расстроив всех своих родственников сообщением о том, что она предпочитает жить в абсолютной бедности и смирении. Мадлен поддерживала связь со своей семьей через сестру. Она проводила много времени в заботе о бедных, ухаживала за больной раком женщиной и провела в тюрьме положенный срок за то, что отказалась назвать чиновникам свое имя. В Сальпетриер ее поместили из-за специфической болезни контрактуры мышц ноги, в результате которой она могла ходить только на цыпочках. Эти моторные нарушения приписывались истерии. Жане заподозрил у нее сирингомелию или какую-то другую разновидность поражения медуллы, но окончательный диагноз так и не был поставлен. Мадлен страдала странными мистическими галлюцинациями. Она считала, что удостоилась божественного откровения и обладает способностью летать.

Во время пребывания Мадлен в палате Клода Бернара (в которой лежало несколько пациентов Жане) было обнаружено, что время от времени у нее появляются кровоточащие порезы на тыльной стороне рук, на ногах и один на левой стороне грудной клетки. Эти пять участков ее тела начинали одновременно кровоточить несколько раз в году с разными интервалами времени и соответствовали стигмам, подобным тем, какие описывались у Франциска Ассизского и нескольких других святых. На протяжении всего того времени, когда больная находилась под наблюдением Жане, у Мадлен было два наставника: ее духовник и Жане, которого она тоже всегда называла mon Pére (Отец), выступавший в роли ее психотерапевта. Из писем Мадлен, так же как и из публикаций, сделанных в католической прессе, становится очевидным, что Жане всегда относился к ней как к личности с величайшим уважением, но не смотря на это, как психолог, он проявлял при рассмотернии этого случая строгую научную объективность. Жане замечал, что в состоянии Мадлен происходили значительные колебания, и он выделил пять аномальных состояний, в которых она могла находиться, назвав их утешение, экстаз, искушение, сухость и мука, а также состояние равновесия, вначале лишь временно ее посещавшее, но ставшее преобладающим в последние годы жизни. Эти различные состояния были описаны Жане в первом томе его работы «От гнева к экстазу». В большой степени исходя из этих наблюдений, Жане разработал свою теорию эмоций и часть понятий религиозной психологии. Публикация упомянутой книги Жане вызвала противоречивые отклики в католических кругах. Жане стал объектом яростных нападок священников, которые клеймили его как атеиста. С другой стороны, католический теолог, Отец Бруно-де-Езус-Мария, сделал описание этого случая, которое весьма интересным образом дополняет публикации Жане. С точки зрения автора этого описания, Мадлен несомненно страдала неврозом, но в то же время была прекрасным человеком и замечательной личностью, мистицизм которой представлял собою смесь психопатологии и истинного религиозного чувства.

Психологию религии Жане следует рассматривать в рамках его понятий психической энергии и иерархии тенденций. Морально-религиозное поведение, говорит Жане, - это прежде всего функция управления, то есть функция контроля над бюджетом ментальных сил. Инстинкт экономии лежит в корне всякой морали. Человек применяет его прежде всего к экономии своих ментальных ресурсов и вторично эти принципы применяются к экономии финансовых ресурсов. Финансовая экономия вышла из первоначального контроля над бюджетом ума. Моральное поведение в большой степени представляет собой контроль индивида над его функциями, осуществляемый во имя сохранения ментальной энергии. Но на социоличностном уровне человек уходит на шаг вперед, поскольку здесь имеет место взаимный учет ментальной энергии индивида и социума в процессе имитации. Отношение к ментальной энергии со стороны имитаторов и лидера является различным. Для имитатора имитация является менее дорогостоящим действием. Для лидера подавать пример - более дорогостоящее действие, но оно более чем окупается чувством удовлетворения, которое он получает от того, что является предметом имитации. Таким образом, имитация является энергосберегающим действием, как для имитируемого лидера, так и для имитаторов. На уровне элементарных интеллектуальных тенденций увеличивается социальная специализация. Лидер имеет тенденцию не только продолжать исполнять свои функции, но и расширять их, и он требует того, чтобы ему повиновались.

На утверждающем уровне создаются обряды и мифы. Обряды представляют собой сложные модели поведения, в которых даже самые мельчайшие детали являются жестко фиксированными и которые люди принуждают друг друга соблюдать, хотя для этого не существует никаких причин, как логических, так и моральных. Мифы, говорит Жане, не столь примитивны, как обряды, и обычно прилагаются к обрядам в качестве дополнения для того, чтобы дать им какое-то объяснение. Функция обряда - стимулировать ментальные ресурсы, поднять тонус эмоционального содержания сознания. Достигая своей высшей точки, коллективные обряды вызывают массовую интоксикацию. Неудивительно, что принадлежностью многих первобытных религий являются оргиастические обряды, в которых немаловажную роль играет алкогольное опьянение. Даже траурные церемонии имеют целью повысить энергию участников, как на это указывал Дюркгейм.

Рефлективный уровень - это, по словам Жане, тот уровень, на котором возникает идея бога. Жане считает, что там, где нет богов, нет истинной религии. Характерными чертами бога (или духа) являются его антропоморфизм, невидимость, могущество и способность выполнять специфические функции, которые не может выполнять ни одно человеческое существо. Эти функции варьируются в зависимости от потребностей тех, кто ему поклоняется, Черты бога зависят от поведения верующих, которые воздают ему почести, как если бы они желали польстить человеку. Они смиренно унижаются перед ним, как унижались бы перед вождем и воздают ему хвалу за милости, дарованные им в прошлом. За это они ожидают, что бог ответит им. Бог отвечает через верующих или по крайней мере через жреца, обязанностью которого является «добиться божественного ответа».

