Государственно-правовое учение М. М. Сперанского.



Михаил Михайлович Сперанский считал что любое государство основано на общей воле народа. Целью любого государства, является обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Сперанский различает внешний и внутренний образ правления .
Считал что правительство является деспотическим поскольку этот строй основан на зависимости крестьян от помещиков, а дворян - от государя.
Он выступал за отмену крепостничества , и предлагал отмену крепостничества провести в две эпохи. В первую эпоху определить законом крестьянские повинности, урегулировать отношения крестьян и помещиков Во второй возвратить крестьянам их право свободного перехода от одного помещика к другому. Гарантией незыблемости законов в монархическом государстве он называл свободу печати, гласность государственных дел и силу общественного мнения. Республикой Сперанский называл государство, где государственная власть ограничена законом и в составлении которого принимают участие граждане.

Сперанский различал права гражданские и права политические. Одними правами пользуются индивидуально -это права гражданские, определяющие степень свободы лица и имущества. Другими правами подданные пользуются коллективно — это права политические, определяющие степень их участия в государственной власти. По его мнению гражданскими правами должны быть наделены все , а политическими могут быть наделены лишь собственники.

78.​ Политические и правовые воззрения славянофилов и западников.

На рубеже 30–40-х гг. 19 века в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.

Западники (Грановский, Белинский, Герцен) видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Они считали что Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности. Главой московских западников был профессор Грановский, он сопоставлял историю сословно-крепостнического строя и его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами существования крепостничества в России. В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России, но и общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной была проблема прав личности.

Славянофилы были противниками общественной мысли западников. К ним относились: Самарин, Хомяков, братья Киреевские. Они осуждали западников за то, что те решали проблемы основ русской жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то того, что есть в Европе. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Славянофилы верили в особый путь русского исторического развития. Большое внимание уделялось народу как главному деятелю истории.

Двумя насущными и перспективными задачами в области внутренней политической жизни славянофилы считали отмену крепостного рабства и проведения нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом).

Славянофилы утверждали, что идеализированное западниками развитие германского начала личности не имеет конца. Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие.

После реформ 60-х гг. острота разногласий между славянофилами и западниками утратила свое былое значение. Славянофильство эволюционировало в сторону почвенничества и сблизилось во многом с консервативными противниками реформ, однако значительная часть их ожиданий и надежд в отношении русской общины была воспринята идеологами "русского социализма" (Герцен, Чернышевский и др.). Для славянофильства 70–80-х гг. характерны известная инертность и идейный догматизм.

79.​ «Философская песня» П. Я. Чаадаева.

В 30-х гг. важным событием стали «Философические письма» Чаадаева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) был одно время участником «Союза благоденствия», однако по оставлении воинской службы под воздействием углубленных занятий философией он радикально пересмотрел свое отношение к способам достижения общего блага. Чаадаев написал «Философические письма», которые подверглись существенной критике и осуждению со стороны славянофилов. Особенностей русской истории проникнуты сочетанием теологическими и прогрессистскими мотивами. Считал, что Россия сильно отстаёт в своём развитии в отличие от других государств. Главную причину отсталости и застойного существования России он увидел в отсутствии связи между этапами ее истории, а также в отсутствии прогрессивных социальных и культурных традиций. Все это превращало Россию в общество без дисциплины форм, в частности дисциплины логики, права, социальных условностей. В ней мало что знают об идеях «долга, справедливости, права, порядка». Чаадаев формулирует свою позицию так же и в том, что самодержавие и крепостничество являются главными пороками русской жизни. По его мнению, у русского народа есть ум, но ему мешают его реализовывать.

“Философические письма” — религиозно-философский трактат, охватывающий вопросы бытия, теории познания, философии истории. Он включает также взгляды на историю, состояние и будущее России. В области бытия взгляды Чаадаева основаны на двух принципах — объективности и единства, конкретизующихся в концепции двух миров — физического и духовного. При всех симпатиях к римско-католическому миру народов, в котором он находил гармоничное соединение религии с политикой, а также с наукой и духом общественных преобразований, он воздавал должное и плодам православия на Руси: здесь плоды составили не наука и благоустроенный быт, а «духовное и душевное устройство человека – бескорыстие сердца и скромность ума, терпение и надежда, совестливость и самоотречение. Ему мы обязаны всеми лучшими народными свойствами, своим величием, всем тем, что отличает нас от прочих народов и творит судьбы наши».

