Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения



Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.

2. Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения.

3. Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств, методов и целей.

4. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины.

5. Особенности развития медицины в ХХ веке.

6. Философские категории понятия в медицине

7. Специфика понятий и терминов в медицине

8. Философские и научные основания в медицине

9. Детерминизм - ключевое понятие в медицине

10. Методологические проблемы этиологии

11. Диалектика процесса познания

12. Понятие метода познания.

13. Мозг и психика.

14. Единство чувственного и рационального познания

15. Проблема идеального.

16. Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теория, их логическая структура и познавательная функция в медицине.

17. Альтернативность и дополнительность клинико – нозологического и экзистенциально-антропологического подходов в диагностике.

18. Социально – биологическая обусловленность здоровья и болезни человека.

19. Философские аспекты психосоматической проблемы.

20. Психосоматический подход в современной медицине.

21. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. Нозология. Болезнь и патологический процесс.

22. Болезни цивилизации. Отношение людей к жизни и смерти в кризисных условиях.

23. Методологический анализ общественного здоровья.

24. Здоровый образ жизни - сущность и методологические подходы к его изучению.

25. Биоэтика – новая идеология здравоохранения.

26. Структура теоретического знания в медицине: проблема, гипотеза, закон, теория, мультидисциплинарный синтез.

27. Рационализм и научность медицинского знания. Идеалы научности современного медицинского знания.

28. Методологические проблемы медицинских наук.

29. Научная системность медицинских знаний.

30. Рационализм как основа научного познания

 

Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.

Все базовые теории современной медицины связаны с Ф. медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем.

Современные философские исследования (антропология, Ф. сознания, социальная Ф.) лежат в основе

1. медицинской теории адаптации (общебиологическая теория медицины, связанная с биологической и социальной адаптацией)

2. теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

3. теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии

Философская основа клинической медицины - «философия врачевания» (теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д.), выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-биосоциального существа.

Философская основа профилактической медицины – исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.

Философская теория ценностей – фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия - методологический фундамент медицинского знания (призвана объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению человека).

Диалектический подход (на первом плане, так как обеспечивает системный подход)

основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет противоположности, учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что нарушение части организма влечет изменение всего).

На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы).

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении. Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Задача и цель философии медицины: учить применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Применяемый сегодня диалектический метод основывается, прежде всего, на системном мышлении (человек – сложная живая система). По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Однако врач должен учитывать и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики.

Постановка диагноза – анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

К сожалению, теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы (противоречие в познании живой природы – от элементаризма к целостности и обратно).

Скрупулезное изучение частностей, деталей, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (общую патологию) тормозит развитие современной медицины.

Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины.

Успех будет в случае, если наряду со знанием частных изменений, будет присутствовать знание общих закономерностей работы организма, когда человек будет рассматриваться как сложная биосоциальная система.

Решение данной задачи – синтез философского и медицинского знания.

Мировоззренческие основания медицины - совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма).

Гносеологические основания медицины – совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного познания.

Социологические основания медицинской науки - система принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления.

Методологические проблемы медицины возникают как в силу внутренней логики развития медицины, так и на стыке философской теории и медицинских (естественных) наук; в обоих случаях они выступают в качестве особой формы объединения знания — методологической интеграции научного знания — это новое научное направление XX века, рожденное на уровне всеобщих свойств исследуемого объекта с помощью принципов материалистической диалектики.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

- медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

- теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

- теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии. Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психобио-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека.

Вооруженный системным методом, современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае должен учитывать не только состояние его сомы, но и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики. То же можно сказать и по проблеме постановки диагноза, который включает в себя анализ гносеологических проблем диагностики, анализ субъективных и объективных причин диагностических ошибок, учет социально-культурной «подоплеки» болезни.

Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения

Философия медицины — это самосознание медицинского сообщества. Она выражает то, что вынуждены постоянно осмысливать современные врачи, фармацевты, медсестры и многие другие категории работников системы здравоохранения. Философия медицины как бы демонстрирует свою метафизическую креативность (лат.creation — создание, становление) и инновационность (франц.innovation — нововведение, обновление), которые проявляются в некой экспансии рефлексии на новые явления в расширении междисциплинарных узлов в медицинской науке и практике. Она стремится понять и оценить медицинские знания о здоровье человека и пути освобождения его от болезней. Философия медицины имеет дело с всеобщими знаниями, т.е «второй реальностью», созданной научной и практической деятельностью медиков. Основными разделами в ней являются: онтология медицины как науки и практики, гносеология медицинских наук, методология научно-медицинского постижения заболевания людей — этиологии, вопросы биоэтического регулирования современной научно-исследовательской деятельности. Философию медицины давно представляют как метафизику — учение, рассматривающее наиболее общие знания.

