САЛЬТО ВПЕРЕД : СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» 1 страница
Сальто вперед на брусьях, как и всякое полетное движение, хочется делать повыше. Соответственно, и мах назад в упоре, выводящий на это сальто, должен быть — согласно данной логике — высоким.
Действительно, большинство исполнителей сальто вперед на брусьях, разучивая этот элемент и выполняя его в комбинации, ориентируется на мах «под стойку». Учебным движением, моделирующим эту ситуацию и часто использующимся в тренировке в качестве «подводящего» упражнения, обычно служит мах назад в упоре, выполняемый с «подскоком» и приходом после этого именно в стойку на руках. (Дальнейший путь обучения в этом случае: выход в стойку со смещением вбок на ширину плеч на горку матов, уложенную на высоте жердей — то же в кувырок вперед — то же в виде сальто на спину и так далее, с постепенным наращиванием свободного вращения и устранением матов).
Следует констатировать, что такая трактовка сальто существует многие годы и, в общем, как будто бы себя оправдывает.
Однако существует и другой «темп» на сальто, по ряду признаков превосходящий первый {рис. 77-а). Он отличается более острым, акцентированным, коротким махом назад в упоре (к.к. 1—3), после которого следует также резкое торможение ног с одновременным мощным отталкиванием руками от жердей (и с более полноценным использованием их упругих свойств! К.к. 3—4). В норме такой «ран ний» уход в сальто должен произойти в момент, когда гимнаст поднимается тазом вверх, при ногах, расположенных горизонтально. Это — «индикаторное» положение данного отхода (к. 4). Вылет, который после этого получает исполнитель, при прочих равных условиях, заметно выше, чем в традиционном «позднем» отходе в полет. Существенно увеличивается и свободный подлет из положения отхода (к. 4) до высшей точки подъема (к. 5). Это не только повышает зри-
|
|
206
Сальто вперед : спор двух «темпов»
тельный эффект от всего сальто, но и существенно увеличивает реальное время безопорного движения, что очень важно для построения произвольных действий в полете. Впрочем, есть у этого «темпа» и один недочет: резкое сгибание тела после броска на опоре (рис. 77-а, к.к. 3—4) играет роль «контртемпа» и несколько ограничивает «крутку» в полете. Тем не менее, общая активность этого движения может быть столь значительной, что скорость вращения тела в полете в этом случае бывает более чем достаточной не только для любых одинарных, но и двойных сальто.
207 |
Возвращаясь, в свою очередь, к традиционному движению «под стойку» (рис. 77-6), следует отметить, что зрительный эффект как бы высокого движения, связанный здесь с выходом почти в стойку (к. 5), обманчив. Во-первых, это относительно растянутое движение, все более замедляющееся к стойке; переход в полет после этого сопровождается довольно вялым вращением. Во-вторых, здесь почти отсутствует упоминавшийся свободный подлет; гимнаст, фактически, не столько вылетает вверх, сколько падает вперед-вниз из стойки на руках, имея весьма ограниченное время до приземления. «Спасает» его лишь то, что угловой путь при этом от стойки к доскоку сокращается, и гимнаст выполняет, фактически, лишь полсальто. В-третьих, «поздний» темп очень часто сопровождается ошибками типа «свала» вперед, тогда как все технически корректные соскоки с брусьев должны выполняться с выходом точно в сторону, без сопутствующего смещения вдоль жердей.
|
|
ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Итак, что выбрать? Читатель должен почувствовать, что автор определенно отдает предпочтение «раннему» темпу, хотя антагонизм того и другого способов исполнения сальто вперед, на самом деле, не так велик, как может казаться. Дело в том, что на ранних фазах освоения упражнения мах «под стойку» удовлетворительно моделирует движение в целом, и не случайно описанная выше методика начального обучения сальто вперед в соскок закрепилась в практике. Однако, как только гимнаст в целом «схватил» движение (начал делать его со страховкой в соскок с низких брусьев), нужно переходить на все более ранний, активный «темп» движения, наращивая высоту подлета, но избегая затяжного движения к стойке на руках.
|
|
-
КОЛЬЦА
ЕЩЕ ОДИН ШТРИХ К «БРОСКУ»
Кольца — единственный подвижной снаряд в гимнастике. Правда где-то, во мгле гимнастической истории, смутно мелькает и трапеция, то есть свободно подвешенная перекладина, которую ныне можно увидеть только в цирке.