80.​ Идеи «русского социализма» в России.

Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен (1812—1870). Главным был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способов воплощения в жизнь теоретических ("книжных") принципов социализма. Видными представителями русского социализма стали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Характерно, что оба они признавали близость свою к позициям славянофилов.

Социализм представляется как социально-политическая, экономическая система социального равенства, которая характеризуется тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества.

Идеология народничества основывалась на системе самостоятельности и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской общины. Основные положения теории “русского социализма” разработал Герцен. Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Он считал что существуют 3 признака, благодаря которым можно привести государство к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) человеческое управление.

Герцен видел недостаток существующей на тот момент общины в том, что личность поглощается общиной. Одним из предметов разногласия Герцена и Бакунина был вопрос о государстве. Будущее общество представлялось последователям народничества как союз объединений (снизу вверх) самоуправляющихся общин. Существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации, какая достигнута в текущем столетии, не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию, потому что в общинном владении присутствует "высшая форма отношений человека к земле". Более того, общинное владение обеспечивает, писал Чернышевский в другой статье годом раньше, каждому земледельцу обладание землею и "гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние". Такое владение в состоянии наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, поскольку общинная собственность "соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице". Все это позволяет сделать вывод о возможности ускоренного социального развития при помощи общины.

81.​ Конституционные проекты декабристов.

Конституционные документы — «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева. Пестель работал над «Русской правдой» 10 лет, разработав несколько вариантов. В 1824 году он доложил ее «Северному обществу».

Свой проект Пестель назвал «Русской правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. «Русская правда», по мнению Пестеля, служила не только документом публичного прочтения, но и как программа действий Временного правительства (верховного правления). Пестель провозгласил решительное и немедленное уничтожение крепостного строя. Освобождение крестьян без земли Пестель считал неприемлемым и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Вся обрабатываемая земля в каждой местности делилась на две части: первая часть является общественной собственностью и идет в общинный раздел; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить земли из этой второй части земельного фонда. Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Земля отчуждалась безвозмездно (конфискация) и за вознаграждение.

Пестель предполагал развитие банков и ломбардов, страховых учреждений, которые дали бы ссуду крестьянам на первоначальное обзаведение и на расширение частного хозяйственного предпринимательства.

Самодержавное государственное устройство уничтожалось, причем не только юридически, но и физически в отношении членов царского дома. Все сословия уничтожались, равно как и гильдии. Пестель был сторонником идеи верховной власти народа. Россия должна была стать, по его мнению, республикой с однопалатным парламентом.

Пестель был за политические права без всяких цензов: имущества, образования, оседлости. Он провозгласил священное и неприкосновенное право собственности, полную свободу занятий населения, свободу торговли, свободу книгопечатания, вероисповедания. Сословный суд заменялся гласным и равным для всех судом присяжных заседателей.

Все жители России, независимо от национальности, получали одинаковые политические права. При всех недостатках в целом это был все же радикальный буржуазный конституционный проект.

«Конституция» Н. Муравьева использовала опыт Западной Европы, переработанный применительно к русской действительности. В отличие от «Русской правды» Пестеля, она была обсуждена всем «Северным обществом», проголосована и принята всей организацией. Н. Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Помещичье землевладение сохранялось. «Конституция» Муравьева характерна высоким имущественным цензом. Лица, не имевшие движимого или недвижимого имущества в 500 рублей, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на высокие общественные должности, должны были иметь более высокий имущественный. У Муравьева и Пестеля женщины были лишены избирательных прав. Избирательное право получали лица, достигшие 21 года (20 лет — у Пестеля). После принятия конституции предполагалось введения обязательного ценза оседлости. Право частной собственности декларировалось священным и неприкосновенным.

