Основные теоретические модели исторического процесса
Существует 2 основных подхода к рассмотрению общества в его историческом развитии. Первый подход называется цивилизационным или циклическим. Его сторонники разбивают историю человечества на истории отдельных цивилизаций, каждая из которых проходит свой цикл развития от рождения до смерти. Термин «цивилизация» имеет в науке и философии несколько основных значений. В рамках цивилизационного подхода речь идет о локальной цивилизации – особой форме организации общественной жизни, основанной на своеобразной культуре и существующей в определенных (обычно обширных) пространственно-временных границах.
Самыми известными разработчиками цивилизационно-циклических моделей являются Н. Данилевский, О. Шпенглер.
Н. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал существование разных культурно-исторических типов (египетского, китайского, европейского или германо-романского, славянского и т. д.), каждый из которых подобно живому организму проходит стадии рождения, взросления, дряхления и гибели, т.е. его судьба предрешена. Максимальный срок, ему отпущенный, – около 1500 лет, если он не погибнет раньше в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств.
О. Шпенглер, представитель философии жизни, прославился книгой «Закат Европы». В ней он говорил о великих культурах (египетской, греко-римской, западноевропейской и т. д.), понимая их как организмы высшего порядка, растущие и увядающие на протяжении примерно 1000 лет. Уникальность культур делает их совершенно непроницаемыми, непостижимыми друг для друга, хотя судьба у всех, в конечном счете, одна. Умирая, культура превращается в цивилизацию, для которой характерны: культ техники, засилье масс, гонка потребления.
|
|
А. Тойнби, автор «Исследования истории», объяснял возникновение, развитие, надлом и распад цивилизаций через формулу «Вызов – Ответ». Цивилизация рождается, когда общество вынуждено и способно дать «Ответ» на «Вызов», брошенный природой или другими обществами. Она продолжает развиваться, пока люди, возглавляемые элитой, еще могут противостоять новым вызовам.
Второй подход называется формационным или линейным. Он предлагает рассматривать историю как единый прямолинейный процесс поступательного развития человеческого общества, который можно разложить на общие для всех народов стадии. Линейное понимание истории характерно для марксистской философии. На историческом материале Европы Маркс и Энгельс выделили пять больших этапов, пять следующих друг за другом общественно-экономических формаций, спроецировав эту схему на все человечество. Каждая формация (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и грядущая коммунистическая) базируется на особом способе производства. Переход от одной формации к другой обусловлен ростом производительных сил, преодолевающих косность производственных отношений, и выражает прогрессивное развитие общества.
|
|
Достаточно популярная теория технологического детерминизма (О. Тоффлер, Р. Арон) утверждает, что главной детерминантой любых социальных изменений являются существенные сдвиги в технико-технологическом оснащении производства. На их основе в истории человечества последовательно возникают три типа общества: аграрный (доиндустриальный, традиционный); индустриальный; постиндустриальный (информационный).
К известнейшим представителям линейного подхода можно отнести К. Ясперса. Всю историю человечества он разделял на три больших периода: доисторический, исторический и период мировой истории. В доисторический период люди были лишены чувства времени, их мировосприятие имело ярко выраженный мифологический характер. В исторический период, который начался за 4 тысячи лет до н. э. с появлением первых цивилизаций, формируется тип человека, близкий к современному, происходит открытие человеческой личности. Огромную роль при этом сыграл культурный переворот, положивший начало «осевому времени», «оси мировой истории». На протяжении 800 – 200 гг. до н. э. в Китае, Индии, Палестине, Иране и Греции был осуществлен переход к рациональному мышлению, заложены основы научных и философских знаний, стали складываться мировых религий. Третий этап – мировая история – оказался подготовлен великими географическими открытиями и научно-техническими изобретениями европейцев. Для него характерно глобальное единство человечества.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1104; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!