К вопросу о прародине арийско-туранской цивилизации



 

В связи с вопросом об общей прародине скифо-ариев и тюрко-монголов (туранцев) большой интерес представляет мифологическая, «сакральная» география скифов, согласно которой их страна имела форму правильного квадрата, причем все реки в Скифии текут с севера на юг. По-видимому, на представления причерноморских скифов о том, что территория их страны носит прямоугольную форму, наложились космологические представления народов Центральной, Восточной Азии и Южной Сибири о том, что Земля вообще представляет собой квадрат, который является наиболее общим символом Матери-Земли, а Небо – круг или полусферу. В традиции монгольской метаэтнической общности квадрат также ассоциируется с Землей, правда связующим звеном между Небом и Землей выступает Гора (Абаева Л.Л., 1998, с.207; с 46-49).

При захоронениях монгольские народы очерчивали место захоронения рогом антилопы в виде квадрата. Наиболее почитаемым местом, где совершались различные жертвоприношения, ассоциированные с Землей, Водой, Благополучием, находились на южном склоне Горы. Некоторые исследователи утверждают, что бытовая орнаментика, восходящая к неолиту и палеолиту, в Китае, Монголии, Бурятии, Туве и других регионах Центральной и Восточной Азии считают ромб мужским знаком, а круг – женским. А.Голан объясняет это кажущееся противоречие тем, что неолитический бог Земли считался богом Смерти, а также тем, что умершие придаются земле (Голан А., 1993, с.86).

Хотя считается, что традиционным архаичным верованиям и культам монгольских этнических общностей в большей степени характерно бинарное миропонимание и мироощущение – Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгэри), Мать-Земля (Газар Дэлхий), Солнце-Луна, Правое-Левое, Белое-Черное, Мужское-Женское и т.д., но в архаичных верованиях скифов, монгольских народов в целом и тюркоязычных этносов Саяно-Алтая все же доминировали, на наш взгляд, культы огня и священных гор, а недуалистическая (монистическая) парадигма Небо-Земля играла не менее важную роль в их этноконфессиональной структуре. Земля в их пространственно-временной ориентации являлась сакральной территорией, terra, где можно устанавливать родовые и племенные маркеры, местом последнего пристанища (Алтан Улгы). Сходные представления были присущи и древнеиндийским, и зороастрийским космологическим представлениям (Абаева Л.Л., 2003, с.296).

А. Голан пишет, что «по древним космологиям большинства народов Небо и Земля представляют собой супружескую пару» (Голан, с.186), но именно у народов Сибири культ Неба был издревле связан с почитанием Солнца («небесный огонь» и «круг») и еще в доскифскую эпоху главенствовал в синкретической культовой системе Небо-Земля (там же). Знак земли в виде четырехугольника – один из немногих неолитических символов, сохранивших свою семантику в последующие эпохи, «изменились некоторые связанные с ним представления, а именно, изменился его «пол»… С эпохи неолита божество земли было мужским», - пишет А. Голан (Голан А., 1993, с.87).

По поводу вероятной прародины этого культа А. Голан делает очень интересное и в целом верное, на наш взгляд, предположение: «Вообще культ солнца в полном смысле этих слов, т.е. поклонение солнцу как высшему божеству, существовало лишь в империи инков – Древнем Перу. Солнце как божество почиталось в древних цивилизациях Месоамерики, различными индейскими племенами, японцами, айну, монголами, многими этносами Восточной и Южной Сибири. Не отсюда ли, из регионов, находящихся за пределами расселения раннеземледельческих племен, распространились воззрения, подавившие неолитическую религию? Элементы почитания солнца обнаруживаются у народов, говорящих (или говоривших) на индоевропейских языках, но не у всех и не в равной мере» (Голан А., 1993).

Таким образом, культ Солнца, как и культ священных гор древних скифо-ариев и туранцев (т.е. тюрко-монгольских и финно-угорских народов), тесно взаимосвязаны в тэнгрианской сакральной триаде «Небо-Земля-Человек», в которой Земля-Гора воплощает в себе «средний мир», представляющий собой место обитания «живых существ» и духов этой сферы мироздания, а сама гора является жилищем духов «среднего мира», и территория вокруг нее является сакральным «эко-домом» конкретных родов и племен [Абаева, 1992, c. 16-21]. В то же время именно на гору спускаются духи «верхнего мира» - тэнгрии-небожители, хаты, буумалы и др., которые выполняют функции мифологических культурных героев и становятся прародителями тех или иных аристократических родов, в частности «царских» (каганских, ханских), а также воинских и жреческих родов, которые образуют так называемую древнеарийскую триальную этносоциальную организацию [Абаев Н.В., 2009].

