САЛЬТО ВПЕРЕД : СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» 3 страница
КОЛЬЦА __________________________________________________________
ственные различия в построении махов вперед и назад в висе. Так, если форсированный мах вперед (например, для переворота в стойку) уже тогда многими выполнялся с высоким подъемом стоп и значительным уменьшением плечевого угла, и это не считалось «нетехничным» (рис. 83-а), то мах назад считался «правильным» только тогда, когда гимнаст действовал «на оттяжке» и, фактически, едва достигал горизонтального положения тела в высшей точке движения (в, пунктир). Как следствие, реальная высота и физическая эффективность такого маха оставались очень скромными, и на сколько нибудь сложные элементы с такой энергетической базой рассчитывать было трудно. Подъемы в упор, выполняемые таким махом, оставались невысокими, подъемы в стойку на руках делались, как правило, не только через согнутые руки, но и с ощутимым «дожимом», пусть даже и быстрым; на сложные сальто вперед вообще никто не покушался.
224 |
Любопытна история такого элемента, как «хонма», то есть переворота вперед в упор. Еще задолго до того, как японский мастер Фу-мио Хонма продемонстрировал свой «фирменный» переворот, было много попыток освоить этот элемент, в том числе и в нашей стране. Но все эти опыты оставались до поры неудачными, так как не известна была техника, потребная для исполнения подобных движений. И лишь тогда, когда достоянием гимнастов стало «полувкручивание», дело сдвинулось с мертвой точки.
|
|
____________________________ 93. Совсем как в батте р ф л я е
Нафиг.о, бпоказаны для сравнения два ключевых положения, на махе вперед и назад в висе на кольцах. Бросается в глаза, что они вполне симметричны. Однако то, что на махе вперед (а) происходит естественно и без затруднений, на махе назад (б) достигается специфическими действиями в плечах. Гимнаст, освобождая суставы и беря голову на грудь (а не поднимая ее, как на фиг. в\), пронирует кисти с кольцами и, частично вкручиваясь вперед, дает плечам более свободно продвигаться назад, за лицевую плоскость — за спину! На первый взгляд кажется, что возникающее при этом явно низкое положение плеч гимнаста — недостаток, и лучше было бы, если плечевой пояс уже здесь располагался выше, ведь при исполнении любого подъема все время идет борьба за высоту движения!
Однако это не так. Главная проблема в движениях такого рода — не столько перемещение тела вверх (с этим справиться легче), сколько вращение. Показанное на фиг. ^положение — абсолютно необходимое условие свободного, быстрого вращения тела гимнаста вперед (которое при старой технике, как раз, ограничивалось жесткими действиями в плечах). Всякие попытки быстро поднять на махе назад не только ноги, но и плечи, сразу отозвались бы потерей скорости вращения всего тела в основном направлении, так как движение плечами вверх в этой ситуации есть не что иное, как контрдействия (47,49, 75), своего рода «плечевой курбет».
|
|
Описанное «полувкручивание», открывшее доступ к форсированным махам назад, означало для вращений вперед на кольцах целую революцию. Сразу обогатилась вся гамма движений этого направления: стали нормой махи с прямыми руками, элементы стали более сложными и, одновременно, более доступными.
Приведенный разбор лишний раз подчеркивает силу закономерности, согласно которой даже движения, на первый взгляд явно разные (или должные бытьразными) строятся все же по единым принципам. Много лет высокие махи вперед и назад на кольцах, делались по-разному, но техника «полувкручивания» поставила все на свои естественные места, и вновь восторжествовала симметрия!
Впрочем, разговор о симметрии и об эволюции техники движений на кольцах на этом не может быть завершен.
