Государственно-правовое учение Н.Макиавелли



 

Никколо Макиавелли (1469-1527) большой знаток античной литературы, дипломат и политик, вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (первое издание - 1532) и др. Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником которой он был. Отмечают также его пламенную любовь к отечеству. Введение самого термина stato, т. е. "государство", в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли, он выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в "Государе" преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами, то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть - право командовать государством по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, "где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством".

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьейлибо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Совершенно чуждо Макиавелли и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти. Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок. Военные и полицейско-охранительные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле - вот почти и все. В этом наборе нет, например, места предоставлению подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии. Завоевывать расположение народа - вот его задача. Ему надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ - он ввергается в пучину анархии, беспорядка.

Истоки разлада Макиавелли с гуманизмом лежат в трагическом несовпадении двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: "добро" - "зло" у первого, "польза" - "вред" у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали

44. Политические и правовые идеи Реформации. Воззрения на государство и право М.Лютера Т. Мюнцера, Ж. Кальвина.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути, религиозное (антикатолицизкое) по своей идеологической форме. Целями этого движения являлось: перестройка взаимоотношений церкви и государства, "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации. Это массовое движение против католической церкви получило название - РЕФОРМАЦИЯ. Главным очагом европейской реформации была Германия.
Начало Реформации положил профессор Виттенберского университета, доктор богословия - Мартин Лютер (1485-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви свои "95 тезисов" с протестом против продажи индульгенции (святые совершили столько святых поступков, что можно оставшиеся продавать церкви за "отпущение грехов".) Лютер был отлучен от церкви Римским Папой и подвергнут опале Германским императором, от смерти его спасла поддержка германских князей.
Учение Лютера о вере
Опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове Божем", "истинном Евангелие". Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды, делать взносы церкви, Лютер, ссылаясь на послание апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". Каждый верующий оправдывается лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви, только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от Пап и князей до последнего крестьянина) повиноваться рабски. Никто из людей не имеет превосходство над себе подобными: сир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.
Лютер утверждал то, что отношение к религии, - дело совести христианина; источник веры - священное писание, "чистое слово божие". В нем говориться: "Придут люди в черном и будут выдавать себя за Бога (монахи); говориться, что мы не носим у себя в поясе медь (деньги) т.е. там призыв к скромности церкви, а церковь богатеет, т.е. нарушается заповедь бога". Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное рассматривалось как человеческое установление, подлежащее оценки и критики.
Отношение Лютера к государству
Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Он, наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Однако утверждал, что властвует целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), для которого власть на привилегия, а бремя возложенное на него богом. Христианский "управитель должен считать себя слугой, а не господином народа".
Задача светской власти - регулирование отношений между людьми, наказание злых и охрана благих. Духовенство не является каким-то особым "чином", независимым от светской власти.
Соотношение естественного и божественного права
Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право (хотя естественное право в конечном счете производная от воли божьей), опирающейся на него, светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, и имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находиться, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.
Бюргерская реформа в Германии послужила сигналом к всеобщему движению крестьян и городских низов. Лютер перевел на немецкий язык Библию, и это был удар. Крестьяне не нашли в ней ничего об оброках и податях; они требовали возвращения к практике раннего христианства не только в церковной, но и в общественной жизни. Вспыхнула крестьянская война (1524-1526 гг.), которую подавили.
В лютеранство перешли часть городов Германии, скандинавских стран. После ряда решений договорились "чей князь, та и вер". Однако в 1529 г. католики добились на Шпэйерском съезде решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных. Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами. Борьба католиков и лютеранством на территории Германии завершилась Аугсбурсгким религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: "чья сторона, того и вера".
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) - второй крупный реформатор. Основал в Женеве новую церковь, опирающуюся на демократически-республиканские принципы. Основной труд: "Наставление в христианской вере" (1536 г.). В этой работе описывалась община верующих, управляемая выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и дьяконов.
Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека определена богом. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям, значит бог благоволит к ним.
Отсюда три черты Кальвинистов:
* · трудолюбие, прибыль в делах - признак предопределенности;
* · верность слову;
* личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).
Из идеи абсолютной предопределенности следовало, что благородство, происхождение и сословные привилегии феодалов не важны, ибо не ими обуславливаются предизбранность и спасение человека. Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практике. Вебер в своих работах утверждал, что от них пошел капитализм. В ХVI - ХVII вв. кальвенизм широко распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, в ее североамериканских колониях.
В ХVI в. - религиозные войны. На Реформацию церковь ответила контрреформацией. Были усилены преследования инакомыслящих в католических странах, реорганизована инквизиция, учрежден "Индекс запрещенных книг" (официальный список сочинений, чтение которых влечет отлучение от церкви, мирянам запрещалось читать святое писание.)
Создается орден иезуитов (1540 г.) испанским дворянином Игнацио Лойолой. В папской буле назван "боевой отряд воинствующей церкви".
Иезуиты оставались в миру, носили гражданские платья.
Основные принципы: строгое подчинение, централизм, духовный контроль. Истина в том, что говорит церковь. Иезуиты боролись с реформацией через правителей государств. Неугодных убивали. Возник даже спор, можно ли отравить монарха. Пришли к выводу - нет, так как отравленное вино он пьет сам, а это уже самоубийство (грех). Надо другими способами.
Иезуитская мораль - как любое действие подвести к вещей славе божьей. У них были самые оборудованные университеты. Интриги иезуитов вызывали негодование, они изгонялись из ряда стран, а их орден временами запрещался Ватиканом.
Вывод: Лютеранская реформация отвечала интересам бюргерства тем, что создала "дешевую церковь", князей - к ним перешли земли церкви и монастырей, укрепился княжеский абсолютизм. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви: протестантизм приняли в большей части Германия, Швейцария, Англии, Шотландии, Нидерландах и Скандинавии.