Связь космологической системы «трех миров» с триальной организацией древних ариев, в том числе сибирских скифов (точнее, племен сака), подтверждается генеалогическими мифами скифо-сакских племен, связанными и с генеалогическими преданиями и легендами как прототюрков, так и прамонголов [Абаев Н.В., 2004]. Согласно скифо-сакской мифологии, первым царем Скифии стал Колоксай - младший из 3 сыновей предводителя скифов Таргитая, брат Липоксая и Арпоксая, прародитель рода паралатов (Herodot, IV, 5-7). Это имя трактуется как «Солнце-царь», что в контексте имен других братьев приобретает космологическое звучание и позволяет видеть Колоксае воплощение верхней зоны мироздания.

Единственный из трех братьев – Колоксай сумел овладеть упавшими с неба золотыми воспламеняющими предметами с неба: плугом и ярмом, секирой и чашей, олицетворяющими три сословно-кастовые группы скифского общества (рядовых общинников, воинов и жрецов), вследствие чего стал первым скифским царем и разделил Скифию между своими сыновьями на три царства, в крупнейшим из которых сохраняется почитаемая золотые реликвии. Ведущий происхождение от Колоксая род паралатов (бур.-монг. «бар-арад», т.е. «храбрый народ», возм. «баргуты»; соответствует др. иранск. «предустановленные, поставленные впереди») занимал высшее положение в трехчленной структуре скифского общества (цари и военная аристократия); в скифской цветовой символике им соответствует огненно-красные атрибуты Колоксая (ср. хакасский род Хызыл – красный). Как уже было установлено Ж.Дюмезилем, символическим цветом варны воинов был красный или золотисто-красный цвет огня. Это дает веское основание полагать, что Колосай, младший брат, ставший царем, был кшатрием, т.е. воином.

 Поскольку белый цвет у всех индоевропейских народов был цветом варны жрецов, то Авх, или Липоксай, имевший седые волосы, был брахманом, а на долю среднего брата Арпоксая остается производство материальных благ, т.е. пастухом-аратом, стало быть, вайшья, а само этносоциальное понятие «арий» и соответствует понятию «арат» в кочевническом обществе. Арпоксай, в скифской мифологии средний из трех сыновей Таргитая, брат Липоксая и Колоксая, прародитель скифского рода катиаров и траспиев (Herodot, 5-7). Это имя трактуется как «владыка глубин», что в контексте имен других братьев приобретает космологическое звучание и позволяет видеть в Арпоксае, воплощение нижней зоны мироздания. При социальном толковании природы членения скифского общества на возводимые к Апроксаю и его братьям роды, по мнению некоторых ученых, в потомках Апроксая следует видеть рядовых общинников, что подтверждается положительным толкованием их названия: «катиары и траспии» - «земледельцы и коневоды» (Д.С.Раевский, «Мифология», с.63).

Особый интерес для выявления этногенетических истоков древних скифов, а также их связей с древними тюрко-монголами представляет самый старший брат, прародитель скифского рода авхатов, выполнявших жреческие функции (т.е. брахмана, «шамана», «кама»). Согласно скифской мифологии, блестяще реконструированный В.И.Абаевым, после неудачной попытки овладеть упавшими с неба золотыми священными предметами, Липоксай (Рипоксай) уступил владычество над Скифией младшему брату Колоксая, который, судя по всему, фактически стал правителем лишь западной части скифской державы, т.е. Северным Причерноморьем (ср. греч. название этой страны Таврия – «страна быков», что равнозначно самоназванию Осетия – «страна народа быков», т.е. осетинов, или иначе аланов, которые считаются самыми прямыми потомками Причерноморских скифов, но которые до своего пришествия на Северный Кавказ и в Восточную Европу жили в Центральной Азии, в том числе в Саяно-Алтае и Южной Сибири вместе с азами-асами, которые и создали, по Котожекову А.И., первое тэнгрианское государство Ас-Тθθрея).

Какой же частью империи правил Липоксай и откуда, собственно говоря, пришли причерноморские скифы, саки, аланы (осетины) и другие воинственные «кочевники» арии? На этот вопрос дает ответ само имя старшего брата, однокоренное с названием мифических Рипейских (Рифейских) гор, якобы расположенных у северных (точнее, северо-восточных) пределов обитаемой земли, т.е. Гипербореи, где по данным Геродота и других античных авторов, жили «люди с песьими головами и оленьими ногами» (ср. зимний наряд тувинцев - тоджинцев). В древнерусской религиозно-мифологической традиции Рипейские горы ассоциировались то с Карпатами, то с Уральским хребтом или Алтаем, а в античной и Западноевропейской – с Альпами, Кавказом и Гипербореей, которая, якобы, находилась на севере, северо-востоке от основной части скифской империи, т.е значительно восточнее и (или) севернее Уральских гор и Алтая. А это как раз приходится на Саяны, особенно – Восточный Саян и Тоджа, а также Запад этнической Бурятии и Северо-Запада Монголии (т.е. на историческую родину протомонголов и тюрков – Эргенекон//Эргунэ-Хун).

