Мультикультурализм и Уилл Кимлика.



Географический подход

Айрис Блом, Лаура Моссарт, Г.Эрнст

 

Введение

Повсеместно мы видим различные культуры, существующие в рамках единой страны. Например, в Канаде проживает 600 различных этнических общностей. Как государство справляется с таким этническим многообразием? Такое обилие культур и культурных норм зачастую приводит к конфликтам. Еще один аналогичный пример – Бельгия. В этой стране выделяется два основных региона: Валлонский и Фламандский. В этих регионах говорят на разных языках – французском и нидерландском. Политическая жизнь двух регионов также имеет различия, особенно в отношении экономической политики. Живущим в Бельгии людям присуще региональное сознание. В вопросе определения места своего проживания они идентифицируют себя не со страной, а с тем или иным регионом. Подобное явление носит название «мультикультурализм».

В данной статье рассматриваются и анализируются мультикультурализм и вовлеченные в данный процесс люди. Наши главные вопросы: «Что такое мультикультурализм? Каково мнение Уилла Кимлика и других ученых об этом явлении?»

В первой главе мы приведем определения понятия «мультикультурализм». Также мы рассмотрим исторические предпосылки данного явления, то, возникновению каких конфликтов он послужил причиной, и, наконец, при каких условиях государство может считаться мультикультурным. Во второй главе рассматривается мнение Уилла Кимлика по данному вопросу. Уилл Кимлика является профессором философии Королевского Университета Кингстона (Канада). В третьей главе мы сравним его точку зрения с мнениями других ученых. Здесь мы приведем взгляды Чарльза Тэйлора, Брайана Барри и Бику Парек.

 

Что такое мультикультурализм?

Существует множество определений понятия «мультикультурализм». Одно их них звучит так ( Willet , 1998: 1): «…политическое, социальное и культурное движение, призванное уважать многообразие несхожих тенденций, развивающихся вне превалирующих традиций». Или «Мультикультурализм – это способ описания того, как социальные структуры создают и поддерживают различные культуры в обществе» ( Wekker , 1998: 44). В этой главе мы рассмотрим данную концепцию, а также историю и предпосылки мультикультурализма, то, какие конфликты вызывает мультикультурализм, и, наконец, какая страна может считаться мультикультурной.

История и причины мультикультурализма.

Термин «мультикультурализм» впервые был употреблен швейцарцами в 1957 году. Швейцария является государством, в котором говорят на четырех языках и исповедуют различные религии, и с целью охарактеризовать свою страну швейцарцы ввели термин «мультикультурализм».

Начиная с 1971 года термин изменил своё значение, и, вместо наличия различных языков или религий в стране, стал характеризовать многокультурное государство, принимающее мигрантов и уважающее иные культуры. Правительство Канады ввело политику «мультикультурализма» с целью связать противоположные культуры, доминирующие культурные общности с культурами меньшинств в стране, в первую очередь, англоговорящее население с жителями, говорящими на французском языке, которые составляли меньшинство. Вслед за Канадой другие страны, как, например, Великобритания и Нидерланды, ввели мультикультурализм в политический курс своих правительств, что позволяло признать и закрепить существование различных культур в пределах одной страны. Важно понимать, что в мультикультурной стране культура, противоположная доминирующей, не исчезает, а лишь претерпевает изменения (Geuijen, 1998).

В период колонизации, с 15-го по 17-й века, западные страны, такие как Португалия и Франция, основывали поселения в Африке и Латинской Америке. Именно в этот период люди со всей отчетливостью осознали факт существования иных культур. Колонизация явилась одной из причин глобализации. Глобализация представляет собой сближение интернациональных культур, обществ и экономик. В процессе глобализации относительная удалённость стран друг от друга уменьшалась. Но развитие этого процесса также вело к нарастанию различий и неравенства в мире, увеличению пропасти между богатым Западом (или Севером) и бедным Югом, происходившим под непосредственным действием глобализации.

