САЛЬТО ВПЕРЕД : СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» 6 страница
Мы не описываем здесь наиболее простой вариант данного движения — с приходом в вис. Такое движение будет весьма сходно с давно уже исполняемыми оборотами вперед типа «итальянских», представляющими собой темповое соединение «хонмы» и спада вперед через упор сзади.
102. БЛАНШ НЕ УСТАРЕЛ !
Силовой выход прогнувшись в стойку (обычно через согнутые руки) в прежние времена считался самым «благородным» способом выполнения жима. И хоть пришедший ему на смену спичаг, то есть стойка согнувшись с прямыми руками (77,174), выглядит достаточно стильно, остается сожалеть, что бланш сейчас практически забыт. Впрочем, жим прогнувшись с прямыми руками делается и теперь, и даже чаще, чем в давние годы, но не каждому это доступно. Что касается стойки согнувшись, то при всем к ней уважении, следует заметить, что почти абсолютное ее преобладание в комбинациях мастеров делает этот элемент слишком стандартным и, надо бы признать, скучным, особенно, если учесть, что далеко не все гимнасты делают его должным образом (78).
Между тем, артистически проделанный бланш через согнутые руки даже сейчас не так уж позорен, и его можно было бы включать в комбинации, если бы не судьи, которые обязательно сочтут это движение архаичным18.
18 Думается, настало время учитывать при судействе не только формальную, например физическую, трудность упражнений, но и другие факторы, реально влияющие на доступность элемента, на возможность его исполнения согласно определенным техническим требованиям и стилевым канонам. С этой точки зрения стойка прогнувшись через согнутые руки — движение более сложное, чем «бланш на прямых».
|
|
248
249
КОЛЬЦА ___________________________________________________________
Между тем, это упражнение не так-то просто выполнить красиво! Можно легко убедиться, что даже опытные гимнасты, которым предлагается показать это движение, почти всегда допускают явные ошибки, демонстрируя непонимание стиля и техники упражнения: это неравномерный темп подъема, слишком низкое положение плеч при прохождении горизонтального положения тела и, соответственно, чрезмерное сгибание рук в локтях и др. Особенно часто исполнители допускают ошибки в работе кистями, которая здесь довольно специфична и прихотлива. Остановимся именно на этом аспекте, который практически никогда не обсуждался в литературе.
На рис. 95показано пофазное изменение положения рук с кольцами в процессе правильного исполнения стойки прогнувшись через согнутые руки.
250 |
Движение, как водится, начинается из положения упора углом (к. Г), хотя надо признать, что это очень давний стилевой штамп (не понятно, например, почему силовой выход в стойку нельзя начинать из какого-либо другого исходного положения? Ну, хотя бы из вертикального упора...).
|
|
102. Бланш не устарел !
Итак, начиная из «угла», гимнаст должен вначале развернуть кисти с кольцами наружу, супинировать их (к. к. 1—2). Это положение анатомически наиболее точно соответствует характеру действий в локтях — вначале на сгибание (в уступающем режиме), а затем и на разгибание (в преодолевающем). Такое положение колец сохраняется на самом ответственном участке работы, когда гимнаст наращивает напряжение мышц рук и плечевого пояса и, переходя у вертикали к силовому подъему (к. 2), выходит в горизонтальное положение (к.к. 2—3).
Дальнейшее движение происходит не только на фоне разгибания рук, но и при одновременном сгибании в плечах, то есть по мере выпрямления в локтях руки гимнаста одновременно поднимаются «вверх» относительно туловища. Анатомически наиболее естественное для кистей движение в этой фазе — их постепенный, в темпе подъема рук вверх, поворот внутрь, пронация. Поэтому, переходов завершающую часть жима, гимнаст не только возвращает кисти из ранее супинированного положения в нормальную для стойки и упоров позицию с параллельными кольцами (к.к. 3—4), но на время проворачивает их еще больше внутрь (к.к. 4—5). Эта фаза действий руками для опытного гимнаста не обязательна, но, как правило, все-таки имеет место. При этом исполнитель получает возможность несколько опереться о ремни колец, увеличивая связь с опорой и повышая надежность равновесного положения тела перед важным моментом выхода в стойку. Явная опора такого рода судьями, конечно, не поощряется, но в реальности, как правило, используется.
|
|
Наконец, когда движение-таки завершается, кольца окончательно приводятся в нормативное положение параллельно друг другу или даже несколько разворачиваются наружу.
