Учение И. Канта о государстве и праве



Иммануил Кант был родоначальником классической немецкой философии.

Он считал что нормы права абсолютно независимы от законов общественных (общественной жизни) и что они совершенно отличаются от них так как представляют собой требования должного. Естественное право у Канта разделяется на частное и публичное. Частное - совокупность правовых отношений в так называемом естественном состоянии, где люди относятся друг к другу только как индивиды. Публичное - правовые отношения, существующие в государстве между гражданами. Осуществление права требует того, что бы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительно силой Без принудительной силы право не способно осуществлять свои функции.

 Государство по Канту- объединение множества людей, подчиненных правовыми законами, его необходимость обусловлена не с практическими, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями разума. По Канту государству необходимо опираться на право. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов может потерять доверие своих граждан. Кант разделяет следующие формы управления. Республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной. Деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.

Кант считал реально достижимым строем государства конституционную монархию.

 Идеалом организации государства для Канта служила система разделения властей.

 

Государственно-правовое учение И. Г. Фихте.

Учение Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Для Фихте материальный мир существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа. По Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание. Однако право базируется не на индивидуальной воле, а на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них. Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться единичная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, т. е. необходим единый договор. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Отдавал предпочтение республике. Он считал что во главе должен стоять народ, т.е. народ имеет право на любое изменение государственного строя.

 

Учение Гегеля о государстве и праве.

Право по Гегелю - это наличное бытие свободной воли. В гегелевской философии права - это понятие, которое употребляется в следующих основных значениях:

1) право как свобода (идея права);

2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);

3) право как закон (позитивное право).

Закон - это конкретная форма выражения права.

Тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды, учение о морали -умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть, учение о нравственности -семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право -это первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это абстрактное право свободной личности, т.е в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность.

Гегель различал гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество -сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) землевладельцы, дворяне и крестьяне;

2) промышленное (фабриканты, торговцы и ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Государство по Гегелю - высшая ступень развития нравственности. Он являлся сторонником существовавшего неравенства и считал, что личности могут быть равны только в юридическом отношении. Идеальная форма государства конституционная монархия с разделением властей.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!