Глава 4. Предназначение денег



Антон Ю. Свириденко

Природа денег

 

«Антон Свириденко Природа денег»: ООО «Написано пером»; СПб; 2014

ISBN 978‑5‑00071‑162‑0

 

Аннотация

 

Данная книга посвящена новым, революционным аспектам природы денег. В ней раскрываются некоторые их неизвестные способности и особенности. Есть они или их нет? Что скрывается за бумагой или записью на счете? Когда вы пытаетесь раскрутить цепочку вдаль, видно ли там что‑нибудь? Вы очень многого не знаете, когда каждый день покупаете продукты или платите за кредит. Автор предлагает абсолютно неожиданный взгляд на деньги и денежную систему. В книге даются отнюдь неоднозначные ответы на эти вопросы и открываются неожиданные стороны денег, которые помогут Вам открыть мотивы Ваших действий, а может быть и путь к себе. Или может быть, Вы проникнете глубже, в тайны человеческой природы и отношений.

Вы думали, откуда они появляются и почему Вы должны следовать их логике? Каждый день Вы следуете логике, но знаете ли Вы ее источник. Сбросьте с себя оковы непонимания и знайте лучше то, что Вы делаете.

 

Антон Свириденко

Природа денег

 

Моему отцу посвящается

 

© А. Свириденко, 2014

© ООО «Написано пером», 2014

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес, 2014

 

Предисловие

 

Один аргентинский писатель предложил писать книгу не поочередно, а в разрыв, разными кусками, чтобы потом читатель мог попытаться собрать ее в одно целое, как головоломку, кубик Рубика.

Дело ли это случая, или так вышло осмысленно, но мы пропутешествуем также по денежной системе, погружаясь в разные ее части, чтобы потом составить о ней свое единое мнение.

Как загадочен мир денег, не правда ли? Часто мы хотим прорваться сквозь их дебри, но не всегда хватает времени и усилий. А ведь какие большие вещи решаются в недрах денежного мира, в том числе и персонально для многих! Не будет ли Вам интересно погрузиться в эту глубину?

Наблюдая за экономическими процессами, мы часто осознаем, что существующих определений и понятий, даже при обладании специальным образованием, нам недостаточно. Почему экономические процессы ведут в ту или иную сторону, почему одни люди имеют к ним доступ, а другие нет?

Удовлетворяют ли нас те определения, которые нам даны? Не нужно ли поискать более полные понятия. Не скрыты ли от нас главные шестерни часового механизма?

А есть ли деньги, или их нет? Некоторые изыскания мы представим на суд публики.

Они появились не сразу, за несколько лет, за это время изменились экономические процессы и расклад сил на мировой экономической арене. Однако прежнее осталось неизменным: характер побуждающих нас к действию и скрепляющих экономические процессы факторов остался таким же необъясненным.

Пусть люди знают, что на самом деле ими движет.

 

Глава 1. Современный мир

 

Для современного мира характерна ситуация, когда быстрые изменения приводят к трансформации форм общественной жизни. Использование старых инструментов при этом оставляет разрыв между потребностями сегодняшнего дня и существовавшими ранее формами.

Многие устоявшиеся ориентиры становятся неуместными и отправляются в тартар, в то же время заменить их не так просто. Одновременно, нам часто трудно судить о тех или иных событиях в мире, можно иногда лишь приоткрывать завесу.

Человечество – это единый большой организм, многие части которого взаимосвязаны. Не всегда принципы этой взаимосвязи видны, а знание этих принципов могло бы быть полезным для многих.

Деньги – это то, что часто управляет человеком и направляет его деятельность, однако он сам не всегда в состоянии понять это.

Поэтому, нисколько не настаивая на погружение в теорию и в мои измышления, я просто излагаю их для того, чтобы те, кому это интересно, мог использовать их как самую простую базу для своей ежедневной жизнедеятельности и построения личных моделей.