СОВСЕМ КАК В БАТТЕРФЛЯЕ
Как и во всех видах многоборья, на кольцах время от времени происходили сдвиги в технике движений, но ничто не сравнится с переломом, который произошел в 60-х годах, когда ведущие гимнас-
|
|
225
КОЛЬЦА
Метаморфозы выкрута
ты мира, и в первую очередь наши мастера, перешли на исполнение почти всех махов с прямыми руками. Наиболее памятны в связи с этим выступления ворвавшейся на мировую арену плеяды гимнастов во главе с юным Михаилом Ворониным и его сподвижниками — Сергеем Диомидовым и другими. Именно они утвердили в широкой практике элегантный стиль махов с прямыми руками, а главное — новых больших оборотов на кольцах. Правда, ради исторической справедливости следует отметить, что самыми первыми исполнителями оборотов с прямыми руками на кольцах были не названные корифеи, а их старшие коллеги. Еще раньше, например, московский мастер Владимир Смолевский (а впоследствии один из виднейших специалистов по гимнастике, профессор) стал делать подъем переворотом назад в стойку через прямые руки. (Примечательно, что В.Смолевский был как бы вынужден пользоваться такой техникой, ибо... испытывал дефицит силы. Оказалось, что правильно выстроенная маховая техника, динамичная работа в висе могут компенсировать недостаток физической подготовки).
Благодаря утверждению в практике новой техники, сочетавшейся по необходимости с приемами полувкручивания (92), особенно четко выявились принципы действий руками в решающих фазах упражнений, особенно больших оборотов назад и вперед. Оказалось, что и здесь действует закон симметрии, технического подобия, обсуждавшийся нами выше.
|
|
Нарис. ^схематически показано, как должно изменяться положение рук гимнаста относительно туловища при исполнении большого оборота назад и вперед. Возьмите кинограмму, видеозапись одного из этих движений или проследите его, имитируя. Можно будет убедиться, что при большом обороте назад (а) руки из виса, то есть из положения руки вверх, перемещаются вначале вперед, что соответствует подъему всего тела вдоль тросов и уменьшению плечевого угла; затем они разводятся в стороны, одновременно сохраняя натяжение тросов и продолжая содействовать подъему тела к стойке на руках; в финальной же фазе они из положения в стороны движением внутрь сводятся вверх, возвращаясь в позу, соответствующую стойке на руках, в которую гимнаст и приходит по окончании полного оборота или переворота назад.
Конечно, описанное движение руками это не раздельные действия («вперед» — «в стороны» — «вверх»). Делается оно слитно, кругообразно и напоминает гребок руками при баттерфляе. Такая техника позволяет одновременно решать целый ряд задач: это и содействие маху вперед-вверх, и подъем к стойке, и принципиально необходи-
226
мое здесь «обводное» движение колец, позволяющее достичь в итоге нужного конечного положения рук относительно тросов (91).
Характерно, что с утверждением в практике техники «полувкручивания» руки гимнаста стали действовать на больших оборотах вперед абсолютно так же, в принципе, как и на оборотах назад. Проследим это по фиг.б: вначале руки (с вкручиванием) заходят назад за голову (в обороте назад этому соответствует начальное движение руками вперед), затем они также, как и в первом случае, разводятся в стороныя, наконец, сводятся в стойке на руках. В слитном исполнении всё это тоже похоже на движения пловца, но на этот раз при кроле на спине. Вновь торжествуют законы симметрии движений, законы структурно-технического подобия. Более того, при желании мы могли бы проследить и сходство в других, более тонких элементах техники этих упражнений, в частности — в действиях кистями с кольцами. Желающие могут, набравшись терпения, сделать это, с помощью рис. 82.
МЕТАМОРФОЗЫ ВЫКРУТА
Важнейшая проблема совершенствования в гимнастике, как мы не устаем отмечать, это — энергонасыщение движений. От того насколько мощно, амплитудно способен гимнаст отработать в махе, прыжке, зависит если не всё, то почти всё. Это не только высота
( |
подъемов и подлетов, время, которым гимнаст может распоряжаться для оформления и усложнения движения, не только стилистика и различные биомеханические ресурсы упражнения, но и доступная точность, надежность исполнения и иные важнейшие компоненты.
Говоря о модернизации махов на кольцах (также направленной, прежде всего, на повышение энергетики движения) можно было бы упомянуть о целой веренице важных биомеханических компонентов действий гимнаста. Но все же для колец самый яркий, пожалуй, этап технической эволюции связан с так называемыми выкрутами.
