Классическая концепция истины и ее альтернативы



Понятие «истина» имеет два основных и взаимосвязанных значения. Об истине можно говорить в онтологическом смысле, указывая на св-во вещей открывать свою сущность уму. Так, например, понимал истину Платон. У Платона же мы встречаем и собственно гносеологическую трактовку истины как хар-ки человеч знания: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет».

Последняя точка зрения легла в основу классической концепции истины, до сих пор имеющей наибольшее количество сторонников среди философов и ученых. Согласно этой концепции, истина есть соответствие наших представлений и высказываний реальности, объективному положению дел. В настоящее время принято считать, что соответствие или несоответствие человеческого знания вещам устанавливается, прежде всего, практикой, которая и выступает главным критерием истины. Нам постоянно приходится иметь дело с относительной истиной, т. е. с неполным, приблизительно верным знанием об объектах, но в нем содержатся «кирпичики» и «строительные леса» абсолютной истины – знания исчерпывающего и уже не нуждающегося в дополнении и пересмотре. Важное требование к истине - конкретность. Истина конкретна в том смысле, что зависит от определенных условий получения и реализации, за пределами которых она может превратиться в заблуждение. Например, мы знаем, что делать по утрам зарядку полезно - но не при всяком самочувствии человека.

Прагматическая концепция объявляет истиной всякое знание, полезное для людей, обеспечивающее эффективность их практической деятельности.

Когерентная концепция истины рассматривает в качестве истины самосогласованное, внутренне не противоречивое знание. Обычно сторонники этой концепции (Гегель) тяготеют к философской позиции монизма, для которого мир – единое целое, где все, даже самые незначительные явления взаимосвязаны, и каждая частная истина является элементом истины всеохватывающей, абсолютной.

 

Структура и основные характеристики познавательного процесса

В структуре познавательного процесса выделяются две основные стороны – чувственная и рациональная.

Чувственное познание осущ-ся посредством органов чувств и ориентируется на явления, т.е. внешнюю хар-ку вещей. Оно поверхностно, касается лишь тех свойств и отношений, которые даны нашему непосредственному, живому созерцанию.

Выделяют следующие формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон предметов, напрямую воздействующих на органы чувств (зрительные ощущения, слуховые и т.д.). Восприятие – отражение всей совокупности внешних признаков вещи, ее целостный образ, данный в живом созерцании. Представление – образ вещи, существующий без непосредственного с ней контакта (в памяти или воображении).

Рациональное познание осущ-ся посредством мышления и проникает в сущность вещей, т.е. обнаруживает их внутреннюю основу, необходимые и устойчивые свойства и отношения. Мышление тесно связано с речью, его результаты фиксируются в языке.

Со времен античности в философии сохранилась традиция различать два уровня мышления, которые называются «рассудок» и «разум».

Рассудок – это исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменных схем, шаблонно, следуя формальной логике.

Разум – это высший уровень мышления, предполагающий творческое оперирование абстракциями и использование диалектической логики.

Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мысли, отражающая общие существенные свойства предметов определенного класса, которые закрепляются в определении (дефиниции).

Суждение – форма мысли, которая что-то утверждает или отрицает о предмете, отражая при этом не только существенные, но и любые другие их свойства.

Умозаключение – форма мысли, посредством которой устанавливается связь между суждениями и делается вывод, т.е. на основе уже установленного знания получается знание новое. Пример индуктивного умозаключения: «Железо проводит ток, медь проводит ток, цинк проводит ток и т. д. Все металлы электропроводны». Пример дедуктивного умозаключения: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен».

В истории философии сформировались две крайние позиции по вопросу о соотношении чувственного и рационального познания. Одна из них, сенсуализм, отводит решающую роль в процессе познания органам чувств, вторая, рационализм, утверждает в качестве основы познания разум. Следует помнить и учитывать еще одну, довольно загадочную сторону познания – иррациональную. К ней относятся познавательные акты, не соответствующие нормам строго логического мышления и, тем не менее, демонстрирующие свою эффективность. Речь идет, прежде всего, об интуиции – способности человека находить правильный ответ, минуя логические процедуры анализа и обоснования.

Наука как форма познания

Наука – этоформа и результат деятельности людей по раскрытию объективных законов существования природы, общества и человека. Закон есть категория, отражающая существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь между явлениями. Законы : эмпирические и теоретические. Эмпирические законы устанавливают такие регулярные отношения между вещами, которые можно наблюдать непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Открыть эти законы возможно и людям, не имеющим профессиональной подготовки ученого. Особенности объектов науки требует использ специального языка со строго выверенным значением отдельных слов, а также специальных орудий и методов исследовательской деятельности. Одним из важнейших методов науки, во многом определяющих ее облик, является идеализация.Научное познание постоянно прибегает к созданию идеальных объектов, моделей, представляющих реальные объекты лишь в отдельных аспектах. Отсюда – присущая науке склонность к редукционизму, т. е. упрощению действительности в процессе ее рационального постижения.

Науку хар-ет и особый этос, иначе совокупность норм поведения и коммуникации, принятых в научном сообществе. Среди них: бескорыстная любовь к истине, установка на постоянный прирост знания, запрет на плагиат и подтасовку результатов исследования, допустимость критического пересмотра оснований научного поискаи т. д.

Можно выделить логико-математические, естественные, социально-гуманитарные науки. Особенностью первых из них является обращенность почти исключительно к идеальным объектам при урезанных возможностях чувственного опыта. Естественные науки изучают отдельные сферы природной реальности и хотя широко используют математизированные теории, но не могут обойтись без наблюдений и экспериментов, нацеленных на чувственно-воспринимаемые вещи. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность и ее плоды. В современном обществе влиятельной остается позиция сциенизма, согласно которой наука выступает как главное и едва ли не единственное орудие человеческой ориентации в мире, важнейший источник людского благополучия. Но такая точка зрения все же представляется крайней. При всем уважении к науке мы не должны преувеличивать ее возможности, чрезмерно расширять границы ее компетенции, восторженно приветствовать все ее завоевания. История показала, что некоторые достижения и даже методы научного познания обладают большим разрушительным потенциалом.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 3256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!