Мировое население превышает знакомые для Земли уровни. Границы потребления снова меняются. Ориентиры и приоритеты, которые были расставлены разными системами, переживают коренную трансформацию. Мир преобразуется. Однако во что он преобразуется? Это неизвестно подчас и тем, кто считает себя архитекторами процесса. Нет нового ориентира, растущее потребление неспособно быть поддержано существующей системой. Очевидно, что при меньшем потреблении и меньшем населении или бо́льших пространствах вкупе с современными технологиями современный мир мог бы жить весьма плодотворно. В то же время, количество населения из гуманных соображений и просто из соображений принадлежности к одному роду целесообразно поддерживать естественными процессами, не привязывая количество населения к количеству ресурсов.

Этот определенный дискомфорт, который образуется по вине экономических процессов, и, как результат, сказывается на ожидании от жизни, заставляет думать о текущей ситуации и путях ее изменения.

В то же время, нельзя сказать, что Земля сталкивается с этим впервые. На определенных рубежах развития, при определенном технологическом укладе перед Землей уже вставали вопросы выбора траектории дальнейшего развития.

В той ситуации, которая сложилась сегодня в мире, надо скорее действовать, чем размышлять. Действовать решительно, группам и народам, отдельным индивидам, для того, чтобы общей силой продвигать будущее этого человечества. Ведь сложившаяся ситуация не кажется для него в очередной раз благоприятной.

Войны – это лишь злая реакция на складывающееся положение и попытка сохранить контуры старого мира и это не есть благом очерченный путь. Не будет ли лучше осознать status praesens[1] и искать возможный выход из него.

 

Глава 2. Базовое понимание

 

Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью, но когда становится предметом забот и оказывается в чести, то и само оно идет прахом и вместе с ним гибнет добродетель…

Платон, «Критий»

 

«Хотел бы, да нет денег», – часто слышим мы. «Да деньги‑то есть, но не знаю, куда бы их потратить», – реже, но все же тоже мы слышим. Удовлетворенные объяснением и пропитанные сочувствием, мы думаем о том, как несправедлив мир, и говорим в ответ первому: «Да, увы, так устроено человечество, везде деньги, все от них зависит, и никуда от этого не деться». Второму же мы в ответ лишь ухмыляемся, пожимая плечами, а про себя думаем: «Вот дурак, деньги есть, а как потратить, не знает, лучше бы отдал их в детский приют (или мне, на худой конец)». Это один пример.

Перейдем теперь к другому примеру. Вечером семья сидит у телевизора и внимательно или не очень слушает все сообщения, озвучиваемые приятным и прилизанным телеведущим. Все думают о разном. Но вот в очередной раз из динамика телевизора доносится новость о том, что у правительства недостаточно финансов. И за ужином у семьи происходит примерно такое обсуждение: «Что уж говорить о нас, если денег нет даже у правительства». Такое высказывание о деньгах происходит миллионы раз каждый день.

Примеры эти взяты из повседневной жизни, дома или на работе, на отдыхе или на кухне, где язык особенно развязывается, если это происходит, например, в компании. Эти простенькие примеры не имеют ни негативного, ни позитивного потенциала. В связи с принятой системой воспитания и образования деньги воспринимаются большинством людей как данность, изменение которой происходит только по неподвластным им причинам. Поэтому и не всякий раз удается задуматься о том, в чем же причина отсутствия денег, а в чем – их присутствия.

Но вопрос этот важен всегда, и именно сейчас – как никогда. Ибо отношения в денежной сфере прочно интегрировались в наше духовное состояние, с небольшими ремиссиями и наступлениями. Поэтому, полностью подтверждая свойство человека избегать сложных вопросов, а, вернее, избегать поиска правдоподобных ответов на них, мы попросту уходим от поставленных выше задач.

 

Глава 3. Роль денег

 

Человек вследствие природы человеческого ума делает самого себя правилом вселенной там, где ум теряется от незнания. Эта аксиома – причина двух общих человеческих явлений: во‑первых, fama crescit eundo[2], и во‑вторых, minuit praesentia famam[3]

Джамбаттиста Вико, «Основания новой науки об общей природе наций».