Подвижность колец придает структуре и технике движений на кольцах неповторимое своеобразие. Но многое роднит этот аппарат с другими, «жесткими» снарядами, построенными также в расчете на исполнение махов в передне-заднем направлении, то есть — с перекладиной, атакже с мужскими и современными женскими брусьями.
Сходства и различия техники движения на кольцах с техникой упражнений на фиксированных опорах довольно примечательны. Нередко их анализ позволяет более ярко высветить особенности построения действий гимнаста и лучше понять то, что не всегда очевидно вне такого сравнения.
Характерный пример — все те же размахивания. Если посмотреть на новичка, пытающегося «помахаться» в висе на кольцах, то, скорее всего, мы увидим что-то похожее на три первых кадра рис. 78 (на с. 210): гимнаст сгибается (к.к. 1—2) и разгибается (к.к. 2—3) в висе, почти не вводя в движение кольца с тросами. Это напоминает размахивания изгибами на перекладине, но как махи на кольцах совершенно не годится. Гимнаст подменяет здесь движение всего тела махами как бы изолированных ног. При этом в итоге (к.к. 2—3) тело очень мало поднимается, тогда как настоящий мах вперед или назад это обязательно хороший, хоть и не фиксированный подъем!
|
|
Как же «школярские» махи превращаются в настоящие размахивания?
Здесь нужно вспомнить, что звенья биодинамической цепи, которую представляет собой тело человека, все время взаимодействуют, и это взаимодействие обычно носит как бы волнообразный характер, когда механическое возбуждение последовательно передает-
209
КОЛЬЦА ___________________________________________________________
ся от одного звена цепи к смежным звеньям (22). В связи с этим полноценный мах на кольцах следует выполнять так, чтобы возбуждалась вся цепь тела гимнаста. Для этого уже первое движение ногами из виса, динамично начинаясь, должно затем столь же активно притормаживаться, в результате чего механическая волна получает быстрое продвижение от стоп к опоре, последовательно вовлекая в этот процесс все звенья тела вплоть до кистей с кольцами (к.к. 3—4). На махе нового направления (к.к. 4—5) этот эффект — при правильной работе — усиливается, и тело, сохраняя позу, близкую к прямой, поднимается все выше. Контрольным («индикаторным») здесь является горизонтальное положение тела (к. 5) с подъемом его ОЦТ (а не только стоп!) до уровня опоры или даже выше.
Впрочем, все сказанное достаточно банально, и ни для кого не составляет секрета.
210 |
Интересно другое. В структуре описанных действий особенно ярко высвечиваются все необходимые компоненты техники броска. Сравните с перекладиной: ведь там, взяв мах, или даже получив его с помощью, можно некоторое время сохранять в висе совершенно пассивные маятникообразные махи. Но на кольцах этот номер не проходит! Здесь нужно все время работать, иначе движение почти сразу затухает. И чтобы его поддерживать, необходимо непрерывно и очень четко действовать, вовлекая в движение все звенья, особен-
Эта однобокая опора
но — руки с кольцами, которые в конце каждого маха должны возможно активнее и как можно дальше отводиться по горизонтали в сторону, противоположную маху ногами.
Навык этих действий и связанные с ними контрольные ощущения, очень важны для гимнаста. Хороший «кольцевик» очень остро чувствует всю цепь манипуляций, начинающихся на каждом махе острым броском и завершающихся быстрой активной оттяжкой со смещением стоп по горизонтали, которое дает гимнасту ощутимую опору и позволяет благодаря этому подниматься. Некоторые мастера даже разворачивают в конце маха вперед кисти наружу, супинируя их, чтобы лучше прочувствовать активную опору о кольца, падающую в этом случае не на фаланги пальцев, а на более мощную, «корневую» основу ладони.
