Общество как сложноорганизованная и развивающаяся система



Общество рассматр как сложноорганизованная система, т. е. как целостный комплекс взаимосвязанных и согласованно функционирующих элементов (социальных ролей, социальных институтов и общностей, социальных норм и ценностей). Совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы образует ее структуру, а в случае с обществом – целый ряд структур: экономическую или материально-производственную, социальную, политико-управленческую, духовную.

Общество обладает высоким уровнем саморегуляции и самовоспроизводства, способностью вновь и вновь воссоздавать свою структурно-функциональную целостность, интегрируя в нее социальные новообразования. Но общество способно и к саморазвитию.

Прогресс есть тип развития, для которого характерно стремление от низшего к высшему, от простого к сложному, иначе говоря, восхождение к чему-то более совершенному, чем то, что было. Противоположное по смыслу понятие, обозначающее нисхождение, упрощение, деградацию системы или ее отдельных элементов, - регресс.

Учение о прогрессе и регрессе зародилось в недрах христианской традиции, которая, с одной стороны, утверждала, что мир неуклонно движется на встречу со своим Создателем, а, с другой, что к моменту второго пришествия Иисуса Христа разгул зла на земле достигнет апогея. В XVIII в. философы-просветители создали светскую теорию общественного прогресса, противопоставив ее традиционному христианству. Прогресс трактовался ими как неизбежный и необратимый процесс совершенствования общества, приведения его в некое идеальное состояние. Такая версия прогресса, характеризующаяся одновременно и оптимизмом, и фатализмом, приобрела в XIX в. популярность среди европейцев. Свой вклад в ее развитие внесли Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс. Но тяжелый исторический опыт XX в. (мировые войны, факты геноцида и тоталитаризма) развеял прежнее прогрессистское прекраснодушие. Выяснилось, что люди с необыкновенной легкостью готовы перейти от цивилизации к варварству, ничуть не сомневаясь в собственной прогрессивности. Итогом таких наблюдений и размышлений стал отказ большинства современных философов от идеи неумолимого прогресса и идеального общества, способного раз и навсегда преодолеть трагизм человеческого существования. Развитие социума представляется теперь многомерным процессом, направление и итог которого не являются строго заданными. В новых исторических условиях слово «прогресс» служит для выражения нашей надежды на то, что нынешнее состояние общества не является окончательным и допускает усилия по своему улучшению.

Источники и движущие силы социальной динамики

Некоторые исследователи склонны усматривать основные источники социальной динамики за пределами самого общества, относя их к то сфере объективно-идеального, то к сфере природно-естественного бытия. с точки зрения Г. Гегеля, общество развивается под влиянием Мирового духа, который не только людям, но и целому миру скомандовал: «Вперед!» П. Тейяр де Шарден утверждал, что человечество эволюционирует вместе со всей Вселенной в направлении и благодаря притяжению Космического Христа. Л. Гумилев считал этнос (народ) основной единицей исторического процесса, он видел в нем природный коллектив, который рождается в результате взрыва биохимической энергии живого вещества Земли, происходящего под воздействием космических излучений.

с точки зрения диалектики, общество – подчиняется закону единства и борьбы противоположностей, и главной причиной тех изменений, которые оно претерпевает, выступают противоречия социального бытия. Приверженцы классического марксизма выделяют противоречия между производительными силами и производственными отношениями, которые составляют базис общества, его способ производства.

Между целями, которые преследуют люди, и результатами их деятельности в обществе часто нет совпадения. Подобную ситуацию Гегель назвал «иронией истории».К. Маркс полагал, что люди способны познать объективные закономерности социального процесса (законы истории) и с их помощью сознательно планировать развитие общества, совершив тем самым «прыжок из царства необходимости в царство свободы». А вот по мнению К. Поппера, в принципе не существует никаких непреложных законов истории, позволяющих нам уверенно предсказывать будущее и безошибочно конструировать совершенное общество. Лучшее, что могут сделать люди для своего социума, это, не заглядывая далеко вперед и не ища себе оправдания в некоей исторической необходимости, держаться как можно лучше в каждый настоящий момент. 

Сторонники теории «героического детерминизма», такие, как Т. Карлейль прямо заявляют, что именно великие личности (Сократ, Александр Македонский, Мухаммед) оказывают определяющее влияние на историю, являются главным субъектом социального процесса. Другие исследователи (Х. Ортега-и-Гассет, Ю. Эвола) подчеркивают ведущую роль в обществе не единичных гениев, а более или менее сплоченных, обладающих общим мировоззрением элит, таких, например, как гуманисты эпохи Возрождения. Интересно, что даже марксисты, для которых основной движущей силой истории являются широкие народные массы (ведь именно они создают материальные блага, обеспечивают воспроизводство населения, сохраняют язык и культурные традиции), вынуждены были признать выдающиеся исторические заслуги и отдельных личностей (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина), и целых элитарных групп (коммунистических партий).


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!