БЛАНШ НА ПРЯМЫХ : ТРУДНО И НЕЭФФЕКТНО ?
Стандартный ныне спичаг не всегда был в ходу. В 50-е годы, например, каждый уважающий себя гимнаст осавивал «бланш», то есть силовую стойку прогнувшись.
Как известно, это движение можно делать и с согнутыми руками, и с прямыми. В нынешние времена «тотального выпрямления» первый вариант, как «несолидный» (хотя он гораздо труднее и сложнее, например, стойки согнувшись), канул в Лету. Что касается «бланша на прямых» — стойки силой «прогнувшись» с прямыми руками — (рис. 72-анас. 192), то он иногда используется мастерами, но не всегда производит должное впечатление. Репутация этого трудного упражнения подмочена структурным родством с обычным махом назад
191
БРУСЬЯ ___________________________________________________________
в стойку: при плохом махе гимнаст помогает себе «дожимом», а при плохом «бланше» — махом...
Но нет такого реального упражнения, которое нельзя было бы выполнить достойно. При должной силе и технике «бланш на прямых» великолепен: медленно начиная из «угла» (хотя это и не обязательно!) и сохраняя ровный, без перебоев, темп, с совершенно пря мым (а не прогнутым) телом и красивой осанкой гимнаст поднимается до стойки и замирает в ней. Королевское движение!
Но ясно, что не каждому исполнителю описанное доступно. Испытывая силовые затруднения, гимнасты все же покушаются на этот элемент, подстраивая его «под себя» и допуская различные вольности: резко ускоряют темп после вертикали, явно прогибаются (б) или, напротив, «наваливаясь» на руки, работают «горбом» (в) и проч. Все это — не только формальные ошибки, заслуживающие судейских санкций, но и технические «гримасы», лишающие «бланш» свойственной ему прелести.
|
|
192 |
Как добиться действительно красивого исполнения этого элемента?
Бланш на прямых : трудно и неэффектно ?
Конечно, решающий фактор это — сила мышц-сгибателей плеча (передние пучки дельтовидной, большая грудная, клювоплечевая). При необходимости их можно удобно тренировать, выполняя преодолевающие и уступающие движения руками вперед-вверх и обратно с применением нарастающих отягощений, атакже темповые выходы в стойку на брусьях махом-дожимом. (Обычно считается также, что для выполнения «бланшей» важно развитие мышц спины. Разумеется сильная спина — дело хорошее, но не она решает успех освоения данного силового упражнения).
Существенны, однако, и технические нюансы этого движения.
Во-первых, «бланш на прямых» не терпит закрепощения мышц плечевого пояса, то есть, фактически — одновременного включения и мышц, производящих полезную работу, и их антагонистов. Поэтому одно из важных условий овладения этим упражнением — освоение навыка изолированного включения сгибателей плеча. Важно выработать ощущение «свободных плеч», которое должно сохраняться в ходе всего подъема, но в особенности в наиболее трудных фазах жима, когда гимнаст преодолевает наибольший момент силы тяжести Рг, действующий относительно плечевой оси (к.к. 4— 6). В самом начале движения этому помогает несколько сутулая осанка (больше по ощущениям, нежели на глаз) с выведением головок плечевых суставов вперед и соответствующим «проваливанием» груди и разведением лопаток. Использованием этого приема (в утрированном виде) и объясняется пристрастие некоторых гимнастов к «горбатому блан-шу» (в).
|
|
Второй нюанс, связанный с предыдущим: упражнение нужно стремиться делать (по крайней мере осваивать) на достаточно широко разведенных жердях. При узкой опоре гимнаст зажат в створе жердей собственными мышцами (трехглавая плеча и широчайшая спины мешают друг другу), кроме того, в этом случае возникает и дополнительная закрепощенность мышц. Лишь хорошо освоив «бланш» и имея силовой резерв, можно сузить жерди до привычного гимнасту стандарта, но лучше всегда работать на относительно широких брусьях, это вообще предпочтительнее для исполнения многих других упражнений.
|
|
Третье: начиная движение ногами из упора углом, гимнаст должен заранее и далее постоянно поддерживать высокий тонус, с непрерывным давлением на опору за счет полезно действующих в подъеме мышц плечевого пояса. Грубая ошибка думать, будто основная работа в «бланше» начинается только с началом самого подъема, то есть после полного опускания ног до нижней вертикали (к. 3)\ В этом слу-
193
БРУСЬЯ ___________________________________________________________
чае относительное расслабление рабочих мышц должно вынужденно резко сменяться предельным напряжением, что, как правило, плохо удается. Даже физически мощные гимнасты, справляющиеся с этой задачей, часто грешат в этот момент жима некрасивой и нетехничной переменой темпа движения.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!