Сословный строй уничтожался. Уничтожался суд присяжных. Будущая Россия представлялась Н. Муравьеву федеративным государством. Империя делилась на 15 федеральных единиц (держав). В каждой державе была своя столица. Общая столица федерации — Н. Новгород. Муравьев был сторонником конституционной монархии.

Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей.  Дума, по проекту Муравьева, должна была состоять из 42 членов. В державах существовала также двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоящему из двух палат: палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта была выборной. Судьи также были выборными.

Несмотря на меньший радикализм, по сравнению с «Русской правдой», «Конституция» Муравьева была прогрессивной для своего времени и гарантировала большую стабильность и гражданский мир в ходе реформ.

82.​ Либеральная теория государства и права в России (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, Б. Н. Чичерин).

Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами.

Муромцев считал право является отношением, сложившимся между людьми на основе интереса. Правовые отношения, по его мнению, существуют не раздельно, а группируются в определенную систему. Исходя из единства фактического и юридического отношений, Муромцев определял право как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом.

Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы 2) позитивное право выражает волю народа, оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида, это зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами.

Коркунов считал, что право необходимо и его задача заключается в том, чтобы обеспечивать должный обще­ственный порядок в сталкивающихся между собой интересах.

право, по Коркунову, тоже имеет два взаимосвязанных, но относи­тельно самостоятельных, не сводимых друг к другу аспекта: объек­тивный (юридическая норма) и субъективный (юридическое отно­шение, субъективное право и обязанность). Государство, по Коркунову, это общественный союз, обладающий самостоятельной властью принуждения», и воз­никает оно как средство проведения в жизнь права.

Государство, по Чичерину, является союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Частное благо является целью гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, защищает права и свободы.

Право есть внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Свобода представляется как – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода.

Суть либерализма, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти.

83.​ Юридический позитивизм (Остин и др.)

Возникновение современного юридического позитивизма обычно относят к первой половине прошлого века и связывают его с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790–1859).

Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Юридический позитивизм отрицал иное право, кроме позитивного. К юридическому позитивизму относится не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы правоведения. Одним из первых представителей юридического позитивизма был Джон Остин, по его мнению Термин "право", используется в различных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы, что мешает определению предмета юриспруденции.

Остин различает и разграничивает этику, науку о законотворчестве и науку о праве, юриспруденцию. Право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин решительно отвергал. Остин расходился со своими немецкими наставниками в оценке исторических корней права, поскольку ему, был присущ внеисторический подход к изучению права.

Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конструкций". Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой "закон есть закон". В историческом плане позитивистский подход выделяется своим негативным отношением к любым конструкциям, которые допускают или терпимо относятся к допущению, что помимо реально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним массива законодательства существует – и с этим надлежит считаться – некое более разумное право и связанное с ним государство, являющие собой эталон для сопоставлений. Подобный же негативизм он распространяет и на концепции естественных и неотчуждаемых прав. Другой важной и более оправданной особенностью использования формулы "закон есть закон" является признание ее необходимейшим условием нормального общения в нормально организованном человеческом (политическом, трудовом, имущественном) общежитии.

84.​ Юриспруденция интересов (Р. Иеринг).

Одной из самых заметных фигур европейской юриспруденции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818–1892). Широкую известность принесли ему такие труды, как "Дух римского права на различных ступенях его развития", "Цель в праве" и "Борьба за право".

Различают два периода его творческой деятельности. Первый примерно до середины 50-х гг. XIX в. В это время он придерживался установок "юриспруденции понятий", полагавшей главным своим делом выведение (дедукцию) конкретных правоположений из общих понятий, видевшей в понятиях основной источник знания. Сторонники данного направления в науке права считали (говоря словами Иеринга), что "понятия продуктивны, они комбинируются и производят на свет новые понятия". С таким направлением в правоведении Иеринг порывает. Второй период эволюции его взглядов начинается с середины 50-х гг. прошлого столетия. Иеринг приступает к разработке "юриспруденции интересов". Теперь он вдохновляется той мыслью, что культ логического для юриста-теоретика неуместен, поскольку правоведение не математика, и в нем приоритет должен принадлежать не логике. Не собственно логика должна являться объектом правоведения, но жизненные ценности, реальные интересы людей. Иеринг все больше обращает внимание не на логические и даже не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитаристские моменты.

