САЛЬТО ВПЕРЕД : СПОР ДВУХ «ТЕМПОВ» 5 страница



ОБОРОТ С ПОВОРОТОМ ?

ф

Махи с поворотом на кольцах — движения аномальные и своен­равные. Насколько они удобны, просты и доступны на кольцах в каче, настолько же они проблематичны «в покое». Механизм «обез-вешивания» тела, позволяющий буквально играючи делать поворо­ты в конце кача, в обычных условиях реализовать гораздо труднее и сложнее.

Однако движения со скрещиванием тросов все же возможны и довольно интересны. Автор этих строк занимался их разработкой еще в 70-х годах, и были отдельные опыты внедрения таких элемен­тов в практику ведущих мастеров. Но в целом повороты в висах на кольцах так и остались элементами «на любителя» и обычно не выхо­дят за пределы движений средней трудности, придающих комбина­ции некоторую затейливость, но серьезного значения так и не полу­чивших.

Скепсис гимнастов и тренеров понятен: движения внешне не очень сложные (и поэтому судейски не слишком ценные), но кап­ризные. «Овчинка выделки не стоит!»

Естествен вопрос: а нельзя ли, все-таки, делать махи с поворота­ми, достойные внимания ведущих мастеров?

Можно с уверенностью сказать, что — есть, и что ими стоило бы заинтересоваться. Еще в 80-х годах автор в течение одного занятия (!) вчерне разучил со своим учеником (студентом института физкуль-

240


Оборот с поворотом ?

туры) ни много, ни мало — большой оборот с поворотами «туда и обратно». При этом уровень подготовки исполнителя не мог идти ни в какое сравнение с классом современных мастеров. Совершенно очевидно, что если бы на месте рядового студента инфизкульта ока­зался гимнаст высококвалифицированный и притом заинтересован­ный, то эффект мог бы быть впечатляющим (уместно здесь еще раз напомнить один «закон» гимнастики: всякое упражнение, выполни­ мое в принципе, можно делать хорошо).

Парис. ЯРпоказано одно из решений, позволяющих делать боль­шой оборот с поворотами. Будем условно называть этот элемент «оборотом вперед» — по направлению начального движения из стой-

241


КОЛЬЦА


Простые махи —


н еп | р осты


 


ки на руках, хотя, как будет видно дальше, упражнение сочетает в себе компоненты техники оборотов обоих направлений.

Рассмотрим движение пофазно.

Переворот вперед и начало спада (к.к. 1—3). Эта фаза выполняет­ся, в целом, как обычно. После разворота кистей наружу (к.к. 1—2) желательно повернуть их быстрее внутрь, принимая слегка «закры­тое» положение тела (к. 3).

Первый поворот кругом (к.к. 3—5). Самая ответственная фаза спа­да. В зоне горизонтали давление на кисти падает, и гимнаст получает возможность сделать поворот наиболее эффективно. Следует знать, что как этот, так и второй поворот должны делаться вовсе не за счет взаимодействия с опорой, а как бы безопорным способом, за счеттех-ники «хула-хупа»: начиная из слегка согнутого положения (к. 3), гимнаст делает круговое движение тазом, переходя через боковой изгиб (к. 4) сразу к слегка прогнутому положению (к. 5). Еслидвиже-ние тазом будет делаться (в представлении гимнаста, как бы видящем себя сверху) против часовой стрелки, то произойдет поворот всего тела направо. Чем быстрее, компактнее, «суше» делается это «винто-образующее» движение тазом, тем скорее совершается и сам поворот. Тело при этом почти оттянутое, изгибания используются ровно на­столько, насколько это нужно для быстрого поворота. Руки остаются узко сведенными над головой, с мягким натяжением тросов. Внима­ ние!— Недопустимо ни сильное ослабление связи с опорой, ни — тем более — слишком жесткая о нее опора; именно последнее (осо­бенно с усилением давления на одно кольцо) может впоследствии привести к перекосам и «болтанке» в висе. По окончании поворота кругом тросы скрещиваются, а кольца вплотную придвинуты друг к другу.

