Глава 20. Деньги и экономические модели



 

Здравый смысл говорит, что вся цивилизация, организация, экономика, денежная система, изобретены во многом для того, чтобы в домах было тепло, чтобы эти дома были построены, чтобы в них был свет, чтобы там было что съесть, и оставалось в жизни свободное время на размышления, чтобы можно было передвигаться с помощью транспортных средств, чтобы общество, люди, в конце концов, жили комфортно и меньше внимания уделяли поиску совершенно необходимых средств существования, чтобы эти средства доступны были всем и воспринимались как нечто естественное и данное. Но вовсе не для того, чтобы выполнялись критерии эффективности, рентабельности, чтобы чьи‑то теории реализовывались на практике. Когда же получается, что к выполнению разных показателей, придуманных закономерностей стремятся в ущерб тому, что является естественной целью введения всяких законов, что описывают сами эти показатели, то это отдает какой‑то несуразностью. Другими словами, теория, претендующая на описание практики, пытается сама занять место самой практики, фикция становиться важней реальности, и при этом практика ломается из‑за теории.

Например, классический пример из учебника по экономике: нужно рассчитать комбинацию цен на билет на стадион и количества зрителей. Дается уравнение кривой спроса, то есть заранее известно, сколько человек придет на стадион при разных ценах. Интересно, что целью здесь является максимальная прибыль. При этом в примерах обычно дается такое уравнение кривой спроса, при котором максимальная прибыль достигается при заполненности стадиона примерно наполовину. Получается, что неважно, будет ли стадион полон. Если будет продан 1 билет за 300001 купюру, это будет лучше чем, если будет продано 100000 билетов за три купюры. С другой стороны, если придет один человек по билету за 300000 или 100000 человек по билету за 3 купюры, то это вроде бы будет почти одно и то же, хотя эти события будут совершенно разными с самых разнообразных точек зрения.

И потом объясняют, что максимизация прибыли – главная основа современной рыночной экономики. Основываясь на вышеприведенном примере, несколько утрированном, конечно, можно задаться вопросом, где же есть логика, и если она все же присутствует, то какова же она. Выше уже было высказано предположение о том, что под собой имеет этот принцип. Однако иногда он доводится до абсурда, как математического характера, так и логического.

Приведем другой пример, схожего характера. Пусть на основе предполагаемого спроса вычисляется опять же максимальная прибыль при продаже магнитофонов на уровне 300000 штук. Пусть весь объем желающих иметь их – 1000000 человек. Доступная для всех цена – 25 долларов. Цена максимальной прибыли – 100 долларов. Налицо ограничение производства во имя большей прибыли. Но ведь западная экономика считается самой производительной в мире, предлагающей массовый выпуск невероятного изобилия товаров. Как же так – главный принцип ведет часто к снижению производства, а оно неуклонно растет. С другой стороны, имея тенденцию снижать производство, максимизация ведет к экономии ресурсов, данных природой. С третьей стороны, максимизация есть не механическое умножение цены на количество и выбор затем из возможных вариантов (это – максимизация выручки), а еще и вычет и прибавление многочисленных параметров, которые дают уже верный результат. Такие параметры – затраты, налоги, тонкости принятой системы бухгалтерского учета и многое другое. Если принять все это в расчет, то картина с максимизацией прибыли выглядит чрезвычайно запутанной. Получается, что экономическая политика должна строиться так, чтобы максимизация прибыли получалась при таких условиях, которые будут вести к эффективным и оптимальным результатам, соответственно критериям, назначенным разработчиками экономической политики. На выходе тогда результат: экономическая политика подстраивается под максимизацию прибыли, она формирует условия, при которых прибыль достигает максимума, при этом эти условия наиболее приятны для тех, кто ведет политику. Здесь налоговая система и система бухгалтерского учета должны выполнять регулирующую функцию и, вероятно, они ее и выполняют. При этом естественно, что каждый случай в отдельности своеобразен, вся политика задает лишь контуры. И это притом, что все это происходит в сфере интересов людей, противостояния, борьбы, дружбы, симпатий, и многого другого, что приводит к большим отклонениям от желаемых результатов.