Помимо этого, имя Липоксай трактуется как «гора-царь», что в контексте имен других братьев приобретает космологическое звучание и позволяет видеть в нем воплощение средней зоны космоса (Д.С.Раевский, «Мифология», с.319). Однако, под «средней зоной» мироздания может подразумеваться и «средняя земля» (ср. «чжун-го» - «Срединное Государство», т.е Китай), «Центральная Земля», «Центр Азии», где под «Азией» могла подразумеваться центральная часть Евразии, населенная азами (асами-ясами-осетинами). На этногенические связи племени авхатов Липоксая, с тюрко-монгольскими народами Центральной Азии указывают также и историко-лингвистические исследования в области индоевропейского, алтайского и протоуральского, а также ностратического языкознания.

 Еще одна связь тэнгрианства с самой древней "авраамической" религией - иудаизмом - прослеживается в генеалогических мифах скифов, явно сложившихся еще сибирский период их обитания и связанных с древнейшими генеалогическими легендами и преданиями иранцев, тюрков и монголов. Согласно этой генеалогии, одним из трех предков скифов был мифический "царь Глубин" Арпоксай (Апроксай), который в тюркской мифологии фигурирует под именем Алп-Арсалан, а в монгольской - Ариг-Буга ("Ар-Бог"). "Царь Глубин" означает, что превоначально он был "водным" Змеем-Драконом, который впоследствии "поднялся" в своем статусе до "Небесного" Огнедышащего Змея-Дракона, приобретя функции Громовержца (Хайракан) и, вместе с тем, сохраняя функции Мирового Змея (монг. Аварга-Могэ; тув. Амырга-Чылан, Амырга-Моос). Другой вариант его имени - Апроксай связан с названием финно-угорского племени "авар" (др. русск. "обр"), тюрко-монгольским "двойником" которого было название группы племень "жужань", которое китайцы интерпретировали как "жуань-жуань" - "червяк ползучий", "змейка". Различные варианты этого наименования, во-первых, указывает на Урало-Алтайскую зону, а точнее - на Протоуралию, как на наиболее вероятную, с нашей точки зрения, Прародину "ариев" в широком смысле, т.е. всех индоевропейцев и тюрко-монголов, а также угро-финнов (т.е. туранцев) - само название "Сибирь", геополитическое название "Ибир-Шибир", этнонимы "авар"-"абар"-"обры"-"баргут"-"бараан"- "меркит"-"савыр"- "сабир"-"мордва" и т.д.

Среди многих этнонимов, эпонимов и топонимов этого ряда прослеживается явное указание на горы и горно-таежную местность, находящуюся к северу от Великой Степи (т.е., опять же, на Урал - Алтай - Саяны): "Сумеру" (монг. "Сумбер"; ср. "Симбирск"), г. Борус в Хакасии (ср. русск. "хвойный лес" - бор; ностратич. "берги" - "высокий", откуда в герм. берг-«гора»), Пермь ("Парма" - "Барма"), Гиперборея (от Борей, бог северного ветра у древних греков), русское "север" (похожее в литовском "Siaure" - "север"), "северяне" - одно из древнеславянских племен (ср. бур.-монг. "ар" - "северный") и др. В этом ряду следует упомянуть названия, либо непосредственно или косвенно связанные с этнонимами семитских народов ("араб" - "арап", "евер", "ибри"- архаические этнонимы евреев, "Авраам"- "Абрам", "гебры", "сабры"), либо содержащие указания на Переднюю Азию (Ближний Восток), где возникли "авраамические" религии: "сумер" - этноним шумеров, "субар" - этноним родственного хурритам народа, жившего в 3-2 тыс. до н.э. в Северной Месопотамии, "Субарту" - аккадское название Северной Месопотамии, распространенное у фракийцев имя Спартак (см.: А. Голан, с. 96); к этому же ряду можно отнести "ибер" - древнее название жителей Пиренейского полуострова, "имер"- топоним и этноним на Кавказе, который в древности, как и Пиренеи, тоже иногда назывался Иберией, Хиберния - древнее название Ирландии (А.Голан, там же).

Все вышеизложенное еще раз подтверждает высказанное нами ранее предположение, что Евразийская «кочевая» цивилизация первоначально возникла в горно-таежной, лесостепной зоне Южного Приуралья,  Казахстана, Алтае-Байкальского региона и Северо-Западной Монголии. При этом важную роль в переходе «арийско-туранской» этнокультурной общности к цивилизации вообще и к «кочевой» цивилизации – в особенности – сыграла так называемая «религия ариев» и родственная ей религия тюрко-монголов – тэнгрианство, в которой наряду с культом Неба особенно важное место занимал культ священных гор, что в известной мере было обусловлено горным ландшафтом исторической родины тэнгрианских народов, которую, таким образом, можно рассматривать и как прародину самого тэнгрианства. Иными словами, мы все родом из Сибири, с горы Сумеру, которая и является Урало-Алтайской колыбелью арийско-туранской тэнгрианской цивилизации, которая и стала цивилизационной платформой всей Евразийской номадической цивилизации.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!