Приложение №1. «Кодекс чести» истинного бурята



(духовно-культурные и цивилизационные основы):

Введение

(от Республиканской общественной организации «Женщины Бурятии. Наследие Оэлун»)

Сегодня бурятский народ находится в поисках путей сохранения и развития этноса, вопрос особенно актуален для молодежи. Кто мы, какова наша история. Какие у нас ценности? Нашему народу - каждому буряту необходимы четкие ориентиры при выборе своих жизненных принципов, позиций в семейной жизни, определенные правила для мужчин и женщин, советы для воспитания детей. Конкурс «Буряад-монголой Шэнэ Бэлиг» позволит путем широких общественных обсуждений, разнообразных проектов Кодекса чести разработать народный свод правил жизни нашего народа.

Чингисхан, создав монгольское государство, в первую очередь разработал свод законов Великую Ясу и правила Бэлиг, благодаря которым во всем евразийском пространстве царили порядок и справедливость. Мы предлагаем сейчас создать новый народный Бэлиг, основанный на наших древних традициях, добавив требования современных реалий.

Буряад-монгол ороноо мандуулъя!

С точки зрения проблем современного этносоциального, духовно-культурного и общественно-экономического развития Бурятии как составной части Российско-Евразийской цивилизации наиболее важными и актуальными являются, на наш взгляд, следующие евразийские ценности, которые должны явиться культурологической и цивилизационной основой этнокультурной матрицы Кодекса чести бурят:

1. Ненасилие и толерантность как метод решения социальных и экономических проблем. Приоритет базисных духовных ценностей над материально-прагматическими, борьба против потребительства, алчности, корыстолюбия, пьянства. Гармоничное развитие личности в духе здорового образа жизни как высшей ценности, воспитание гармонического баланса между телом и духом.

 2. Открытость и честность в общении не только между соплеменниками и единоверцами, но и в процессе взаимодействия с представителями других этносов, культур и конфессий.

 3. Экологичность и нравственное отношение к природе, ко всему окружающему миру. Космизм и универсализм мышления, воспринимающего весь мир как единое одухотворенное целое.

4 Высокий уровень самоорганизации, самодисциплины и саморегуляции как в деловом общении и этике, так и в своей внутренней и интимной сферах.

5. Отношение к семье как к главному социальному институту и уважение к женщине-матери. Возрождение культа почитания Отца как главы семейства, почитание отцовской родословной как ангела-хранителя детей и домашнего очага. Ответственное отношение к семейному и родительскому долгу, а также к обязанностям детей. Человек должен выражать себя в семье в первую очередь.

6. Общинность как чувство товарищеского единства и взаимной ответственности членов коллектива между собой. Коллективизм на основе общности взглядов, идей, целей и задач. Дух взаимопомощи, взаимовыручки.

7. Доверие к своей собственной интуитивной мудрости и знаний, накопленных в историческом опыте коллектива. Стремление к творческой самореализации на основе креативности и пассионарности, вырабатываемой в процессе актуализации коллективной харизмы бурят.

8. Уважение к старшим, почитание предков, почтительное отношение к памяти предыдущих поколений, а также к родовым ценностям и традициям.

9. Почтительное отношение к труду учителей, духовных наставников, стремление к духовному самосовершенствованию и личностному росту.

10. Адекватное восприятие своей роли в социуме, соблюдение принципов социальной справедливости и ответственного отношения к своей миссии и необходимости полной творческой самореализации. Чувство моральной ответственности за результаты своего дела.

11. Необходимость проявления креативного, творческого подхода ко всякому делу, в том числе при выполнении своего общественного долга.

12.Преодоление эгоцентризма, этноцентризма, чувства превосходства, собственной исключительности и высокомерия, элитарности, эзотеризма, заносчивости.

13.Преодоление потребительского отношения к жизни, к живой природе, к природным ресурсам, борьба с расточительством, воспитание чувства бережливости и ограничение личных потребностей, умеренность во всем и прежде всего – в своих притязаниях на жизненные блага.

Положение

 о конкурсе «Буряад-монголой Шэнэ Бэлиг», разработанное

Республиканской общественной организацией «Женщины Бурятии. Наследие Оэлун»

 

Конкурсные заявки подаются по электронной почте: nasledie_oelun@mail.ru с пометкой «Бэлиг (имя, фамилия автора или название инициативной группы)».

К участию в конкурсе принимаются проекты, составленные по рекомендациям в заявках в соответствии с приложениями.