В основу реалистической теории Иеринга, положено понимание права как юридически защищенного интереса: в интересе, цели, практической пользе он видел элемент понятия права. Право, по Иерингу, возникает из борьбы личностей и их групп и в форме принуждения обеспечивает жизненные условия общества. Право является система социальных целей, гарантируемых принуждением, т. е.право это совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых принуждением со стороны государственной власти.
Он считал, что причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом человек стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу. А цели всех и каждого обеспечиваются правом. Он считал, что государство необходимо для охраны интересов общества против эгоистических интересов индивидов. Государство, по его мнению, должно принуждать.

Иеринг делает особый упор на раскрытии функций права, поскольку он считает, что в любых организмах функции являются носителями их целей. Право, по Иерингу, выходит "из рук" общества, которое он интерпретирует как сферу "совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других". Однако творцом права у Иеринга выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном итоге и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: "Государство – единственный источник права". Право характеризуется Иерингом в качестве суммы норм, общеобязательных правил поведения. Иеринг не проводит сколько-нибудь серьезного теоретического разграничения права и закона. Сплошь и рядом он считает их явлениями равнопорядковыми, идентичными.

85.​ Органическая теория государства (Г. Спенсер).

Герберт Спенсер (1820-1903 г.). Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями (Платоном, Аристотелем).

Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла. Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития. Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов. В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.

86.​ Теория насилия (Л. Гумплович).

В работах польско-австрийского социолога Людвига Гумпловича (1838-1909) "Общее учение о государстве", "Социология и политика", "Основания социологии" и других отражаются социально-политические события, происходящие в европейских странах во второй половине XIX века, в форме решения проблем политической социологии. Л. Гумплович определяет государство как "организацию господства меньшинства над большинством", организацию властвования в интересах правящей группы. Определению государства, данному социологом, нельзя отказать в реалистичности. Государство возникает в ходе исторического развития, в результате борьбы рас (иногда он говорит о борьбе племен или орд). Оно возникает насильственным путем завоевания и порабощения одной расы другой. В отличие от представителей расово-антропологической школы в социологии, Л. Гумплович не определяет расу биологически. По его мнению, она представляет из себя исторически сложившуюся этническую общность, объединенную социокультурными моментами. С образованием государства, по мысли Л. Гумпловича, из победителей формируется правящий класс, а из побежденных - подчиненный класс. На базе этих классов происходит социальная дифференциация общества. Государство или, собственно, как говорит Л. Гумплович, правящий класс, для самосохранения, развития своего могущества и благосостояния, осуществляет господство, принуждая подвластных к работе на себя. Первоначально, господствующий класс осуществляет властвование путем грубой силы. Впоследствии, через поддержание определенного правопорядка в государстве, определенного правового баланса между сферами властвования неравных социальных элементов в государстве. Согласно Гумпловичу, социальное развитие государства - это изменение формы конфликтных отношений между его социальными элементами. Жизнь государства идет на подобие круговорота: оно рождается, переживает период расцвета и гибнет. Затем вновь проходит этот же цикл. Гибель государства Л. Гумплович связывает со сменой господствующего класса в нем. Л. Гумплович отвергает социалистическую перспективу для развития государства

87.​ Дуалистическая теория государства (Г.Еллинек).

Своеобразную попытку соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией предпринял немецкий государствовед Георг Еллинек (1851–1911 гг.).