Кростьянско-плебейский лагерь, который возглавил ^ Томас Мюнцер (ок. 1490-1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.).

Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определённо изложены в “12-ти статьях” и в “Статейном письме”. Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нём, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание “Статейного письма”, вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было куда радикальнее. Авторы этого письма заявили, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в “христианский союз и братство”, сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В “христианском союзе и братстве”, который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение “общей пользе”. Поскольку “Статейное письмо” задачу учреждения такого союза связывало с народными массами, постольку вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке.

Мысль о том, что власть следует передать простому народу, шла, несомненно, от Т. Мюнцера, по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели и он движим общими интересами, стремится к “общей пользе”. Т. Мюнцер прорицал лютеровское понимание существовавшего светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов “гражданское единство” между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что М. Лютер, обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради поддержания “гражданского единства”, а в целях удовлетворения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то государство, которое сообразует своё бытие с общей целью мирового развития, целью всего сущего.

Для того, чтобы сбросить “безбожников с трона правления” и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придётся защищать власть общественного целого над эгоистическими социальными группировками.

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождём и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчётливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму) Т. Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле “царства Божьего” - общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.

 

 

 

45.​ Теория государственного суверенитета Ж. Бодена. сторонник и идеолог французского абсолютистского государства Жан Бо-ден (1530-1596), который выдвинул идею о государственном суверенитете. Политико-теоретические взгляды Ж. Бодена по интеллектуальному содержанию и историческому смыслу представляют собой прорыв к политико-правовой идеологии Нового времени.Свои социальные и политические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о республике" (1576). В соответствии с положениями "Политики" Аристотеля Ж. Боден считал основой государства семью. Государство представляет собой содружество, которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Ж. Боден признавал имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое.Государство он определял как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх — единственный, абсолютный источник права, суверенности.Разработка проблемы суверенитета государства является крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания. Ж. Боден выделял пять отличительных признаков суверенитета:• издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;• решение вопросов войны и мира;• назначение должностных лиц;• действие в качестве высшего суда (суда в последней инстанции);• помилование.Он убежденнейший сторонник действительно суверенной монархической власти. Отсюда вовсе не следует категорическое отрицание им отдельных элементов аристократических и демократических форм правления в условиях монархии. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают проявляться в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам. Такое государство Ж. Боден называл королевской монархией. Ж. Боден стремился к гармонической справедливости. Для него она заключалась в распределении наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия.