 

 

«Заповеди» истинного цивилизованного бурята: духовно-культурные и морально-этические основы

«Владей собой среди толпы смятенной, тебя клянущей за смятенье всех

Верь сам себе наперекор Вселенной и маловерным отпусти их грех»

(Р. Киплинг)

В «Великой Ясе» Чингис-Хана было предписано: «Любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не совершать предательства, почитать старших и нищих, за нарушения этих законов – смертная казнь» [1]. Особо подчёркивалась необходимость для всех членов традиционного общества соблюдать тэнгрианский принцип толерантности ко всем иноконфессиональным, иноэтническим духовно-религиозным традициям, обрядам, обычаям и нормам социального поведения. В «Великой Ясе» говорится: «Уважать все вероисповедования, не отдавая предпочтения ни одному» [2].

Судя по Ясе, наш великий предок был жестким сторонником крепкой полигамной семьи: «Мужчина имеет право жениться на нескольких женщинах. Первая жена считается старшей женой. Женатый мужчина должен верить своим женам. Мужчина не должен пить спиртное. Пьяный мужчина живет как слепой, он в жизни ничего не видит. Если речь идет про него, толкового ответа он не сможет дать. У пьяницы не бывает ни ума, ни чести, ни благородства. Хороший человек, ставший на путь пьянства, превращается в плохого человека. Жёны должны слушать своих мужей. Мужчина будет уважать жену только тогда, когда она к нему относится с уважением. Невестки, свекровь и свекор должны уважать друг друга; пожилые люди должны воспитывать молодежь в любви к своей семье, к своему народу, в патриотизме, и примером этому должна быть их жизнь. Пожилые люди должны отдавать свое тепло и свою любовь детям; дети должны слушаться своих родителей и исполнять их заветы. Дети должны уважать старших и внимательно относиться к ним. После смерти отца или женитьбы и ухода старших сыновей в доме продолжателем семьи остается младший сын. Богатые люди должны помогать бедным» [3].

При этом в «Великой Ясе» особо подчёркивается идея социальной справедливости, бережного отношения к согражданам и равенства, в том числе в вопросах наследования имущества: «Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долу наследства» [4].

Разумеется, современные бурят-монголы не могут в полной мере соблюдать законы «Великой Ясы», поскольку изменились как общественно-экономические, социокультурные и геополитические условия, так и в целом нормы гражданского права, регулирующие взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Однако, учитывая огромное влияние тэнгрианской религии Чингис-Хана, в сочетании с общим буддийско-тэнгрианским характером всей Евразийской цивилизации Внутренней, Северо-Восточной и Центральной Азии, неотъемлемой частью которой культурно-исторически является современная Бурятия, основные нормы нравственного поведения мужчины бурята (а также и женщины), которые были заложены в «Великой Ясе», могут быть использованы для разработки «Кодекса чести» бурятского мужчины.

Глубоко правильными с учетом современных реалий являются замечания Ю.И. Скуратова о том, что в Евразийской цивилизации была создана теория «гарантийного» государства, в основу которого положен принцип единства прав и обязанностей государства и гражданина, а также его фундаментальная идея, соответствующая актуальным проблемам духовно-культурного развития личности в Российско-Евазийской цивилизации о том, что модернизация российского общества в русле вестернизации наносит серьезный ущерб общегосударственной политико-правовой культуре [5].

Современный бурят должен чтить духовно-культурное наследие предков, уважать свою народную религию, а также в равной мере уважать традиции других народов Бурятии, в первую очередь – русского, с которым в республике должен установиться равноправный евразийский паритет, причем взаимное и обоюдное уважение к культуре, языку, духовным традициям двух основных этнокультурных общностей – бурят-монгольской и российско-евразийской, должно культивироваться и поддерживаться государственными органами и парламентом Республики Бурятия неукоснительно и безоговорочно.

«Заповеди истинного цивилизованного бурята», разработанные нами для республиканской общественной организации «Женщины Бурятии «Наследие Оэлун», представлены на конкурсную комиссию проекта «Буряад арадай Шэнэ Бэлиг» и будут использованы для дальнейшей разработки общенародного «Кодекса чести бурята». Для сопоставления и сравнительного анализа во втором разделе мы привели «Кодекс чести мужчины Тувы», любезно предоставленный нам доктором философии PhD Ульяной Павловной Бичелдей, начальником службы охраны памятников Правительства Республики Тыва. Сравнение двух кодексов показывает, что они содержат одинаковый цивилизационный код центральноазиатской, буддийско-тэнгрианской, «кочевнической» (номадической) цивилизации центральной части Евразии и Внутренней Азии.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!