Что такое «выкруты» в хрестоматийном гимнастическом смысле?
Открывая словарь спортивныхтерминов15, читаем: «Гимнастический элемент. Переход из виса сзади в вис или из виса в вис сзади за счет вращения на 360° в плечевых суставах». Оставим на совести авто-
15 «Толковый словарь спортивных терминов». — М., ФиС, 1993, с. 56.
227
КОЛЬЦА ___________________________________________________________
ров неточность определения самого термина16 и отметим, что понятие «выкрута» здесь по старой традиции связывается с «вращением в плечевых суставах».
Действительно, выкруты новичка (или гимнаста полувековой давности) сопровождались характерными действиями в плечевых суставах, знакомыми каждому по манипуляциям, хотя бы, с гимнастической палкой, когда ее проводят обеими руками за голову и обратно.
Рассмотрим эволюцию этих элементов вначале на примере выкрутов назад.
Простейший классический элемент такого рода, исполняемый на кольцах, показан нарис. 84-а: акцентированно «накрываясь» ногами в висе согнувшись (к. I ), гимнасттутже разгибается и, оставляя плечи внизу (к. 2), проводит руки с кольцами вперед и с буквальным выкрутом в плечевых суставах переходит в более или менее высокий, а, скорее всего, низкий вис (к. 3).
Но, как было сказано, основная тенденция в развитии гимнастики — наращивание мощности движений. Вместо «школярского» выкрута (а) гимнасты стали прибегать ктемповомудвижению, когда махом вперед из виса, не задерживаясь в висе согнувшись, исполнитель сразу, высоким движением разгибался, посылая ноги высоко вдоль тросов, быстро включал руки, содействовавшие подъему, и уже из гораздо более высокого, активного положения упора, а не виса, шел вниз. Тем самым энергонасыщение последующего маха вперед в висе радикально увеличивалось.
Но дальше — больше. Зачем идти, пусть даже в высокий и проходящий вис согнувшись, если можно сделать, фактически, переворот назад через нефиксированный упор? Такое движение не нужно было изобретать, оно выстроилось естественным образом по мере совершенствования «выкрута». Нечто подобное показано на фиг. б. Подготовительное сгибание здесь (ср. с к. 1 на фиг. а) следует гораздо раньше, еще в середине подъема (к. I ), после чего гимнаст мощно «выстре-
16 На самом деле действия типа «выкрута» могут быть связаны с весьма различными по угловой величине действиями в плечевых суставах. Так, на жесткой продольной опоре выкрут из виса сзади хватом снизу в обратный хват или обратно морфологически равноценен повороту на 180°. Выкрут из виса сзади хватом сверху в одноименный простой вис подобен вращению в плечевых суставах на 360°, а выкруты на кольцах требуют большего или меньшего (как правило, менее 180°) вращения в плечах в зависимости от степени разведения рук в стороны и подъема плечевого пояса над опорой. Более детальное представление о морфологии выкрутов можно получить, изучая матрицу на рис. 82 (16).
228
Метаморфозы выкрута
ливает» ногами вверх, вдоль тросов (к. 2), и с мощным нажимом слегка разведенными руками поднимает себя вверх, проходя створ тросов, фактически, в широкой стойке на руках (к.к. 2—3). Последующий спад из такого положения дает мощный мах в висе, с которого можно делать что угодно.
229 |
Итак, называя вещи своими именами, следует констатировать: выкрут, как специфический элемент, постепенно прекратил свое существование, так как начальное движение, называвшееся «выкрутом», не только радикально изменило свою форму, но и собственно выкрут в плечах—действие, давшее элементу первичное название, — тут отсутствует также, как он отсутствует в переворотах в стойку и в больших оборотах. И не случайно, так как описанный современный «выкрут» — уже вовсе не выкрут, а просто движение типа переворота (если угодно — оборота) назад большим махом, исполняемого без задержки в высшей точке подъема. У многих исполнителей, делающих серии однотипных движений махом вперед, «выкрут» (или, как ста-
КОЛЬЦА ___________________________________________________________
ли его именовать, «высокий выкрут»), в сущности, неотличим от большого оборота назад.
