Основные принципы и законы диалектики



Позднейшие разработчики марксистской диалектики выделили в кач-ве ее основ прин-в всеобщее развитие (мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии) и всеобщую взаимосвязь («все в этом мире со всем взаимосвязано»), а в кач-ве 3-х основн законов – з--н единства и борьбы противоположностей, з-н взаимного перехода кол-ных и кач-ных изменений, з-н отрицания отрицания.

Согласно первому з-ну, главным источником развития являются противоречия, присущие действительности. Противоречие – это такое отношение между противоп-ми сторон любого сисобъекта, кот хар-ся одновременно их единством, взаимоисключением и взаимопроникновением. Др словами, развитие во всех сферах сущего осущ путем взаимод-я противополож сил и тенденций. Согласно второму з-ну, постепенное накопление кол-ных изменений в определенный момент (при нарушении меры, специфической для каждого конкретного явления) с необходимостью приводит к скачкообразному переходу от старого кач-ва к новому. Имеет место и обратный процесс – изменение коли-ных пар-ров в рез-те изменения кач-ных хар-к предмета. Согласно третьему з-ну, развитие есть спиралевидный процесс, в ходе кото новое приходит на смену старому, сохраняя некоторые его св-ва и отношения, включая их в себя, как говорят, в снятом, преобразованном и подчиненном виде (ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых).

Феномен человека и его философские интерпретации

Антропология, философская антропология(1)область систематических размышлений о сущности, происхождении и предназначении человека. У понятия (1) есть и другое значение: так называют одно из течений современной западной философии, активно развивавшееся на протяжении 1920 – 1950-х гг. и представленное в творчестве М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена и др. Все эти мыслители стремились создать целостное философское учение о специфике человеч бытия. Их усилия сыграли важную роль в общем повороте новейшей философской мысли к человеку.

Особенности, резко отличающие людей от других обитателей Земли.

1. бытие в кач-ве сознающего себя «Я». Это позволяет человеку выделяться из окружающей действительности и претендовать на свободу (самодетерминацию своих поступков и взглядов, преодоление гнета предзаданных факторов), делает возможной и необходимой его коммуникацию с другими людьми, является источником и основой таких чувств и состояний, неведомых животным, как любовь и дружба, зависть и ненависть, отчаяние и одиночество, надежда и вера.

2. способность к саморазвитию, к тому, чтобы, постоянно идти вперед, расширять круг своих возможностей. Философы говорят об открытой и необыкновенно пластичной природе человека.

3. реализация себя через культуру, свою «вторую природу», искусственный, собственно человеч мир, вкл науку и технику, философию и искусство, мораль и право, религию и т. д. Культура есть сов-ть способов и рез-тов человеч деят-ти, а деятельностьэто целенаправленная активность людей по преобразованию объективной действительности и самих себя - в отличие от поведения, которое представляет собой адаптацию к наличной среде обитания и присуще всем животным. Сущ различные виды и формы деятельности: практическая деятельность (практика) выражается в материальном, чувственно-предметном освоении и преобразовании мира людьми. Духовная деятельность связана с освоением и преобразованием мира лишь в сознании человека. Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата с использованием привычных средств. А творческая деятельность предполагает выработку новых целей и соотв-х им ср-в или с достижением уже известных целей новым, необычным путем.

В философии выделились следующие основные традиции (стратегии) интерпретации человека:

 а) натурализаторская: человек есть «осечка» природы, животное с ослабленными и извращенными инстинктами, которое восполняет свою биологическую ущербность средствами культуры (Ф. Ницше, З. Фрейд, представители философской антропологии как течения);

б) рационалистическая: человек есть, прежде всего, носитель и медиум разума как идеальной первоосновы всего природно-космического бытия (Р. Декарт, Г. В. Ф. Гегель);

в) социологизаторская: человек есть продукт и субъект общественного развития (К. Маркс), не столько автор, сколько безотказный исполнитель ролей, предписанных ему обществом и культурой (структурализм);

г) экзистенциально-персоналистская: человек есть личностное бытие, не сводимое к общим законам и качествам, свободный творец индивидуальной судьбы, главный режиссер и ведущий актер своей жизненной драмы (С. Кьеркегор, Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр).


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!