Таким образом, правильная техника действий кистями при блан-ше через согнутые руки непроста и включает в себя четыре характерные фазы: супинация—стабилизация — пронация — супинация.
Что касается аналогичного жима, выполняемого через прямые руки, то его техника, как ни парадоксально, более однопланова. Это тот показательный случай, когда движение труднее, но — проще. Правда, в зависимости от силовой подготовки и даже телосложения гимнаста, техника «бланша на прямых» бывает разной. Наиболее характерные отличия здесь также отражаются, прежде всего, на действиях кистями с кольцами, хотя связаны далеко не только с работой руками. Выделяются два основных варианта этого движения: на относительно узких кольцах, сохраняющих параллельное положение от упора до стойки и — на разведенных супинированных
|
|
251
КОЛЬЦА ___________________________________________________________
кольцах. Первый вариант более техничен, но не очень эффектен. Второй требует значительной силовой подготовки и порой трактуется как нарочитый «жим через самолет». Такое движение, конечно, довольно внушительно, но у некоторых исполнителей выглядит грубоватым.
И СИЛА НЕ ПОМОЖЕТ
Обычно способность гимнаста справляться с трудными силовыми элементами ставится в прямую зависимость именно от его силы. «Сила есть — нет проблем!». Сила, что и говорить, фактор решающий. Но даже у физически мощных спортсменов бывают проблемы с силовыми упражнениями.
Любопытный в этом отношении пример — горизонтальные силовые упоры. Возьмем наиболее эффектный из них, так называемый «самолет», то есть горизонтальный упор на разведенных руках. Мыслимый идеал этого упражнения сводится к представлению о зафиксированном горизонтальном положении, в котором разведенные в стороны руки удерживаются в одной плоскости с прямым телом. Все знают при этом, что гимнастический «самолет» -~ непременно самолет «реактивный», то есть — со скошенными назад руками-крыльями, поскольку держать горизонтальное положение на руках, отведенных в стороны на 90° невозможно в принципе.
Но какой же угол между руками и туловищем — правильный?
Здесь мнения обычно однозначны: чем шире, тем лучше. В зависимости от этого критерия «самолет» обычно и оценивается, в том числе и судьями. При этом обычно считается, что гимнаст, удерживающий равновесие на узко поставленных руках, для такого элемента слабоват.
На самом деле сила здесь далеко не все определяет. Более того, каждый исполнитель — независимо от уровня силовой подготовки! — обречен держать только такой «самолет» (если вообще способен) , какой ему предписан его личной телесной природой...
Речь здесь идет об анатомической и масс-геометрической природе тела каждого гимнаста. Дело в том, что в таком положении, как «самолет», тело можно зафиксировать лишь по известным принципам статического равновесия, когда точки опоры о кольца находятся на одной прямой, а точнее — в одной отвесной плоскости с ОЦТ тела гимнаста (рис. 94-а, б). Никакое другое положение тела — будьте вы хоть Геркулесом! — зафиксировать не удастся, вас попросту опрокинет вперед или назад, в зависимости от того какая половина тела,
252
И сила не поможет
находящаяся по ту или другую сторону от колец, перевесит. Поэтому исполнитель самолета вынужден искать свою индивидуальную, единственно возможную для него позу, при которой с разведением рук кольца встанут так, как нужно для равновесия в горизонтальном упоре. Но поскольку каждый из нас имеет некоторые особенности в пропорциях, то и расположение ОЦТ тела у нас, а также нужное положение рук при «самолете» — индивидуальные.
На фиг. а и ^показаны для сравнения случаи, когда два гимнаста с разной анатомией вынуждены удерживать горизонтальный упор с различным отведением рук от туловища. Субъекту с относительно длинными руками (а) приходится разводить руки шире, а тому, у кого они короче (б) — поуже. Отсюда ясно, что первому приходится заметно труднее, так как необходимая для него поза требует больших усилий. Впрочем, если ему это удается, то сам «самолет» оказывается, как и отмечалось, более эффектным, чем во втором случае.