 

46.​ Политико-правовые идеи утопического социализма Т. Мора. Утопия — термин, предложенный Мором. Игра греческих слов в латинской транскрипции допускает два перевода: «несуществующая страна» или «благословенная страна» .Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства. В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет частной собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. С.х. работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы . Утопия — своеобразное объединение 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова — перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. Должностные лица в Утопии выборные. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэтому должностные лица избираются из среды ученых; по той же причине создаются специальные учреждения для координации производства и потребления в масштабах страны (общеутопийский сенат) . Утопия — государственно-организованное общество. Утопийцы живут не зная нужды; люди в Утопии пребывают в достатке. Однако достаток этот достигается весьма специфическим образом. Во-первых, принудительным привлечением к труду почти всех мужчин и женщин. Во-вторых (что очень важно заметить), сокращением потребностей, связанным с крайней невзыскательностью утопийцев. Парадоксальным представляется наличие в Утопии института рабства. В этой идеальной стране есть (и главное — должны быть) рабы, к тому же еще обязанные носить кандалы. Однако рабство, о котором идет речь в Утопии является достаточно суровым для преступников и более выгодным для государства, чем спешить убить виновных и немедленно устранить их. Труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь, а, с другой стороны, пример их отпугивает на более продолжительное время других от совершения подобного позорного деяния". Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках (хотя к самим войнам Мор относился отрицательно), и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи (чтобы воспитать общественное презрение к драгоценным металлам) . В целом, идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств: коллективная собственность; всеобщая обязательность труда; аскетический образ жизни; централизованное распределение произведенной продукции .При частной собственности, по мысли Мора, невозможны ни справедливость, ни общественное благополучие. В таких условиях каждый стремиться присвоить себе все что можно. Как бы ни было велико общественное богатство, оно попадает в руки не многих, удел остальных – нужда. Для установления справедливого порядка необходимо полное уничтожение частной собственности. В Утопии от физического труда свободны лишь граждане, занятые другой необходимой для общества деятельностью, и только до тех пор пока они несут признаваемые общеполезными обязанности .Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. " Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания. Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в "рабство". Основная мысль Мора сводится к тому, что принудительные работы — более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь. Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями преступников, но и несправедливым устройством общества.Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум и .Вплоть до французской буржуазной революции XVIII в. история не может отметить ни одного произведения равного «Утопии» по значению. Мор может быть с полным правом быть признан одним из родоначальников утопического социализма. Политическая и социальная литература знает мало произведений, которые имели бы такое длительное влияние, как «Утопия» Мора. В этой книге впервые сформулирован ряд положений, характерных для утопического социализма . 

 

47.​ Т. Кампанелла об утопическом «Городе солнца». При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством . В отличие от Мора Кампанелла в «Городе Солнца» прямо и открыто не занимается бичеванием неприемлемых для него социально-экономических и политико-юридических порядков. Их острая критика дается итальянским социалистом как бы «за кадром», в подтексте. На первый план он выставляет панораму жизнеустройства города-государства соляриев . Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада .Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в "Утопии", сказались казарменность и аскетизм, навеянные идеями Платона. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться. Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и "заведующие" каждой из них. К этим видам деятельности относятся, во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами. Венчает управленческую пирамиду верховный правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам . На посту верховного правителя Метафизик пребывает отнюдь не пожизненно, а лишь до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах, в способностях управлять государством. Коль скоро такой человек появился, Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу. Метафизик осуществляет верховную власть, опираясь на трех высших своих советников, правителей: Мощь, Мудрость, Любовь. Эти четверо — единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения которых между собой народ не оказывает влияния. Остальные начальники и должностные лица прежде чем попасть на тот или иной официальный пост проходят процедуру избрания . В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку. Кампанелла утверждал, что порядки, изображенные им в городе солнца, наиболее соответствуют естественному праву, природе человека. Согласно естественному праву, все является общим. Частная собственность и себялюбие противоречат моральному требованию любви к ближнему. Богатство и бедность, эти главные недостатки человеческих обществ, создают все пороки. Жадность – корень всех зол. Общинный строй «Города Солнца», устраняя все пороки, вызываемые себялюбием, заменяет их любовью к общине. Все страстно желают такой организации государства, заявляет Кампанелла; все мечтают о таком порядке как о «золотом веке». Если он до сих пор нигде не осуществлен, то причина этого- злонамеренности государей, подчиняющих государство своему произволу. В "Городе Солнца", где нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами. планомерно обучают и воспитывают членов общины, заботятся о состоянии их духа. Значительную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение .

 

48.​ Общая характеристика юридического мировоззрения XVII в. В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время. Новый стиль философствования, где бы его не применяли - в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Новации шли рука об руку с ясными и разумными началами познания. Показательна в этом смысле выработка нововременного юридического мировоззрения. В отличие от своих античных и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждой личности. На первый взгляд, идея юридического равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, богатством, умственными и физическими возможностями, кажется чуть ли не абсурдной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рождению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родится больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди равны по своим возможностям, но и это не подтверждается практикой. Тем не менее положение о юридическом равноправии было принято и имело в деле становления демократического и справедливого общества важнейшее значение.

 

49.​ Государственно-правовые взгляды Г.Гроция. Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей ранне-буржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Его основной труд – это фундаментальное произведение «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в таких его работах, как трактат «О праве добычи» (его часть под названием «Свободное море, или О праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией» была опубликована в 1609 г.), «О древности и строе Батавской республики» (1610), «Введение в изучение права Голландии» (1631) и др.1) по Гроцию, предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.2) в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т.е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления зменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы, поэтому в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю».3)С ущественное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума». Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Источником этого права в собственном смысле является сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность). Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т.е. формы волеустановленного права) являются правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречат разумной человеческой природе и естественному праву.4) сам бог, согласно концепции Гроция, законодательствует в соответствии с принципом естественно-правовой справедливости.5) Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права.6) в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность – лишь как повод.7) «Государство же,– подчеркивал Гроций,– есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.8) Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государство в целом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц– сообразно законам и нравам того или иного народа.9) Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения. Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании, так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления.10) Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом,РАЗЛИЧАЛ ВОЙНЫ справедливые и несправедливые.

 