ЭТА ОДНОБОКАЯ ОПОРА
Опора, которую гимнаст имеет на кольцах, неполноценна. Ее свойства меняются в зависимости от положения тела на снаряде, степени отклонения тросов от вертикали и фазы движения. Если натянутые тросы колец располагаются отвесно (рис. 79- а на с. 212), то и опираться о них можно только по вертикали, причем действуя исключительно вниз, тогда как при движении колец вверх опора просто исчезает. Всякая попытка действовать в этом случае на кольца по горизонтали также будет совершенно бесполезной, с таким же успехом можно пытаться отталкиваться от воздуха...
Но как только тросы с кольцами отклоняются от вертикали, ситуация меняется тем больше, чем значительнее угол отклонения колец от отвесного положения (б): натягивая отклоненные тросы, гимнаст получает возможность отталкиваться от них не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлениях. Крайней была бы воображаемая ситуация, при которой кольца с тросами, поднявшись горизонтально (в), давали бы хоть и однобокую, но совершенно жесткую опору по горизонтали, но... не давали бы на этот раз никакой вертикальной опоры.
Реальная картина показана на фиг. г: гимнаст выполняет обычные размахивания, заставляя кольца совершать колебательные движения около вертикали и также имея, хоть и небольшую, но существенную возможность опираться о кольца не только в вертикальном направлении (вниз), но и по горизонтали. При этом отталкивание возможно только в направлении, одноименном маху.
Какое это имеет значение? — Спросит читатель.
211
212
Значение очень большое, так как с этим связаны основные особенности построения движений на кольцах, включая и многие технические проблемы. В первую очередь это проблема раскачиваний.
Дело вот в чем. Если бы кольца были подвешены на бесконечно длинном тросе, то и угловые его отклонения были бы бесконечно малыми. Это означало бы, что горизонтальная опорная реакция в любой фазе маха была бы всегда практически равной нулю. И тогда ОЦТ тела гимнаста всегда двигался бы исключительно по вертикали — в плоскости подвеса снаряда, то есть только вверх и вниз и,— практически никогда по горизонтали. А это означает, что раскачивания на кольцах (то есть маятни-кообразные колебания всего тела и снаряда с их смещением в передне-заднем направлении) были бы при работе «в покое» вообще нам неведомы!
Но раскачивания все-таки возникают, и притом в самой неприятной форме, уводя иногда «под откос» целую комбинацию. Отсюда кажется естественным вывод в том роде, что самая точная работа это — размахивания без раскачиваний. И когда мы видим филигранные действия лучших «кольцевиков», то убеждены, что уж у них-то никаких раскачиваний, действительно, нет и быть не может.
Но это не совсем не так, а в каком-то смысле совсем не так.
__________________________________ 88. Подначимте!
На самом деле отклонения ОЦТ тела гимнаста от опорной вертикали при верной работе не только не отсутствуют, они практически неизбежны! Сольлишьвтом, что при точных действиях гимнаст добивается идеального баланса таких отклонений (как бы — микрока-чей) на махах обоих направлений.
Кач на кольцах — движение относительно медленное, и прежде, чем он под действием силы тяжести разовьется, можно успеть махом другого направления скомпенсировать ранее возникшее отклонение ЦТ системы «гимнаст-снаряд» от отвесного положения. И так должно происходить на протяжении всей комбинации, важно лишь, чтобы сумма всех реал ьно возникших разнонаправленных отклонений тела от опорной плоскости все время оставалась бы равной нулю.
Читатель спросит: неужели такая работа доступна?
Да не только доступна, это — будни гимнастики! Ведь даже любое «статическое» равновесие, например, стойка на руках, делается, в принципе, точно также: гимнаст вовсе не стоит подобно статуе, а все время балансирует, уравновешивая отклонения тела от наилучшего положения так, чтобы в итоге стоять «мертво».
