Фрагменты допроса подсудимого Карла Брандта трибуналом



………………………………………..

 

Себринг: ….Свидетель, в целях разъяснения, предположим, что для Вермахта было бы очень важно установить, фактически, сколько человек может выдерживать воздействие холода, до того как погибнет от его воздействия. Вы поняли это? Во-вторых, предположим, что подопытных людей отбирали для таких экспериментов с обморожением без их согласия. В-третьих, предположим, что такие недобровольные подопытные люди ,подвергшись экспериментам умерли в результате их прямого или косвенного воздействия. Итак, будьте любезны сообщить трибуналу, о вашем взгляде на такой эксперимент – как с правовой так и с этической точки зрения?

Брандт: Я должен повторить ещё раз, для того, что удостовериться в том, что я правильно вас понимаю. При постановке эксперимента предполагались следующие вещи: высшая военная необходимость, недобровольный характер эксперимента и опасность эксперименты как фатального. В таком случае у меня мнение о том, что, учитывая обстоятельства ситуации войны, государственное учреждение, которое придало важность государственному интересу одновременно снимает ответственность с врача если такой эксперимент завершается фатально и такая ответственность принимается государством.

Себринг: Итак, этим снимается ответственность с врача, на ваш взгляд, или ответственность разделяется с врачом, на ваш взгляд?

Брандт: Но мой взгляд, ответственность снимается с врача, потому что с этого момента, врач просто является инструментом, может быть в том же самом смысле как и в случае офицера получившего приказ на фронте и возглавляющего группу из трёх или четырёх солдат в положении, когда они могут встретить смерть. Такое положение, если я применю его к немецким условиям во время войны, являлось принципиально таким же. Мне не кажется, что врач как таковой, при своих этических и моральных чувствах, проводил бы такой эксперимент без гарантии со стороны авторитарного государства, которое дало ему формальную и юридическую гарантию с одной стороны, а с другой стороны, дало ему приказ об исполнении. Естественно, в таком случае, это является теоретическим вопросом, так как я не могу исследовать положение в случае экспериментов с обморожением. Я не знаю как давалась эта гарантия и как отдавался приказ. В основном, я хочу разграничить, между приказом, так как эксперимент который возник из медицинских потребностей и откуда, в таких обстоятельствах, государство имеет лишь вторичный интерес на основе медицинских инициатив, и я разграничу между обратным положением дел в котором государство использует медицинскую деятельность.

Себринг: У трибунала есть ещё один интересующий вопрос.

На ваш взгляд, был приказ, который разрешает или приказывает подчинённому медицинскому офицеру или подчинённой медицинской группе провести некий медицинский эксперимент – предположим, эксперимент с обморожением – затем у нас есть общий приказ, предположим, приказывающий некому учреждению провести эксперименты с обморожением без подробного описания или спецификации точного хода этих экспериментов. Вы согласны с тем, что такой приказ разрешал медицинскому офицеру, которому адресован приказ выбрать недобровольных подопытных и подвергнуть их экспериментам, при проведении которых этот офицер абсолютно знал или должен был знать о том, что они приведут к смерти подопытного?

Брандт: Могу я попросить повторить последнее предложение? На этот вопрос крайне трудно ответить. Приказ отданный в таком случае следует принимать во внимание. Я наверно, могу, ответить на примере такого приказа. Если Гиммлер отдаёт приказ доктору «икс» и говорит ему провести некий эксперимент, тогда возможно, что доктор «икс» не пожелает выполнять данный приказ. Однако в таком случае, доктор «икс» не упускает важность самого эксперимента, таким же образом как лейтенант который получил некий военный приказ – и мы здесь касаемся военного приказа – не упускает из вида, того, что он должен удерживать с группой из восьми человек мост и что это будет конец его жизни. Несмотря на это, данный офицер с восемью людьми, которому передан приказ встретит свою смерть на этой позиции. Таки образом врач «икс» который получил приказ от Гиммлера с учётом обстоятельств должен провести эксперимент не будучи способным судить о правильности причин, которыми руководствовалось центральное ведомство.

