Единство чувственного и рационального познания



В XVII-XVIII вв, когда в философии на первый план выступили проблемы теории познания, философы в своих взглядах разделились на эмпириков и рационалистов.

Эмпирики - чувственный опыт человека является единственным источником познания (решающими в познании являются показатели наших чувств) (Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро).

Рационалисты – решающий источник познания есть ум (абсолютизация мышления, отрыв абстрактного мышления от чувственного опыта). Научное понимание мира можно создать собственным умозрительным путем, без помощи чувственного опыта.

Процесс познания следует понимать как единство чувственного и рационального – это два момента, из которых состоит знание о внешнем мире, обязательное участие того и другого в познании.

Познание осуществляется на основе общественной практики человека, идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - снова к практике.

Первый момент познания - живое созерцание или чувственное познание - ощущение, восприятие, представление.

ü Воздействуя на органы чувств, предметы и явления внешнего мира возбуждают нервную систему органов чувств - это каналы, по которым внешний мир проникает в наше сознание.

ü Границы чувственного знания безгранично расширяются благодаря развитию науки и техники (применение технических средств, специальных приборов и аппаратов)

Ощущение - адекватное отражение в мозгу внешнего мира, а также отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств, субъективный образ объективных вещей

ü Между образами (ощущениями) и предметами внешнего мира есть сходство, совпадение.

ü Образ является вторичным относительно предмета

ü Образ является отражением объективного мира в его движении, развитии, изменении.

Более высокой ступенью познания сравнению с ощущением является восприятие - является отражением предмета, который действует в определенный момент на органы чувств в целом.

ü Общая черта - возникают в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств

ü В. нельзя отрывать от ощущений, ведь оно возникает на почве ощущений, которые являются результатом определенного воздействия предметов на органы чувств человека.

ü Вместе с тем его нельзя сводить к простой механической сумме ощущений.

ü Это целостный образ, в нем чувство формы, цвета, величины и других свойств находятся в органическом единстве, переработаны и объединены в единое целое.

ü Процесс восприятия связан с деятельностью всей коры главного мозга, а не только центров зрения, слуха, обоняния прикосновения, вкусу.

Переходное звено от живого созерцания (ощущения и восприятие) к абстрактному (рациональному) мышлению - представление.

ü это конкретные образы предметов или явлений, которые в определенный момент не вызывают у нас ощущений, но ранее действовавшие на органы чувств

ü основа – прошлый опыт человека, предыдущие ощущения и восприятия

ü на первый план - обобщенные образы действительности, некоторые существенные, постоянные черты сходных предметов и явлений.

ü представление связано с памятью.

От чувственного уровня процесс познания идет к рациональному (абстрактному) мышлению. Рациональное в познании дает человеку возможность при изучении явлений раскрывать их сущность, объяснять внутреннюю связь, закон их существования и развития.

В процессе познания человек идет от явлений к их сущности, от единичного к общему, от чувственно-восприимчивого к рационально-познаваемого, от конкретно до абстрактного. При этом познание общего, внутренней закономерности возможно лишь путем путем абстрагирования.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие:

1) форма человеческого мышления, в которой отражаются общие, наиболее существенные признаки предметов, явлений объективной действительности, их внутренние, решающие связи и законы

2) это результат обобщения эмпирического знания, чувственных данных, опыта

3) является субъективным образом объективного мира, но этот образ, в отличие от живого созерцания не является наглядным образом единичного предмета.

Понятия формируются посредством суждений:

1. это форма мысли, в которой отражается наличие или отсутствие у предметов и явлений каких-либо признаков и связей.

2. В них выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определения.

Умозаключение:

1. Форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, в котором содержится новое знание о предметах и явлениях

2. По характеру получения нового знания умозаключения делятся на следующие основные виды:

· индуктивные - вывод из суждений менее общего знания более общего по содержанию;

· дедуктивные - вывод из суждений более общего характера знания менее общего по содержанию;

· умозаключения по аналогии, в ходе которых на основе сходства или различия некоторых точно обнаруженных свойств ряда объектов приходят к выводу о сходстве или различие других свойства этих объектов.

Проблема идеального

 

Первая развернутая концепция идеального - онтология Платона:

1. Утверждал самостоятельное, не зависящее от человека, существование идей.

2. Идеи образуют царство бытия, единичные вещи – соединение идей и материи, единство бытия и небытия.

Другая концепция - панлогизм Г. Гегеля:

1. действительность существует постольку, поскольку имеет внутри себя идею и выражает ее.

2. все существующее появляется в процессе саморазвития и самопознания Абсолютной идеи.

3. в конце концов все существующее совпадает с идеей, а то, что не совпадает, проявляется только как временное и случайное.

В российской философии сформировались противоположные теоретические позиции. Представители одной стороны – Ильенков и его последователи:

· Теоретическая позиция в истории философии восходит к Г. Гегелю и Платону.

· Истина может существовать вне и независимо от человека и его психики в виде культурных достижений и ценностей.

· Это отражение действительности в формах духовной деятельности людей и сами формы или схемы деятельности

 

· Истина представлена морально-нравственными и правовыми установлениями, государственно-политическими формами, логическими нормами рассуждений и т.п., которые противостоят индивидуальному сознанию и существуют в виде особой действительности, определяющей способы жизнедеятельности человека

· Истина является компонентом общественного сознания, к которому в процессе усвоения достижений культуры приобщается конкретный индивид.

· Бытие идеального – особое бытие культуры, поэтому не всякий субъективный образ может быть назван идеальным

· Идеальны только те опредмеченные результаты человеческой деятельности, которые носят всеобщий и необходимый характер.

Противоположная точка зрения по проблеме идеального (Дубровский):

· Основа - сенсуалистические идеи в истории философии (Дж. Локк, Т. Гоббс)

· понимание идеального как принципиально вне и надличностного образования неверно

· Идеальное существует не в социальной предметности, т.е. объективно, а в головах людей, т.е. субъективно, это и есть субъективная реальность.

· неправомерно отождествлять идеальное только с всеобщими и необходимыми духовными явлениями. Идеальны любые индивидуальные, даже случайные, проявления человека.

· Идеальное — субъективная реальность, существующая в голове общественного индивида, т.е. сугубо личностное явление, отражение и действие в субъективном плане, в отличие от объективного действия, производящего изменения в материальном объекте.

· Идеальное необходимо связано с материальными нейрофизиологическими процессами в мозге и представляет собой способность человека иметь информацию в «чистом виде».

Интерпретации проблемы идеального, предложенные Э. Ильенковым и Д. Дубровским, находятся в рамках марксистской парадигмы и апеллируют к определению идеального, которое дал К. Маркс:

«Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Окончательного, удовлетворительного во всех отношениях определения идеального пока не найдено, полемика по этой проблеме продолжается.

 

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!