 

Роль денег в современном хозяйстве, да и во всей жизни человечества чрезвычайно велика – вряд ли с этим будут спорить. Но очень многим не нравится эта роль, многие отвергают ее, просто ненавидят денежную систему и все ее последствия. Даже пытаются отрицать ее, несмотря на объективное ее существование. Ругают деньги, ругают беспощадно. И, тем не менее, не отказываются от них ни при каких условиях. Но это не происходит от осознания, это происходит от совершенно полного непонимания. Поэтому люди мирятся с системой и каждый день пользуются деньгами. Деньги ненавидимы и любимы многими не потому, что люди знают их вред или пользу, но потому, что не знают их сущности. Непонимание смысла денег приводит к тому, что большинство становится во власти понимающего меньшинства. Быть может, это и к лучшему. Тем не менее, у нас иная задача. Чтобы справиться с денежной системой, заключить ее в границы своего ума, понять, что она есть: благо или негодность, необходимо переварить ее, увидеть в ней простое, и тот путь, который из простого приводит к сложному.

Это нужно просто для себя, чтобы постараться понять, зачем и как вы действуете. Безусловно, каждый может понять что‑то, только пропустив это через себя, так устроен человек, что он должен сам все осмыслить, но все же некоторые намеки можно дать для того, чтобы Вы как‑то понимали происходящее с Вами и побуждающие Вас действовать тем или иным образом мотивы. Ведь куда Вы сейчас пойдете без денег, что сделаете.

Экономическая наука очень ленива, она редко пыталась осмыслить корни, из которых происходит экономика. Но ведь когда исторические корни не понятны, то непонятно и назначение сотворенного. А из непонимания следует неумение пользоваться сотворенным ранее, отсюда идет необходимость творить вещь с самого начала. В полной мере это касается и денег, ситуация с которыми в экономической науке еще туманнее, чем с другими запутанными вопросами. Современная экономическая, в первую очередь – западная наука, в этом плане идет крайне простым путем – она просто признает деньги заданным, обязательно существующим в современном мире фактом и отталкивается от этого, строя сложнейшие постулаты и вырабатывая твердые аксиомы. Поэтому глава о деньгах любого западного учебника начинается вовсе не с определения денег, как на самом деле представляется разумным, а с выведения их функций.

Сразу констатируется, что деньги имеют доисторический характер, почти врожденный, исходя из этого, без них организация жизни на планете Земля невозможна. Поэтому любая теория современности только учит, как можно использовать деньги для хозяйства, усовершенствуя их использование. Все эти теории оставляют перед читателем начальный вакуум, который усложняет их восприятие. Человек, который есть только подчиненный элемент в экономической системе, практически сразу осознает свою беспомощность в осознании движущих его же самого факторов и обречен на пожизненное восприятие сложившихся норм общественного устройства. Но иногда пробивается еще на Земле память о том, что Бог даровал нам счастье самим справляться с собственным разумом и уж по крайней мере не отдавать его в руки себе подобных. Чем чаще это происходит, тем больше освобождается человек от предрассудков и создает новое. Ф. Ницше устами Заратустры сказал: «Мир крутится вокруг создателей новых ценностей, народ крутится вокруг крикунов и шутов». Так вот современная ситуация в понимании экономической системы есть полное подобие прозрения Ницше. Чем двигается жизнь, знают единицы, понимает чуть более, но основная часть человеческой массы удовлетворена и болтовней.

Нам прекрасно известно (конечно, тем, кто об этом задумывался), что деньги появились в процессе развития человека, появились с какой‑то определенной целью и естественным путем, только затем перекинули свою власть на все. Это означает только то, что только во власти человека использовать деньги так, чтобы они были полезны. Однако ситуация сейчас складывается иначе. От перекосов денежной системы страдают многие страны и народы. Многие из нас не в силах осознать движущих факторов экономической жизни, поэтому слепо следуют сложившейся системе. А ведь задумайтесь – можно ли слепо идти куда‑то, если конечно Господь не указал вам путь?

