Методологические проблемы этиологии



Понятие «этиология» на протяжении почти двух тысячелетий сохраняло свой исходный и первичный смысл слова, т.е. учение о причинах болезней (И.В. Давыдовский). Как учение о причинах и условиях возникновения болезней возникла только в XIX столетии.

Для врачей античного общества, и для врачей последующего времени вплоть до конца XIX века, характерно понимание причины как фактора или явления, вызывающегоследующее за ним явление при отсутствии дифференцировки между причиной, поводом (пусковым или разрешающим моментом) и условиями. Причинность является методологической и мировоззренческой основой учения об этиологии, патогенезе, диагностике, терапии и профилактике заболеваний.

Касаясь логико-семантической стороны вопроса, отметим, что этиология - более широкое понятие, чем причина. Помимо причины она включает в себя и условия (внутренние и внешние), и так называемый пусковой фактор (повод). Этиология - диалектически противоречивое взаимодействие причин, условий и поводов, т.е. внешних и внутренних факторов, сформировавшихся в ходе эволюционного развития, во взаимодействии фило- и онтогенеза. Эффект причинного влияния во многом зависит от взаимодействия между внешним воздействием и внутренней организменной основой.

Этапность возникновения патологии под влиянием причины:

Активность объекта, на который воздействует причина→ причинный фактор преобразуется реактивными силами организма → исчезновение специфичности причинного фактора → возникновение общих, лишенных специфичности следствий при воздействии разных причин (одна из предпосылок возникновения полиэтиологичности заболевания).

Один из важнейших методологических аспектов этиологии - вопрос о соотношении, роли, удельном весе причин, условий и провоцирующих моментов (поводов) в возникновении и развитии болезни. Важно из совокупности взаимодействующих причин и условий выделить главную, ведущую причину. Главная причина - это фактор, без которого тот или иной процесс или явление не могут возникнуть, несмотря на наличие внутренних и внешних благоприятных условий. Одно из отличий причин от условий заключается в том, что первые характеризуются специфичностью, т.е. своеобразием, неповторимостью воздействия на детерминируемый патологический процесс. В отличие от причины условия не определяют основного качества болезни, они лишь создают возможность проявления данного заболевания, а в случае его возникновения варьируют картину болезни в заданных рамках соответствующей нозологической формы.

Широко используется при анализе проблем этиологии и такое понятие как повод («пусковой фактор», «разрешающий фактор», «провоцирующий момент») - это тот или иной фактор, обусловливающий лишь момент возникновения болезни под влиянием совокупности благоприятных причин и условий. Повод представляет собой некоторое разрешающее условие, как правило, не оказывающее существенного влияния ни на причину, ни на следствие, ни на этиологию, ни на патогенез болезни. При наличии причины и благоприятных условий болезнь возникает и без видимого повода. В роли повода - одно из условий.

Неравноценность причин и условий в детерминации заболеваний свидетельствуют о неравноценности различных факторов риска в возникновении и развитии болезни. Иногда факторы риска рассматриваются по существу как равнозначные, без выделения главных и второстепенных, внутренних и внешних. В последние годы в обширной проблеме этиологии заболеваний значительное место занимает вопрос о поли- и моноэтиологичных заболеваниях. Концепция полиэтиологичности заболевания исходит из признания возможности возникновения одного и того же процесса в результате воздействия различных причин (отрицается адекватная внутренняя связь между причиной и следствием). Причина, порождая следствие, в преобразованном виде входит в его содержание.

 

 

Диалектика процесса познания

Диалектика (гр. слово dialegomai - "рассуждаю") исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) совокупность объективных закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека (диалектика природы, общества, мышления, как объективная сторона мыслительного процесса). Это объективная реальность.

2) субъективная диалектика, диалектическое мышление - отражение объективной диалектики в сознании.

3) философское учение о диалектике или теория диалектики - отражение отражения

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.

Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Её знание позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

С точки зрения материалистической диалектики познание –бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания (диалектический путь процесса познания истины):

живое сознание → абстрактное мышление → практика.