Также выходит, что качество безмерности человека используется здесь, как движущий мотив всего общества. Западное общество совсем не понимает аскетизма, так как одним из главных движущих мотивов его является безмерность. Сам математический принцип максимизации прибыли не несет в себе ничего, математика – наука в высшей степени абстрактная и отвлеченная, высшая наука. Однако максимизация прибыли отражает безмерность, желание большего. Отталкиваясь от данного принципа, приспособившись под него, действует экономическое регулирование, которое делает возможным реализацию этого принципа при определенных условиях, которые, как уже сказано, ведут к результатам, желаемым «регулировщиками». Но не всегда оно действует в желаемом направлении, этому мешает множество факторов. Регулирование корректируется с поправкой на эти факторы и, в общем и целом, с некоторыми огрехами (в разных ситуациях разного размера, как огромного, ведущего к противоположности, так и малого, незначительного), ведет именно к тем целями, которые назначены в качестве приоритетных.

Западное устройство, видя эгоизм, выделенный Гоббсом, подчеркнутый Вико, старается использовать его в том направлении, которое видит преимущественным. Люди действуют, исходя из побуждений собственной выгоды. Западная идея принимает этот факт, как данность, и опирается на него. Поэтому необходимо направить эту безмерность на благие цели. Пусть люди считают, что они действуют во благо себе, а на самом деле действуют на пользу обществу, с целью повышения его материального благосостояния. Поэтому в денежную область и вовлекаются все новые сферы, где, основываясь на принципе безмерности, человек начинает действовать активно. Действия внешне направлены на личную выгоду, а в глобальном масштабе – на пользу общества. Другими словами, личная выгода возможна там, где одновременно достигается общественная польза. В этом большая доля западного экономического успеха.

От каждого по потребности, каждому по труду – помните такой Ленинский принцип? Он был реализован не только в обществах социалистического, коммунистического блока. С другой стороны, и в том что называется капитализм, он также и неизбежно актуален. Норма прибыли приводит к общественной пользе. Меры экономического регулирования, как уже подчеркнуто выше, делают личную выгоду возможной там, где это полезно для общества, или для тех, кто стоит у руководства, у направления этого общества. Именно способствовать достижению этой цели – использовать мотивы личной выгоды для общей – призвано экономическое регулирование Запада. Если необходимо развитие науки, личная выгода становится доступной в области науки. Так же в сфере материального производства, сфере услуг. Где это не работает, так это в сфере культуры и искусства, основа которых состоит в отказе от личной выгоды, в стремлении человеческой души оторваться от бытовой мелочности человеческой природы, от меркантильности. В них попытка повернуть человека к другим граням, оторвать его от всего приземленного. Художник не рисует красивые картины, чтобы самому любоваться ими или завоевать славу, открывающую ему путь к обогащению. Ремесленник делает вещи, полезные в быту для того, чтобы самому пользоваться ими, улучшая свою материальную жизнь, или продать их, также помышляя об улучшении своей жизни. Здесь видна противоположность помыслов.

Нужно еще заметить, что без экономического регулирования свобода приведет не к общественной пользе, а только к личной. Приход к общественной пользе возможнее только с помощью направления к ней, этим и занимается государство. Люди без силы извне не могут прийти к согласию, даже если и хотят этого. Личная выгода разных людей сталкивается друг с другом и делает согласие невозможным. В этом большая роль государства, чтобы личные мотивы искусственно сделать общественными. Люди не понимают, что они действуют согласно общей цели, стремясь к личной выгоде. Именно государство решает поэтому, к чему стремиться людям, посредством законов и регуляторов. Запад решил не бороться с природой человека, отказаться от непосильной борьбы, решил использовать хитроумным способом ее мотивы, пока невозможна победа над ними, решил переварить ее, пользуясь рассуждениями Ортеги‑и‑Гассета.

Кто бы построил тоннель под Ла‑Маншем? Самоотверженные аристократы? Возможно. Но не сейчас. Сейчас это возможно лишь потому, что существует сложный механизм окупаемости этого тоннеля. Тоннель построен, всем хорошо пользоваться им. Строительные концерны строили его, в расчете на окупаемость. Люди (архитекторы, рабочие, организаторы) строили его, зарабатывая деньги, стремясь к личной выгоде. Конечно, они понимали общественную выгоду этого строительства, но занялись ли бы они таким трудом от душевных побуждений? Если бы не существовало такой финансовой привязки личной выгоды к общественной. Вряд ли. Здесь имеет место малый разум (Бердяев).

Советское общество шло совсем иным путем. Его вдохновители хотели победить человеческую природу, изменить ее.

Пока же оказывается, что человек в сфере материальной стремится лишь к выгоде личной (почему, это будет разъяснено отдельно). Личная жизнь представляется более близкой и понятной, чем общественная. В этом есть определенная ограниченность. Иногда очень отчетливо чувствуешь, что не меньше личной пользы радуешься добрым событиям в обществе. Однако выгода общественная возможна лишь с помощью привязки личных интересов к интересам общества.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!