Порогмиграции на этом этапе был ниже, чем когда бы то ни было, вследствие же этого процесса количество различных культур в пределах одной страны возросло. Туризм также активизировался благодаря глобализации, особенно резко возросло число туристических путешествий на большие расстояния. Благодаря миграции и туризму возрос уровень осведомленности о других странах и культурах, что также явилось важной причиной развития мультикультурализма. В ходе процесса глобализации важным аспектом стало дело сохранения местных культур, собственного своеобразия и неповторимых черт регионов, что дало начало сопротивлению навязыванию Западной культуры в качестве доминирующей (Geuijen, 1998).

Помимо глобализации, существуют другие причины миграции, например, перемещение беженцев. Этот процесс можно разделить на два вида: вынужденную миграцию и трудовую миграцию. Вынужденная миграция – это миграция, при которой люди, не имея другого выбора, вынуждены бежать по причине войны или стихийных бедствий. Трудовая миграция является формой добровольной миграции (к примеру, когда люди надеются найти работу в другой стране, чтобы получать большие доходы для обеспечения себя или своей семьи). Например, в период с 1955 по 1975 годы многие жители Турции прибывали в Нидерланды в поисках работы, прежде всего временной (Wilterdink, 1998). Они обосновывались в стране, привозили своих жен в Нидерланды и заводили детей. Иными словами, их перемещение претерпело трансформацию из временной трудовой миграции в процесс воссоединения семьи, а затем и в формирование семьи (Wilterding, 1998).

Трудовая и вынужденная миграции являются причиной мультикультурализма. Представители различных культур приезжают в одну страну, и это, в свою очередь, ведет к тому, что большее количество культур начинает соседствовать в пределах одного государства.

Мультикультурализм представляет собой явление, прошедшее долгий путь формирования, и всегда будет оставаться сложным понятием. Основными причинами мультикультурализма, таким образом, являются колонизация, глобализация и миграция.

Конфликты мультикультурализма.

Мультикультурализм может явиться причиной конфликтных ситуаций в стране. Каждой стране присущи свои собственные отличительные особенности, моральные и социальные нормы и ценности, и не все коренные жители страны способны уважать ценности иной культуры, что, в свою очередь, ведет к проблемам, связанным с иммигрантами (Geijen, 1998). У мигрантов зачастую остаются семьи в бывших странах их проживания. Они материально обеспечивают их и продолжают сохранять определенное влияние в своих прежних местах проживания. Результатом этого является то, что существенная разница между исконным населением и иммигрантами не исчезает (Wilterdink, 1998). Наиболее сложная ситуация сохраняется в отношениях между исламским и христианским населением. В Западной Европе противоречия между мусульманским населением (например, из Турции и Марокко) и местным населением велики в силу существенных различий во взглядах и представлениях, например, расхождений по таким аспектам, как секс и положение женщин в обществе. Иногда мигранты становятся составной частью криминального сектора из-за чувства неудовлетворенности и разочарования тем, что их не принимают в новом обществе или они не могут устроиться на работу в новой стране. Это приводит к дальнейшему нарастанию негативного отношения местного населения к миграции. Таким образом, проблемы, касающиеся интеграции, представляют собой своего рода порочный круг, который невозможно разорвать, не осуществив ряда серьезных изменений, которые должны быть предприняты со стороны государства или рыночных механизмов.

За последние пять лет расхождения между мусульманами и представителями Западной цивилизации чрезвычайно возросли и усугубились обострением проблемы терроризма. Различия между культурами, существующими в рамках одного государства, не исчезают, и именно поэтому так важно относиться к другим культурам с уважением, поскольку это единственный способ избежать подобных конфликтных ситуаций.

В каком случае страна считается мультикультурной?

Страна может быть охарактеризована как мультикультурная в том случае, если политика государства имеет своей целью стимулировать развитие взаимоотношений между различными представленными в ней культурами. Государство также является мультикультурным, если его население уважает другие культуры и не умаляет их значимость. Государств, где бы полностью соблюдались данные принципы, практически нет. Однако во многих странах государство активно стимулирует развитие мультикультурализма. Государство может осуществлять такую политику посредством следующих методов:

· Признание обычаев иммигрантов, как, например, разрешение носить паранджу;

· Разрешение иметь два паспорта;

· Строительство мечетей;

· Создание рабочих мест для этнических меньшинств.