50.​ Политико-правовое учение Б. Спинозы. Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677 гг.) в работах «Богословско-политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим методом», «Политический трактат» развивает рационализм в познании государства и права.Как и Гроций, Спиноза рассматривает вопрос о естественном праве и государстве. Он считает, что вся природа, частью которой является че­ловек, существует на основе естественного права, т. е. законов и правил ее развития. Стремясь освободить политику от схоластики, метафизики, морализаторства, субъективных оценок, Спиноза отождествляет госу­дарство и право с частицами природы, которые развиваются по законам природы. В связи с этим подходом государство, право, политика пред­ставляют собой систему естественных сил, входящих в механизм мироздания.Спиноза признает, что все существующее в природе существует по необходимости. Так, естественное право — необходимость, отражаю­щая существование природы в целом или какой-либо ее части.Высший закон природы — в борьбе отдельных сил, в стремлении каждого к самосохранению. В естественном состоянии это недостижимо. В отличие от Гуго Гроция, который считал источником права чело­веческий разум, воплощающий мудрость и благонравие, Бенедикт Спи­ноза, напротив, полагал, что природа права коренится преимущественно в разнообразных влечениях и страстях людей, поскольку человек по сво ей природе существо эгоистичное и корыстолюбивое. Реальное содер­жание и объем естественных прав людей зависят от их умственного и физического уровня, из чего следует, что существует угроза истребле­ния людей. Выходом из этого положения является переход к обществу и государству через общий договор.Происхождение государства и права обусловлено двумя факторами:1)природой человека, в основе которой лежит противоречие между ра­зумом индивида и его влечениями и страстями;2)общественным разделением труда.Государство и право, по мнению Спинозы, создаются не только для обуздания индивидуального своеволия и пассивных страстей, побуждаю­щих человека к неразумным поступкам. Их главным назначением являет­ся обеспечение безопасности и самосохранение индивида, гарантии его подлинной свободы и могущества.Особенность договорной концепции Бенедикта Спинозы состоит в том, что естественное право не отменяется государством, так как в лю­бом случае человек действует по своей природе, движет ли им польза, надежда или страх. Существенное заключается в том, что высшим естественным правом признается государство. Именно верховная госу­дарственная власть становится источником закона — частного граждан­ского права — для всех граждан. Гражданские права — это часть есте­ственных прав, которые сохранило государство. Каждый закон, имея в той или иной степени естественную природу, опирается на силу.Самой разумной, а, следовательно, лучшей формой правления Спиноза считал демократическую республику.Демократия — это «народная форма верховной власти», которая опирается на согласие подданных и правит ими только с помощью ра­зумных законов.Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей.Кроме того, отличие демократии состоит в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе. Спиноза катего­рично выступает против концентрации власти в руках одного человека, так как это делает всех остальных граждан бесправными, ставит их в си­туацию зависимости от прихоти властелина.Таким образом, государство не должно нарушать грань между поступками, подкрепляющими его авторитет, и действиями, подрываю­щими его: государство должно поступать согласно природе, принципу самосохранения.Спиноза полагал, что межгосударственные отношения строятся на взаимоотношениях государств, находящихся в естественном состоянии, когда каждое из этих государств по отношению к другому является вра­гом. Право войны принадлежит любому государству, право мира — по крайней мере, двум. Война должна вестись только в целях мира, проч­ность которого он видел в сотрудничестве государств.

 

51.​ Теория государства и права Т. Гоббса. Томас Гоббс (1588—1679 гг.). С одной стороны, он был близок к роялистским кру­гам, с другой — выступал за правовой характер верховной власти. Основными его трудами являлись «Философское начало учения о гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть го­сударства церковного и гражданского» (1651 г.).Томас Гоббс занимался развитием договорной теории происхожде­ния государства. Гоббс различал догосударственное (естественное) со­стояние и государственное, т. е. гражданское состояние.В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом. Естественное состояние — это состояние войны всех против всех, состоя­ние постоянного страха за свою жизнь. Требовалась сила, которая могла бы преодолеть такое состояние и обеспечить безопасность в обществе. Такой силой явилось государство, возникновение которого Гоббс связы­вает с общественным договором между людьми. Они передают государ­ству свои естественные права в целях самосохранения. Каждый человек доверял носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчинялся носителю этой власти.Государство представлялось Гоббсу искусственным человеком огромных размеров — Левиафаном.Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым: — верховная власть — душа;___ магистраты — суставы;награда и наказание — нервы;благосостояние и богатство частных лиц — сила; безопасность народа — занятие;справедливость и законы — искусственный разум и воля;гражданский мир — здоровье;смута — болезнь;гражданская война —- смерть.Гоббс различал три формы государства: если верховная власть при­надлежит одному человеку, то это монархия; если собранию всех, кто хочет участвовать во власти, то это — демократия; если собранию лишь части граждан, то это — аристократия. Предпочтение он отдает абсо­лютной монархии. Неслучайно поэтому он использует термин «поддан­ный», а не «гражданин».Под правом Гоббс понимал «правила нравственных поступков», ко­торые являются для индивидов обязательными.Сущность права Томас Гоббс выводил из природы человека, в кото­рой заложено стремление к богатству, любовь к славе, инстинкт само­сохранения. Природа устроена так, что каждый индивид преследует в своей деятельности лишь собственные эгоистические интересы.Природному состоянию «войны всех против всех» соответствуют естест­венная свобода и естественное право, где каждый имеет право на все.Естественное право, по Гоббсу, есть свобода каждого человека ис­пользовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохране­ния своей собственной природы.Томас Гоббс сформулировал 19 естественных законов, на основе которых люди взаимодействуют в гражданском состоянии. Основными из этих законов являются три первых. Первый (фундаментальный) закон гла­сит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Второй закон: отказ каждого от своих прав в той мере, в какой это требуют интересы ми­ра и самозащиты. Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения или же последние не будут иметь никакого значения. Это — источник и начало справедливости.Кроме этого, он сформулировал еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, раскрывающих одно общее правило: не делай друго­му того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.Однако естественные законы сами по себе к исполнению необяза­тельны, ибо они есть свобода что-либо делать или не делать. Необхо­димая сила (позитивный закон) — предписание делать или, наоборот, не делать чего-либо. Эта сила способна жестко лимитировать право каждого решать, что кому принадлежит, что является правом, а что им Не является. Необходимо заметить, что Гоббс различал понятия «право» и «закон». Если сущность права состоит в свободе делать или не делать чего-либо, то сущность закона выражаемся в предписании и обязанности что-либо де­лать или не делать.Кроме того, понятие «право» шире понятия «закон». Право включа­ет в себя:1)естественные (моральные) законы, т. е. предписания естественного разума, обращенные к сознанию, чувству долга индивида и не опи­рающиеся на принуждение;2)гражданские законы, т. е. приказы суверена, которые основаны на принуждении верховной власти и которым необходимо повиноваться.Томас Гоббс отстаивал идею единства государства и права, власти и закона, которое необходимо для достижения мира и согласия в граж­данском обществе.