Взгляд на медицину лишь как на сферу, имеющую дело с болезнями, является узким и односторонним. Подобное мнение может быть отнесено к отдельным разделам медицины. В целом же она является не только наукой о больном, но и наукой о здоровом человеке. Она преследует цель предотвращения болезней, укрепления здоровья, продления активного, творческого долголетия человека.

Медицина как наука — некое целостное единство познавательных, лечебных и ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Медицинская наука — комплекс медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин. Она развивается на стыке естественно-научных, социальных и гуманитарных дисциплин. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все открытия, сделанные в лоне науки и связанные непосредственно с человеческой природой. Современная медицина, опираясь на биологию и физиологию человека, познает и объясняет структуру и функции всех органов уникального человеческого организма

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место:

· процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен.

· все еще не наступило признание медицины некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.).

· Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений.

В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии. Философия медицины:

1) способствует созданию и обогащению бесценной сокровищницы общезначимых идей.

2) призвана выполнять наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении (мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие).

3)  имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.).

4) роль философии исключительно важна в теоретическом медицинском знании – в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем.

Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

1. Методологическая (предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни).

2. Аксиологическая (связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья).

Основные проблемы философии медицины

1) проблема субъекта и объекта в медицинском познании;

Медицинская деятельность структурна, и ее основными компонентами являются субъект и объект. Объект медицины – человеческий организм в норме и патологии.

Предметом медицины является человек, проявляющий себя в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Медицинским следствием единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических отношений. Теоретической основой подхода к изучению психосоматических отношений является понимание личности и организма как взаимосвязанных компонентов единой системы «человек-среда». Конкретное изучение врачом психосоматических взаимосвязей опирается на знание основных закономерностей функционирования личности и организма.

Практика врачебной деятельности демонстрирует главным образом односторонний – биологический подход, то есть даже при психических заболеваниях оно анлизируется средствами нейрофизиологии. Научное же изучение врачом проблемы подразумевает междисциплинарный подход, то есть методы психологического и физиологического исследований на различных уровнях. Но тут возникают трудности с терминологией, общего для психологов и клиницистов языка, а также единой оценки результатов. Однако в настоящее время психосоматика активно развивается.

В то же время человек – существо общественное, по мере развития его социальных качеств медицинская деятельность обращается уже не только к конкретному человеку, но и к обществу.

Это свидетельствует о расширении объекта медицины: им становятся целые коллективы, социальные общности, слои общества.

Диалектическая связь уровней: потребность в медицинской помощи носит общественный характер, но удовлетворяется она индивидуально.

Кроме того, объект медицинского познания включает в себя природную среду обитания человека, различные природные явления, влияющие на состояние здоровья людей.

Таким образом, объект медицины многоуровневый: индивидуальный – общественный, социальный – природный.

Субъект медицины – с одной стороны, это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом. С другой стороны, медицинская деятельность носит общественный характер (врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня). И, наконец, сам человек является субъектом медицинской деятельности (ответствен за свое здоровье, от уровня его медицинской и общей культуры во многом зависит точность постановки диагноза и успех лечения).

2) связь медицины с другими явлениями культуры;

3) проблема жизни и смерти;

4) соотношение биологического и социального в здоровье и болезни;

5) проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика);

Основная задача герменевтики – выработать пути достижения адекватного понимания.

Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем:

-проблема понимания медицинских текстов (связана с появлением широкого круга научно-популярной медицинской литературы, доступной широкому кругу людей, не имеющих медицинского образования);

-проблема понимания медицинской терминологии (связана с быстрым развитием медицинской науки, появлением новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств);

-проблема понимания во взаимоотношениях врача и пациента.

6) проблема причинности в медицине;

7) философско-этические проблемы медицины.

Предмет медицинской этики – требования, предъявляемые к профессиональному поведению врача. Медицинская этика изучает особенности возникновения и развития профессиональной морали медицинского работника, раскрывает нравственную ценность медицинского труда, значение нравственных принципов в исполнении профессионального долга.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача, его социальные взгляды, идеалы и убеждения в большей степени, чем у представителей других профессий, наполнен человеколюбием, состраданием, сопереживанием, отзывчивостью.

Залог профессионального врача, лучшего в своем деле, является целостное видение мира и человека на основе новейших достижений естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических наук.

Методологической основой мировоззрения врача все чаще служит синергетика, базирующаяся на методологических принципах классической науки, таких как законообразность процессов развития, единых принципов изучения природных систем.

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-психологического аспектов в мировоззрении врача постоянно корректируется в соответствии с развивающимися знаниями и обогащением личного профессионального опыта.

Древнейший медико-этический документ – «Клятва Гиппократа» (проблемы взаимоотношений врача и больного, врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии). В России огромный вклад внесли Пирогов, Боткин, Бехтерев, Вересаев.

Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача.

В 70-х гг. сформировалась новая наука – биоэтика («этика живого») – дисциплина, определяющая меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 5503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!