Еллинек был создателем дуалистической теории государства, которая пыталась соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Еллинек исследует государство при помощи двух методов - социологического и юридического. Посредством юридического метода он описывает государство как юридический феномен - его территорию, население, публичную власть, государственные органы и т.п. Посредством социологического метода он изучает государство как "массовое социальное явление" - его возникновение и эволюцию, взаимодействие с другими социальными явлениями. Он устанавливает, что в основе государства лежат волевые отношения властвования, или политические отношения, порожденные индивидуальным (субъективным) сознанием индивидов объединенных общей целью. На этом основании Еллинек отрицает объективный характер государства. Право в его понимании объективно; оно не является продуктом господствующей в государстве воли, а складывается, с одной стороны, под влиянием природы человека, а с другой - тех нужд и требований, которые предъявляются к индивиду его жизнью и обществом. Ограничение государственной власти правом обусловливается не только юридическими нормами, цель которых- верховенство закона, но и нравственными настроениями в обществе и т.п.Требование ограничить публичную власть правом, по мнению Еллинек, наиболее полное воплощение находит в конституционном государстве, которое может гарантировать права и свободы гражданина. Он считал одним из основных "юридических принципов" идею свободы личности.

Государство как социальное явление представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; правовое понятие того же государства сводится к “корпорации” (юридическая личность, субъект права). Право, по той же концепции, является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. К этому Еллинек добавляет, что власть и право в их социальном аспекте должны истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество, по Еллинеку, “означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми”. Концепция Еллинека в ее программной части служила обоснованию развития представительных учреждений парламентского типа.

88.​ Антидемократические, националистические и расистские концепции. Ф.Ницше.

Фриидрих Виильгельм Ниицше (1844 -1900) — немецкий мыслитель. Вопросы политики, государства и права освещаются, в частности, в таких его работах, как "Греческое государство", "Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Происхождение морали" и др.

Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Фридриха Ницше, служебные орудия, средства, которые в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование борьбы сил и воль. Человечество по Ницше средство, но не цель.

Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Мораль это орудие рабов против господ, суждения слабых против сильных. История человечества расценивается им как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией сильных.

Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

В каждом здоровом обществе, имеются три различных, физиологических типа со своей собственной сферой приложения:1) гениальные люди - немногие;2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи права, порядка и безопасности(царь, воины, судьи и др. блюстители закона);3) прочая масса посредственных людей. Ницше различает два основных типа государственности – аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. Ницше - противник идей народного суверенитета. Право, по Ницше, нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. Отвергает естественное право, а так же идеи свободы и равенства в человеческих отношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства.

Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке, о национальной миссии немцев, сверхчеловеке, воле к власти и т. д.) получили соответствующую интерпретацию и модификацию в духе идеологии национал-социализма.

После Второй мировой войны начался новый этап интерпретаций творчества Ницше, уяснения его подлинного места в истории философской и политико-правовой мысли.

 

89.​ Психологическая теория права (Петражицкий). Право определяется и исследуется Петражицким как явление нашей индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и императивноатрибутивным характером права. «Императивность» в данном случае предстает в толковании Петражицкого индивидуальноличностным сознанием долга, обязанности, в то время как «атрибутивность»– это сознание «своего права», выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т.е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворением. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения. Одним из важных выводов теории стало положение о том, что с точки зрения социальных целеполаганий и достижения твердого порядка роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане явно уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности); в этом отношении «та и другая ветвь человеческой этики» исполняют не просто различные функции, они различны и в силе мотивации, во влиянии на поведение. Правовой психике, сообразно ее природе, свойственно двустороннее мотивационное действие – «наряду с пассивною этическою мотивациею (сознание долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение. При этом пассивно-правовая мотивация... оказывает более решительное и неуклонное влияние на поведение».На стороне правового актива («особенное и заслуживающее похвалы поведение») имеется не только поощрительно-санкционирующая мотивация в пользу осуществления права, но также стремление «добиваться причитающегося». Последнее осуществляется вне зависимости от усмотрения и воли обязанных –оно сопровождается требованием, домогательством, тенденцией заставлять обязанных подчиняться с помощью разных средств, в том числе насильственных, и кроме того – «тенденцией злостных, мстительных и вообще репрессивных реакций по адресу нарушителей». Все это оказывает добавочное мотивационное давление. «Вообще, указанные две тенденции, влияющие на поведение обеих сторон в пользу неуклонного осуществления требований права, придают упомянутой выше социальной координации поведения особенно крепкий, правильный и прочный характер». Право выполняет две функции:

1. Распределительную –и состоит в наделении отдельных индивидов или групп социальными благами.

