Жизнь и ее смысл, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества
В современном обществе существует практика вытеснения смерти: 1) смерть вытесняется на периферию человеческой жизни, маскируясь под случайность, 2) отчаянная попытка абсолютизировать жизнь. Практика – материально-предметная деятельность, направленная на преобразование природы и общества. Виды: 1) произв. деят., 2) общественно-политич. деят., 3) техническая, 4) эксперимент.Для естествознания XIX в. наиб удачным можно считать определение Ф. Энгельса, согласно которому жизнь есть способ сущ-ния белковых тел, и этот способ сущ-ния сост по своему существу в постоянном самообновлении хим-х составных частей этих тел. В исследованиях проблемы происхождения жизни можно выделить несколько основных подходов.
Субстанциональный подход. Его развивали А.И. Опарин, Дж. Холдейн. Ключевое значение для происхождения жизни имеет наличие определенной субстанции, определенных ее структур. Опарин подчеркивал несводимость биологии к физике и химии. Функциональный подход, основными авторами которого были А. Колмогоров и А. Ляпунов. Сторонники этого подхода рассматр живой организм как термодинамический «черный ящик», т.е. интересовались только сигналами на входе в систему и на выходе из нее. Отличительной особенностью живых организмов они считали наличие «управляемых процессов» передачи информации. Возникновение жизни связано с рядом важных принципов развития: дисимметрии, историзма и др. Огромное значение для понимания жизни имеет жизненный цикл. Смерть, прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. Пр-ки жизни: размеренность и рост, изменчивость и наследственность, естественный отбор и борьба за существование.
|
|
Можно выделить 3 проблемы жизни, смерти и бессмертия: 1. биологическая, ибо эти состояния явл по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. 2. Проблема, связана с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. 3. Проблема связана с идеей обретения бессмертия, котя рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно, если он достиг зрелого возраста. Виды бессмертия: 1. в генах потомства, близок большинству людей. 2. мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. 3. упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи. 4. связан с результатами жизненного творчества человека. 5. связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания». В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях.
|
|
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма утверждают в кач-ве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности.
Основные подходы к философскому анализу сознания
Сознание – один из древнейших, наиболее важных и чрезвычайно трудных объектов для философского анализа. В нем видели и видят основную сущностную хар-ку человеч бытия.
|
|
Сознание – первичная реальность, с кот имеет дело человек. Есть ли мир помимо и независимо от сознания – в этом кто-то может и усомниться, как свидетельствует пример философа Дж. Беркли. Но сознание дано нам непосредственно, и уже через него мы открываем для себя и весь Универсум, и собственное сущ-ние, до конца жизни связав их с потоком наших размышлений и переживаний. В этом смысле прав Р. Декарт, провозгласивший свой знаменитый тезис: «Мыслю, следовательно, существую». Сознание - идеальная реальность, образующая внутренний мир человека, мир его мыслей, чувств, идей и других феноменов, которые сами по себе не могут быть объектами практической деятельности.
Основные подходы (парадигмы) к постижению сознания, сформировавшихся за многие веков. В рамках субстанционального подхода, представленного Платоном, Р. Декартом, Г. Гегелем и др., человеческое сознание рассматр-я как проявление некоей идеальной субстанции, частный случай Мирового Разума. Сторонники функционального подхода (Т. Гоббса, Дж. Локка, П. Гольбаха), видят в сознании функцию или св-во материальных систем (конкретно - нервной системы человека) отражать объекты и связи окружающей действительности, данные нам в ощущениях. Наиболее поздним по времени возникновения является экзистенциально-феноменологический подход, разработанный такими авторами, как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др. Для него характерен акцент на описании опыта индивидуального сознания, важнейшей хар-кой кото становится интенциональность, т. е. направленность вовне, способность не столько отражать мир, сколько активно наполнять его своими смыслами. Все 3 парадигмы обладают немалыми познавательными возможностями, раскрывая – каждая по-своему – сущностные хар-ки интересующего нас феномена. Субстанционализм заостряет внимание на идеальности сознания, его относительной независимости и от отдельной личности, и от всей предметной действительности. Функционализм выявляет связи сознания с природными структурами (нервной системой, окружающей средой, чувственным опытом, практической деятельностью). Феноменологическая парадигма подчерк исключит важность самосознания, благодаря кот человек обретает себя в качестве «Я» со своим собственным отношением к миру.
|
|
Проблема генезиса сознания
Вопрос о генезисе (происхождении) сознания как уникального св-ва человеч рода до сих пор не имеет однознач решения. Одним из наиб известных и популярных вар-тов ответа на него является концепция отражения.Согласно этой концепции материя на всех уровнях своей организации обладает св-вом отражения, кот эволюционирует, усложняется в связи с общим развитием матер-ых систем. Именно эволюция форм отражения привела к появлению сознания, сделала возможным переход от косной материи к материи мыслящей.
Само отражение есть процесс и рез-т взаимод-я, при кот одни материальные тела определенным образом воспроизводят в себе особенности других материальных тел. Отпечаток отражаемого явления, сохраняющийся в отражающем объекте и после окончания взаимодействия между ними, называется информацией.
В неживой природе отражение проявляется в самых элементарных формах – в виде отпечатков, вмятин, царапин, трещин, обрушений, рикошетов и т. п. Гораздо сложнее, интенсивнее, плодотворнее происходит отражение в мире живой природы, другое дело, что ее возникновение – одна из самых больших загадок, тревожащих человеческий ум, и, соотв, одно из наиб слабых мест в рассматр-й нами концепции. В живой природе можно выделить несколько типов отражения: Раздражимость, заметная у многих растений и простейших организмов, выражается в мгновенной реакции всего организма на биотические (биологически важные) факторы, прямо связанные с питанием, размножением, безопасностью. Чувствительность есть способность организма отражать отдельные свойства предметов, иначе говоря, иметь ощущения. Психика – это высшая форма биологического отражения, позволяющая организму реагировать не только на биотические, но и на абиотические факторы, обеспечивающая поисково-ориентировочное поведение животных. Психика основана как на генетических программах жизнедеятельности (инстинктах), так и на индивидуальном опыте существ, адаптирующихся к внешней среде (условных рефлексах).
У высших млекопитающих наблюдается способность к решению нестандартных поведенческих задач и гибкая адаптация к меняющейся обстановке, что дает основание говорить об интеллекте животных. Но, утверждая наличие в животном мире реальных предпосылок к возникновению человеческого сознания, мы не можем игнорировать его качественную специфику по сравнению с психикой самого «сообразительного» зверя. В отличие от шимпанзе или дельфина наше сознание характеризуют следующие особенности:
1) абстрактно-логическое мышление, которое позволяет нам подняться выше сиюминутных потребностей и отразить объект в его сущностных свойствах, не данных в непосредственном восприятии;
2) целеполагание, заключающееся в способности предвидеть и планировать результаты своей деятельности, творчески преобразовывая наличную реальность;
3) самосознание, т. е. выделение себя из окружающего мира с последующим самоанализом (рефлексией), самооценкой и самоконтролем;
4) язык, вторая сигнальная система, благодаря которой мы можем иметь дело не с самими вещами, а с их знаково-символическими заменителями, образующими великое множество комбинаций.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!