Это примеры того, как можно способствовать взаимопризнанию и развитию взаимопонимания между различными культурами.

Мультикультурализм против космополитизма

Принципиальная разница между двумя этими понятиями заключается в том, что мультикультурализм борется за сохранениесамобытности культур. Важным здесь также является отношение между культурой и миграцией. В отличие от мультикультурализма, сторонники космополитизма считают, что человек свободен в выборе собственной культуры. И этот выбор не должен зависеть от национальной принадлежности. Не должно существовать никаких пределов культурному развитию индивида.По мнению приверженцевкосмополитизма, права индивида важнее и первостепеннее любой культуры.

Мультикультурализм в Нидерландах.

Общество Нидерландов мультикультурно. Различные культуры здесь сосуществуют друг с другом. Но существуют проблемы, связанные с интеграцией иммигрантов в общество. Проблемы иммигрантов освещаются средствами массовой информации. Однако в большинстве случаев иммигранты фигурируют в средствах массовой информации, будучи представленными в невыгодном свете. Это, в свою очередь, не способствует оптимизации процесса интеграции меньшинств. Негативные отзывы и комментарии по поводу тех или иных меньшинств со стороны средств массовой информации естественным образом вызывают негативную реакцию этого меньшинства. Этот процесс напоминает порочный круг.

 

2. Каково мнение Уилла Кимлика о мультикультурализме?

 

Уилл Кимлика – профессор философии Университета Оттавы в Канаде. Работы Уилла Кимлика имеют философский характер, но они имеют прямую связь с вопросами, являющимися в настоящее время предметами оживленных споров и дискуссий. Их основными темами являются такие понятия, как многообразие, своеобразие, права, культура, либерализм и, конечно, мультикультурализм. В его работах поднимаются и анализируются многие темы. В соответствии с Уиллом Кимлика, мультикультурализм можно определить как «…дополнение, а не замещение, гражданства» ( Kymlicka , 2001; 153). В этой главе мы рассмотрим мнение Уилла Кимлика о мультикультурализме. Кроме того, мы приведем две модели мультикультурализма, выделенных ученым; помимо этого, один из пунктов будет посвящен теме национальных меньшинств и иммигрантов, а также различиям, которые, по мнению Уилла Кимлика, существуют между ними.

Две модели мультикультурализма.

Австралия, США и Канада являются странами с наибольшим числом иммигрантов. Потоки иммигрантов в эти страны не прекращаются вот уже более 150 лет. Эти иммигранты полностью интегрированы в общество в социальной, политической и экономической сферах. «Впечатляющих успехов» в этом отношении удалось добиться в 19-м веке (Kymlicka, 2001; 152). Однако в настоящее время появляется все больше сомнений по поводу вопроса эффективности процесса интеграции. Государства опасаются проявлений таких процессов, как «геттоизация» и «Балканизация» (Kymlicka, 2001; 152), поскольку данные тенденции не способствуют созданию мультикультурного общества. Они обвиняют иммигрантов в том, что те не желают включаться в процесс интеграции. Но главной причиной является сама политика государств, которые пересмотрели свое отношение к иммигрантам. Чтобы добиться углубления интеграции, необходимо, чтобы коренное население относилось с уважением к чуждым для него культурам, даже несмотря на то, что ценности этих культур идут в разрез с либерально-демократическими ценностями данного общества.

Около 60-х годов три страны с наибольшим количеством иммигрантов применяли по отношению к ним модель «соответствия англоценностям», которая предполагала, что с течением времени иммигранты усвоят исконную культуру и ее моральные и социальные нормы. В 60-х годах стало очевидным, что они сумели интегрироваться почти во все сферы общества. Спустя определенный период времени полностью исчезла бы разница между иммигрантами и коренным населением. Их произношение, манера одеваться и питаться и иные особенности стали такими же, как у коренных жителей. Данная модель имела для государства чрезвычайно важное значение. Посредством применения этой модели ему удалось создать продуктивных и лояльных членов общества.

