Часть седьмая, эклектическая и интегративная



Глава 14. Мультимодальное консультирование

Тезисы

Мультимодальное консультирование — технически эклектический подход, который использует диапазон техник, выбранных скорее на основе эмпирических данных и потребностей клиентов, чем по теоретической склонности.

Физиологически люди имеют различные пороги толерантности к отрицательным симптомам типа боли, фрустрации и стресса. Человеческую личность можно разделить на семь дискретных, но все же взаимодействующих измерений, которые образуют акроним* BASIC I.D.: behavior — поведение, affect — аффект, sensation — ощущения (восприятие), imagery — представления (мысленные образы), cognition — когниции, interpersonal — межличностные отношения; и drugs/biology — наркотическая, лекарственная и иные биологические зависимости/биология (русский вариант акронима: ПАПОК М.Н. — поведение, аффект, представления, ощущения, когниции, межличностные отношения и наркотические и иные биологические зависимости/биология)*. Люди склонны реагировать на ситуации согласно своим предпочитаемым модальностям.

Мультимодальное консультирование не лишено теоретический основы и в общих чертах базируется на социально-когнитивной теории научения, не будучи ею скованным. За приобретением и сохранением многих эмоциональных проблем стоит неправильная и отсутствующая информация. Значительная часть научения происходит через бессознательные процессы. Путем социального научения люди приобретают защитные реакции. Личности людей приобретаются и сохраняются через взаимодействие генетического фонда, социального научения и влияний окружающей среды.

Цели мультимодального консультирования приспособлены к основанным на ПАПОК М.Н. потребностям индивидуальных клиентов, хотя иногда полный анализ всех семи модальностей не нужен.

Консультант — “подлинный хамелеон”, изменяющий стиль отношений консультирования, чтобы обеспечить “высокое качество точно по мерке” для индивидуальных клиентов. Выстраивая связи, консультанты сознательно настраиваются на предпочтительные модальности клиентов, прежде чем переходить к другим модальностям.

Часто на основе начальных собеседований и ответов клиентов на Мультимодальный анкетный опрос по истории жизни (Multimodal Life History Questionnaire) мультимодальные консультанты составляют профили модальности. Профили модальности — это таблицы ПАПОК М.Н., перечисляющие проблемы и воздействия в пределах каждой модальности. Структурные профили иллюстрируют, как клиенты видят себя в каждом измерении ПАПОК М.Н.

Отслеживание относится к тому, в каком порядке клиенты располагают модальности, когда они порождают специфические отрицательные эмоции, например ощущения могут “воспламенить” (“запустить”) когниции. Когда в лечении возникают тупики, консультанты могут выполнить анализ ПАПОК М.Н. второго порядка, делающий возможным более детальный обзор каждого аспекта в области проблемы, оказавшейся трудной.

При выборе техник мультимодальные консультанты уделяют большое внимание эмпирическим данным. Консультанты начинают с наиболее логических и очевидных техник. Они пытаются применять техники, принимающие во внимание “уникальные характерные черты” клиентов. Рассматриваются основные мультимодальные техники для каждой из семи модальностей.

ПАПОК М.Н. обеспечивает структуру для оценивания (анализа) успехов клиента. Помимо индивидуального консультирования, другие виды применения мультимодального консультирования включают в себя работу с супружескими парами, групповую работу и обучение родителей.

Введение

Мультимодальное консультирование — подход, развитый Арнольдом А. Лазарусом, клиническим психологом, в ответ на ограничения традиционного поведенческого консультирования. Он пишет: “Мультимодальная ориентация превосходит поведенческую традицию, добавляя уникальные процедуры оценки и обращаясь с большой глубиной и детально с сенсорными, образными, когнитивными и межличностными факторами и результатами их взаимодействия” (Lazarus, 1989a, p. 503). Потребности клиентов часто обслуживаются лучше, если консультанты работают мультимодально, а не одномодально или бимодально. При выборе большинства соответствующих техник лечения для специфических клиентов с их уникальными психологическими профилями и обстоятельствами мультимодальное консультирование интенсивно опирается на мультимодальный анализ. Лазарус замечает относительно термина “мультимодальная терапия”: “Возможно, лучше было бы назвать это “мультимодальным анализом и всесторонней психотерапией” или чем-то вроде того” (Dryden, 1991, p. 107).