Два направления теории познания:

Рационализм – главная роль в познании имеет мышление (эмпирическое)

Сенсуционализм – главная роль опыта в процессе познания.

Познание начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах (первая ступень познания – чувственность).

Формы чувственной стороны познания:

· Ощущение – субъективный, идеальный обра­з предмета, отражает воздействие предмета через призму человеческого сознания (холодный, красный).

· Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон (круглое, красное сладкое яблоко).

· Представление – в памяти благодаря много­кратной работе механизмов восприятия удержива­ется целостный образ, даже когда предмет непосредственно не представлен

· Воображение – способность представлять чувственный материал, иначе, чем он соединен в действительности (змей – Горыныч, баба Яга).

Вторая ступень познания - мышление.

Логическое мышление: понятие, суждение, умозаключение

В сложном взаимодействии двух форм познания обна­руживается 2 типа деятельности:

1. практическая (в самом широком смысле слова) – непосредственный контакт органов чувств с предметами, тесно связана с мышлением и понятиями

2. теоретическая (деятельность специально направленная на создание знаний) связана со всеми формами практической деятельности.

 

 

Понятие метода познания

Метод познания - это совокупность процедур, с помощью которых человек получает истинное знание о мире, совокупность приемов и операций теоретического и эмпирического познания, а также практического освоения действительности.

Отличительная черта - метод как совокупность познавательных процедур должен соответствовать объекту познания.

Различные объекты и их свойства требуют разных способов познавательной взаимодействия субъектов Объекта с объектом (например, познания структуры физических тел, их перемещения и изучения общества) Как отметил английский философ Т Гоббс, "метод должен соответствовать порядку создания вещей".

Так что различные свойства объектов (например, физические параметры тела и его химический состав) или даже сами объекты (например, элементарные частицы или удаленные небесные тела) могут быть познавательных ни только с помощью соответствующих методов: науки, изучающие различные по своему качеству объекты, не могут использовать одни и те же методы Нередко современное естествознание и общественные науки вынуждены создавать узкоспециализированные методы познания Поскольку сейчас насчитывают около двух тысяч различных наук, то количество методов невероятно велика.

В целом методы познания следует считать совокупность приемов, способов и орудий, с помощью которых изучают мир, получают истинное знание о нем

Возможна различная классификация методов познания

Во-первых, их традиционно разделяют на эмпирические и теоретические. К методам эмпирического познания относятся: измерение, наблюдение, эксперимент (их характеристику см. в философских словарях)

К методам теоретического (рационального) познания относят дедукцию, анализ, синтез, метод аксиоматизации, математического моделирования и т. д. Каждому из этих уровней присущи свои формы отражения.

Во-вторых, методы познания можно классифицировать по степени общности, по масштабам применение объектов.

Классификация методов познания:

1. эмпирические (измерение, наблюдение, эксперимент) и теоретические (дедукцию, анализ, математического моделирования и т. д.)

2.  по степени общности, по масштабам применение объектов:

· отдельно научные (применяемые в отдельных науках);

· общенаучные (применяются во многих науках, например, наблюдения);

· всеобщие (гносеологические и методологические установки, на которые ориентируется большинство наук).

 Исторически к этим методам относятся метафизический и диалектический:

· Метафизический метод - общеметодологическая база в естествознании и философии до конца XVIII в.

- ориентировал на изучение сущности всех явлений мира, как качественно неизменных, не имеющих внутренних источников развития и поэтому лишенных противоположных свойств и тенденций

- сущность каждого явления познавалась через изучение структуры и связи основных элементов

· Диалектический метод – при появлении четкой познавательной потребности раскрыть сущность мира с точки зрения процессов развития и качественных преобразований.

- ориентировал на рассмотрение всего сущего как такого, который возникает, проходит в своем развитии определенные стадии и исчезает, превращаясь в нечто новое, а также на познание всех явлений как единства и борьбы противоположностей

Методы познания можно классифицировать в зависимости от типов причинно-следственной взаимодействия. Так, методы, которые дают возможность изучить динамические процессы, не имеющие вероятностного характера взаимодействия, и методы изучение статистических, вероятностных причинно-следственных взаимосвязей.