2. Организационную – проявляется в создании порядка властвования и подчинения в различных социальных организациях.

Петражицкий различал интуитивное и позитивное право.

 

90.​ Возрожденное естественное право. Различение права естественного и права искусственного, проведенное древнегреческой мыслью, было затем поддержано многими авторами последующих эпох.

В XX в. новый подход к этой теме был развит неокантианцами (Р. Штаммлер и др.), которые абсолютным естественным правом объявили начало справедливости. Это начало стало восприниматься источником и масштабом в оценке исторического движения права к недостижимому идеалу. Толкование права, таким образом, стало включать в свой предмет внутренне присущее (имплицитное) норме требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества. Так возникла концепция естественного права с исторически меняющимся содержанием. Возрождённое естественное право связано с протестом против господства позитивизма в философии и юриспруденции.

Толкование права согласно естественному праву, таким образом, стало включать в свой предмет внутренне присущее норме требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества.

Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность.естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов.

 

91.​ Теория «Государства всеобщего благоденствия». Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает блаоденствие всех. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. В этих условиях буржуазное государство коренным образом изменилось, потеряло свой классовый характер, стало орудием всего общества и преимущественно трудящихся.

В целях избежания глубоких структурных кризисов государство активно вмешивается в экономику. Осуществляется национализация многих отраслей промышленности, т.е. государство становится собственником.

На частный сектор государство оказывает воздействие политикой цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов и т.д.

Свою регулирующую роль, направленную на обеспечение полной занятости и предотвращение экономических кризисов государство пытается упрочить с помощью системы государственного регулирования. Наряду с этим государство осуществляет политику социальных услуг, которая включает социальное обеспечение, социальное страхование, пособия по безработице, болезни и старости, помощь матерям, социальную помощь больным, старикам, заботу о детях, здравоохранение, мероприятия и затраты в области жилищного строительства и т.д.

92.​ Теория правового государства: возникновение и становление. Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву. Концепция правового государства призвана определить сферу проявления свободы человека, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности. Суверенитет народа означает, что только народ – источник всей той власти, которой располагает государство. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти. Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это основа правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются очевидными неотрицаемыми истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции.

Идея правового государства была востребована в период буржуазно-демократических революций в Европе, завершивших период феодализма. правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.

93. Неокантианская политико-правовая философия (Р.Штаммлер). Приверженцы этого направления в философии полагали, что предмет познания тождествен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупность чисто понятийных отношений. Цель философствования – творческая работа по созиданию интеллектуальных объектов всякого рода и вместе с тем рефлексия, анализ такой работы. Мышление, данное в форме науки и ориентирующееся на нее, выступает законосообразным создателем социокультуры. В сфере юриспруденции ее сердцевину составляют теоретическое познание и право, наука и правовое (либеральное) государство. Он отвергает краеугольный марксистский тезис о первичности экономики, хозяйственной жизни и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. По мнению Штаммлера, юридические нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от государственной организации. Штаммлер проводит дифференциацию права в целом на справедливое и несправедливое. амому праву по его сути внутренне свойственно воление достигать объективно справедливого упорядочения социальной жизни, ему внутренне свойственно движение к социальному идеалу. Но оно (воление) никогда не останавливается окончательно в каком-то одном историческом пункте. Постоянно происходит изменение содержания, прежде считавшегося материально справедливым, «и человечеству суждено всегда вынашивать все лучшее и лучшее понимание того, что является справедливым по определенньм вопросам». Тем самым Штаммлер вводит в систему своих правовых воззрений принцип развития, воплощением которого выступает категория «естественного права с меняющимся содержанием».