Помните, без денег вам вряд ли будет куда идти, мало кто Вам поможет, вы будете скитаться.

 

Глава 4. Предназначение денег

 

Что говорит современная экономическая теория на этот счет? Какие функции есть у денег? В учебниках по экономической теории общепринятым считается следующее определение функций денег: «деньги призваны выполнять три основные функции: меры стоимости, средства обращения и средства сбережения ». Это эталонное определение функций денег, с которым трудно да и нет смысла спорить.

Действительно, деньги являются средством обращения – это свое предназначение они выполняют полностью, то есть обеспечивают оборот товаров, услуг и прочего. Также они являются мерой стоимости, то есть оценки важности того или иного параметра. И, конечно, они могут служить средством сбережения, что, хотя и нарушается очень часто, все же справедливо.

Однако, современная экономическая теория, во‑первых, не расставляет акценты важности на различных функциях денег, а во‑вторых, ограничивается лишь тремя важными вышеперечисленными функциями, забывая о других, быть может, не менее определяющих и о том, что система мироустройства сейчас выстроена именно на денежном обращении, в связи с чем деньги имеют куда более широкое применение, нежели ранее. Кроме того, в современной теории не дается всеобъемлющего определения денег, которое давалось бы не через другие аналогичные понятия (определение денег, как эталонный товар, предназначенный для обмена. Деньги теряют свойства товара, даже будучи им, ввиду его неиспользования по фактическому назначению). Поэтому сделаем попытку пропутешествовать от ветвей денежной системы к ее корням и обратно, чтобы твердо и уверенно шагать в завтрашний день с пониманием.

Начиная с вопроса предназначения денег, я делаю это намеренно, так как деньги настолько укрепились в нашем сознании, что подоплека их существования никого не занимает и тот факт, что когда‑то денег вообще не было в человеческом хозяйстве и межличностных отношениях, игнорируется вовсе. Для очень многих людей представить мир и человечество без денег сейчас невозможно, в голову даже и мысль такая не приходит, а если приходит, то не развивается дальше.

Первое, что должно прийти в голову и что должно мучать исследователей экономики, и о чем мы уже говорили, так это то, что в больших учебниках не существует общепринятого определения денег, как уже выше замечено. Присутствует все – функции денег, расчеты, закономерности, законы, но нет основополагающего определения. Это наводит на подозрения, что экономическая наука ходит вокруг да около основных предметов, не стараясь все‑таки коренным методом определить их суть. Спишем это на слабость и нерешительность экономической науки. Все‑таки решиться на то, что привычный ход вещей есть не нерушимый свод знаний, который верно охраняет нашу жизнь, хоть и непонятно, каким образом, а вполне изменяемый набор взаимосвязанных факторов – есть угроза и для личной безопасности. Так и подумать о том, что денежная система не заданный и неизменный фактор, а обрамление существующих в общественной природе отношений и групп, представляется многим невообразимым. А зря, все в этом мире может поменяться.

Поэтому можно, а на самом деле необходимо попытаться восполнить данный пробел и выдвинуть более или менее обоснованные объяснения. Начнем с того, что определим, что обозначают деньги прежде всего для нас с вами. Исходя из простейшей логики, они значат для нас границы нашего потребления. В согласии с этим вполне можно предположить, что деньги – способ ограничения и поощрения потребления, который принят обществом в целом и почти каждым в отдельности и воспринимается как независимая переменная. Это пришло мне в голову в первую очередь, так как мое потребление – то есть то, для чего деньги в первую очередь важны для простого человека, возможно или невозможно сейчас ввиду отсутствия или присутствия у меня денег.

Необходимость ограничения потребления исходит из предпосылки, на которой строится экономическая теория – ограниченности ресурсов. Действительно, если ресурсы ограничены, то должен быть метод, который сдерживал бы их использование, потребление и который мог бы их каким‑либо образом распределять. Хотя конечно и возникает вопрос о том, что означает ограниченность и что изобилие.