Завершение спада с замахом (к.к. 5—6) выполняется как при обыч­ном большом обороте назад. Традиционно строится и бросок из виса (к.к. 6—8).

Второй поворот («разворот», к.к. 8—10). Техника сходна с пово­ротом в «санжировках» на махе вперед (18), но здесь поворот делается не в прямом положении, а «через изгиб» (к. 9). Поворачиваясь на этот раз налево (как чаще всего и делается в санжировках), гимнаст про­должает бросковое движение ногами вверх, обеспечивая этим подъем. Характерная деталь действий этой фазы — быстрый поворот головой назад к левому плечу с сохранением низкого положения плечевого пояса и уходом во вкручивание вперед. В начале поворота кисти с кольцами сохраняют сведенное положение, но к концу пово­рота разводятся в стороны, содействуя вкручиванию. Характерно


положение по окончании разворота (к. 10). Оно должно соответство­вать высокому броску ногами с низко расположенными плечами и полувкручиванием.

Окончание подъема в стойку (к.к. 10— 1) традиционно для боль­ших оборотов вперед.

Описанный вариант оборота удобен наиболее привычной для гимнаста формой броска вперед с поворотом налево по типу традици­онной «санжировки», но окончание подъема здесь достаточно труд­ное. В свою очередь, движение, которое начиналось бы как оборот назад с поворотом и разворотом, несколько сложнее из-за необходи­мости делать в висе бросок назад, хотя окончание такого движения (по схеме переворота назад в стойку) может быть для некоторых ис­полнителей более привлекательным. Впрочем, все это—дело вкуса! В любом случае, большой оборот с поворотами на кольцах есть опре­деленное сочетание технических элементов из традиционных оборо­тов обоих направлений, и нужно безупречно владеть всеми этим компонентами техники. Есть в этом что-то от «проходов винтами» на коне, в которых тоже кумулируется практически вся высшая техни­ка круговых махов ногами...

В заключение отметим, что на базе описанных поворотов можно делать и много других достойных элементов и связок. А для колец, бедных материалом, это — важное подспорье. Поэтому обороты с поворотами должны дождаться своих пионеров.

ПРОСТЫЕ МАХИ - НЕ ПРОСТЫ

В начале главы мы говорили о важности базовых размахиваний в висе (86). Что касается махов в упоре на кольцах, то они используют­ся крайне мало и в самых несложных ситуациях. И неспроста: широ­коамплитудные размахивания в упоре на кольцах — вещь весьма трудная, малодоступная и поэтому каку бы «бесперспективная».

Вместе с тем, грамотные маховые движения в упоре полезно уметь делать любому гимнасту, особенно продвинутому. Ведь, несмотря на то, что махом из упора на кольцах, казалось бы, мало что можно сде­лать, сам навык размахиваний крайне полезен, так как является од­ним из элементов «школы» на этом виде многоборья. Гимнаст, по­трудившийся освоить не самые примитивные размахивания в упоре, не только гораздо увереннее чувствует себя в этом рабочем положе­нии, но и вообще умеет лучше работать кольцами, надежнее осваива­ет маховые упражнения, завершающиеся точностным приходом в упоры, в том числе в наиболее важный из них — стойку на руках.


 


242


243


КОЛЬЦА___________________________________________________________

Но дело не только в этом.

Семейство маховых упражнений в упоре на кольцах, в том числе усложненных, вообще мало разработано. Они богаче, чем об этом принято думать. Но чтобы реализовать эти потенции нужно, прежде всего, владеть полноценными махами в упоре.

Что такое полноценный мах?

Вспомним как обычно выполняются махи на кольцах. Подвиж­ность снаряда лишает гимнаста возможности относительно просто и эффективно действовать на опору по горизонтали. Поэтому, если исполнитель не прилагает особого старания, мах строится по прин­ципу движений как бы в условиях стабилизированного статического равновесия. Нарис. РОпоказаны такие размахивания; они полностью совпадают по картине движений с простейшими махами на брусьях (56). Но там это были примитивные «школярские» махи новичка, а здесь это норма, обычная даже для опытного гимнаста. Причем это, фактически, не столько свободный мах, сколько движение, постоян­но поддерживаемое силой.