В практическом плане сказанное означает, что гимнасту важно освоить на кольцах полноценные размахивания, при которых действия на махе каждого направления были бы хорошо управляемыми и рав ноценными как по амплитуде, так и по степени отклонения тросов во время исполнения этих движений. Это, к сожалению, далеко не всегда получается, так как биомеханические условия выполнения маха вперед и маха назад не одинаковы (73,92,159). Так, меньшая подвижность в плечах, дающая о себе знать при махе назад, нередко бывает причиной несбалансированного смещения тела в одном направлении, после чего может возникнуть кач. Это предъявляет повышенные требования и к действиям на махе вперед: если гимнаст — в сравнении с предшествующим махом назад — недорабатывает руками (рис. 79-г, к. 5) и слабо отводит кольца назад, «за голову», то в дальнейшем это и может привести к раскачиванию. Причем подобная опасность тем реальнее, чем больше уже достигнутая амплитуда размахиваний. Именно поэтому особенно сильные, «губительные» раскачивания мы наблюдаем не у новичков, а у мастеров.
88. ПОДКАПНИТЕ !
Внимательный зритель (читатель), наблюдая работу мастеров на кольцах, порой увидит странное: вот гимнаст вышел к снаряду, тренер его подсадил и... вместо того, чтобы помочь успокоиться в висе,
213
КОЛЬЦА ___________________________________________________________
тихонько его подталкивает, умышленно задавая небольшой, но явственный кач. Чаще всего это бывает, когда гимнаст начинает комбинацию подъемом махом назад в стойку на руках.
Что все это значит?
Хитрость здесь простая. У спортсмена проблемы с подъемом махом назад: если он начнет из «чистого» статического положения, то возникнет та самая ситуация, которую мы описали в конце предыдущего сюжета. Из-за недостаточной работы кистями с кольцами (которые должны на махе назад больше продвигаться вперед) у гимнаста развивается кач, особенно усиливающийся в связке «высокий выкрут вперед — подъем махом назад». Чтобы избежать этого, гимнаст, пользуясь помощью, заранее берет «контркач», который призван погасить нежелательные отклонения от вертикали на неточных махах назад. При этом все вводные действия («помах» и проч.) по скорости и акцентам рассчитываются таким образом, чтобы основной мах назад, провоцирующий возникновение кача, попадал на фазу отклонения тела с кольцами вперед. В результате вся система уравновешива-
ется, и гимнаст завершает связку в покое. Если же такой упреждающей работы не проделать, то развивающийся кач может зафиксироваться при переходе к статическим или силовым элементам или совсем пойти в разнос на последующих махах.
На рис. 80 показана типичная ситуация такого рода. Гимнаст делает мах назад, и ЦТ системы смещается в одноименном направлении (а). Если теперь, переводя руки в положение упора, быстро выполнить собственно подъем, то момент завершения движения застает систему в состоянии отклонения назад от опорной плоскости, и тело с кольцами, двигаясь вперед под действием силы тяжести, будет стремиться вернуться в отвесное положение. И кач готов!
214 |
Остановить развившийся кач, находясь в положении стойки или
________ ____________________________ 88. Подкапните !
упора, невозможно. Исполнитель в состоянии лишь чуть ослабить его, например, при выходе в стойку бланшем, когда тело проходит положение вертикального упора с приопущенными ногами, благодаря чему кач протекает чуть медленнее, чем, скажем, при жиме согнувшись, сопровождающимся сразу подъемом всего тела к стойке. Свою роль играет и малая скорость этого движения, позволяющая гимнасту дождаться естественного ослабления кача.
Но все это — меры пассивные и поэтому неэффективные. Форсированно погасить кач, возникший из-за неточного маха, можно только четкими активными действиями также на махе. Приемы этого рода хорошо известны. Так, если кач продолжается в стойке на руках и предстоит спад, то его начинают при отклонении колец в направлении, разноименном спаду: на большой оборот впередукощт после того, как тросы откачнутся назад от вертикали; на большой оборот назад — противоположным образом. Заметим, что здесь повторяется та же ситуация, что и в начале комбинации, разница лишь в том, что в этом случае гимнаст уже сам себя «подкачнул». И ясно, что действовать в этой ситуации нужно очень взвешенно. В зависимости от того, каков по интенсивности сохранившийся кач и насколько «качеопасны» последующие действия в висе, действовать приходится по-разному: спад можно начинать в крайней точке кача или пораньше, каждый раз взвешивая степень соответствия контрмер возникшему раскачиванию.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!