 

52.​ Политико-правовые идеи индепендентов. Джон Мильтон (XVII в.) – основоположником учения индепендентов. Его политико-правовые взгляды изложены в памфлете «Защита английского народа» (сер. XVII в.).Из естественно-правовой концепции Дж. Мильтон делает вывод о допустимости революции. Королевская власть в государстве нужна для защиты мира. Чтобы ограничить произвол королей и их сановников, над ними существуют законы. Власть дана королю народом в порядке поручения. Король отчитывается перед Богом и перед народом. Дж. Мильтон настаивает на возможности низложения монарха, не выполняющего ϲʙᴏи функции и нарушающего законы (концепция народного суверенитета). Народ, обладающий политическими правами и суверенитетом – не толпа, а исключительно лучшие люди, по϶ᴛᴏму необходима система избирательных цензов. Дж. Мильтон провозглашал и выступал за ϲʙᴏбоду мысли, ϲʙᴏбоду слова, ϲʙᴏбоду вероисповедания.

 

53.​ Учение о государстве и праве партии левеллеров. Дж. Лилберн. Джон Лильберн (нач. – сер. XVII в.) – идеолог левеллеров (уравнителей) – наиболее радикальной группировки в английской буржуазной революции. Его труд «Народное соглашение», кᴏᴛᴏᴩый являлся программой действия левеллеров, также называют республиканской конституцией Англии.Левеллеры провозглашали естественные права и ϲʙᴏбоды личности: право собственности, ϲʙᴏбода совести, ϲʙᴏбода печати, ϲʙᴏбода промышленной и торговой деятельности, равенство всех перед законом и судом. Никакие власти и никакие органы не полномочны отменять либо изымать данные естественные права и ϲʙᴏбоды, т.к. они существуют раньше и стоят выше позитивного закона.Лильберн выступал за ликвидацию палаты лордов в английском парламенте, реорганизацию палаты общин. Должностные лица должны быть подотчетны парламенту (представленному только палатой общин). В основе государственной власти – общественный договор, кᴏᴛᴏᴩым учреждается правительство (государство). Лильберн выступал за всеобщее избирательное право для всех англичан. В основу механизма формирования органов государственной власти кладется принцип народного суверенитета.