Арнольд А. Лазарус

27 января 1932 года в Иоганнесбурге, Южная Африка, родился Арнольд Лазарус, самый младший из четырех детей. Его отец управлял маленьким розничным бизнесом. К моменту его рождения двум сестрам было 14 и 17 лет, а брату было 8 лет. Лазарус рос, ощущая, что его, как самого молодого члена семьи “типично игнорировали, и мое мнение считалось неважным” (Dryden, 1991, p. 101). Это способствовало тому, что он чувствовал себя застенчивым, неполноценным и сверхчувствительным. Лазарус был “тощим ребенком, над которым много измывались” (Dryden, 1991, p. 1), и в результате он потратил много времени на свое телосложение. Он проявил ранний интерес к писательской деятельности и, будучи еще подростком, имел опубликованные в местных газетах рассказы. Он также был помощником редактора Южноафриканского журнала по бодибилдингу. Когда Лазарус вырос, он расширил свой опыт: посещал несколько средних школ, проводил время на ферме, работал в универмаге и продавал дома.

Лазарус поступил в университет с целью стать журналистом и писателем. Однако, обнаружив, что может стать психотерапевтом без формального медицинского образования, он серьезно заинтересовался психологией и психотерапией. В 1956 году Лазарус получил степень бакалавра гуманитарных наук по психологии и социологии. За этим последовали в 1957 году диплом с отличием бакалавра гуманитарных наук по психологии и степень магистра гуманитарных наук по экспериментальной психологии, а в 1960 году степень доктора философии по клинической психологии, все степени присуждены университетом Витватерстранд в Иоганнесбурге. В его исследовании на соискание степени доктора философии “Новые групповые методы в лечении фобических состояний” использовалась групповая систематическая десенсибилизация. Джозеф Вольпе был председателем диссертационного комитета.

Профессиональная история Лазаруса началась должностью частично занятого психолога в 1958-1959 гг. в Обществе психического здоровья в Иоганнесбурге. С 1959 по 1963 годы и с 1964 по 1966 годы он занимался частной практикой, а также был частично занятым лектором в Витватерстрандской Медицинской Школе. Альберт Бандура на основе высокой оценки результатов докторской диссертации Лазаруса в “Journal of Abnormal and Social Psychology” (Журнале аномальной и социальной психологии) (Lazarus, 1961) пригласил его в Стэнфордский университет, где он был приглашенным помощником профессора на факультете психологии в 1963-4 гг. Испытывая неловкость из-за связанной с апартеидом политической ситуации в Южной Африке, в 1966 году Лазарус с семьей возвратился в Соединенные Штаты, где в 1976 году стал натурализованным американским гражданином. С 1966 по 1967 год Лазарус руководил Институтом поведения в Саусалито, штат Калифорния. С 1967 по 1970 год он был профессором психологии в отделе поведенческой науки в Медицинской школе Темпльского университета в Филадельфии. Джозеф Вольпе, его прежний инспектор, также был в Темпльском университете, но у них с Лазарусом произошла язвительная ссора, когда Вольпе посчитал взгляды Лазаруса относительно расширения поведенческой терапии путем включения когниции и “технической эклектики” еретическими и угрожающими тому, что он завещал как основу.

С 1970 по 1972 год Лазарус был приглашенным профессором и директором Клинического обучения на кафедре психологии Йельского университета. В году он перешел в Рутгерский университет в Нью-Джерси, где с 1972 года руководил факультетом психологии, а с 1974 года и далее был ведущим профессором в аспирантуре прикладной и профессиональной психологии. Лазарус занимал многочисленные должности консультанта и посты в редакционных советах. Его профессиональные награды включают “Награду за выдающуюся службу профессиональной психологии” Американского совета профессиональной психологии в 1982 году и награду Выдающемуся психологу отделения психотерапии Американской Психологической Ассоциации в 1992 году.

Ранний интерес Лазаруса к писательской деятельности не ослабел. Он опубликовал многочисленные журнальные статьи и книжные главы. Его книги включают в себя: Behavior Therapy Techniques (совместно с Джозефом Вольпе) (Техники поведенческой терапии), Behavior Therapy and Beyond (Поведенческая терапия и за ее пределами) , Clinical Behavior Therapy (в качестве редактора и соавтора) (Клиническая поведенческая терапия), Multimodal Behavior Therapy (с 11 соавторами) (Мультимодальная поведенческая терапия), In the Mind' s Eye: The Power of Imagery for Personal Enrichment (Глазами сознания: Сила образов для обогащения личности), Marital Myths (Брачные мифы), Don' t Believe It for a Minute! (совместно с Клиффордом Лазарусом и Алиеном Фэем) (Не верь этому ни минуты!) и The Practice of Multimodal Therapy (совместно с Джозефом Вольпе) (Практика мультимодальной терапии).