Если бы врач не провёл этот эксперимент, он бы оказался в положении, в котором его бы заставили отчитаться о том, почему он не провёл эксперимент. В таком случае, и нам следует учитывать авторитарный характер нашего государства, личные чувства и чувства специалиста, этические обязательства сами подчиняют себя тоталитарному характеру войны.

Я должен сказать ещё раз, это является теоретическими предположениями, которые я здесь выражаю. В то же время, я могу выразить насколько сложным является решение если я сошлюсь на пример который здесь недавно цитировали, и я имею в виду восемьсот заключенных в тюрьме, в Америке которых заразили малярией. Я не хочу ссылаться на данный пример, для того, чтобы оправдать эксперименты которые приводятся в обвинительном заключении, но я хочу выразить, что вопрос важности эксперимента остаётся имеющим решающее значение. Даже при том, что ряд смертельных случае должен был ожидаться при начале заражения восьмисот человек малярией.

Добровольное отношение, которое занимает заключенный и с которым заключенный предоставляет себя является относительно добровольным согласием. Я не думаю о том, что это то же самое, как если бы кто-то получил добровольное согласие от людей которые находятся здесь. Следует учитывать характер добровольного согласия. По моему мнению, эта округлённая цифра в восемь сотен вообще говорит против добровольного согласия. Я предположу, что если бы это было семьсот тридцать пять или семьсот сорок, это было бы другое, но круглая цифра в восемь сотен кажется указывает на то, что был некий приказ об эксперименте, перед началом эксперимента, и эти эксперименты, также, руководствовались высшим государственным интересом, в то же время, принимая ответственность за результат эксперимента в отношении подопытного. Так как ответственность в медицинском смысле вообще нельзя предполагать, даже отрицательная серия экспериментов говорит против срочности и необходимости этих экспериментов; и в особенности отвечая на вопрос о добровольности или не добровольности, опасности или безопасности, очень сложно и почти невозможно сказать в основном, в связи с экспериментами о том, что эксперименты на людях, принимая все эти вещи во внимание, являются преступлением или не являются. О вопросе можно судить только, когда к тому же ожидание результата экспериментов всё ещё продолжается. Если бы результат был установлен и дальнейшие эксперименты на людях потом проводились, не имея важности, и эксперимент который не имеет важности является дилетантским экспериментом. В таком случае я бы начал предполагать слово «преступный», но касаясь важных экспериментов, необходимо принимать во внимание обстоятельства, которые тогда играли роль; то есть, важность экспериментов, с момента достижения результата, ставшие неважными. С этого момента, по моему мнению, эксперимент является преступным. Поэтому, чтобы вообще говоря об экспериментах на людях, следует предоставлять результаты находящиеся в распоряжении государства – не только одного государства, но и международным образом – для того, чтобы эксперименты проводимые в России и которые показали результаты не продолжались в других странах.

В связи с экспериментами с обморожением, я могу лишь сказать о том, что в некой форме, не говоря «преступной» или «не преступной», они показали свою ценность. Указанием для этого является то, что результаты рассматриваются в американских воздушных силах как нечто чрезвычайное и оказавшее американским воздушным силам помощь на годы, и я думаю, что эти эксперименты также будут использованы на шахтах, где множество смертельных случаев происходят из-за обморожений. Если вы рассмотрите такие эксперименты с обморожением в таком свете, их жертвы являются трагичными и заслуживающими сожаления, но с учётом последующих периодов эти жертвы являются реальной жертвой ради сотен, может быть тысяч людей чья жизнь может быть спасена или продлена из-за них.

 

……………………………………….

 

Себринг: Доктор Брандт, это не правда, что в любой военной организации, даже в авторитарном государстве, существует точка за которой офицер получивший приказ подвергает себя индивидуальной ответственности, хотя бы в глазах цивилизованного общества, за исполнение каких-либо военных приказов, в частности если приказ является незаконным или выходит за рамки крайней военной необходимости?

Брандт: Есть общий закон, говорящий о том, что офицер не должен исполнять приказ если признаёт его преступным, но вопрос в отношении этих различных экспериментов заключается в том, мог ли человек осознавать, что то, что он делает является преступлением. Если он может это понять, тогда, по моему мнению, он не может выполнять такой приказ.

 

……………………………………….

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!