 

95.​ Солидаризм (Дюги) и институционализм (Ориу). Солидаризм(социальная солидарность) — социально-политическое и экономическое идейное течение, которое вместо естественно-правовых конструкций прав человека указывает на развитие фактической связи и взаимозависимости людей в общественной жизни. Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Институционализм вырос на базе признания и своеобразного истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные общности, учреждения), такие как семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями интегративными, т.е. обеспечивающими сплочение общества в нацию-государство. При этом интегративная роль подобных коллективов выполняется ими вместе с выполнением более частных ролей, связанных с таким служением, которое выгодно им самим. Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Морис Ориу (1859–1929), который извечную проблему противоположения интересов индивида и государства истолковал в духе христианского коллективизма первых его веков, однако сделал это с некоторыми новациями, обусловленными современной социально-исторической ситуацией. Теория институции, понимаемой как учреждение, установление или же некая коллективность, отказалась от использования договорной теории (концептуального ядра либеральной теории) и от командноадминистративной законности социалистов и выдвинула ряд принципиально новых положений, которые получили затем весьма широкое популистское употребление. Отличительным признаком института он считал именно направляющую идею.

Институт - это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. Государство должно реализовывать идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.

 

96.​ Нормативизм (Кельзен). Кельзен исходит из того, что независимость науки от политики является общеизвестным положением. Под этим обычно подразумевают, что поиск истины, который образует существенную функцию науки, не должен быть подверженным влиянию политических интересов, которые преследуют задачу установления либо удержания определенного общественного порядка (строя) или какого-то общественного института. Политика есть искусство управления, можно сказать, практика регулирования общественного поведения людей. Политика в то же время есть некая функция воли, и как таковая она предстает в виде активности, предпосылкой которой является осознанное или неосознанное усвоение ценностей, реализация которых и составляет цель упомянутой активности.Наука в данном случае есть функция познания, ее целью является не управление, а объяснение. Ее независимость от политики подразумевает в конечном счете, что ученый не должен заранее склоняться в пользу какой-либо ценности; он должен, таким образом, ограничивать себя объяснением и описанием своего объекта и не обсуждать его с позиций добра или зла (пользы или вреда) и тем самым не заниматься выяснением, соответствует ли объект или не противоречит ли он заранее известной ценности. «Научные суждения есть вывод относительно реальности; они по определению своему являются объективными и независимыми от пожеланий и опасений субъекта, делающего определенный вывод, потому эти суждения являются верифицируемыми (проверяемыми) опытным путем. Они либо истинные, либо фальшивые. Ценностные суждения, однако, предстают субъективными по своему характеру, поскольку они базируются в конечном счете на личности оценивающего субъекта вообще и на эмоциональном элементе его сознательности в особенности» (Что такое справедливость?). После такого исходного положения Кельзен делает две оговорки. Принцип исключения ценностных суждений из сферы науки, по-видимому, требует поправки для того случая, когда речь идет не о том, является нечто истинным или нет, а о том, является ли оно плохим или хорошим. Кроме того, все сказанное до этого относится к области науки политики, а не к «политической» науке, поскольку последняя, будучи инструментом политики, совсем не наука, а лишь политическая идеология. Нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Предмет изучения теории права составляет законодательные нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Цель теории дать юристу, прежде всего судье, законодателю понимание и описание позитивного права их страны.

Государство по Кельзену, представляет собой систему отношений подчиненности и господства, т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качестве мотива для выступления других. Существо этих отношений состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. В этом качестве отношения господства и подчиненности относятся к сфере должного, что собой представляет и право. Следовательно государство есть относительно централизованный правопорядок.

Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке.

Он опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология и др) и науки о должном (этика, юриспруденция).