Через многообразие объектов изучения, их свойств, а также многоуровневой структуры самого научного знания возможна и другая, более сложная классификация. Наука, изучающая природу, специфику и взаимодействия методов познания называется методологией.

 

 

Мозг и психика

Мозг – центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. Работает рефлекторно.

Психика - свойство мозга отражать окружающую среду и регулировать поведение и деятельность человека.

Это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика – продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды.

Рефлекс (от лат reflexus - отражение) -это ответ живого организма на то или иное воздействие, которое осуществляется через нервную систему, центральным органом которой является головной мозг.

Отвечая на внешние воздействия, организм приспосабливается к внешнему миру

История развития учения о рефлексах:

ü Понятие о рефлексе было сформулировано еще в XVII в Декартом.

ü И. М. Сеченов ("Рефлексы головного мозга" (1863) - психические процессы есть "средне звено" рефлекторного акта) - положение о том, что все акты психической жизни по своей структуре и динамике являются рефлекторными

ü И.П. Павлов (1849-1936) – ряд закономерностей регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с окружающим миром.  Например, любая живая система (человек) отбирает только значимые для нее внешние воздействия, сферу которых определяют доминантные потребности.

Сущность сигнала-раздражителя - что его обусловило, для чего он нужен (красный цвет светофора - как сигнальный раздражитель, который предупреждает об угрозе и вызывает определенные действия в ответ). Одна и ту же информацию можно передавать разными по своим свойствам сигналами, одновременно один и тот же раздражитель может иметь разное сигнальное значение.

Результаты осуществленных действий отражает мозг, затем происходит коррекция обратных действий, согласно достигнутого эффекта - обратная связь, которая необходима для любой саморегулирующейся системы.

ü Анохин и Бернштейн -  кора головного мозга является аппаратом оценивания - акцептор действия, который принимает обратную информацию и сравнивает ее с первичной целью воздействия. Мозг выполняет функции восприятия и выделения сигналов, переработки их в корректирующие сигналы и регулирование с помощью этих сигналов-действий и состояний организма.

Связь психики с мозгом прослеживается разнопланово. В животном мире - психическое отражение осуществляется на разных уровнях в зависимости от структурной организации мозга, его анатомического строения и функциональной деятельности. У человека - зависимость уровня отражения от созревания мозга (онтогенез). Анатомическая недоразвитость мозга у человека или нарушение его функциональной деятельности также сопровождаются расстройством психики.

Тенденции развития учения о мозге и его психических функциях:

1. изучение локализации психических функций в соответствии с анатомическими зонами коры головного мозга

2. мозг и его работу как единое целое

Функции различных отделов мозга связаны с его цитоархитектоникой (правое и левое полушарие, содержат кору головного мозга (нервные клетки, нейроны)).

По данным исследователей, мозг состоит из 100 миллиардов нейронов. Нейроны объединены в крупные сети и являются основой для функционирования всех психических явлений: процессов, состояний, интеллекта и сознания. Каждый нейрон состоит из волокон, принимающих входные сигналы, основного тела, которое принимает сигнал (информацию) и передает нервные импульсы по волокну, и волокон, которые выносят сигнал из тела нервной клетки. Связь этих волокон обеспечивает передачу сигналов между нейронами.

Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок) – общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни.

Интеллект выражает:

- все умственные функции человека: способность сравнивать, вырабатывать абстракции, оперировать понятиями,осуществлять умозаключения)

- всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

К. Ясперс предлагает различать:

1. Предпосылки интеллекта - способность к запоминанию и память, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д.

Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Но в подобных случаях речь идет о расстройстве какой-то определенной физиологической или психической функции, о расстройстве же интеллекта здесь говорить трудно.

2. Багаж знаний - зависит не только от способностей к обучению или интересов индивида, но и от социальной среды.

3. Интеллект в собственном смысле слова

Психика является свойством мозга отражать окружающей среды и регулировать поведение и деятельность человека

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 842; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!