Та же история, естественно, произошла и с выкрутами вперед. Вместо старинного движения, выполняемого с окончанием в висе прогнувшись, гимнасты стали выполнять все более широкое маховое движение с форсированным проходом в вис и последующим махом назад, стали все более активно действовать руками, разводя их в стороны и поднимая плечевой пояс выше точек опоры. Таким образом, и здесь место традиционного «вкрута» вперед заняло движение типа темпового переворота в вис через стойку на разведенных руках.
Переход к технике высоких выкрутов сыграл кардинальную роль в энергетическом оснащении махов на кольцах. Гимнастам стали доступными многие расхожие ныне типы элементов: большие обороты с прямыми руками, движение типа переворота вперед («хонма») и их производные («итальянские обороты» вперед), разнообразные подъемы махом назад и, конечно, усложненные сальто обоих направлений.
Впрочем, самый обычный выкрут назад и теперь не только встречается, но и необходим гимнасту. Жив курилка! Только делать его нужно вовсе не так, как на фиг. а, а по-настоящему — с мощным высоким подъемом плеч над опорой. Владение таким движением — хорошая база для «высоких выкрутов»!
КОЛЬЦА ПРОТИВ ПЕРЕКЛАДИНЫ
Как известно, между всеми маховыми снарядами (исключая, конечно, такую «темную лошадку» как конь-махи) есть несомненное сходство и по структуре движений, и по их технике. Действительно, технические основы махов на этих снарядах — едины. Но именно поэтому специфика снарядов время от времени вносит диссонанс в существующие «родственные связи».
Остановимся, для примера, на особенностях отхода в полет при исполнении сальтовых соскоков. Наблюдения, например, за техникой сальто назад (рис. 15) дают полезную пищу для размышлений. Так, сразу бросаются в глаза существенные различия между действиями при отходах в полет на кольцах в сравнении с перекладиной. Мы ведь знаем, что классическое и для многих соскоков сальто нормативное положение тела при отходе с перекладины это зона горизонтали (19,20). Между тем, на кольцах дело обстоит вовсе не так или не всегда так.
230
Кольца против перекладины
На рис. 85-а—типичная поза отхода на сальто назад прогнувшись на кольцах: к моменту расставания с опорой гимнаст поднялся ногами вверх практически до вертикального положения (к. 4), чего никогда не бывает на перекладине и не может быть во избежание прихода на гриф. Но на кольцах этой проблемы нет, и гимнаст после броскового маха из виса (к.к. 1—3) позволяет себе «затягивать» тело высоко вверх, благо проем колец свободен и никакие столкновения с опорой исполнителю не грозят.
То же самое происходит при исполнении двойных, тройных сальто назад (б). Отличие от «бланша» заключается лишь в том, что еще на опоре гимнаст начинает группироваться, поддерживая тем самым повышенную скорость вращения по сальто. Впрочем, ранняя группировка используется и на других видах многоборья. (Заметим также, что вообще «подкрутка» на сальто, и в этом смысле вообще технические условия выполнения соскоков на кольцах — самые благоприятные. Например, тройное сальто здесь дается гимнастам проще, чем на перекладине и соответственно чаще встречается).
Ну и что, скажет читатель, раз другой снаряд, то и техника немного другая, нормально.
231 |
Конечно, для опытного гимнаста так оно и есть. Однако нужно помнить, что при исполнении, а в особенности освоении близких по структуре, но все же различающихся по технике движений часто воз-
КОЛЬЦА
Забытый ктемп»
никает перенос навыка, который может быть не только положительным (на чем основана вся техническая подготовка гимнаста), но и отрицательным. И тогда один навык «наезжает» на другой, искажая его и принося, порой, очень неприятные сюрпризы. В разбираемом случае навык отхода высоким поздним движением в сальто на кольцах может привести к отрицательному переносу на сальто с перекладины, давая опасное «задергивание» на опору.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!