Структура сознания. Сознание и бессознательное



Сознание — высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов.

Структура сознания:1. интеллект;2. эмоции; 3. воля; 4. внимание; 5. память.

Сознание человека не сводится к интеллектуальному отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля — сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках. Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых) выражается во внимании. Сознание человека также невозможно представить себе без памяти — способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.

Бессознательное — сов-ть психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), т.е в отношении кот отсутствует контроль сознания.

Уровни бессознательного:

1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций);

2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);

3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.

Структура психики человека по З. Фрейду:

1) «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты);

2) «Я» (сознание);

3) «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.).

«Я» будучи связанным с «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними.

Виды сознания: - общественное; - индивидуальное; - классовое; - национальное; - групповое и т. д.

Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности.

Индивидуальное сознание — неповторимый духовный мир конкретного человека.

 

Познание и его границы. Субъект и объект познания

Гносеология (эпистемология), философская теория познания, которая стремится выявить общие св-ва и закономерности любой познавательной деятельности.

Познание есть процесс приобретения, углубления и расширения знаний. В той или иной форме оно присуще всем живым существам, ведь даже простейшие из них должны ради самосохранения как-то распознавать явления и связи своего жизненного мира.

Знание - адекватное (соответствующее действительности) и обоснованное убеждение.

Важнейший вопрос гносеологии – вопрос о познаваемости мира. По этому вопросу философии и науки выделились 2 противоположные позиции: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Первые, в частности, последователи Гегеля и Маркса полагают, что у человеч познания нет границ, т.е. они бесконечны. К числу вторых относятся агностики, подобные И. Канту, и скептики, например, Пиррон, который и основал это направление философской мысли в Европе. Агностицизм есть концепция, которая отвергает познаваемость всего, выходящего за пределы непосредственного опыта. Позиция скептицизма выражается в сомнении по поводу достижимости достоверного знания о мире.

Вопрос о познаваемости мира напрямую связан с еще одним важным вопросом – о том, как соотносятся между собой субъект и объект познания, иначе, тот, кто познает, и то, что познается. Разные философы могли по-разному трактовать характер их отношений. Так, в XVII – XVIII вв. была популярна объективно-натуралистическая модель познания, отводившая главную роль именно объекту познания, который активно воздействуя на сознание субъекта, отражается в нем. Напротив, субъектно-рефлексивная модель познания, выдвигала на первый план духовно-творческую активность субъекта, осмысляющего бытие, додумывающего то, что дается ему в чувственном опыте. В рамках марксистской философии, которая, как мы помним, испытала влияние Гегеля и Фейербаха, сложилась деятельностная модель познания. Ее сущность можно выразить следующими тезисами.

1. познание есть именно деятельность, причем деятельность не только духовная, созерцательная, но и практическая, активно-преобразующая. 2. субъект познания выступает не как «гносеологический Робинзон», а как общественно-определенный индивид, взаимодействующий с другими людьми, причастный к коллективному опыту и разуму. 3. субъект и объект даны друг другу в конкретно-исторических формах культуры, иначе говоря, их отношения меняются с течением времени, по мере того, как развивается культура, творцами и носителями которой выступают люди.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!