 

97.​ Социологическая юриспруденция (Эрлих, Паунд). Данное течение оформилось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Для социологической юриспруденции характерно акцентирование главного внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. В этой связи оказалось уместным древнее различение слова живого и слова мертвого, которое, будучи привнесенным в правовую жизнь и правовое общение, позволило сразу же произвести отличие законов, которые «гласят», от тех законов, которые «не гласят», или, в другой редакции, отличать «право в жизни» от «права в книгах». Согласно Концепции “свободного права” Эрлиха исходные начала самого права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и само государство. Право целиком, полагал Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеется существенное расхождение между правом, как оно выражено в законе и правом фактически действующим на практике. Делил право на живое и мёртвое. Суть нового подхода в социологии права была охарактеризована самим Паундом как «инструментальный прагматический подход» к изучению права, причем само право стало восприниматься преимущественно как «инструмент социального контроля». Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название «юридическая социальная инженерия», авторство которого также приписывается Паунду. Под правом в действии Паунд понимает три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни, доступные эмпирическому наблюдению и изучению,– правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или администрации. Цель права состоит в примирении и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований. Паунд составил весьма пространную таблицу этих интересов и увязал их с набором ценностей и постулатов современной цивилизации. Взятые все вместе, эти интересы и требования обеспечивают, должны обеспечивать «защиту интересов» с помощью права.Ценности и постулаты изображены Паундом как идеальные вечные начала. Согласно его обобщению, человек, находящийся в цивилизованном обществе, может и должен исходить как из данного, уже наличествующего, что он вправе пользоваться всем, что ему принадлежит в качестве созданных его собственными руками плодов (и в силу иных правомерных причин и обстоятельств), что все люди в его окружении будут в общении с ним поступать добросовестно и возвращать необоснованнополученное, что никто не будет совершать поступков, влекущих за собой повышенный риск для окружающих, и т.д. и т.п. Право – средство реализации социально значимых целей. Цель права – улаживание социальных конфликтов и достижение цивилизованных отношений между людьми

 

98.​ Теория «плюралистической демократии». Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социал-демократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали сущест­вовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Об­щество представляет собой совокупность социальных объедине­ний людей (страт), образующихся по различным признакам: воз­раст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и на­правляющие тем самым государственную политику. Таким обра­зом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» го­сударственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании учас­тия всех граждан в делах государственного управления. Идеологи плюрализма приходят к выводу, что в плюралистическом обществе государство выражает интересы всех классов и слоев.

 

 

99.​ Теория элит. Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образова­ние, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные.

Согласно теории элит, политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (народа). Первый, всегда малочисленный, он становится привилегированным классом, пользуется многочисленными выгодами и преимуществами материального и духовного характера. Он живет за счет управляемого класса, который составляет подавляющее большинство населения.

Властвующая элита состоит из следующих элементов:

1)экономическая элита - группа людей, которая контролирует главные экономические ресурсы общества;

2)военная элита;

3)бюрократическая элита - чиновники;

4) идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки;

5) политическая элита - руководители, членов правительства и т.д..

Для теории этил характерно: признание неизбежности элитарности любого общества;

рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами и получающих материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.

100.​ Технократические теории государства. Теория конвергенции. По мнению представителей технократической теории которыми были Веблен, Саймон, Белл и др., управлять обществом должны специалисты - управленцы, менеджеры. Т. е образованные люди. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Технократическая теория возвышает науку и технику как средство решения технократами всех проблем производственного, экономического, социального и политического развития общества. Технократическая теория противопоставляет работников умственного и физического труда друг другу.

Согласно Конвергенционной теории экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической системами постепенно сглаживаются, и что приведет, в конечном счете, к их слиянию. Представителями были Сорокин (США), Арон (Франция),и т.д. .

Одним из решающих факторов сближения двух социально-экономических систем К. т. считает технический прогресс и рост крупной промышленности. Представители К. т. указывают на укрупнение масштабов предприятий, повышение удельного веса промышленности в народном хозяйстве, возрастающее значение новых отраслей промышленности и прочее как на факторы, способствующие всё большему сходству систем.

Достоинства рыночного общества и трудности, возникающие при социализме, позволяли предложить уменьшение конфронтации между двумя социальными системами, увеличить порог доверия между политическими системами, добиться ослабления международной напряженности и уменьшения военного противостояния. Эти политические меры могли бы привести к объединению потенциала, который накопили страны капитализма и социализма, для совместного развития всей цивилизации Земли. Конвергенция могла бы осуществляться через экономику, политику, научное производство, духовную культуру и многие другие сферы социальной действительности.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!