Но махи в упоре на кольцах можно и должно делать лучше, только для этого необходимо хорошо поработать и, главное, отказаться от представления, будто это — простое движение.

Нарис. 91 в несколько утрированном виде показан полный цикл форсированных размахиваний в упоре на кольцах.

Если гимнаст претендует на действительно мощное движение, он должен, прежде всего, наладить управление состоянием равновесия тела в упоре.


100. Простые махи — не просты

Как и при исполнении современных махов в упоре на брусьях (56), форсированный мах на кольцах строится по схеме «нарушение равновесия — восстановление равновесия», то есть — по принципу динамического равновесия.

Так, с началом спада на мах вперед (к.к. 1—2) гимнаст сопротивля­ется естественному в данном случае движению плечами вперед (ина­че тело уравновесится, и вместо свободного движения получится си­ловое опускание в упор). При этом, по субъективным ощущениям, плечи отводятся назад, а кольца, наоборот, сдвигаются вперед.

Однако долго так происходить не может, так как в любом случае нужно пройти вертикальный упор в устойчивом положении. Поэто­му в следующей фазе спада (к.к. 2—3) гимнаст быстро, нодозирован-но, посылает плечи вперед, после чего (к.к. 3—4) вновь меняет харак­тер усилий и как бы постепенно «зажимается» в плечах, благодаря чему плечевой пояс начинает вновь смещаться назад, и к вертикали гимнаст приходит в устойчивое положение (к. 4).


 


244


245


КОЛЬЦА ___________________________________________________________

Последующее маховое движение вперед исполняется вначале со смещением плеч назад и заметным сгибанием тела (к.к. 4—5), но в конце подъема (к.к. 5—6) гимнаст силой отводит кольца назад и, вы­водя плечи вперед, выпрямляется по возможности высоко вверх-вперед (к. 6).

Последующий мах назад (к.к. 6—11) строится по той же принци­пиальной схеме, фазы которой (для махов обоих направлений) по­казаны на рис. 91 буквами: а — «оттяжка от опоры с умышленным нарушением равновесия, б— активное уравновешивание тела, в — стабилизация уравновешенного упора и прохождение вертикали, г— активный сило-маховый подъем в уравновешенном положении, д— повторная «оттяжка» с новым нарушением равновесного положения и подготовкой маха нового направления.

Итак, любой мах в одном только направлении включает в себя пять (!) быстро следующих друг за другом фаз действий, предполага­ющих строго определенные манипуляции состоянием равновесия в упоре. Простое на вид движение оказывается на самом деле довольно сложным навыком, требующим, кстати сказать, не только точней­шего ощущения равновесия, координации, отличной силовой подго­товки, но даже и определенной смелости!

САЛЬТО» НАД КОЛЬЦАМИ

Владение полноценными махами в упоре на кольцах, чему был посвящен наш предыдущий сюжет, открывает гимнасту дополни­тельные возможности, а главное — новые, доныне неосвоенные про­фили движений, которых на этом снаряде, увы, не богато.

На рис. 92-а показана одна из возможных реализаций супермаха вперед из упора на кольцах. Это переворот назад с выкрутом в вис.

Спад из стойки (хотя возможен вариант этого движения после подъема махом назад) строится здесь на основе техники, описанной выше (100). После прохождения упора (к. 5) гимнаст выполняет вы­сокий мах ногами вверх, «над собой», значительно сгибаясь в тазо­бедренных суставах и заметно «сваливаясь» назад плечами (к.к. 5— 7). Решающая фаза движения — переворот назад с выкрутом (к.к. 7—9). Из положения высокого упора сзади (к. 7) гимнаст энергично разги­бается, быстро переводит голову назад, к спине и, разводя до необхо­димой степени руки в стороны, с разворотом кистей с кольцами на­ружу, делает выкрут назад. Завершение движения не представляет собой ничего оригинального и весьма сходно с окончанием высокого выкрута.