Для того чтобы объяснить, как возникли подобные верования и обычаи, Жане обращается к анализу явления мысли. Мысль возникла как «внутренний» язык и, как упоминалось выше, вслед за интернализацией языка появилась идея двойника или духа, существующего невидимо вне осязаемых действий индивида. Это было также начало анимизма. «Анимизм возникает спонтанно в тот момент, когда впервые осознается необходимость провести различие между человеком, который разговаривает и действует так, как будто он является твоим другом, и невидимым, неслышным врагом, который притаился позади него». Идея бого-духов выросла из отношения к отсутствующим, причем особую категорию отсутствующих составляли умершие. Но как случилось, что боги-духи стали играть такую большую роль в жизни людей? Жане отвечает, что все религии представляют собой союз (соглашение) с богом, заключаемый либо из страха, либо ради обретения моральной поддержки, либо из желания обрести руководство и любовь. Человек ищет идеального, невидимого, всемогущего и всепонимающего наставника и друга, таковым и представляется ему бог. Здесь мы видим функцию религии, состоящую в том, чтобы «заставить бога заговорить» и по слоовам Жане, «не следует предполагать, что религия смогла бы удержаться, если бы боги никогда не говорили».

Заставить бога говорить можно разными способами. Один из них - молитва, представляющая собой внутреннюю беседу. Верующий просит чего-то у бога, и что-то внутри его самого дает ему ответ и утешение от имени бога. Здесь мы сталкиваемся с проявлением автоматизма, который можно наблюдать как бы под увеличительным стеклом при патологических состояниях. Меб, например, взывала к Святой Филомене, роль которой она играла в сомнамбулических состояниях, выполняя свои собственные просьбы. Мадлен также поочередно играла то роль смиренной просительницы, то роль Христа, отвечающего ей и утешающего ее. Жане делает предположение, что то же происходит в молитвах, хотя верующий и не осознает этого. Несколько более сложную картину представляет собой культ Тромба, существующий на Мадагаскаре, где все племя молится духам, после чего несколько туземцев, находящихся в толпе, ощущают, что они одержимы духами, которые через них сообщают свой ответ общине. Однако, иногда они не получают ожидаемого ответа, например, когда наступала acedia (состояние, нередко наблюдавшееся в монастырях в Средние Века), acedia объяснялась как постепенное истощение ментальной энергии. Противоположное acedia состояние - «конверсия» - подразумевает подъем веры и новое ощущение ментальной власти и стабильности, за которыми следует определенный процесс восстановления ментальной энергии и некоторых видов стимуляции.

Здесь также проявляются фанатизм и прозелитизм. Объяснить, что такое фанатизм, можно указав на различие между философской и религиозной дискуссией. Философская дискуссия предполагает принятие возможного поражения, уважение к противнику и интеллектуальную порядочность. В религиозной дискуссии нет места характерной для ученых сдержанности, для нее характерны насмешки над противником и отсутствие интеллектуальной честности, которое проявляется, например, в искажении цитат, взятых из произведений соперника. Прозелитизм - рвение в завоевание новых приверженцев - еще одна характерная особенность каждой существующей религии. В зависимости от эпохи, новообращенные могут привлекаться в лоно той или иной религии с помощью запугивания или заманиваться соблазнительными обещаниями. Среди аргументов, используемых при ведении религиозной дискуссии, видное место занимают чудеса, которые Жане определяет как «события, следующие за каким-то религиозным действием и несущие на себе печать официальной религиозности». Высшей ступенью прозелитизма являются религиозные преследования, которые Жане объясняет как стремление к господству, интеллектуальному единству и облегчению ментальной депрессии.

Явление демонической одержимости Жане рассматривает как противоположность молитве. Как и при молитве, здесь имеет место двойная модель поведения, при которой субъект играет две роли, но в то время, как при молитве вторая личность олицетворяет добро (бог или святой), при одержимости это зло (дьявол или демон). Совершая молитву, верующий остается хозяином внутренней драмы - речь божества может быть прервана по желанию молящегося, в то время как при одержимости, вторая роль выходит из-под контроля, а первая исчезает вообще. Что касается экстаза который мистики считают истинной формой причастия к божественному, Жане ссылается на свои наблюдения Мадлен. Во время экстаза движения сведены до минимума, находящийся в экстазе стремится к тому, чтобы его оставили одного, его психологический тонус повышается, и все его существо охватывает волна спокойной, пассивной, великолепной радости. Он ощущает себя озаренным божественным светом и обладает твердым убеждением в том, что все, что происходит в его сознании, является истинным и чрезвычайно важным. В некотором смысле это состояние напоминает сомнамбулизм, но отличается от него тем, что память об экстазе сохраняется и это событие часто продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека. Это явление, которым церковь дорожит, но, с другой стороны, она относится к нему с некоторым опасением, поскольку человек, испытавший экстаз, склонен делать собственные откровения, которые могут расходиться с церковной догмой.

К вопросу о том, существуют ли боги, Жане подходит с точки зрения психологического анализа веры. Боги ни являются ни «вещами», ни «фактами», но, используя терминологию Жане, они представляют собой «существа», то есть религиозные сущности. Если факты находятся на уровне экспериментального подтверждения, то религиозные сущности - на уровнях утверждения и рефлексии. Вера в научный факт и вера в религиозную реальность - это два совершенно различных явления. В первом случае вера появляется постепенно через гипотезу и эксперимент. Религиозная вера появляется сразу, и никакой практический опыт не может поколебать ее. Она может и исчезнуть так же внезапно, и утрата веры способна вызвать тяжелый нервный срыв. Научные и философские истины не затрагивают нашу преданность, как это имеет место с религиозными убеждениями, за которые человек может отдать свою жизнь, так же как он отдает ее за родину.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!