САЛЬТО НАЗАД - КОНФЛИКТУЮЩИЕ РОДСТВЕННИКИ
Одно из ключевых движений мастеров на брусьях — сальто назад над жердями. Начинавшееся когда-то как «проходное» движение в упор, оно теперь делается почти исключительно в стойку на руках, и надо признать, давно стало чем-то вроде обязательного упражнения средней трудности. Однако, значение этого элемента по-прежнему велико, так как на нем в существенной степени выверяется класс современного гимнаста и стилистика его работы.
Ближайший родственник сальто в стойку — аналогичное движение в соскок, причем в последние годы это, как правило, двойное сальтомортале.
Зададимся вопросом: в каких отношениях находятся эти ближайшие «родственники», и как они влияют друг на друга?
194 |
На рис. 7?показано современное сальто в стойку. Главная его особенность, представляющая сейчас для нас интерес—действия после броска ногами. Между кадром, соответствующим окончанию акцентированного маха вперед (к. 5) и положением перехода в полет (к. б) располагаются принципиально важные действия. Это так называемый «подрыв» грудью, то есть — резкое разгибание тела, приводящее
Сальто назад — конфликтующие родственники
к значительному притормаживанию ног и, как следствие, системы в целом.
Зачем это действие нужно и нужно ли оно вообще?
Да, оно нужно и чрезвычайно важно, так как служит регулятором вращения тела и помогает добиться к моменту прихода в стойку (к. 12) необходимого гашения вращения тела. Можно, таким образом, убедиться, что со структурной точки зрения это сальто несет в себе элемент контрдействий, входящих в техническую структуру и многих других гимнастических упражнений (23,140). При этом, чем мощнее начальный сход со стойки на руках, а, следовательно, и вращение назад, тем резче должен быть «контртемп». Так что гимнасту нужно тонко чувствовать эти соотношения в каждом реальном исполнении.
|
|
Естественно спросить: почему, все-таки, нужно использовать эти самые «контрдействия»? Зачем, рассуждая по-житейски, сначала тратить силы на то, чтобы разгонять тело, а после этого «гасить» энергию, полученную собственными стараниями? Не разумнее ли с самого начала вращаться столько, сколько нужно, чтобы «не перекручивать»?
Сомневающихся сразу успокоим: энергия, потраченная при разгоне и «подрыве» вовсе не пропадает, она целиком уходит в дело, так как, в конечном итоге, отражается на общей мощности движения, в данном случае — на высоте подлета. Поэтому экономная работа (спокойно уйти из стойки, выполнить сдержанный мах и, соответственно, снизить потребную силу «контртемпа»), как и всегда при такой установке приводит к пораженческому результату: получается вялое движение с минимальным вылетом и ничтожными ресурсами. Работать нужно всегда в полную силу!
|
|
Рассмотрим теперь родственное движение — сальто в соскок. На рис. 74-анас. 196 показан отход на соскок сальто прогнувшись. Сразу заметно, что акцентированный «подрыв» грудью здесь практически отсутствует, хотя разгибание тела все таки имеет место. Но еще характернее отход в полет на двойное сальто (б). Сход из стойки и мах в упоре, начинающие это упражнение, технически делаются совершенно так же, как и при сальто в стойку. Но в дальнейшем мы сталкиваемся с различиями, и весьма существенными. Разберем их по пунктам:
1. Специфично положение плеч при уходе на соскок. При сальто в стойку (рис. 73) гимнаст активно нажимает руками вниз-назад на опору и стремится вывести плечи вперед (к.к.5—6), так как это еще одна возможность частично погасить вращение, хотя и не лучшая. Но
195
БРУСЬЯ ___________________________________________________________
при соскоке двойным сальто {рис. 74-6) плечи заметно больше сваливаются назад, и это вовсе не ошибка, а — необходимость, так как благодаря этому все тело лучше сохраняет вращение назад, которое здесь всегда в дефиците.
2. В соскоке двойным сальто совершенно отсутствуют не только «подрыв» грудью, но и разгибание тела, а ноги еще на опоре начинают подтягиваться для группировки. Ито, и другое связано с необходимостью поддержать вращение тела по сальто, это — главная забота исполнителя. Понятно поэтому, что «контртемп» здесь просто неуместен; более того — исполнитель использует дополнительные ресурсы усиления вращения по сальто, благодаря тому, что он может активизировать бросковое движение ногами снизу-вверх.
|
|
3. Если при сальто в стойку хорошие исполнители возможно больше используют подвижность в плечах, дольше удерживая опору о жерди, то в сальто отход носит более ранний, свободно-инерционный характер, так как чем выше тело уходит вверх, сохраняя опору о снаряд, тем больше гасится скорость движения, что связано как с тормозящим действием момента силы тяжести, так и с нарастающим сопротивлением мышц-сгибателей плеча. Поэтому переходить в пб-лет на сальто нужно вовремя, пока скорость нарастает или хотя бы сохраняется!