Вторая модель была создана в начале семидесятых годов. Под давлением иммигрантов предыдущая модель была изменена. Для того чтобы сохранить иммигрантскую культуру, государство в своем отношении к иммигрантам стало более толерантным. Эта модель получила название «мультикультурная модель». Впервые, в 1971 г., применила эту модель Канада. За ней последовали и другие страны. Таким образом, модель «соответствия англоценностям» превратилась в «мультикультурную модель».

Иммигранты и национальные меньшинства.

В данной главе мы рассмотрим разницу между иммигрантами и национальными меньшинствами. Понять разницу между этими понятиями чрезвычайно важно, поскольку по отношению к мультикультурализму они зачастую используются в качестве тождественных терминов. Однако Уилл Кимлика считает, что данные понятия нельзя смешивать.

Сперва мы дадим определение понятия «иммигранты» и «национальные меньшинства», затем проанализируем, в чем видит их различия Кимлика.

Иммигранты – это «люди, прибывающие в соответствии с переселенческой политикой, которая дает им право стать гражданами по истечении относительно короткого срока – порядка 3-5 лет – и отвечающие лишь минимальным требованиям (например, знание официального языка, знание истории страны и ее политической структуры)» (Kymlicka, 2001; 153). О национальных меньшинствах Кимлика говорит следующее (www.uregina.ca): «Национальные меньшинства – это группы людей, обладающих единством исторического прошлого, территории, языка или культуры. Иногда их относят к определенной нации, народности или культуре. Каждое из них может превратиться в меньшинство непреднамеренно, в результате завоевания, колонизации или экспансии, либо добровольно прийти к соглашению о создании федерации в составе одной или более наций, народов или культур. Я даю определение национальным меньшинствам в контексте культуры и считаю, что, если эти меньшинства желают и стремятся сохранить свою культуру, их необходимо признать в качестве уникальных и неповторимых».

Разница между иммигрантами и национальными меньшинствами заключается в форме и степени интеграции. Иммигранты признают, что они вынуждены адаптироваться к существующей в данном обществе культуре и интегрироваться в нее. В отличие от иммигрантов, национальные меньшинства оказывают сопротивление процессу интеграции и отстаивают сохранение своей собственной культуры (Kymlicka, 2001). Ссылаясь на главу 1.2, в которой говорилось о конфликтах мультикультурализма, можно сделать вывод о том, что национальные меньшинства вовлечены в конфликты больше, чем иммигранты. Примером данного утверждения может служить Испания. В ней проживает национальное меньшинство – баски, которые рассматривают регион своего проживания (Страну Басков) в качестве собственной, автономной территории и желают добиться его независимости. По этой причине они находятся в конфликтных отношениях с испанским правительством. Другим примером, касающимся интеграции иммигрантов, могут служить индонезийцы, проживающие в Нидерландах. Уровень их интегрированности в голландское общество высок, и конфликтные ситуации отсутствуют. Они владеют официальным языком и знакомы с историей Голландии, а также с политической структурой голландского общества.

Уилл Кимлика считает, что, для того чтобы обеспечить свое существование и защиту в современном мире, группе меньшинства необходимо создать определенные общественные институты. Этот путь будет действенным лишь в том случае, если меньшинство в данных целях будет использовать свой собственный язык. В противном случае язык, а за ним и культура, просто исчезнут.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно заключить, что существует два понятия, имеющих прямое отношение к мультикультурализму: иммигранты и национальные меньшинства. Иммигранты усваивают исконную местную культуру и адаптируются к новым общественным условиям. Национальные меньшинства оказывают сопротивление процессу интеграции и борются за сохранение своей собственной культуры. Данная теория Уилла Кимлика достаточно спорна. На наш взгляд, она применима не ко всем странам. В Нидерландах, например, не все иммигранты (прибывшие с голландских Антильских островов или из Марокко) усвоили культурные нормы голландского общества. В то же время национальные меньшинства Нидерландов (как, например, фризы) не сопротивляются процессу интеграции в голландское общество и усвоения культуры Голландии. Более того, постепенно фризская культуратеряет свои своеобразные особенности. Таким образом, данная теория не во всех случаях является бесспорной.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!