246


______________________________ 101. «Сальто» над кольцами

Комментируя описанный элемент, нужно особо отметить, что его следует делать либо хорошо, либо не делать вообще/Вся прелесть этого упражнения в том, чтобы наиболее ответственную его часть — пере­ворот с выкрутом — выполнить в упоре, а не явно поздним движени­ем, с падением плечами назад. Если же гимнаст слишком сильно «сваливается», быстро уходя назад из положения упора, весь эффект движения пропадает: оно превращается в примитивный спад с по­здним выкрутом и неприятным обрывом в висе сзади.

247


КОЛЬЦА


102. Бланш не устарел !


 


На фиг. ^показана наиболее трудная и виртуозная форма реализа­ции той же идеи — переворот назад в упоре, своего рода сальто назад над кольцами. Движение требует от исполнителя не только блестя­щего владения махом вперед, высокой активной подвижности в пле­чах (очень желательны «мягкие плечи» и предрасположенность к разного рода выкрутам и висам сзади), но и точной равновесной ра­боты в упорах, в особенности в положении типа «стойки сзади». Выполнив мощный, смелый мах вперед, гимнаст (в отличие от предыдущего движения) не только не должен позволять себе «свали­ ваться» назад плечами, но и должен активно выводить их вперед, соот­ветственно посылая кольца в противоположном направлении (к.к. 7—8). Это дает возможность, в ожидании дальнейших событий, уравновеситься в упоре после окончания переворота. Далее мах впе­ред до положения «стойки сзади» (к.к. 7—8) естественным образом переходит в выкрут назад, выполняемый также активным разгиба­нием. Прогибаясь (к.к. 8—9), гимнаст оказывается в положении с не­которым «завалом» вперед, позволяющим быстро уравновеситься, опускаясь в упор (к.к. 9—12). Финал движения (к.к. 12—14) носит вполне обычный характер и может давать как остро динамичные, так и замедленные, темпо-силовые соединения.

В описанном варианте движения наиболее ярко выражена важная техническая деталь, характерная для всех упражнений описываемого типа. Это «подбрасывание» тела над опорой, позволяющее освобо­дить кольца и достаточно свободно сделать выкрут с переводом рук в новое опорное положение (к.к. 6— 8на фиг. аи к.к. 7—11шфиг.б). Действия этой фазы наиболее ответственны во всех отношениях. Они не только включают в себя все решающие перегруппировки тела в целом и его звеньев, но и требуют оптимальной меры усилий: чрез­мерно резкое движение вверх с потерей контроля положения над опорой и «поддергиванием» тросов сильно осложняет возвращение в упор и чревато рывками, неупорядоченными движениями колец, потерей равновесия. И напротив, излишне вялое движение не только снижает высоту прохождения тела над опорой, но и недостаточно ос­вобождает кисти от давления на кольца, мешая свободным движени­ям руками в фазе выкрута. Таким образом, гимнаст должен тонко регулировать необходимую степень активности движения: нужно постоянное ощущение тросов при минимальном «напоре» на кольца в решающей фазе упражнения.

Разумеется, возможны и аналоги описанных «ультра-си», выпол­няемые махом противоположного направления. На фиг. в показано наиболее интересное движение, аналогичное предыдущему — махом


назад переворот вперед в упор. Пофазно сравнивая его с переворотом назад, можно восстановить все наиболее существенные особенности этого движения: динамичный мах с упреждающим отведением плеч назад и «подбрасыванием» тела вверх (к.к. 1—6), вкручивание вперед с акцентированным прогибанием тела, переводом головы на грудь и быстрым поворотом кистей внутрь (к.к. 6—8), «загрузка» колец (к.к. 8—9) и возвращение в упор с сохранением наклона плеч назад и необходимым, по условиям равновесия в каждом конкретном слу­чае, сгибанием тела (к.к. 9—11). Нетрудно заметить, что финальная фаза этого упражнения вполне соответствует перевороту вперед в упор(«хонме»).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!