Но это определение денег естественно не может быть окончательным, так как оно слишком узко и отражает лишь одну из многочисленных сторон денежной системы. Это всего лишь касается потребления, а деньги замешаны не только в этом, но почти в каждой операции. У денег сейчас так много сторон, что потребление есть лишь малая толика айсберга. Деньги – это выражение гуляющих в нас энергий, которые желают выплеснуться наружу. Существуют предназначения денег для инвестиций, кредитов, расчетов между хозяйствующими субъектами, долга, торговли и прочего и прочего. Для определения денег сейчас необходимо что‑либо гораздо более общее. Попытаемся охватить проблему более широко с самого начала. Делая очередное предположение, можно представить денежную систему, как некий способ организации на Земле хозяйства с помощью придания всем предметам и действиям количественных весов ценности.  Однако мы придем к определению самих денег дальше.

Ранее, во времена отсутствия денег как инструмента торговли, и в другой сфере человек был волен заниматься тем, чем ему заблагорассудится, то есть он мог строить дом, где желает, или выращивать пшеницу, или путешествовать, жить, охотясь и так далее, он мог попытаться сконструировать простые машины и лить металл из руды, которую увидел и нашел. Иначе говоря, человек был свободен в сфере обустройства своей жизни. Быть может, он не был свободен от других людей, но необходимости получать денежное разрешение на что‑либо он не имел (безусловно, такая ситуация постепенно нарушилась, с появлением денег, и была создана определенная система, где люди стали доверять деньгам.

Теперь же, чтобы заняться чем‑нибудь, предпринять или строить свое «дело», приобрести что‑либо, человек должен получить сначала какое‑либо количество денег, другими словами он должен, за редким исключением, получить разрешение предпринять что‑либо или заняться чем‑нибудь. Таким образом, деньги являются фактором, разрешающим или запрещающим человеку какую‑либо деятельность! Не удивительно ли? Рассмотрев данный вопрос по‑другому, можно ответить, что денежная система нужна для направления деятельности человека или групп людей в то или иное русло, на те или иные действия или она просто делает это, основываясь на своей сути. Таким образом деньги – прекрасный институт запретов и разрешений. Но такими они стали не с самого своего появления.

При этом надо заметить, что разрешают они, запрещают или поощряют что‑либо не только в сфере хозяйства. Без разрешения (то есть финансового обеспечения) будет трудно реализовать научный, исследовательский или иной проект. В этом заключается современный денежный максимализм, когда деньги становятся единственным способом и условием. Сделать что‑либо серьезное уже практически невозможно без денег, деньги становятся полностью командным определителем направления человеческой деятельности. Даже издать книгу уже невозможно без денег, так как издательство напечатает только ту книгу, которая будет иметь коммерческий успех, а написать такую книгу возможно не всякому писателю.

Но первичны ли деньги или первичен человек со своими способностями, окруженный этим миром?

Современный мир полностью завязан на денежном обращении. Экономика стран очень во многом зависит от того, как выстроена денежная система, насколько она совершенна.

Отдельно следует сказать о том, что с начала своего существования деньги – это крайне сильный побудительный мотив. Не следует объяснять, что это еда, одежда, почет, возможности и прочее. Поэтому деньги – некая материя, за которую соревнуются. Это как добыча, за которую дерутся животные одного вида. И нет ничего странного, что порою это соперничество приобретает крайне нежелательные для человечества формы.

Это очень хорошо показывает и современный кризис – с ломкой денежной системы уменьшаются и способности человека к свободному волеопределению, возможности делать те вещи и реализовывать те поступки, которые задуманы. Человек потерял свободу, так как мы уже мыслим об управлении только деньгами, и без них нельзя предпринять ни один шаг. Есть глобальная система управления, ее инструмент – деньги.

Представьте – сейчас не будет денег, и на момент все рухнет, никто не сможет ничем заниматься без позволения денег. Какое‑то время все будут в панике, весь мир замрет.

Итак: деньги не являются изначальным институтом существования человечества. Ранее человек был свободен осуществлять свои действия без денег, но, с учетом хозяйственных нужд, такой инструмент появился. Подумаем, что он из себя представляет.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!