В этой связи еще один нюанс: у гимнастов, работающих более «зажато» и (при махе вперед-вверх) пассивно, оптимальный момент перехода в полет наступает довольно рано, обычно — чуть выше горизонтали. Если же исполнитель способен свободно и активно поддерживать мах с ускорением в положении высокого упора сзади (в), то его ресурс «подкрутки» соответственно больше.
|
|
196
_____________________________ 80. Руки от опоры до оп о р ы
Итак, сальто в стойку и в соскок различаются по ряду позиций, и расхождения эти существенны. Полезно помнить, что соприкосновение того и другого движений в работе — если они еще не установились должным образом, не закрепились — нежелательно, так как может возникнуть отрицательный перенос навыка.
РУКИ ОТ ОПОРЫ ДО ОПОРЫ
Обсудим еще несколько деталей сальто назад в стойку. Они касаются действий свободными руками при их переносе на опору.
Когда-то высшей доблестью было сделать сальто так, чтобы руки оставили опору как можно позднее и как можно раньше вновь попали на нее перед стойкой. Получалось, что практически нужно было, не покидая брусьев, почти с выкрутом в плечах максимально подняться вверх (рис. 73, к. 6, пунктир), а потом, быстро освобождая и разворачивая кисти внутрь, тут же, не отводя их от жердей, поставить в положение стойки на руках. И исполнители такого движения были. Оно, конечно, своеобразно, но представляет собой, скорее, пе реворот назад в стойку на руках, нежели сальто. Гимнасты с «мягкими» плечами могли бы, для разнообразия, использовать такое упражнение и теперь, но при условии, что они владеют и более современными формами этого движения. Это принципиально необходимо не потому, что одно модно, а другое — нет, а по той причине, что только интенсивные, полетные формы движений позволяют активно развивать весь профиль таких упражнений, добиваться прогресса в их исполнении.
Более зрелая форма переноса рук в сальто, долго державшаяся в практике, и доныне не забытая, —движение/>>тсалш через стороны. В этом случае руки, будучи вначале далеко отведенными за спину, разворачиваются кистями наружу и практически без дополнительных усилий (мышцы-сгибатели плеча и отводящие были сильно натянуты) поднимаются в стороны, благодаря чему возникает впечатление хорошего подлета над жердями. После сближения тела с вертикалью, кисти сводятся и опускаются на жерди. Имея определенные достоинства, этот способ перевода рук имеет и недочеты: риск промаха руками при их возвращении на жерди здесь хоть и невелик, но все же относительно больше, чем в первом способе.
В нынешние времена большинство мастеров перешли на круговой способ переноса рук (рис. 75нас. 198). Это, действительно, наиболее прогрессивный прием, при котором руки, как и все тело, перемещаются в передне-задней плоскости, сначала сильно отставая, а затем
197
БРУСЬЯ ___________________________________________________________
198 |
резко опережая движение туловищем. Подъем рук вслед за телом создает зрительный эффект наиболее высокого «отрыва» вверх от опоры (к.к. 7—8), хотя в действительности реальная высота вылета, измеряемая по траектории ОЦТ тела, зависит только от общей мощности движения и здесь не обязательно больше, чем при других способах исполнения. Для усиления впечатления «зависания» в полете на максимальной высоте некоторые исполнители даже на мгновение прижимают руки к бедрам — «по швам». Благоприятны здесь и условия для точного возвращения кистей на опору: описывая круговое движение в передне-задней плоскости, они двигаются все время над жердями и легко их находят в момент прихода в стойку (к.к. 7—70).Но самое интересное здесь — чисто динамический эффект такой техники: быстрое вращение рук в том же направлении, что и у всего тела, обусловливает, вследствие реактивного взаимодействия этих звеньев (то есть рук и остального тела), некоторое «притормаживание» вращения тяжелых звеньев по сальто. Это позволяет снизить необходимую активность традиционного «подрыва» грудью (79) и как бы приблизить стилистику сальто к полету с совершенно выпрямленным телом.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!