Лазарус ценит свою человеческую основу и работает, чтобы жить. В 1956 году он женился на Дафне, а в 1959 году родилась их дочь Линда, за которой в 1961 году последовал сын Клиффорд. Его приоритеты: во-первых, жена и семья; во-вторых, содержательная дружба и стремление к развлечениям (игры, музыка, теннис и т.д.) и, в-третьих, работа. Под работой он подразумевает интеллектуальную стимуляцию, социальный вклад и экономическое выживание. Будь у него вторая жизнь, как он мечтает, он хотел бы руководить и создавать кинофильмы, как Стивен Спилберг. Вопрос, который Лазарус всегда задает, когда кто-то умирает: “Достаточно ли развлекался этот человек на этой земле?” (Dryden, 1991, p. 14). Если нет, он чувствует, что они потратили жизнь впустую.

Что касается его профессиональной работы, Лазарус упоминает о трех вкладах: во-первых, демонстрация того, что поведенческое консультирование может быть более гуманистическим; во-вторых, вслед за Эллисом, расширение горизонтов поведенческого консультирования путем включения когниций и, в-третьих, развитие “все более широкой и более систематической структуры в моих работах о мультимодальных методах” (Dryden, 1991, p. 112). Сын Лазаруса Клиффорд является клиническим психологом, и его гордый отец теперь извлекает “бесконечно больше удовольствия из помощи росту его идей, чем от повторения моих собственных” (Dryden, 1991, p. 113).

Основные положения

Технический эклектизм

Эклектизм — это не единичная конструкция (Lazarus, 1989b). На самом деле существует много различных видов эклектизма. Лазарус различает несистематический эклектизм, где консультанты не испытывают необходимость ни в логически последовательном объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых ими техник, и систематический (технический) эклектизм, где консультанты руководствуются предпочитаемой теорией, но также привлекают техники других ориентаций. Теория социального и когнитивного научения Бандуры является главной предпочитаемой теорией для мультимодальных консультантов (Lazarus, 1989b, 1992, 1993b).

Лазарус проводит различие между теоретическим и техническим эклектизмом. В отличие от их теоретически эклектичных коллег, технически эклектичные консультанты “пользуются процедурами из различных источников без обязательного согласия с теориями или дисциплинами, которые породили их” (Lazarus, 1989a, p. 503). Систематические технические эклектики ни выбирают техники, которые, по их ощущению, являются “правильными”, ни перепрыгивают от теории к теории. Лазарус пишет: “Критерий технического эклектизма — использование предписывающего лечения, основанного на эмпирических данных и потребности клиента, а не на теоретическом и личном предрасположении” (Lazarus, 1989b, p. 252). Технические эклектики главным образом используют когнитивно-поведенческих идеи и техники. Кроме того, они могут обращаться к адлерианской, роджерианской, эриксонианской школам, к школам психодрамы, гештальта, реальности и трансактного анализа, но не превращаются в сторонников любой из этих разнообразных теорий. Они расценивают как избыточный багаж бесполезное дополнение или умножение объяснительных принципов.

В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют техники из различных источников, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. Лазарус рассматривает технический эклектизм как шаг к возможному интеграционизму. Однако он настаивает на осмотрительности при продвижении к интеграционизму. Существует опасность поверхностного слияния теоретических принципов, которые являются внутренне несовместимыми (Lazarus et al., 1992). Кроме того, консультанты могут оказаться более усердными в наклеивании теоретических ярлыков к тому, что они делают, чем в точном формулировании того, что они делают с каждым клиентом, и как они выбирают то, что делают.

Пороговые уровни

Физиологически люди реагируют на разнообразие пробуждающих стимулов путем различающихся и характерных моделей деятельности автономной нервной системы. Лазарус (Lazarus, 1989a) использует термин “порог” (пороговый уровень), чтобы описать различающиеся способности людей переносить отрицательные стимулы. Люди врожденно отличаются по способностям терпеть боль, фрустрацию и стресс. Люди, чья автономная нервная система устойчива, менее склонны к тревоге, чем те, чьи автономные реакции неустойчивы. Врожденные пороги могут ограничивать эффективность психологических воздействий. Лазарус приводит пример ограничений гипноза и других психологических методов в отношении человека с чрезвычайно низкой терпимостью к боли. В то время как их терпимость к боли можно повысить, их врожденная тенденция чрезмерно реагировать на болевые стимулы сохраняется.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!