Структура и динамика научного знания



Научное познание осуществляется на двух взаимосвязанных, но все же обладающих своей спецификой уровнях – эмпирическом и теоретическом.

Эмпирическое познание направлено непосредственно на свой объект, оно с ним практически взаимодействует, отражает его внешние стороны и связи, доступные чувственному созерцанию. Главные методы, которые при этом употребляются, – наблюдение и эксперимент. В случае с наблюдением ученый старается не вмешиваться в естественный ход событий, но, проводя эксперимент, он помещает изучаемый объект в искусственные условия или даже создает вещи, отсутствующие в природе. Знание, полученное на эмпирическом уровне, выражается в формах научного факта, научного описания и эмпирического закона.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних, сущностных связей, постигаемых с помощью рациональной обработки эмпирического знания. При этом широко используются такие методы познания, как: идеализация, абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), (дедукция (переход от общего знания к частному), аксиоматический метод (построение теории на основе ряда аксиом или постулатов) и т. д.

Теория – это внутренне непротиворечивая система основополагающих идей и законов, дающая целостное представление о существенных связях в рассматриваемом множестве объектов. Два важных требования к любой научной теории, позволяющие отличить ее от псевдо-научных спекуляций, - верифицируемость и фальсифицируемость. Согласно принципу верификации понятие или суждение имеет значение лишь в том случае, если оно эмпирически проверяемо. Принцип фальсификации настаивает на том, чтобы любая научная теория допускала рискованные предсказания, неосуществление которых на практике ее бы опровергало.

Важную роль в становлении теории играет правильная постановка проблемы. Проблема – такая форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что требуется познать. Гипотеза – это научное предположение, вероятностным образом разрешающее проблему. Гипотетическое знание нуждается в экспериментальной проверке и обосновании, выдержав которые она может обрести статус теории. Можно сказать, что научное познание движется путем постановки проблем, выдвижения и опровержения гипотез, победы «сильных» теорий над «слабыми», не выдерживающими рациональной критики и столкновения с фактами.

Томас Кун ввел в философию науки понятие «парадигма». Оно обозначает систему теоретических, аксиологических и методологических установок, которые приняты как руководство к действию всем научным сообществом и определяют облик «нормальной науки» на определенном историческом этапе. Момент смены парадигм и обновления представлений о «нормальной науке» Т. Кун назвал научной революцией.

Другую популярную концепцию, объясняющую динамику научного познания, предложил Имре Лакатос. В истории науки он увидел конкуренцию длительное время сосуществующих научно-исследовательских программ. Каждая из них представляет собой серию теорий, которые сменяют друг друга, но при этом объединяются некоторой совокупностью базовых идей и принципов.

Майкл Полани- автор концепции личностного знания. По его словам, опыт и мастерство ученого слишком индивидуальны, чтобы их можно было целиком изложить в учебной литературе; они передаются «из рук в руки», при личном контакте ученых.

Социальная философия и ее парадигмы

Общество есть исторически развивающаяся сов-ть отношений между людьми, кот складываются в процессе их совместной деятельности и ее, эту деятельность, обуславливают. общество – это не просто сумма людей, тем более, только людей, живущих в данный исторический момент, в отрыве от наследия предков и мыслей о своих потомках. Люди рождаются и умирают, а такие надиндивидуальные формы их взаимодействия, как, например, семья, государство, религиозный культ, существуют сотни и тысячи лет, точно также как все новые поколения людей продолжают вступать друг с другом в национальные, классовые, нравственные и другие отношения, из которых и «сплетается ткань» общественной жизни. На основе многовековых размышлений философов о бытии человека в обществе сформировалась социальная философия – раздел философии, посвященный изучению социальной реальности, основных закономерностей возникновения и развития общества, его структурной организации, проблем и перспектив, роли социальных ценностей и идеалов.

Сущ несколько программ , которые сложились в процессе изучения общества:

Натуралистическая программа (К. Леонтьев, Л. Гумилев) рассматривает общество по аналогии с природой, видит в социальных закономерностях продолжение или частный случай природных законов, с легкостью переносит в социально-гуманитарные дисциплины принципы и методы естественнонаучного познания.

Культуроцентристская программа (И. Кант, С. Франк) выделяет в качестве средоточия социальной реальности совместную деятельность людей по созиданию культуры, прежде всего, духовной культуры, относя к числу фундаментальных ценностей и ориентиров общественного развития Истину, Добро, Красоту и т. п.

Психологическая и социопсихологическая программы (З. Фрейд, Э. Фромм) подходят к социальным институтам, отношениям, проблемам с точки зрения того, насколько они обуславливают и выражают процессы, происходящие в человеческой психике, в т. ч. на уровне бессознательного.

 Марксистская программа (К. Маркс, В. Ленин) делает особый акцент на анализе производственных отношений и классовой структуры общества, а также увязывает социальное познание с задачей практического преобразования социума на принципах гуманизма и справедливости.

Веберовская программа (М. Вебер) берет в качестве основной единицы социального анализа социальное действие, т. е. такое поведение индивида и группы, которое, во-первых, обладает субъективным смыслом, а во-вторых, направлено на других людей.

Программа структурного функционализма (Т. Парсонс, Б. Малиновский) сосредоточилась на описании общества как системы, все структурные элементы которой выполняют определенные функции, вместе обеспечивая стабильность социального порядка.

Программа символического интерационизма (Дж. Мид, Ч. Кули) исходит из признания того факта, что социальную реальность образуют взаимодействия (интеракции) людей при помощи символов, представленных, прежде всего, в языке; другими словами, все люди и целое общество «создаются в разговорах».

Технократическая программа (А. Сен-Симон, О. Конт) признает главным фактором и целью общественного развития накопление научно-технических знаний, относит инженеров, ученых и организаторов производства к элите (избранной, наиболее выдающейся группе) общества, имеющей право и обязанность руководить всеми остальными.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!