 

54.​ Движение диггеров о государстве и праве. Дж.Уинстэнли. Отметим, что теоретиком и идеологом диггеров («истинных левеллеров») был Джерард Уинстэнли (нач. – сер. XVII в.), его работы – «Новый закон справедливости», «Закон ϲʙᴏбоды». Уинстэнли утверждал, что каждый человек должен иметь столько земли, сколько способен обработать. Уинстэнли сформулировал понятие ϲʙᴏбоды, обозначив ее через ϲʙᴏбодное пользование землей. Уинстэнли за отмену частной собственности, торговли, денег, имущественного неравенства. Все необходимое для жизни люди будут брать из общественных складов. Все будут равны. Стоит сказать, для осуществления программы диггеров необходима революция, после чего – переходный период (от частной собственности к общности имущества). В парламенте должны заседать малоимущие и неимущие граждане, его депутаты должны переизбираться ежегодно: крайне важно всеобщее избирательное право для всех мужчин-англичан. Принятые законы должны обсуждаться народом, кᴏᴛᴏᴩый вправе их отклонить. Должностные лица переизбираются ежегодно.

 

55.​ Государственно-правовое учение Дж. Локка. Основным трудом Джона Локка (XVII в.) будет «Два трактата о государственном правлении» (1689-1690). Дж. Локк был последователем естественно-правовой теории. Стоит заметить, что он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состояния Дж. Локк называл ϲʙᴏбоду и равенство. В отличие от Т. Гоббса Дж. Локк не считал естественное состояние войной «всех против всех».Собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает ϲʙᴏбоду на действия, ϲʙᴏбоду на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по отношению к ϲʙᴏим подданным как бы остается в естественном состоянии.Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей: нужно различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную). Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной. Отметим, что каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная – парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная – монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не будут равноправными.Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и с ограничениями. Парламент не может покушаться на частную собственность граждан; не должен заседать постоянно, ɥᴛᴏбы не узурпировать всю полноту власти. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство (кабинет). Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Стоит заметить, что он созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы, утверждает законопроекты, обладая при ϶ᴛᴏм правом вето. Монарх имеет право смягчить силу закона, если последний может причинить вред народу. Со ϲʙᴏей стороны народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего ϲʙᴏими прерогативами. В обществе люди вынуждены частично отказаться от ϲʙᴏей природной ϲʙᴏбоды. Гарантом естественных прав и ϲʙᴏбод будет государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от ϲʙᴏих естественных прав и ϲʙᴏбод, передают их обществу в целом.Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии, либерализма, естественно-правовой концепции в теоретическом правоведении.

 

Школа Естественного Права.

Начало развитию политико-правовой мысли Нового времени было положено в XVII в. прежде всего в Голландии и Англии. Здесь, в борьбе с абсолютизмом, упрочилась свобода, а вследствие этого политическая мысль могла получить более глубокое и многостороннее развитие. Развитие капиталистических отношений, переход к новому общественному строю требовал изменения подхода к рассмотрению политико-правовых проблем.

Именно в это время начинается теоретическое оформление идеи правового государства. Необходимая методологическая база для этого была создана школой естественного права, ярчайшими представителями которой являются Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Т. Гоббс и Д. Локк в Англии. В рамках школы естественного права были разработаны категории естественного состояния, общественного договора, разделения властей, заложен теоретический фундамент концепции народного суверенитета. Но центральное место, разумеется, принадлежит учению о естественном праве.

Под естественным правом здесь понимается совокупность основополагающих принципов и прав, вытекающих из самой природы человека и не зависящих от социальных условий.

Сам по себе термин «естественное право» неразрывно связан с чрезвычайной популярностью естественных наук в Новое время и с тем, что естественнонаучная методология становится базой и для общественных наук. В поисках оснований для новых представлений о праве и политике мыслители обращаются к природе, уходя с религиозных позиций. В этом смысле «естественное право» противопоставляется «божественному праву».

Категория естественного права как права, стоящего выше государственного волеизъявления, позволяет в юридическом смысле оправдать грядущие буржуазные революции и легитимировать власть в буржуазных государствах Нового времени. Кроме того, здесь естественное право позволяет подчеркнуть противопоставление нового буржуазного права феодальному произволу, который также именовался правом.

Также неразрывна связь категории естественного права с требованием формального равенства: «естественное право» подчеркивает переход к новой структуре общества в европейских странах. Теперь любое существо, обладающее биологическими признаками человека, признается человеком в социальном смысле. Биологический человек больше не является объектом права.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!