253 |
Нечто подобное происходит и с исполнением обычных горизонтальных упоров (фиг. виг). Имея более длинные руки (в), гимнаст вынужден удерживаться выше над опорой, чтобы достичь нужного равновесного положения, тогда как у его «короткорукого» коллеги (г) необходимое положение — более низкое, «настильное». На кольцах разница в этих компонентах техники особенно заметна, так как опора здесь, как известно, подвижная и не оставляет гимнасту никаких реальных возможностей как-то скомпенсировать равновесное положение за счет более жесткой связи со снарядом. В несколько большей степени это возможно на брусьях, где захват жердей может отчасти восполнить нарушение равновесия при неточной (в точки зрения статики) позе.
КОЛЬЦА
Крест : и техника тоже
Наконец, было бы упрощением считать, что все зависит только от относительной длины рук гиминаста. Как и отмечалось, здесь важна вся геометрия масс тела спортсмена, например то, насколько массивен его плечевой пояс в сравнении с ногами, каковы их продольные линейные размеры и т. д.
Итак, когда мы видим то или иное исполнение сложного силового равновесия, следует учитывать, что зримые здесь доблести зависят не только от силы атлета.
КРЕСТ : И ТЕХНИКА ТОЖЕ
Упор руки в стороны, «крест» — силовой знак качества для гимнаста. Это настолько серьезное силовое упражнение, что даже при отличных физических качествах спортсмену приходится думать о тех нике его исполнения. Речь идет не о стилистике элемента (осанка прямая, голова приподнята, все звенья тела располагаются в одной фронтальной плоскости и др.), а именно о деталях исполнения, позволяющих лучше справиться с этим трудным упражнением. Частр от этих тонкостей вообще зависит само решение вопроса — быть кресту или не быть. Впрочем, ряд таких технических деталей знают все. Это и глубокий хват с некоторым разворотом колец наружу, и выбор положения рук при наличии переразгибов в локтях, и некоторое отведение колец назад, позволяющее легче зафиксировать положение за счет возникающих ограничений подвижности в плечевых суставах и др. Перечисленные хитрости (за исключением, разве что, глубокого хвата) относятся уже, фактически, к нарушениям стиля креста и отнюдь его не украшают. Но что делать!
Есть, вместе с тем, технические детали, которые нужны для грамотного исполнения упора руки в стороны, но они доныне мало известны или недостаточно осознаны.
Одна из них — действия в локтевых суставах. Грубейшая ошибка при кресте — попытка удерживать его в положении с локтевыми впадинами, повернутыми вперед. Такой упор не только технически безграмотен, эстетически ущербен, но даже опасен, так как провоцирует растяжение суставной сумки и боковых связок.
Единственно верная установка рук при «кресте» — локтевой впадиной вниз. Все дело, однако, в том, что такой разворот локтя выполним лишь во время появления опоры о кисти, под ощутимой нагрузкой, тогда как показать такое положение свободной рукой невозможно. Поэтому правильной работе в локтях при «кресте» нужно специально учиться. Для начала, например, так: опустите кольца до
уровня плеч и, подседая, изобразите крест, отслеживая положение локтей. Как только вы достаточно сильно надавите руками на кольца, локти можно будет повернуть локтевой впадиной вперед-вниз и «выключить» (без нажима на кольца это не получится!). И это действие, как и само положение, нужно научиться хорошо, отчетливо чувствовать! Одно «но»: выключение локтей с их поворотом вниз провоцирует движение плечевыми суставами вперед и как бы ссуту-ливает гимнаста, препятствуя прямой осанке. Но это трудность преодолимая, нужно лишь внимательно отследить положение головы и самих плеч, не позволяя им «вылезать» вперед.
Еще одна деталь, связанная с работой плечевого пояса и осанкой в кресте. Нужно помнить, что при правильном упоре руки в стороны лопатки должны быть по возможности сближены или вообще сведены, и это нужно контролировать ощущением, консолидируя работу мышечного аппарата плечевого пояса и решая тем самым проблему с осанкой и правильным положением плечевых суставов. Правда, физически сильные гимнасты могут всем этим пренебрегать, но отметим, что «силовикам» вообще незачем задумываться над техникой креста, достаточно не забыть о стилевых требованиях.
Описанное выше выключение в локтях в реальных условиях происходит сразу с началом опускания в крест (или любого другого в него прихода). Можно сказать и иначе: как только локти выключаются, непроизвольно начинается опускание, так как сразу появляется и нарастает момент силы тяжести, вызывающий отведение рук от туловища. С этого мгновения и начинается основная силовая работа по фиксации упора руки в стороны.
И вот еще одна важная деталь. Как нужно опускаться в крест? Многие скажут: замедленно, и это, конечно, понятно. Но, все-таки, как быстро это нужно делать?
Для гимнаста, испытывающего трудности с крестом, кажется очевидным, что опускание должно быть совсем медленным, ато не «зажмешь». Но... Как ни парадоксально, это совсем не так. Опускаться в крест лучше «в темпе». Конечно, речь идет не о падении вниз, а о силовом, но довольно живом движении, которое начинается из упора быстро, а по мере приближения к упору руки в стороны столь же быстро затормаживается. Можно сказать так: не следует сразу сопротивляться опусканию, а нужно целеустремленно идти к цели и, мобилизуясь, фиксировать положение уже непосредственно в зоне креста.
Легко сказать «мобилизуясь»! — Возразит читатель. А если нет такой возможности?
254
255
КОЛЬЦА ___________________________________________________________
Но все дело в том, что у того, кто опускается в крест относительно быстро, силовых возможностей всегда больше, чем у того, кто сразу, предельно напрягаясь, идет вниз нарочито замедленно и, все-таки, боится «проскочить» нужное положение. Изюминка здесь в том, что при темповом опускании приводящие мышцы, ответственные за фиксацию рук в кресте, быстро натягиваясь, способны развивать гораздо большие усилия, чем мышцы, действующие медленно. Это обусловливается физиологической закономерностью «сила-скорость» (155), согласно которой сила, развиваемая мышцей, тем больше чем меньше скорость сокращения или чем выше скорость ее натя жения. С последней ситуацией мы и сталкиваемся, опускаясь в крест: быстрое натяжение приводящих мышц плеча, происходящее при темповом опускании с разведением рук из упора, сопровождается прогрессивным нарастанием усилия, позволяющего остановиться в положении руки в стороны и зафиксировать это положение. Кроме того, тот, кто начинает бороться за крест слишком рано, тот и устает преждевременно: вместо того, чтобы расходовать свои ресурсы в самом упоре руки в стороны, он «выпускает пар» не доходя до цели.
На этом нюансы техники упора руки в стороны, конечно, не заканчиваются, но и о них мы еще будем говорить ниже.
НАСТОЯЩИЙ ОБРАТНЫЙ КРЕСТ
«Крест вниз головой» или «стойка в кресте», или «обратный крест» — венец силовых статических элементов на кольцах. В последние годы этот труднейший, эффектный элемент освоили многие, но... венец этот — не всегда из чистого золота...
Строго говоря, обратный крест должен был бы выполняться — согласно идее — как стойка на руках, разведенных точно в стороны, то есть до горизонтального положения, как это и есть в обычном кресте. В действительности мы этого почти никогда не наблюдаем, а видим некоторую имитацию, некоторое посильное приближение к этому положению, вроде показанного на рис. 95-а. Такое исполнение считается допустимым, тем более, что никаких судейских норм на этот счет не выработалось. Более того — чистое исполнение креста в стойке, наподобие показанного на фиг. б, вообще многими считается неисполнимым по причине, якобы, невозможности удерживать в нем равновесие, не говоря уже о физической трудности такого упражнения.
На самом деле это не так. Строгий обратный крест выполним и весьма желателен, только вот достичь этого гораздо труднее, чем в
256
Настоящий обратный крест
обычном случае. (Автор этих строк в свое время свободно и подолгу держал крест вниз головой со строго горизонтальными руками да еще «дожимал» после этого в стойку на руках).
В чем же проблема обратного креста? Почему его редко делают как подобает?
Ответ, в общем-то, простой. Причина — в физических возможностях. Для добротного исполнения упражнения гимнастам нужно заметно прибавить в силовых ресурсах. Чтобы убедиться в этом, сравним оба варианта обратного креста — упрощенный и соответствующий всем требованиям.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!